Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эмоциональное благополучие




Состояние души осознается, переживается человеком через его эмоции. Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - один из главных механизмов внутренней регуля­ции поведения и деятельности, они определяют душевное здоровье, адап­тацию, работоспособность и успех всей жизнедеятельности че­ловека. Эмоциональное поведение воз­никает за пределами оптимума мотивации.

Эмоция— субъективное пе­реживание чувств человеком, его отношения к окружающему миру и само­му себе, субъективная реакция на внутренние (мотивации) и внешние раздражения, на удовлетворение или нет потребностей, проявляющаяся полярно в виде удовольствия или неудовольствия (гордость – великодушие, любовь - ненависть, отвага - страх, радость - гнев, эйфория - тоска, надежда - разочарование и т.д.). В эмоциях отражается субъективная оценка значимости проис­ходящего для человека, они могут быть или отсутствовать, выражены внешне или внутренними, скрытыми от окружающих, могут быть управляемы или нет, временными или постоянными, сильными или незначительно выраженными, могут быть положительными или отрицательными.

В основе развития эмоции лежит активация специализированных структур мозга (лимбическая система), отражающая соотношение ка­кой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворе­ния. Если вероятность удовлетворения потребности высокая, то возникают положительные эмоции, если низкая — отрицатель­ные эмоции.

Среди эмоций выделяют:

Настроение —это длительное эмоциональное состояние, эмо­циональный фон. У здорового человека настроение обычно оп­тимистическое.

Аффект —сильное, неуправляемое волей, непродолжитель­ное состояние, возникает в экстремальных условиях, когда чело­век не справляется с ситуацией.

Фрустрация(непреодолимое препятствие) — состояние растерянности, незнания, что нужно делать.

Страсть – сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими, побуждающая к действию (потребность, мотив) и ведущая к греху. Это искаженная, извращенная добродетель (гнев может быть праведным и греховным), паразитирующая на изначальном добре человека. Это не только вожделение и гнев, но также дружба, мужество, радость (они ни добры, ни злы, их надлежит разумно использовать). 8 основных страстей: гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, уныние, печаль (душевные), блуд, чревоугодие (телесные).

Добродетель – также сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, но ведущая к духовному подвигу, к покаянию, смирению и спасению человека. 8 добродетелей: любовь (наличие подлинной свободы полноценной личности - не способен (не может) грешить, даже думать о грехе), смирение, нестяжение, кротость, целомудрие, возжержание, трезвение, блаженный плачь.

Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга (лимбическая система) и отражает соотношение ка­кой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворе­ния. Если вероятность удовлетворения потребности высокая, то возникают положительные эмоции, если низкая — отрицатель­ные эмоции.

Психическое благополучие проявляется через благополучие эмоциональное - это чувство внутреннего удовлетворения от гармонии между потребностью и её удовлетворением, от победы добра над злом. Именно эмоции отражают состояние гармонии или дисгармонии человеческой души в её постоянной борьбе добра со злом. Не следует забывать, что понятия добра и зла субъективны и социальны, с этой точки зрения психически благополучным может быть и злодей!

Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Психолог Э. Эриксон выделил четыре усло­вия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо раз­витое чувство индивидуальности; умение общаться; умение созда­вать близкие отношения; умение проявлять активность.

Развитие и становление чувства индивидуально­сти происходит к юношескому возрасту (с 12 лет – «с кем поведешься», «ум» становится взрослым к 20 годам). Однако у многих людей становле­ние индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения са­мого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросле­ния. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероиспо­ведание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности.

Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на уме­ние общаться с другими людьми. В процессе общения принимают участие два и более человека. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чув­ства противоположной стороны. Умение говорить и умение слу­шать имеют важное значение, так как определяют качество взаи­моотношений.

Важным показателем эмоционального благополучия является умение созда­ватьблизкие отношения с другими людьми (доверительных, душевных), меж­ду супругами, друзьями, родственниками, соседями, коллегами по работе. Близкие отношения базируются на симпатии, дружбе и любви между людьми. Они интегрируют (объединяют) в себе эмо­циональные, интеллектуальные, социальные и духовные чувства. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе рассчитывать на та­кое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества.

Близкие отношения определяются доверительностью, внима­нием, заботой друг о друге и позволяют:

- свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми;

- чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять
внутреннее напряжение;

- повышать самооценку и развивать чувство собственного дос­тоинства.

Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, ка­ков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле.

Особое место в эмоциональном благополучии занимает по­требность быть любимым и способность человека любить других. Однако, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - пока­затель неуважения к самому себе.

Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эф­фективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не спо­собствуют продуктивному труду. Они отвлекают внимание, ос­лабляют интерес к работе. При этом невозможно сконцентриро­вать внимание на решении производственной или учебной задачи, исчезает уверенность в себе, в своих силах, что приводит к неэф­фективному труду.

Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодоле­вать состояние излишнего эмоционального возбуждения при вы­полнении сложной деятельности, неподверженность эмоцио­нальных состояний отрицательным влияниям (внешним и внут­ренним). Это один из пси­хологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности.

Показатели эмоциональной устойчивости:

- на уровне познавательных процессов: правильное восприятие
обстановки, ее анализ и оценка, принятие решений, последова­тельность и безошибочность действий к достижению целей;

- на уровне поведенческих реакций: точность движений, тембр,
скорость и выразительность речи; изменения во внешнем виде
(выражение лица, взгляд, мимика и др.).

Эмоциональная культура человека выражается в эмоциональ­ной отзывчивости человека, в способности понимать, уважать и ценить чувства других людей, в способности к эмпатии (сопережи­ванию), в чувстве ответственности за свои переживания. Эмпатия необходима в демократическом обществе для прояв­ления таких общечеловеческих качеств, как альтруизм, гуманизм и доброта.

Альтруизм - нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать им помощь, пе­реживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Главный враг альтруизма - равнодушие и эгоизм (индивидуализм, иждивенчество).

Эгоцентризм - это сосредоточенность человека на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособность принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, противоречащую собственному опыту. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком, что существуют другие точки зрения, или уверенность, что психологическая организация (внутренний мир) других людей тождествена его собственной.

В психологии выделяют три вида эгоцентризма: познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления; моральный, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный, затрудняющий общение за счет непонимания различий смыслового наполнения понятий.

Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой основ­ной симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, исте­рии и др.).

Гуманность (человеколюбие, человечность) - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность.

Личность — психологическое понятие, определяющее че­ловека как носителя общественных социальных отношений. Она проявляется индивидуально неповторимым сочетанием таких психологических параметров, как задатки, способно­сти, темперамент, характер, направленность (рис.). Лич­ность — продукт конкретных общественно-исторических ус­ловий жизни.

 

Задатки — природные предпосылки развития способ­ностей. Их сутью являются врожденные индивидуально-пси­хологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и орга­нов чувств.

Способности свойства личности, дающие ей воз­можность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения какой-либо определенной деятельнос­ти (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, ма­тематикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их при­обретения. Наивысшей степенью способностей является одаренность.

Интеллект - это проявление (показатель) интегративной деятель­ности высших мозговых функций(схема 1) (структура интеллекта): речи, мышления, гнозиса (предметное восприятие), праксиса (действи­я с предметами), памяти, сознания и стенического психодинамического состояния (управляемое социальное поведение – навыки общения, эмоции, чувства).

Выпадение одного из звеньев «цепи» такого «интеграла», которое наблюдается при раз­личных видах как органического локального поражения головного мозга, так и функционального расстройства центральной нервной системы, естественно сопровождается различной степенью и уров­нем снижения интеллектуальной деятельности в виде клинически­х проявлений ее нарушений.

Темперамент — постоянные и устойчивые индивиду­ально-неповторимые природные свойства личности, опре­деляющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Основными свойствами темперамента яв­ляются: сенситивность, реактивность, темп протекания ре­акций, эмоциональная возбудимость, пластичность—ригид­ность, экстравертированность—интровертированность.

Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Про­тивоположное ему качество — интроверсия. Она отражает значимую связь поведения человека с внутренними впечат­лениями.

Павлов выделяет:

1) три основных свойства нервной системы:

силу возбуждения и торможения,

• их уравновешенность и

подвижность;

Сила возбужденияотражаетфункциональную выносливость нервной клетки, т.е. ее способность выдерживать интенсивное воз­буждение, не переходя в противоположное состояние торможения. Сила торможенияпроявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких как угасание и дифференцировка.

Уравновешенность нервной системы — степень соответствия силы возбуждения силе торможения.

Подвижность — это скорость смены возбуждения торможением, и наоборот, или быстрота перехода одного нервного процесса в другой.

2 ) четыре типичных сочетания этих свойств, лежащие в основе четырех типов высшей нервной деятельности:

• сильный — уравновешенный — подвижный;

• сильный — уравновешенный — инертный;

• сильный — неуравновешенный;

• слабый.

Этим четырем типам и соответствуют известные со вре­мен Галена, Гиппократа типы темперамента: сангвиник, флегматик, хо­лерик и меланхолик (схема).

В то же время для человека, обладающего высшей формой отраже­ния объективной реальности - второй сигнальной системой, в дополне­ние к указанным четырем типам И.П. Павлов выделил специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. В основу деления на эти типы положено соотношение между первой и второй сигнальными системами и констатация того, что у нор­мального человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой, хотя степень преобладания у разных людей неодинаковая.

К мыслительному типу относятся лица со значительным преоб­ладанием второй сигнальной системы над первой. Люди мыслительного типа склон­ны к отвлеченным рассуждениям, абстрагированию, находятся во влас­ти мыслительной деятельности. Чрезмерное превалирование второй сиг­нальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действи­тельности.

К художественному типу относятся лица, у которых более раз­вита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагиро­ванию.

В то же время И. П. Павлов указывал, что не каждый представитель художественного типа является художником и не всякий представитель мыслительного типа обязательно должен быть мыслителем.

К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобла­дание первой или второй сигнальной системы. Они занимают промежу­точное положение между мыслительными и художественными типами. В основном люди принадлежат к среднему типу.

Характер — это совокупность устойчивых и существен­ных индивидуально-своеобразных свойств личности, отража­ющих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе. Свойства характера обнаруживаются в кон­кретных ситуациях взаимоотношений личности с отдельны­ми людьми, коллективом, обществом, в процессе труда, а также при отношении к вещам. Отдельные свойства структуры характера не равны. Вы­деляют центральные (стержневые) и зависящие от них, про­изводные. Общими свойствами характера являются: целост­ность, активность, твердость, устойчивость и пластичность. Кроме того, есть свойства характера, проявляющиеся в ситуациях, требующих мобилизации волевых качеств, напри­мер, мужество и робость, храбрость и трусость, и т. п.

Проявляется характер соответству­ющим поведением и в четырех системах отношений личности:

1. К самому себе: уверенность в себе, мнительность, са­мокритичность, самолюбие, честолюбие, тщеславие и др.

2.К вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость и скупость, и т. п.

3.К отдельным лицам и коллективу: доброжелательность и черствость, отзывчивость и эгоцентризм, альтруизм и эго­изм, отходчивость и мстительность, тактичность и бестакт­ность, уступчивость и упрямство, гуманность и жестокость, вежливость и грубость, общительность и замкнутость, откро­венность и скрытность, и т. п.

4.К труду: трудолюбие и леность, инициативность и бе­зынициативность, ответственность и безответственность, добросовестность и халатность, целеустремленность и пассив­ность, пунктуальность и расхлябанность, и т. п.

Методологически принципиальным является положение о том, что определяющим свойства и структуру характера вы­ступает влияние не биологических, конституционально-на­следственных, а общественных, социальных закономернос­тей. Характер и темперамент находятся в определенной свя­зи. Тип темперамента влияет на проявления внешних свойств характера. В зависимости от его типа определенные способы действия личности и ее поведения могут возникать и пре­кращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при силь­ных или слабых внешних и внутренних побуждениях. Разли­чия в протекании проявления свойств характера называются его динамическими особенностями. Как раз они и зависят от свойств темперамента. Характер проявляется в деятельности человека, которая зависит от направленности личности.

Направленность — это свойства личности, характе­ризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, ко­торые определяют избирательность активности (поведения, деятельности) человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоз­зрение.

Активность личности (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную на­правленность.

Психологи выделяют три типа поведения: пассивное, активное и агрессивное.

Пассивное поведение выражается в том, что чело­век перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, об­виняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушают­ся, если они были.

Активное поведение выража­ется в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, же­ланиях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенны­ми методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Неза­висимость и чувство собственного достоинства присущи таким лю­дям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие лю­ди, как правило, достигают больших успехов.

Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притя­заний на права других людей. Естественно, это вызывает их от­ветную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Аг­рессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувст­во собственного достоинства, заставляет принимать ответные ме­ры.

Факторами, вызывающими конкретное поведение, являются раздражители: генетические, субъективные (свойственные субъекту, его психическому) и объективные внешние и внутренние (пространство и время).

Формы поведения животных и человека принято подраз­делять на врожденные и приобретенные в процессе онтогенеза.

В процессе филогенеза сформировались механизмы, обеспе­чивающие функциональное единство отдельных систем орга­низма и поддерживающие его взаимодействия с внешней сре­дой. Наследственно закрепленные врождённые рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения. И.П. Павлов рассматривал врож­денное инстинктивное поведение как совокупность врождённых рефлексов.

Генетически детерминированные формы поведения, отра­жающие накопительный в генофонде опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в постоянно изменяющейся ок­ружающей среде. Индивидуальный опыт приобретается различными путями, в основе которых ле­жит врождённая общая способность живых организмов к обучению. Следо­вательно, поведение особи — это, во-первых, генетически де­терминированная видоспецифическая программа, а во-вторых, гибкая система конкретных адаптаций к изменяющимся усло­виям

Потребности являются субъективными и объективными раздражителями, инициирующими поведение. И.М. Сеченов рассматривал потребности организма как побуж­дение (неосознанное – нужда и осознанное - желание) и конечная цель поведения человека, как причину осознанного мотива, т.е. конечного фактора, толкающего к действию. Мотив— сила, побуждающая личность к поступкам и деятельности в целом. Знание мотивов пове­дения позволяет правильно оценивать человека как личность.

Влечения, желания, интересы и склонности образуют мотивационную сферу. Влечения — мотивы, связанные с недостаточным осознани­ем своих потребностей (к виду деятельности, общению с кон­кретным человеком, и т.п.). Желания — мотивы, возникаю­щие при осознании личностью возникших возможностей и потребностей. Активная форма желания — хотение. Нео­боснованное желание — каприз. Интересы — мотивы, по­буждающие личность направлять свою деятельность к зна­комству с предметом, имеющим для нее особенное, осоз­нанное значение (посещение театра, спортивных состязаний, и т. п.). Склонности — направленность личности не только на знакомство с осознанно значимым предметом, как это происходит при интересе, но и на соответствующую пред­метную деятельность, удовлетворяющую эту потребность (участие в художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, и т. д.).

Избирательная направленность мотивов и связанной с ними активности человека определяет так называемые ценностные ориентации личности, в которых проявляется ее сущность. В соответствии с содержанием мотивационной сферы, ценностными ориентациями выделяют различные уровни направ­ленности личности.

Мотивация — это осознание (психический процесс!) потребности и её конечного фактора - мотива, толкающего к целенаправленному действию для реализации (удовлетворения) этой потребности. Мотивация, как психическая составляющая мотива, всегда порождается потребностью.

Мотивации, подобно потребностям, клас­сифицируют на биологические (витальные), социальные и иде­альные.

В возникновении доминирующих мотива­ций и их удовлетворении лежат нейрогуморальные механизмы периферического и центрального уровней. К.В. Судаков сформулировал основные положения нейрофизиологического обеспече­ния доминирующих мотиваций:

1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствую­щей метаболической потребностью;

2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют дру­гие структуры мозга, в том числе и кору полушарий большого мозга;

3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают спе­цифические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные цен­тры;

4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой спе­цифическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же нейромедиаторы, однако в разных комбинациях и в разных структурах, что свидетельствует о специфической нейрохимической интеграции конкретного мотивационного возбуждения.

В се формы поведения на­правлены на удовлетворение потребностей организма. Целенаправленное по­ведение всегда обусловлено наличием потребности, И.П. Павлов считал осознанное поведение проявлением психического - «рефлексом цели», реализующим осознанную потребность.

По одной из классификаций, предложенной академиком И.В. Симоновым, различают три вида потребностей: биологиче­ские, социальные и идеальные.

Биологические, или витальные, потребности направлены на со­хранение целостности организма и вида (потребности в еде, питье, сне и т.д.).

Социальные, или зоосоциальные, потребности — это потребности принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим нормам группы, а для человека следовать нрав­ственным и эстетическим нормам общества.

Идеальные потребности, или потребности познания и творче­ства, — это потребности человека в познании мира и своего места в нем, смысла жизни, потребности приобретения знаний.

Биологические потребности являются, преимущественно, врож­денными, в го время как социальныеи идеальные приобретаются в процессе индивидуального развития на основе биологических потребностей.

Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения.

Существуют и другие классификации потребностей. В западной и отечественной психологии по­пулярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу (1908-1970) в зави­симости от степени их социальной обусловленности (схема 10). Высшие личностные потребности:

В ее основании - физиологические потребности, навер­ху - потребность в самореализации.

1. Физиологические потребности. К ним относится потребность в еде, воде, сне, самосохранении и половом удовлетворении. Это основные потребности. Без удовлетворения этих относительно про­стых потребностей все другие становятся несущественными.

2. Потребность в безопасности, надежности. К ним относится потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспе­ченной старости. Первая из них присуща всем людям, но особенно
в ней нуждаются дети. Взрослые люди умеют скрыть свой страх, ко­гда существует реальная опасность. Дети этого не умеют делать,
поэтому страдают значительно больше, чем взрослые.

3. Социальные потребности. Потребность любить и принадле­жать кому-то. Она возникает только после того, когда полностью
удовлетворены низшие (физиологические) потребности и прояв­ляется в желании иметь друзей, любить и быть любимым, быть
кому-то нужным, иметь семью.

4. Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного
достоинства.
Это высшая потребность. Она возникает, когда удовле­творены низшие потребности. Она проявляется в желании признания
успехов и достижений личности со стороны окружающих.

5. Потребность в самореализации и развитии личности, в само­актуализации, осмыслении своего места в мире. Она подразумева­ет возможность максимального выражения способностей и ода­ренности личности. Это самая высокая потребность.

С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности.

Многим людям присущи так называемые «неврозы существова­ния», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Психически здоровый человек стремится понять смысл своей жизни и максимально полно реализовать себя, свои способности.

По другой классификации можно все потребности свести к се­ ми: 1) физиологические (дыхание, питание, сон и т.п.); 2) продол­жение рода (рождение, воспитание, защита и т.п.); 3) добывание средств существования (жилище, пища, одежда и т.п.); 4) духов­ные потребности (познавательные, эстетические, нравственные); 5) общение (обязанности, права, симпатии); 6) самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве и т.п.; 7) самоут­верждение (уважение, признание, власть).

У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, ос­тальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения.

Направленность личности самым тесным образом связа­на с ее мировоззрением — системой взглядов на окружаю­щую человека объективную реальность: природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действи­тельности. Мировоззрение личности составляет ядро ее на­правленности, ее отношений к различным сторонам обще­ственной жизни. Оно отражает общественное бытие.

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - способ­ность организма, психики, личности приспосабливаться к различ­ным изменившимся условиям внешней среды или жизни.

Эмоцио­нально здоровые люди обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях, уверенно справляются со страхом, и это один из показателей их эмоционального благопо­лучия. Эти люди не боятся ошибиться, принять рискован­ное решение. Риск - необходимый элемент полноценной жизни.

Особенностью среды обитания человека является ее постоянная изменчивость. Человек, как и любая другая биологическая система, должен к ней приспосабливаться, чтобы выжить. В привычной об­становке мы не испытываем опасности, а неизвестная обстановка вызывает некоторое чувство тревоги, незащищенности.

В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостаза). Адаптация обеспе­чивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма и личности в различных условиях окружающей среды, в необычной обстановке.

Среди различных систем организма, осуществляющих реакцию адаптации, можно выделить эндокринную, вегетативную и нерв­ную системы, однако ведущее место принадлежит центральной нервной системе. Она контролирует процесс адаптации в целом.

Возможности адаптации человека зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Трениро­ванность организма имеет особенно важное значение. Расширить возможности организма можно за счет тренировок, закаливания, рационального режима дня, психического и морального состояния индивида.

В зависимости от условий и механизмов адаптации выделяют ее различные виды:

- физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

- биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов);

- психологическая (приспособление человека к новым условиям и задачам на уровне психических процессов и состояний, напри­мер повышение чувствительности глаза в темноте);

- социально-психологическая (приспособление личности к взаи­моотношениям в новом коллективе в зависимости от требований этого общества и собственных потребностей, мотивов, интересов).

Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Так, переход ребенка из семьи в детский сад, из детского сада в школу, а из школы в вуз или на работу требует адаптации к новым условиям и коллективу.

Человек - существо биосоциальное. Все компоненты личности раскрываются в деятельности, которая протекает в группах. Группа является объектом изу­чения социальной психологии. Это люди, объединенные ре­альными отношениями. Группы бывают формальными, в ча­стности, созданные в соответствии со штатным расписани­ем, и неформальные, возникающие на основе общности мотивов поведения, направленности, взглядов, интересов, чувстве симпатии, и т.п.

Адаптивное поведение личности в обществе обеспе­чивается использованием не только ролей, но и масок. В процессе взаимодействия с группой личность выступа­ет в различных ролях. Роль — форма проявления социаль­ной активности личности в условиях конкретной группы. Это шаблон, стереотип специфического поведения личности в конкретной ситуации общения или деятельности. Обязатель­ными условиями ролевого поведения являются: искренность исполнения роли, знание формы и содержания поведенчес­кого стереотипа как личностью, так и группой, в которой роль исполняется. Последнее связано с тем, что исполнение роли должно оправдать и удовлетворить экспектации (ожи­дания) группы, всех остальных ее членов. Участие личности в группе обусловлено ценностными ориентациями человека, а ро­левое поведение — межличностными отношениями. В испол­нении роли раскрываются все составные компоненты личнос­ти, начиная с задатков и кончая мировоззрением (см. рис, 25).

Как правило, каждая личность входит не в одну, а в несколь­ко групп — формальных (служебная, учебная и пр.) и нефор­мальных (по хобби). Это определяет набор исполняемых ролей. В процессе общения личность может использовать мас­ки. Маска — поведение личности, при котором создается видимость соответствия ролевого поведения экспектациям группы. В последней поведение личности, определяемое как маска, является неискренним, притворно-показным, соответ­ствующий поведенческий стереотип — формальным и поверх­ностным. Маска необходима для формального общения. Не­редко это связано с общепринятыми ритуалами и церемониа­лами. Примером может служить поведение воспитанного че­ловека, случайно попавшего на похороны малознакомого че­ловека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 9745; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.071 сек.