Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Занятие 7. Прагматический аспект предложения




Прагматический аспект предложения

Занятие 6

Информативно-семантический аспект высказывания. Пропозиция

Занятие 5

1. Категория информативной семантики предложения как коммуникативная категория. Денотативное направление её исследования.

2. Диктумная семантика и её компоненты: пропозитивный, припропозитивный. Вопрос о необязательных смыслах диктума.

3. Моно- и полипропозитивный диктум.

4. Структура пропозиции: предикат, актанты. Пропозиции нульместные, одноместные, неодноместные.

5. Типы пропозиций: событийные, логические. Особенности их структуры и обозначения.

6. Способы выражения пропозитивного смысла: предикативной, непредикативной, полипредикативной конструкциями. Роль обособления в выражении пропозитивного смысла.

7. Парадигматический подход к исследованию высказываний в информативно-семантическом аспекте. Выражение припропозитивного смысла.

Литература: 1. (6) – С. 605, 606, 630-632, 648-656, 675-682, 685-691, 695-704, 721-723; 2. (4) – С. 124-125, 117-138; 3. (3) – С. 401; 4. Шмелёва Т.В. Предложение и ситуация // Филологические науки. – 1983. – №3. – С.42-48; 5. Золотова Г.А. Синтаксический словарь. – М., 1988. – С. 430-432; 6. Русская грамматика. – М., 1980. – Т.1. –пар. 1167-1171.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 4, 5.

2. Сопоставьте подходы Т.П. Ломтева и В.Г. Гака к исследованию информативной семантики предложения. Как соотносятся эти подходы друг с другом?

Литература: Ломтев Т.П. Структура предложения в современном русском языке. М., 1979. – С. 26-35; Гак В.Г. Высказывание и ситуация // Проблемы структурной лингвистики 1972. – М., 1973. – С. 363-366.

3. Изучите словарную статью «писать» в толковом словаре. Сколько предикатов «писать», по вашему мнению, имеется в семантической системе русского синтаксиса? Составьте по одному предложению с каждым из предикатов.

4. Используя различные синтаксические способы и средства, составьте ряд обозначений диктума, представленного в предложении В воздухе был разлит упоительно-терпкий аромат антоновки. Чем различаются эти обозначения?

1. Объект лингвистической прагматики. Прагматика и синтаксис.

2. Предложение и его отношение к закономерностям языковой коммуникации.

3. Речевой акт. Значение теории речевых актов для изучения предложения.

4. Прямые и косвенные высказывания.

Литература: 1. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1985. – Вып. 16. Лингвистическая прагматика; 2. Новое в зарубежной лингвистике. – М., 1986. – Вып. 17. Теория речевых актов; 3. 389-390; 4. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. – 1997. – №1. – С. 109-121.

I. БЛОК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Задание: 1. Законспектируйте источники 1, 2, 4.

2. Составьте предложение и, меняя коммуникативную ситуацию, опишите его импликатуры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.