Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Категория оценочности. Категория эмотивности




Занятие 2

Учение о коммуникативных категориях предложения (ККП)

Занятие 1

1. Истоки учения о ККП.

2. Понятие ККП. Их место в системе синтаксических категорий. Высказывание как предложение, рассматриваемое в аспекте ККП. Поаспектное исследование предложения, система описания высказывания.

3. ККП, ориентированные на говорящего. Актуализационные ККП, их семантика, выражение и реализация.

4. Квалификативные категории предложения. Категория авторизации, её семантика, выражение и реализация. Категория персуазивности, её семантика, выражение и реализация.

Литература: 1. Распопов И.П. Очерки по теории синтаксисиа, – Воронеж, 1973.– С.30-51; или Распопов И.П. Спорные вопросы синтаксиса.–Ростов-на-Дону, 1981. – С.24-43; 2. Гак В.Г. Теоретическая грамматика французского языка: Синтаксис. – М.,1986. пар.7, 46, 47, 49, 58; или: Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики-1972. М., 1973. – С, 363-366; 3. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975. – С.136-142; 4. Булыгина Т.В., Шмелёв А.Д. Пространственно-временная локализация как суперкатегория предложения // Вопросы языкознания. – 1989. –№3. 5. (7) – С.602-608, 705-707, 679-685. 6. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка.– М., 1973. – С.263-278; 7. (6) – пар. 2190-2230.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание:

1. Законспектируйте источники 1,2,3,4,6.

2. К каким лингвистическим идеям восходит учение о ККП?

При подготовке ответа используйте дополнительную литературу:

1). Балли Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 1955. – пар.27-31;

2). Бенвенист Э. Общая лингвистика и вопросы французского языка. – М., 1974. – Гл. XXIII;

3). Матезиус В. О так называемом актуальном членении предложения // Пражский лингвистический кружок: СБ. ст. – М., 1977. – С.239-245;

4). Фортунатов Ф.Ф. О преподавании грамматики русского языка в средней школе // Избр. тр. – Т.2. –М., 1957. –С.446-462;

5). Щерба Л.В. Фонетика французского языка. М., 1963. – Гл. V, X.

3. Постройте высказывания, в которых категории времени и пространства проявляются следующим образом: а) здесь, но не сейчас; б) сейчас, но не здесь.

4. Подберите публицистический текст, в котором сопоставляются различные точки зрения на предмет речи. Проанализируйте (письменно!) категорию авторизации: ее структуру, семантику, функции в тексте.

1. Квалификативная категория оценочности, её семантика, выражение и реализация.

2. Категория эмотивности, её семантика, выражение и реализация.

Литература: 1. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. – М., 1988. – С.109-132; 2. Лазуткина Е.М. Восклицательные предложения // Русский язык: Энциклопедия. – М., 1979. – С.46-47; 3. Шмелёв Д.Н. Синтаксическая членимость высказывания в современном русском языке. – М., 1976; 4. (1) – пар.15.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 1, 2, 3.

2. Подберите два текста (художественный и публицистический). Проанализируйте их (письменно) по предложенному нижу плану.

План анализа:

1. Определите жанр текста.

2. Выделите способы и средства выражения оценочности, их семантику и роль в тексте.

3. Выделите эмоционально окрашенные и неокрашенные высказывания, охарактеризуйте способы и средства выражения эмотивности.

4. Как соотносятся категории оценочности и эмотивности? Какова их совокупная роль в тексте? Есть ли связь между жанром текста и представленностью проанализированных категорий?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.