КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ВВЕДЕНИЕ 2 страница. Современная экономическая ситуации в Калужской области свидетельствует о том, что создание и развитие пространственно организованных кластеров
Современная экономическая ситуации в Калужской области свидетельствует о том, что создание и развитие пространственно организованных кластеров, пожалуй, является эффективным направлением развития экономики данного региона. Это способствует поддержанию его конкурентоспособности как по макроэкономическим показателям, так и по качеству жизни и человеческого капитала. В настоящий момент на территории Калужской области отсутствуют организованные кластеры. Тем не менее, в регионе существуют предпосылки формирования сетевых экономических сообществ, которые при соответствующей организационной и правовой поддержке могли бы в ближайшее время превратиться в точку кристаллизации хозяйственной активности, существенной для достижения общих целей территориального развития. Рассмотрим основные показатели социально-экономического развития области. Таблица 2 Основные показатели социально-экономического развития Калужской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов
Динамика макроэкономических показателей подтверждает оптимальность выстраиваемой региональной политики, при которой кластерный вектор развития определен как основная идея повышения конкурентоспособности и экономического развития. В формате региональных кластеров успешно развиваются крупнейшие мировые производители, предприятия, представляющие средний и малый бизнес. Все активнее интегрируются в международные цепочки традиционные Калужские производства. Но для благоприятного развития области, среди существующих кластеров наиболее перспективные направления: 1) Кластер жизнеобеспечения и развития среды Наиболее значимым элементом данного кластера становится дорожная инфраструктура. На реализацию программы развития дорожного комплекса региона в 2014 году предусмотрены денежные средства в размере 5,25 млрд. рублей, из них за счет средств Дорожного фонда Калужской области - 5,17 млрд. рублей, средств областного бюджета Калужской области - 84,1 млн. рублей. Всего за период 2014 - 2016 годов планируется ввести в эксплуатацию после строительства и реконструкции 8,526 км автомобильных дорог и 237,7 погонных метров мостов и искусственных сооружений. В 2017 году протяженность автодорог регионального значения увеличится на 0,8 км за 68 счет ввода в эксплуатацию транспортной развязки на 274 км трассы М-3 "Украина" в рамках реализации инвестиционного проекта по строительству Калужского цементного завода в Думиничском районе. Среди других важных элементов можно выделить строительство. В 2014г. на территории Калужской области построены 10675 новых благоустроенных квартир общей площадью 792,4 тыс. кв. метров, что составило 120,6% к 2013г.(2013г. к 2012г. – 107,2%). 2) Автостроительный кластер Предприятия автокластера в 2015 году прогнозируют замедление темпов роста в связи с уменьшением выпуска легковых автомобилей ООО "Фольксваген Груп Рус", грузовых автомобилей фирмы "Вольво-Восток", что вызвано снижением спроса на российском автомобильном рынке. Автопроизводители подстраивают свои производственные программы под рыночный спрос. Автоконцерн "Пежо" также не планирует значительного роста производства в связи с достижением проектной мощности своих предприятий и ситуацией низкого спроса на рынке. В 2015 - 2017 годах муниципальные районы и городские округа ожидают некоторое снижение объемов инвестиций, обусловленное, прежде всего, окончанием активной стадии реализации ряда крупных инвестиционных проектов, таких как завод ООО "Фольксваген Груп Рус" в индустриальном парке "Грабцево", завод ЗАО "Вольво Восток" в индустриальном парке "Калуга-Юг" (городской округ "Город Калуга"). 3) Транспортно-логистический кластер Создание транспортно-логистического центра (ТЛЦ) позволит обеспечить резидентов индустриальных парков Калужского региона необходимой транспортно-логистической инфраструктурой. Функционирующий на данный момент ТЛЦ «Росва» создан с целью оптимизации логистических операций резидентов индустриальных парков Калужской области («Грабцево», «Росва», «Калуга-Юг»), а также обслуживания других участников ВЭД, а также в качестве одного из опорных объектов сети распределения на территории Центрального федерального округа. В настоящее время ведется строительство крупномасштабного ТЛЦ на территории индустриального парка «Ворсино». В 2020 году планируется организация пассажирского и грузового транспортного узла на базе аэродрома Ермолино, расположенного на границе Калужской и Московской областей. 4) Сельскохозяйственный (агропромышленный) кластер В структуре сельского хозяйства области на долю растениеводства приходится 51% объемов сельхозпроизводства, на долю животноводства - 49%. Доля молочной продукции в валовом объеме животноводческой продукции области составляет более 32%. За счет внедрения современных технологий в сельское хозяйство, увеличения поголовья коров молочного стада, ввода новых производственных мощностей и улучшения кормовой базы в прогнозируемый период ожидается увеличение производства молока на 25%, поголовья мясного скота - не менее чем в 3 - 4 раза. Особое внимание в развитии сельского хозяйства области уделяется малому бизнесу через реализацию ведомственных целевых программ: "Поддержка начинающих фермеров в Калужской области" и "Развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств в Калужской области". За три предстоящих года в рамках этих 70 программ высокотехнологичные проекты будут реализованы на базе 88 фермерских хозяйств.В 2015 - 2017 годы в сфере сельскохозяйственного производства прогнозируется достижение объема производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств с приростом в фактических ценах на 41,7%, в сопоставимых ценах - на 16% со среднегодовым темпом прироста продукции сельского хозяйства 3,8% (в том числе продукции растениеводства - не менее 2,9%, животноводства - не менее 4,5%). 5) Кластер фармацевтики и биотехнологий Калужская область не является регионом исключительно автомобильной направленности. В числе основных программ роста региональной экономики руководство региона видит кластер фармацевтики и биотехнологий. Его создание было определено в соответствии со Стратегией социально-экономического развития Калужской области до 2030 года как одно из приоритетных направлений развития экономики. Фармацевтический кластер в Калужской области развивается очень активно. Рост химического производства главным образом связан с увеличением выпуска фармацевтической продукции. Основные производители ЗАО "Обнинская химико-фармацевтическая компания", в 2014 году освоил свои производственные мощности новый фармацевтический завод фирмы ЗАО "Берлин-Фарма", а также открылся завод ООО "Астра Зенека Индастриз". Высокие показатели прогнозируют в 2015 году предприятия фармацевтической отрасли: ООО "Мир-Фарм", ООО ОХФК", ООО "Хемофарм" В 2016 году сохранится высокая динамика роста в химическом производстве. В прогнозируемый период в области будут осваивать производство сразу нескольких крупных фармацевтических производств: ООО "Астра Зенека Индастриз", ЗАО "Берлин-Фарма", ООО "Ниармедик Фарма", ООО "Сфера Фарм" 6) Туристско-рекреационный кластер Объем туристского потока в период с 2015 по 2025 год в среднем за год будет увеличиваться на 12 % и к 2025 году достигнет 4 млн. человек. За период с 2020 по 2025 годы планируется активизация внутрирегиональных туристских потоков, в том числе на основе: - развития туризма «одного дня», в том числе паломнического, исторического, событийного, экологического, делового (конгрессионного), школьного и спортивного; - появления нового туристского региона, объединяющего несколько областей, и возможности создания более разнообразных маршрутов с привлечением на свою территорию значимой части туристского потока из г.Москвы; - развития крупных туристско-рекреационных кластеров в рамках инвестиционных проектов на примере туристско-рекреационного кластера «Никола-Ленивец» (Дзержинский район), культурно-образовательного 71 туристического центра «Этно-мир» (Боровский район) и центр охоты и рыболовства «Сафари-парк» (Износковский район), парка птиц «Воробьи» (Жуковский район). Таким образом, вышеперечисленные кластеры с оптимальным сценарием событий позволят Калужскому региону поддерживать привлекательные условия труда, капитальных вложений и уровня жизни в целом. Для этого необходимо правильно выбрать необходимые меры региональной политики: стимулирующие или компенсирующие, которые, в свою очередь, зависят от потенциала определенного муниципального образования.
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ КРИЗИСА 2015 ГОДА 3.1 Особенности экономического кризиса Самая очевидная особенность кризиса 2015 года – фон, на котором он начался. В прежних случаях кризис настигал экономику России на этапе резкого подъема. В 1997 году ВВП страны впервые вырос на 1,4% после затяжной рецессии (среднегодовые темпы падения ВВП в 1992–1996 годах достигали 9,4%). В предшествующие 2008 году пять лет средний темп роста ВВП составлял 7,5%. В обоих случаях показатели инвестиционной активности были весьма впечатляющими: в октябре 1997 года индекс РТС достиг 571,6 пункта (к которым он не возвращался до сентября 2003 года), в мае 2008-го он установил рекорд на уровне 2498 пунктов, побить который, видимо, удастся очень не скоро. Напротив, в 2012–2014 годах экономика показывала устойчивое падение темпов, добиваемая ростом госрасходов, налогов и аппетитов «силовиков». 3,4% роста в 2012 году, 1,3% – в 2013-м и 0,6% – в 2014-м: таков был путь «вползания» в нынешний кризис, и это значит, что (в отличие от прежних) он обречен быть намного более длительным. Оба предшествовавших кризиса имели также сильное внешнее «наполнение». Буря на фондовых и валютных рынках в Азии осенью 1997 года была очевидным провозвестником российских проблем. В 2008 году «связка» нашего кризиса с глобальной финансовой катастрофой была тем более очевидной. Сейчас экономика развитых стран набирает темп, фондовые рынки штурмуют рекорды, центральные банки задумываются о повышении ставок. Это означает, что очередные сложности в глобальной экономике могут проявиться ближе к 2017–2019 годам, а значит, остальной мир никак не сможет поспособствовать российскому подъему, если таковой начнется через три-четыре года. Кризис 2015 года будет сугубо российским по своим причинам и масштабам. Каким бы ни был экономический кризис, ведущей силой, способной его преодолеть, является предпринимательский класс. Его усилия могут эффективно поддерживаться государством, однако заменить бизнес в качестве «спасителя» государство не может. Кризисы отсекают неконкурентоспособную часть компаний, стимулируют реструктуризацию корпоративного сектора, провоцируют изменения в отраслевой структуре. Ничего подобного в России сейчас не происходит. Накануне кризиса 1998 года доля государственных компаний в ВВП составляла менее 25%, а доля госбанков в активах банковской системы – 21%. Получив через девальвацию явные конкурентные преимущества перед импортом, российский бизнес обеспечил экономике взрывной рост: его лидерами в 1999–2003 годах были частные нефтяные компании,банки, операторы мобильной связи, сектор услуг и общественного питания. И тем не менее, к 2008 году доля госсектора в экономике превысила, по некоторым оценкам, 40%, а в 2013 году достигла 50% ВВП. Сегодня эти показатели, вероятно, еще выше. Экономическая политика власти во многом привела к уничтожению частной инициативы на среднем уровне, который особенно важен в кризис. Прокуроры и генералы не выведут страну из кризиса, а реальных предпринимателей в стране сегодня, вероятно, меньше, чем в 1998 и 2008 годах. И мы это скоро почувствуем. Еще одна особенность нынешнего кризиса – состояние элит. В 1998 году Россия повела себя как «нормальная» страна: правительство, при котором сложился кризис, было выдворено из кабинетов и заменено новым, при котором и были заложены основы будущего подъема. В 1998 году большинство министров были публичными политиками, в том числе и избравшимися в Думу на конкурентной основе: сейчас это сплошь «технократы», регулярно меняющие собственные убеждения и решения. Кризис 1998 года преодолевался в диалоге центра и регионов – сейчас «на местах» рассажены бессловесные исполнители. «Бюрократическая команда» 2015 года не предполагает обсуждения вариантов антикризисных мер, не стремится привлекать внешние силы к разработке альтернативных программ и даже порой видит врагов в тех, кто имеет отличную точку зрения.[8] В 1998 и 2009 годах крупные мегаполисы оставались очагами роста, а провинция оказывалась главной жертвой экономических потрясений. Период дефолта конца 1990-х ударил по остаткам советской промышленности и привел к резкому сжатию региональной экономики. События 2008–2009 годов подобного эффекта не имели, но сокращение деловой активности в регионах было большим, чем в столицах. Кроме того, краткий характер кризисов 1998 и 2009 годов, а также динамичный характер рынка труда в больших городах приводил к тому, что даже увольняемые работники (которых предупреждали о сокращениях за 1-2 месяца) могли 2-3 месяца пожить спокойно, а затем, начав искать новую работу, легко найти ее опять-таки за несколько месяцев, так как через 6-10 месяцев после начала кризиса в экономике снова начинался подъем. В 2015 году эта модель не сработает. И хотя власти, возможно, удастся через поддержку «национальной» промышленности, увеличение оборонного заказа и подталкиваемое девальвацией импорто-замещение создать относительно благополучную ситуацию в провинции, Москва, Санкт-Петербург и другие мегаполисы столкнутся с большими проблемами. Рынок труда в столицах гипертрофирован. Зарплаты в 2013-2014 годах не соответствовали производительности труда, и потенциал «оптимизации» кадров огромен. Поэтому трудности с поиском работы для «офисного планктона» могут продлиться не несколько месяцев, а пару лет. К тому же отток мигрантов, на которых держались столичные экономики, вызовет рост цен в сфере услуг, что сделает неудовлетворенность куда более глубокой. Смещение этого регионального «разреза» станет одной из самых недооцененных особенностей нынешнего кризиса.[9] Власть традиционно стремится входить в кризисные виражи, продвигая «национальную гордость». Разворот над Атлантикой в марте 1999 года, войсковая операция в Грузии в 2008-м, крымские «приключения» – все это звенья одной цепи. Между тем прежние демарши были такими же эпизодическими, как и сами кризисы. Они помогали отвлечь внимание от более насущных проблем на несколько месяцев, не были особенно затратными и не порождали необратимых последствий. Более того, практически сразу же после них начиналось реальное сближение с Западом – достаточно вспомнить 2001-2002 годы или знаменитую «перезагрузку». Сейчас война на Украине обернулась санкциями, которые даже правительственные чиновники оценивают более чем в $120 млрд. Отрезанность от рынков капитала замедляет инвестиционную активность в 2015-2016 годах. Если вдобавок к расходам на Крым на Россию ляжет еще и содержание Донбасса, мы получим $10-20 млрд в год дополнительных трат. И все это заблокирует обсуждение либеральных мер, столь необходимых для вывода страны из кризиса. Кроме того, Россия – очень глобализированная экономика. Ее внешний долг, включая корпоративный, может достигнуть в 2015 году (при курсе в 65 рублей за доллар) 50% ВВП. Совокупный оборот внешней торговли в 2013 году превысил 40% ВВП. Доля импорта в ряде отраслей приближается к 100%, и импортозамещения в производстве медицинского оборудования, средств связи, офисной техники, многих расходных материалов нет и не предвидится. В этих условиях рвать связи с внешним миром – значит обрекать себя на намного более глубокий обвал. 3.2 Предлагаемый план антикризисных мер в России В сложившейся сейчас напряженной политической ситуации правительство РФ разработало антикризисный план который рассчитан на два года, за которые руководство страны планирует реализовать меры, которые будет направлены на активизацию структурных изменений в экономике России. Планируется стабилизировать работу системобразующих организаций в ключевых отраслях. Среди приоритетов - достижение сбалансированности рынка труда, правительство будет предпринимать меры по снижению инфляции и улучшению уровня жизни малоимущих семей. Антикризисный план России на 2015 год включает следующие пункты: а) Будет организована поддержка импорто-замещения и экспорта в различных отраслях не сырьевых продуктов, в том числе и технологий; б) Государство будет поддерживать малого и среднего предпринимателя, снижая налоги и другие финансовые издержки. в) Привлечение инвестиций, в том числе и в оборонзаказы; г) Компенсации инфляционных издержек незащищенным слоям населения (пенсионеры, многодетные семьи); д) Уменьшение бюджетных расходов на неэффективные затраты; е) Улучшение и повышение устойчивости банковской системы; Правительство поставило перед собой приоритетную задачу - сократить расходы бюджета на 10%. Для этого будут приниматься меры по сокращению неэффективных затрат, таких как сокращение расходов на органы государственной власти, уменьшат оплату услуг повышенной комфортности. [10] Социальные выплаты и обеспечение оборонной отрасли задеты не будут. Уже начатые проекты государство завершит, а вот некоторые новые проекты придется отложить до лучших времен. Из-за сохранения неблагоприятной внешней конъюнктуры правительство разработало новый макроэкономический прогноз для страны. Все расчеты и решения принимались на основе этого прогноза. В основу прогноза легли наиболее неблагоприятные варианты с развитием цен на мировом рынке на основные экспортные товары России. Правительство поставило цель ежегодно сокращать бюджетные расходы на 5%. Ситуация на валютном рынке может стабилизироваться после того, как цены на нефть снова придут в норму. Также, необходимые меры будет принимать и Банк России. После снижения цен на иностранную валюту российские товары снова смогут стать конкурентоспособными на мировом рынке, а это повлечет за собой снижение инфляции и улучшение жизни российских семей. Кроме принимаемых мер, антикризисный план РФ содержит в себе и структурные реформы, которые направлены на диверсификацию экономики и создание условий для устойчивого экономического роста в среднесрочной перспективе, что найдет отражение в новой редакции Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации. Перечень структурных реформ в РФ: а) Продолжится реализация государственных программ, которые повышают качество в системе здравоохранения и выводят российскую медицину на уровень 21 века; б) Будут создаваться необходимые условия для частных инвестиций в структуре ВВП. в) Эффективное применение инструментов промышленной политики, эта мера необходима для импортозамещения и поддержки экспорта; г)Создание и реализация Национальной технологической инициативы на основе передовых достижений российской и мировой фундаментальной науки, использования создаваемой инновационной инфраструктуры (инновационный центр "Сколково", наукограды и технопарки, ведущие университеты, институты инновационного развития); д) Улучшение налоговой системы; е) Модернизация и сбалансированность пенсионной системы и льготных выплат; ж) Улучшение качества государственной системы и крупных компаний План предполагает сокращение большинства категорий расходов на 10%. Без изменений останутся запланированные расходы на оборону, поддержку сельского хозяйства и исполнение международных обязательств России.[11] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подводя итог исследуемой темы можно сделать ряд выводов. Государственное регулирование главное из составляющих развития экономики. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика регулируется государством в лице государственных органов. В любой стране главная цель госрегулирования экономики сводится к достижению максимального благосостояния всего общества. Объекты государственного регулирования экономики различны, они охватывают практически все сферы экономической деятельности. Государство воздействует на экономику посредством прямых и косвенных методов и, соответственно, административных и экономических средств. Административные приемы заметно сужают свободу экономического выбора, экономические методы не ограничивают ее, иногда даже расширяют. Государственное регулирование проводится с помощью законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Вмешательство государства в экономику необходимо в тех случаях, когда рынок сам не справляется с проблемами, когда есть определенные условия, причины государственного регулирования. Цели и задачи данной курсовой работы выполнены, мы рассмотрели воздействие государства на экономику и мероприятия по совершенствованию экономического регулирования; изучили существующие экономические доктрины; проанализировать цели и задачи, объекты и методы государственного регулирования экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Нормативная литература: 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г. – М., 1993 2. Федеральный закон от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2015год и на плановый период 2016 и 2017 годов". 3. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" Основная литература: 4. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт -Издат, 2010. 399 с. 5. Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования экономики: критерии идентификации и результаты применения / О.И.Карташова С.Р.Муравьев, М.С.Бодня // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2013. - N 10. - С.20-29 6. Куликов, Л.М. Экономическая теория: Учебник / Л.М. Куликов. – М.: ТК Велби. 7. Кушлин В. Государственное регулирование экономики: назревшие решения // Экономист. - 2011. - N 11. - С.3-12 8. Попова Л. Государственное регулирование и ценовая политика в АПК России // Вопросы экономики. - 2010. - N 7. - С.79-86 9. Салихов Б.В. Экономическая теория:Учебник.-2-е изд. перераб. и доп.-М.:Издательско-торговая корпорация «Дашков и к», 2012-724с Дополнительная литература: 10. Дунаев Э.П. Роль государства в создании и функционировании инновационной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2010. 11. Еженедельная газета RBK 12. Капканщиков С. Г. Государственное регулирование экономики. Серия: Для бакалавров. – М.: Издательство: КноРус, 2012. – 528с 13. Самофалова Е.В. Государственное регулирование национальной экономики: учеб. пособие / Самофалова Е.В., Кузьбожев Э.Н., Вертакова Ю.В. - М.: КноРус, 2012. - 261с. Интернет ресурсы: 14. www.consultant.ru - Официальный сайт компании "КонсультантПлюс" 15. http://mobile.studme.org- Учебные материалы для студентов 16. http://www.admoblkaluga.ru - Официальный портал органов власти Калужской области 17. http://www.finam.ru/ Источник: ЦБ РФ, Минфин, Bloomberg, прогнозы Банка "ЗЕНИТ" 18. http://www.kalugaobl.ru- Сайт Калужской области 19. http://economy.krasnodar.ru- Экономика Краснодара 20. http://24smi.org- Медийный новостной сайт 21. http://rusjizn.ru- Деловая жизнь России
[1] Б.В. Салихов «Экономическая теория», М., 2012.-С.724. [2] Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт -Издат, 2010 – С – 399.
[3] Б.В. Салихов, Указ. соч.- С.607-608. [4] Карташова О.И. Методы прямого и косвенного регулирования экономики: критерии идентификации и результаты применения 2013. - N 10. - С.20-29 [5] http://mobile.studme.org/106112078710/ekonomika/metody_gosudarstvennogo_regulirovaniya_ekonomiki [6] Борисов Е. Ф. «Экономическая теория», М., 2010г.-С.329 [7] Источник: ЦБ РФ, Минфин, Bloomberg, прогнозы Банка "ЗЕНИТ"
[8] http://rusjizn.-ru Деловая жизнь России [9] Еженедельная газета RBK [10] http://tbis.ru/novosti/antikrizisnyj-plan-pravitelstva-rf-na-2015-god [11] http://24smi.org-Медийный новостной сайт
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 509; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |