Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Боевая практика




Боевые действия подводных кораблей развернулись буквально с первых дней первой мировой войны. Уже 21 сентября 1914 года три английских дозорных крейсера — «Абукир», «Хог» и «Кресси», патрулировавшие в Северном море, были потоплены германской подводной лодкой. Великобритания, своевременно не оценившая значение подводных лодок в современной войне, понесла тяжелый урон.

Реакционная клика, занимавшая господствующее место в русском правительстве, отрицательно относилась {90} к созданию подводного флота, утверждая, что «мы не имеем права тратить десятки миллионов на опыты и основывать хотя бы часть государственного бытия на сомнительной и заведомо неудовлетворительной силе»1. Лишь под напором прогрессивных морских кругов накануне войны была принята новая судостроительная программа, по которой намечалось в течение 1912—1916 годов построить около трех десятков подводных лодок Бубнова.

Вследствие своей технической отсталости и отсутствия единства взглядов в оценке подводного флота Россия не смогла к началу войны осуществить намеченную программу строительства подводных лодок. Заказанные по проекту Бубнова подводные лодки типа «Барс» для Балтийского моря и типа «Морж» для Черного моря еще не были готовы. В строю находилось небольшое количество устаревших подводных лодок, в том числе крайне низкокачественные лодки Лэка, прозванные «плавучими гробами».

Однако, несмотря на значительный перевес морских сил Германии, русский флот в напряженной борьбе в течение 1914—1917 годов не только сохранил свои стратегические позиции на море, но и систематически наносил тяжелые удары противнику, сковывая его инициативу. В этой борьбе активное участие приняли русские подводные лодки. Еще в предвоенный период русские моряки-подводники в повседневной учебе успешно осваивали свою боевую технику, уделяя особое внимание изучению приемов торпедных атак. Теория торпедной стрельбы была всесторонне разработана отечественными специалистами во главе с Н. Н. Азаровым, заложившим ее основы еще в 70-х годах прошлого столетия. Теперь подводники получили возможность проверить на практике эти теоретические положения.

Большую роль в подготовке опытных кадров подводников сыграл Учебный отряд подводного плавания, созданный по инициативе участника русско-японской войны, бывшего командира броненосца «Ретвизан» Э. Н. Щенсновича, который 5 апреля 1905 года был назначен на должность заведующего, «подводными {91} миноносцами» при правлении Балтийского завода, а после сформирования Учебного отряда стал его командиром. Офицеры и матросы, окончившие курс обучения в отряде подводного плавания, распределялись по новым подводным лодкам и частично использовались для пополнения экипажей старых лодок квалифицированными кадрами.

К осени 1914 года личный состав русских подводных лодок был достаточно натренирован, чтобы умело владеть своим сложным боевым оружием.

«у лее через сутки после объявления войны подводные лодки Балтийского флота были готовы к выполнению боевых задач. Началась напряженная боевая жизнь: подводные лодки несли сторожевую службу у входа в Финский залив, ходили в море на поиски врага, действовали на вражеских путях сообщения.

К этому времени тыловые базы русского флота на Балтийском море и подступы к Петрограду были надежно прикрыты минными заграждениями.

Боевые действия, развернутые Балтийским флотом в кампанию 1914 года на морских коммуникациях противника, вынудили германское командование- на длительное время прекратить операции в Финском заливе и уделить особое внимание охране своих водных путей. Этому в значительной мере способствовала активная деятельность русских подводных лодок. Так, в ночь на 8 сентября 1914 года подводная лодка «Акула», получившая разрешение выйти в свободный поиск, направилась к берегам Швеции, на запад от острова Даго. Следуя в надводном положении, лодка обнаружила на расстоянии пяти — шести кабельтовых1 крейсер германского флота «Амазонэ», находившийся в дозоре в сопровождении нескольких миноносцев. Только артиллерийский огонь, открытый с крейсера, заметившего лодку, помешал «Акуле» атаковать «Амазонэ». Однако на рассвете лодке все же удалось выпустить торпеду по миноносцу. Этот боевой поход маленькой подводной лодки показал, что несовершенство техники подводных кораблей того {92} времени перекрывалось доблестью и отвагой русских моряков-подводников, не побоявшихся вступить в единоборство с во много раз превосходящим силами противником.

В итоге первых пяти месяцев войны противник стал остро ощущать угрозу атак русских подводных лодок на важнейших морских коммуникациях, по которым из шведских портов доставлялись в Германию стратегические материалы, железная руда, качественная сталь, каучук и другое сырье.

В ходе войны русские подводники совершенствовали свое боевое мастерство, непрерывно усиливая удары по кораблям противника. В 1915 году подводные лодки Балтийского и Черноморского флотов, численность которых постепенно возрастала, значительно активизировали свою деятельность и нанесли существенный ущерб морским перевозкам Германии и ее союзника Турции.

Русское морское командование, оценивая к концу 1915 года роль флота в боевых действиях, отмечало: «Полтора года наш флот ведя неравную борьбу со значительно более сильным противником, с полным успехом выполняет все возложенные на него задачи и все настойчивее оспаривает у врага господство на Балтийском море»1.

Вот несколько эпизодов боевой деятельности русских подводных лодок в первую мировую войну.

В ночь на 4 июня 1915 года русские эскадренные миноносцы Балтийского флота должны были обстрелять противника в районе местечка Земтунен, севернее Либавы. Чтобы не допустить нападения германских крейсеров на русские корабли во время выполнения ими боевого задания, командование заблаговременно направило в этот район две подводные лодки — «Окунь» и «Минога». Каждой лодке был определен район действий: «Окуню» — севернее Виндавы на подходах к Ирбенскому проливу, «Миноге» — к северу от Либавы.

К концу дня 3 июня подводная лодка «Окунь» прибыла в свой район. Вскоре на юге показалось темное {93} облачко дыма, а спустя некоторое время уже можно было различить мачты и трубы шедших встречным курсом немецких кораблей. Лодка погрузилась в подводное положение и под перископом пошла на сближение с вражеской эскадрой, состоявшей из трех крейсеров и десяти миноносцев. Командир русской подводной лодки решил атаковать корабли врага, несмотря на явное превосходство последнего в силах.

Чтобы обеспечить скрытность подхода к немецкой эскадре, командир повел лодку со стороны солнца, ослеплявшего наблюдателей на неприятельских кораблях. Солнечные блики на воде мешали видеть появляющуюся изредка на поверхности моря головку перископа. Маневр удался. «Окунь» проник внутрь походного порядка немцев и пошел между кильватерной1 колонной броненосных крейсеров и правой группой эскадренных миноносцев охранения. Оставалось только избрать цель и выйти в атаку. Едва лодка приблизилась к броненосному крейсеру на короткую дистанцию, как ее заметили наблюдатели противника. К лодке устремился немецкий эскадренный миноносец, чтобы потопить ее таранным ударом. После торпедного залпа лодка начала уходить на глубину. Но эскадренный миноносец был уже слишком близко. Лишь в полутора футах от купола рубки пронесся он над подводной лодкой. «Раздался страшный грохот, что-то наверху ломалось, рвалось, скрипело, вся лодка дрожала, внутри разбивались колпаки подпалубных электрических фонарей, летела посуда, разная мелочь и т. п.

Лодка накренилась на правый борт на 20—25°, так что люди не могли стоять и держались за что попало. К счастью, команда не растерялась, и все приказания были выполнены точно и быстро»2, — писал командир «Окуня» старший лейтенант Меркушев в своем рапорте начальнику дивизии подводных лодок Балтийского флота. {94}

Подводная лодка почти не пострадала. Вражеский корабль лишь погнул ей перископ. Этот перископ до сих пор хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде как память о боевой доблести русских подводников.

Тяжелый поход выпал на долю экипажа подводной лодки «Аллигатор», действовавшей в составе второго дивизиона бригады подводных лодок Балтийского флота.

26 июня 1915 года, когда лодка находилась на боевой позиции в Финском заливе, к югу от острова Богшер, вахтенный наблюдатель заметил дымы. К острову направлялся германский крейсер в сопровождении двух миноносцев и минного заградителя. Позже выяснилось, что отряд германских кораблей имел задачу поставить в этом районе минное заграждение против русских подводных лодок.

«Аллигатор» немедля вышел в атаку на противника. Торпеды понеслись навстречу вражеским кораблям. Неожиданное нападение русской подводной лодки создало панику, немцы беспорядочно сбросили мины и поспешно повернули назад. Когда через некоторое время «Аллигатор» поднялся на поверхность, он оказался в центре минного поля.

Только счастливый случай спас лодку от взрыва при всплытии. Очевидно, враги были настолько напуганы внезапной атакой русских подводников, что сбросили в воду часть мин неготовыми к постановке. Мины плавали вокруг «Аллигатора» группами по нескольку штук, зловеще поблескивая колпачками. Они могли взорваться при малейшем ударе о лодку или одна о другую. Между тем вечерело, видимость становилась все хуже.

В этой сложной обстановке моряки не только не потеряли присутствия духа, но приняли решительные меры для спасения своего корабля. Маневрируя на малом ходу, командир выводил лодку из смертоносного окружения. Матросы, вооружившись шестами, стояли вдоль бортов, осторожно отводя от лодки встречавшиеся на пути мины. Более 60 мин, находившихся в опасной близости, пришлось обойти или аккуратно отвести в сторону. Подводная лодка вышла из опасного района без малейшего повреждения. {95}

Осенью 1915 года личный состав «Аллигатора» в течение дня заставил выброситься на берег в нейтральных водах германский транспорт, следовавший с полным грузом руды из Швеции, и захватил немецкий пароход «Герта Бихт». Об этом подвиге скупо повествует официальное донесение командира подводной лодки.

«Около 1 часа дня, — сообщал командир, — заметил два черных груженых парохода, идущих в расстоянии полутора миль один от другого. Выждав в луче солнца под берегом, пока расстояние уменьшилось до 5 кабельтовых, стал подходить. Пароход, идущий впереди, круто повернул к берегу, пошел на пересечку курса; дал несколько выстрелов под нос парохода, но направлению от берега. После пятого выстрела, когда расстояние между лодкой и пароходом было менее 1 кабельтова, пароход остановился (в широте 60°36' и долготе 18°15'), одновременно спуская шлюпки, немедленно отваливавшие от борта по направлению к берегу. Шлюпки были задержаны, одна из них была возвращена на судно, с другой была снята команда и командир судна, и на ней был отправлен офицер и 5 человек вооруженной команды лодки на пароход, который оказался неприятельским. Документы, имевшиеся у командира и команды, были отобраны, а каюта командира и штурманская рубка закрыты, и к ним приставлен часовой. Пароход стравил все пары. Было отдано приказание о немедленном поднятии паров и было объявлено об ответственности всей команды парохода в случае неисполнения означенного приказа или какой-либо порчи машины или парохода.

Через 11 минут пароход мог дать малый ход. Взял курс по направлению от берега, пароходу приказал лечь на параллельный курс, держась в расстоянии около кабельтова... Отойдя от берега на расстояние невидимости, лег на вход в шхеры в северной части Оланда у острова Сагге и дал радио, прося выслать в шхеры миноносец принять пароход»1.

У входа в шхеры «Аллигатор» стал на якорь. Команду «Герты Бихт» отправили с лодки ночевать {96} на пароход, а капитана оставили на «Аллигаторе». Ночь прошла спокойно. На палубе германского судна бдительно несли вахту русские моряки-подводники.

К утру вблизи появился стройный силуэт эскадренного миноносца «Послушный», прибывшего принять плененный лодкой пароход.

Через неделю подводная лодка «Кайман» в Аландсгафене захватила германский грузовой пароход «Шталек» и привела его в Або. «Шталек» шел из Стокгольма в Лулео. С наступлением темноты транспорт прибавил ход, но вдруг был освещен прожектором русской подводной лодки. Тремя предупредительными выстрелами из пушки «Кайман» заставил германское судно остановиться. Вся команда транспорта во главе с капитаном была задержана и доставлена на лодку. Выяснив цель рейса и проверив по судовым документам национальную принадлежность парохода, командир «Каймана» принял решение доставить «Шталек» в русский порт. Часть команды парохода под конвоем нескольких подводников вернулась на судно для обслуживания его в пути. С рассветом германский транспорт своим ходом двинулся в путь. А в 10 часов утра «Кайман» сдал задержанный немецкий пароход эскадренному миноносцу «Ретивый».

Вступление в строй новых подводных лодок типа «Барс» позволило значительно повысить активность и боеспособность подводных сил Балтийского флота. 10 августа 1915 года одна из них — подводная лодка «Гепард» — атаковала трехтрубный неприятельский крейсер «Любек», шедший под охраной пяти миноносцев германского флота.

Дождливая, пасмурная погода и крупная волна крайне затрудняли действия подводной лодки. Сблизившись на расстояние около 5—8 кабельтовых, «Гепард» лег на боевой курс и выпустил пять торпед. Плохая видимость не позволила точно определить дистанцию и курс вражеского корабля, избранного объектом атаки, однако через две минуты после залпа экипаж «Гепарда», погрузившегося на глубину 20 метров, услышал сильный взрыв. Одна из торпед достигла цели. Еще до взрыва сопровождавшие «Любек» миноносцы, {97} заметив пенистый след торпед, открыли по лодке беспорядочную стрельбу. Но командир, умело маневрируя, вывел «Гепард» из опасного района.

За 1915 год подводные лодки Балтийского флота уничтожили два крейсера, а также потопили и захватили 16 германских транспортов.

Действия русских подводников вызвали серьезные затруднения в снабжении германских военных предприятий рудой и другим сырьем из Швеции. В результате из состава германского Флота открытого моря на Балтику для пополнения морских сил, охраняющих пути сообщения, было переведено два легких крейсера и две флотилии миноносцев. Но и это мероприятие не прекратило деятельности подводников Балтийского флота.

13 мая 1916 года подводная лодка «Волк» вышла в море. Стояли весенние солнечные, но холодные дни. На третьи сутки похода лодка заняла позицию вблизи Норчепингской бухты. Пронизывающе дул норд-ост, и по морю ходили белые барашки. Когда командир поднял перископ, он увидел на горизонте слева от лодки корпус большого транспорта. Полным ходом «Волк» двинулся на сближение. Через полчаса стало ясно, что это был германский пароход «Гера», следовавший к шведским берегам. Подводная лодка всплыла. По боевой тревоге личный состав занял свои места. Сигнальщик передал на «Геру» приказ застопорить машины и прекратить движение. Однако, несмотря на сигналы «Волка», транспорт продолжал идти своим курсом. Только по черному дыму, валившему из труб, было видно, что транспорт прибавляет ход. Два выстрела из орудия, показавшие, что подводники не намерены шутить, заставили капитана «Геры» выполнить требования командира русской подводной лодки. Повинуясь приказу, команда парохода спустила на воду шлюпки и, покинув судно, направилась к берегу. Капитан «Геры» был взят на борт «Волка», а остальным членам экипажа было разрешено продолжать путь. Когда немецкие шлюпки отошли на безопасное расстояние, командир приказал выпустить торпеду. Под кормой германского транспорта вздыбился высокий столб воды и вспыхнуло пламя. Торпеда достигла цели. Спустя несколько минут «Гера» грузно осела в воду, {98} высоко задрав нос. Взрыв котлов ускорил развязку, немецкий пароход перестал существовать.

В тот же день отважные подводники потопили еще два судна: военный транспорт «Кальда» водоизмещением в два раза больше, чем «Гера», и пароход «Бианка», следовавший с полным грузом в Стокгольм за рудой. В течение одного дня русская подводная лодка нанесла тяжелый ущерб противнику и не только потопила три парохода, но и взяла в плен капитанов «Геры» и «Бианки», захватив вместе с ними морские карты и судовые документы.

На рассвете 16 июля 1916 года подводная лодка «Вепрь», находившаяся в Ботническом заливе, где в «ничейных» водах, не нарушая нейтралитета Швеции, можно было топить германские корабли, обнаружила вражеский транспорт, шедший под конвоем миноносца. Это оказался немецкий пароход «Сирия». Командир лодки лейтенант В. Н. Кондратов решил атаковать его торпедами, которые достигли цели. Конвоировавший «Сирию» шведский миноносец не остался безучастным свидетелем происшедшего. Обнаружив перископ подводной лодки, он полным ходом устремился к ней, угрожая таранным ударом. Но командир не растерялся, по его команде «Право на борт, полный вперед — ныряй 60 фут» лодка с большим дифферентом на нос быстро пошла на глубину. Вдруг ее сильно тряхнуло, неожиданный удар сбил с ног нескольких человек, попадали плохо закрепленные предметы. «Вепрь» столкнулся с неизвестным препятствием и вследствие каких-то повреждений корпуса начал всплывать. Опасаясь повторной встречи с миноносцем, Кондрашов дал полный ход назад и приказал боцману держать горизонтальные рули на погружение кормой вперед. В результате умелого маневра удалось снова заставить лодку погрузиться, и вскоре она легла на грунт.

Все механизмы были остановлены, в лодке воцарилась мертвая тишина. Слышно было, как сверху рыскал шведский корабль, стараясь определить местонахождение «Вепря». Только к вечеру Кондрашов решился всплыть под перископ и выяснить обстановку. Оказалось, что миноносец не покинул район атаки и стоит без хода в нескольких кабельтовых к востоку от {99} лодки. Пришлось опять скрыться под водой. Всю ночь «Вепрь» пролежал на грунте. Углекислый газ, образовавшийся от дыхания команды, загрязнил воздух. Дышать было трудно, в ушах стоял непрерывный звон, рябило в глазах. Кое у кого из носа шла кровь. Только на рассвете лодка всплыла под перископ и, пользуясь утренним туманом, стала медленно уходить от миноносца, по-прежнему стоявшего у затонувшего транспорта. Уже в базе выяснилось, что корпус «Вепря» получил небольшие повреждения от удара о скалу.

Активно действовали и черноморские подводники. Подводная лодка «Тюлень» 1 апреля 1916 года подорвала турецкий пароход «Дубровник». В конце мая та же лодка, крейсируя у болгарских берегов, уничтожила четыре парусные шхуны противника, а одну шхуну доставила на буксире в Севастополь.

Вслед за этим подводная лодка «Морж» захватила и привела в Севастопольский порт турецкий бриг «Бельгузар», направлявшийся с грузом из Констанцы в Константинополь. Осенью подводная лодка «Нарвал» атаковала турецкий военный пароход водоизмещением около 4 тысяч тонн и принудила его выброситься на берег, после чего пароход был уничтожен. Несколько вражеских судов было на боевом счету черноморских подводных лодок «Кашалот» и «Нерпа».

Одним из ярких фактов, характеризующих смелость и решительность личного состава подводных лодок Черноморского флота, служит эпизод захвата подводной лодкой «Тюлень» турецкого вооруженного транспорта «Родосто». Это было 11 октября 1916 года. Подводная лодка «Тюлень» находилась на позиции у анатолийских берегов, в районе мыса Кефкен (в 15 милях к востоку от Босфора).

Ранним утром подводники обнаружили идущий курсом на восток турецкий военный транспорт водоизмещением около 6 тысяч тонн. Командир «Тюленя» решил захватить вражеское судно и предупредительным выстрелом приказал транспорту остановиться. Заметив русскую подводную лодку, пароход открыл артиллерийский огонь. Снаряды ложились вокруг «Тюленя», поднимая высокие всплески воды, но командир подводной лодки искусно лавировал, уклоняясь от попаданий. Лодка полным ходом нагоняла транспорт, {100} отвечая на беспорядочную пальбу меткими выстрелами своего орудия, значительно уступавшего калибром пушкам «Родосто». Больше часа продолжалась артиллерийская дуэль. На «Тюлене» начали подходить к концу боеприпасы, но сокращалось и расстояние между транспортом и подводной лодкой. Когда о дистанции в три кабельтова лодка один за другим выпустила шесть снарядов, попавших в уязвимые части судна, сопротивление турок было сломлено. На «Родосто» бушевал пожар, рулевое управление вышло из строя, судно потеряло ход, началась паника, люди стали бросаться за борт. Турецкий военный транспорт прекратил огонь и спустил флаг, признав себя побежденным.

Подобрав из воды восемь человек, среди которых было шесть немцев, в том числе капитан «Родосто», подводная лодка подошла вплотную к пароходу и высадила на него часть своей команды во главе с помощником командира лейтенантом Масловым. Подводники обезоружили турецких матросов, арестовали старшего механика и вахтенного начальника, оказавшихся офицерами германского военного флота. Усилиями русских моряков пожар вскоре был потушен, а основные повреждения ликвидированы. Через некоторое время удалось пустить машины и дать ход судну. На вторые сутки подводная лодка привела свой трофей в Севастополь.

Так в годы первой мировой войны русские моряки-подводники, овладевая боевым мастерством и накапливая опыт применения подводных лодок, этого нового грозного оружия морской войны, действовали на ближних и дальних коммуникациях, поддерживая и умножая славу русского флота.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 729; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.11 сек.