Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс и здоровье




Неотъемлемым элементом современной жизни является посто­янное столкновение с ситуациями, которые вызывают стресс. Если человек научился справляться со стрессом, его жизнь проходит более благополучно и связана с меньшими трудностями. Неспособность противостоять психоло­гическим стрессам влечет за собой соматические, нервные и дру­гие психические болезни.

Стресс (от англ, stress – напряжение. Канадский физиолог Ганс Селье определяет стресс как совокупность неспецифических защитных реакций организма, вызванных каким-либо стрессовым фактором. В самом общем виде стресс - это реакция организма на действие какого-либо фактора внешней среды. Стрессовый фактор (или стрессор) - это любое воздействие на организм, которое вы­зывает реакцию стресса.

Таких воздействий встречается в жизни множество, некоторые из них: брак, развод, перемена места жительства, новая работа, увольнение с работы, экзамен, эмоциональный конфликт дома, на работе, усталость, боязнь (например, увольнения), дли­тельная неопределенность жизненной ситуации, изменение погодных условий, травма, операция, заболевания различной природы (соматические или инфекционные) и многое другое.

Сколько людей - столько и ответных реакций. На земном шаре сегодня (по последним данным) проживает 6 млрд человек.

Изучая ответные реакции организма на действия разнообразных факторов внешней среды, Г. Селье обнаружил, что, несмотря на ко­личественные и качественные различия, они всегда однотипны и включают огромное число физиологических реакций, которые можно оценить с помощью объективных методов. Совокупность физиологических реакций Г. Селье обозначил как общий адаптаци­онный синдром (ОАС). Его развитие сопровождается сменой трех периодов (стадий, состояний): мобилизацией (повышенной активно­стью), сопротивлением и истощением. В каждом из состояний при­нимают участие нервная и эндокринная системы.

Период мобилизации связан с возникновением тревоги в началь­ный момент действия любого стрессора. Организм в срочном по­рядке (иногда на всякий случай, так как реальной угрозы не возни­кает) мобилизует все свои явные и скрытые резервы, готовится к немедленному действию (реакции) - нападению, защите или бегству с целью избежать прямого столкновения с опасностью. Это выра­жается в ускорении пульса, усилении кровообращения в организме и в поперечно-полосатых мышцах, в повышении артериального давления и некотором углублении дыхания, уменьшении секреции пищеварительных ферментов. Организм готов выполнить такую работу, которая в реальной жизни практически не встречается. Из­вестен случай, когда молодой человек, спасаясь от разъяренного быка, перепрыгнул речку, ширина которой была достаточно боль­шой. На следующий день, поспорив с друзьями, он так и не смог повторить этот прыжок, хотя и пытался много раз. Другой случай. Подросток, спасаясь от опасности, перемахнул через забор высотой более двух метров. Когда он подрос, уже в юношеском возрасте, он так и не смог его перелезть без посторонней помощи.

Когда непосредственная угроза опасности пропадает, орга­низм переходит во второе состояние (период) - сопротивление. Период сопротивления сопровождается снижением уровня моби­лизации до устойчивого уровня, но при достаточно высокой ак­тивности задействованных систем и органов. Это позволяет орга­низму переносить без особого ущерба для здоровья достаточно продолжительное действие стрессора. Конечно, при этом орга­низм находится в некотором напряжении. Но это не может про­должаться сколько угодно долго.

Через определенное время (у всех людей оно разное и зависит от индивидуальных особенно­стей организма) наступает следующий, третий период - истоще­ние. Он наступает тогда, когда организм подвергается либо очень сильному (чрезмерному), либо очень продолжительному дейст­вию стрессора. При этом происходит значительная потеря энер­гии, снижается способность организма противостоять действию стрессора. В этот период наиболее сильно страдает иммунная сис­тема, которая в норме обеспечивает защиту организма от целого ряда заболеваний как инфекционной, так и неинфекционной (сома­тической) природы. Возникают различные заболевания. Г. Селье отмечал, что в принципе любой стрессор способен довести орга­низм до полного истощения и, как следствие, привести к полному разрушению физического и психического здоровья.

Стресс приносит не только вред, но и пользу. Это наблюдается в тех случаях, когда действие стрессора не очень значительно, но происходит на достаточно высоком уровне и организм сравнительно легко справляется с нагрузкой. В этот мо­мент (стойкой активности) организм человека, его тело и разум действуют наиболее четко и слаженно. Селье назвал такое состоя­ние айстрессом (от греч. «аи» - хороший или настоящий).

Однако надо отметить, что высокий уровень стресса не может быть про­должительным и спустя достаточно короткое время состояние стресса переходит во второе и третье, т.е. дистресс со всеми вытекающими последствиями и развитием за­болевания. Дистресс оказывает разрушающее действие на здоровье человека. Волнение диктора, впервые выходящего к микрофону, может достигнуть тако­го уровня, что он не сможет вспомнить слова своей роли. Во время зачета или экзамена некоторые студенты не могут вспомнить пра­вильный ответ, но когда они оказываются в коридоре, сразу все вспоминают. Это происходит потому, что уровень стресса умень­шается и соответственно повышаются мыслительные способности.

Наиболее часто стресс отражается на со­стоянии сердечно-сосудистой системы. Во время развития стресса уменьшает­ся секреция пищеварительных ферментов. Нередко уменьшается или полностью пропадает аппетит (хотя у некоторых людей аппе­тит, напротив, усиливается, и они начинают есть слишком много). В желудке накапливается (свободная и связанная) соляная кисло­та. Вначале появляется эрозия, затем язвенная болезнь желудка, а ее последствия для организма крайне неблагоприятны. Стрессовые ситуации значительно повышают вероятность об­разования раковой опухоли, что является следствием ослабления им­мунной системы, с потерей способности различать свое и чужое.

Немало поводов для возникновения стрессовых ситуаций воз­никает в последние годы в нашей стране из-за коренной ломки экономических и социальных отношений, а также существовавших более 70 лет идеологических понятий. Произошло резкое расслое­ние общества на очень богатых и очень бедных. Средний класс практически отсутствует. Пожалуй, одной из главных причин мно­гочисленных стрессов является неопределенность во всем: на рабо­те и дома, в личной жизни и в общественной. Появилась целая ар­мия безработных. А те, кто работает, испытывают страх перед воз­можным увольнением. Все это поста­вило огромное число людей на грань психического срыва.

Однако имеются и субъективные причины, которые зависят от психики самого человека, его личностных характеристик или черт характера. Вот Личностные характеристики, которые усиливают воздействие стрессовых факторов:

§ негативное отношение к работе;

§ недостаточный управленческий или организационный опыт;

§ малоподвижный образ жизни, низкий уровень физического развития, низкий уровень умственной и физической работоспособ­ности;

§ комплекс неполноценности, когда человек неоправданно за­нижает свои возможности, низкая самооценка;

§ наличие вредных привычек: курение, злоупотребление алко­голем, употребление наркотических или токсических веществ;

§ низкая коммуникабельность, неумение найти общий язык с окружающими;

§ неумение отдыхать, отвлекаться от работы, отсутствие инте­ресов, кроме работы.

Американские психологи выделяют пять стадий развития стрес­са, связанного с профессиональной деятельностью.

На первой стадии появляется ощущение тревоги и некоторого напряжения, на второй прибавляется чувство усталости и отчуждения (с этого момента начинается депрессия), на третьей возникают физиоло­гические реакции: несколько возрастает сердцебиение и повы­шается артериальное давление, появляются признаки нарушения в пищеварительной системе, тупые боли в области живота; сле­дующая, четвертая стадия, когда человек сознает начало болез­ни, и последняя, пятая стадия, когда человеку ставится диагноз болезни, причиной которой явился стрессовый фактор.

Как избежать разрушительного воздействия стресса. Со стрессом можно и нужно бороться. Борьба будет более ус­пешной, если она начата своевременно. Вот некоторые самые об­щие правила борьбы со стрессом, рекомендуемые зарубежными психологами:

1. Измените свое отношение к жизни. Надо по­нять, что ваше здоровье, а следовательно, эмоциональное и физи­ческое благополучие зависят исключительно от вас самих. Никто не вправе решать за вас - быть или не быть вам счастливым. Вам решать, как этого достигнуть. Вы должны достигнуть такой сте­пени эмоционального и физического благополучия, которая по­зволит вам полноценно прожить каждый день своей жизни.
Ждать, что кто-то за вас это сделает, - пустая затея.

2. Всех людей можно разделить на оптимистов и пессимистов.
Причиной стресса является не само событие, а его отражение в нашем сознании. Великий Шекспир считал, что нет событий плохих или хороших, таковыми мы их делаем в своем сознании. Единственный способ избавиться от пессимизма - перестроить собственное мышление.

3. Занятия физическими упражнениями – очень хороший способ снятия напряжения. Старайтесь вести активный образ жизни и поддерживать хорошую спортивную форму.

4. Ста­райтесь вести организованный образ жизни. Научитесь ранжировать свои дела по степени важности. Неряшливость, беспорядок, неорганизованность внешне ка­жутся пустяковыми недостатками, однако все эти отрицательные качества человеческой натуры - источник развития стресса. В первую очередь выполняйте наиболее важные и срочные дела, остальные потом. Не планируйте то, что вы реально не можете выполнить.

5. Если вы не умеете говорить «нет», надо научиться. Некоторые люди не умеют отказывать, хотя заведомо знают, что выполнение той или иной просьбы нереально из-за большой занятости. Заканчивается это неприятностью и развитием стресса.

6. Надо научиться видеть радость и испытывать счастье в самых обычных жизненных ситуациях. Эмоциональная окраска жизни зависит исключительно от нас самих. Можно и нужно радовать­ся каждому дню своей жизни, чистому небу, яркому солнцу, зеле­ной траве.

7. Максимализм не делает человека счастливым, постарайтесь избавиться от него. Некоторые люди хотят по­лучить все и сразу. Люди, которые ставят перед собой недостижимые це­ли, как правило, терпят фиаско. Нетерпимость к недостаткам дру­гих людей и к своим собственным вызывает стресс, делает челове­ка раздражительным и агрессивным.

8. Постарайтесь увидеть себя, свои поступки как бы со стороны, глазами других людей. Если человек увлечен каким-либо интересным делом, которое поглощает его с головой, это, безус­ловно, заслуживает одобрения, к тому же создает эмоциональное благополучие. Вы оцениваете других людей, а они оценивают вас.

9. Учиться на прошлых ошибках, а жить «здесь и сейчас», т. е. настоящим и будущим. Углубление в прошлое мешает человеку жить настоящим и вызывает стресс, особенно когда человек пребывает в горестном состоянии отно­сительно упущенных возможностей в прошлом.

10. Огромное значение в преодолении стресса имеет правиль­ное питание. Пища, приготовленная вкусно и в достаточном ко­личестве, снимает напряжение и усталость и вызывает положи­тельные эмоции. Помогают этому соблюдение постов и вегетарианство.

11. Одним из важнейших факторов противодействия стрессу яв­ляется правильный режим жизни, в частности режим сна. Продол­жительность сна, удовлетворяющая физиологическим требованиям, составляет 7-8 часов в сутки. Это то время, которое необходимо для поддержания здоровья, восстановления утраченных сил.

12. Злоупотребление алкоголем усиливает стресс. Само по себе опьянение и последующее со­стояние - сильнейший стресс для организма. Более того, в состоя­нии опьянения человек совершает неконтролируемые поступки,
которые после возвращения сознания способны ввергнуть его в тяжелый стресс. Помимо алкоголя стрессовым фактором может быть кофеин, который содержится не только в кофе, но также в шоколаде, в различных напитках-тониках. Кофеин вызывает повышенную ак­тивность, которая сопровождается целым рядом физиологических реакций, напоминающих стресс.

Стили поведения в конфликтной ситуации (варианты выхода из стресса) :

Соперничество (конкуренция) заключается в навязывании другой сто­роне предпочтительного для себя решения.

Сотрудничество (проблемно-решающая стратегия) позволяет осуще­ствить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обе стороны.

Компромисс предполагает взаимные уступки в чем-то важном и прин­ципиальном для каждой из сторон.

Применение стратегии приспособление (уступка) основывается на пони­жении своих стремлений и принятии позиции оппонента.

При избегании (бездействии, уклонение) участник находится в ситуации конфлик­та, но без всяких активных действий по его разрешению.

Как правило, в конфликте используются комбинации стратегий, по­рой доминирует одна из них.

Многие люди находят разрядку от психоэмоционального на­пряжения в юморе, шутках. Посмеяться над собой, над ситуацией, представить что-то в комическом виде может любой сильный и душевно здоровый человек. Большая жажда смешного есть у де­тей. Взрослый, обладающий чувством юмора, очень ценится деть­ми, потому что «с ним весело», воспитательное воздействие тако­го человека приобретает дополнительную силу.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.