КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эмоциональное благополучие
Состояние души осознается, переживается человеком через его эмоции. Эмоции (от лат. emovere - потрясаю, волную) - один из главных механизмов внутренней регуляции поведения и деятельности, они определяют душевное здоровье, адаптацию, работоспособность и успех всей жизнедеятельности человека. Эмоциональное поведение возникает за пределами оптимума мотивации. Эмоция— субъективное переживание чувств человеком, его отношения к окружающему миру и самому себе, субъективная реакция на внутренние (мотивации) и внешние раздражения, на удовлетворение или нет потребностей, проявляющаяся полярно в виде удовольствия или неудовольствия (гордость – великодушие, любовь - ненависть, отвага - страх, радость - гнев, эйфория - тоска, надежда - разочарование и т.д.). В эмоциях отражается субъективная оценка значимости происходящего для человека, они могут быть или отсутствовать, выражены внешне или внутренними, скрытыми от окружающих, могут быть управляемы или нет, временными или постоянными, сильными или незначительно выраженными, могут быть положительными или отрицательными. В основе развития эмоции лежит активация специализированных структур мозга (лимбическая система), отражающая соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения. Если вероятность удовлетворения потребности высокая, то возникают положительные эмоции, если низкая — отрицательные эмоции. Среди эмоций выделяют: Настроение —это длительное эмоциональное состояние, эмоциональный фон. У здорового человека настроение обычно оптимистическое. Аффект —сильное, неуправляемое волей, непродолжительное состояние, возникает в экстремальных условиях, когда человек не справляется с ситуацией. Фрустрация(непреодолимое препятствие) — состояние растерянности, незнания, что нужно делать. Страсть – сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, доминирующая над другими, побуждающая к действию (потребность, мотив) и ведущая к греху. Это искаженная, извращенная добродетель (гнев может быть праведным и греховным), паразитирующая на изначальном добре человека. Это не только вожделение и гнев, но также дружба, мужество, радость (они ни добры, ни злы, их надлежит разумно использовать). 8 основных страстей: гордость, тщеславие, сребролюбие, гнев, уныние, печаль (душевные), блуд, чревоугодие (телесные). Добродетель – также сильная, стойкая, всеохватывающая эмоция, но ведущая к духовному подвигу, к покаянию, смирению и спасению человека. 8 добродетелей: любовь (наличие подлинной свободы полноценной личности - не способен (не может) грешить, даже думать о грехе), смирение, нестяжение, кротость, целомудрие, возжержание, трезвение, блаженный плачь. Эмоция развивается на основе активации специализированных структур мозга (лимбическая система) и отражает соотношение какой-либо актуальной потребности и возможности ее удовлетворения. Если вероятность удовлетворения потребности высокая, то возникают положительные эмоции, если низкая — отрицательные эмоции. Психическое благополучие проявляется через благополучие эмоциональное - это чувство внутреннего удовлетворения от гармонии между потребностью и её удовлетворением, от победы добра над злом. Именно эмоции отражают состояние гармонии или дисгармонии человеческой души в её постоянной борьбе добра со злом. Не следует забывать, что понятия добра и зла субъективны и социальны, с этой точки зрения психически благополучным может быть и злодей! Эмоционально благополучными и рождаются, и становятся в процессе всей жизни. Психолог Э. Эриксон выделил четыре условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие: хорошо развитое чувство индивидуальности; умение общаться; умение создавать близкие отношения; умение проявлять активность. Развитие и становление чувства индивидуальности происходит к юношескому возрасту (с 12 лет – «с кем поведешься», «ум» становится взрослым к 20 годам). Однако у многих людей становление индивидуальности идет всю жизнь. Процесс ощущения самого себя (самопознание) изменяется по мере роста и взросления. Индивидуальность человека включает в себя целый комплекс элементов: возраст, пол, этническая принадлежность, вероисповедание, профессия, способности, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности осознания себя как личности. Эмоциональное благополучие накладывает отпечаток на умение общаться с другими людьми. В процессе общения принимают участие два и более человека. Для достижения позитивного результата важно, чтобы партнеры обладали двумя качествами: умением ясно, прямо и доходчиво выражать свои мысли и чувства и умением понимать мысли и чувства противоположной стороны. Умение говорить и умение слушать имеют важное значение, так как определяют качество взаимоотношений. Важным показателем эмоционального благополучия является умение создаватьблизкие отношения с другими людьми (доверительных, душевных), между супругами, друзьями, родственниками, соседями, коллегами по работе. Близкие отношения базируются на симпатии, дружбе и любви между людьми. Они интегрируют (объединяют) в себе эмоциональные, интеллектуальные, социальные и духовные чувства. Психически здоровые люди дружелюбно относятся к окружающим, они отзывчивы и доброжелательны и вправе рассчитывать на такое же отношение к себе со стороны окружения. Это придает им уверенности и дает основание считать себя частью общества. Близкие отношения определяются доверительностью, вниманием, заботой друг о друге и позволяют: - свободно высказывать свои сокровенные мысли и чаяния и при этом не бояться быть неправильно понятыми и непринятыми; - чувствовать себя комфортно и свободно, расслабиться, снять - повышать самооценку и развивать чувство собственного достоинства. Налаживание близких отношений проходит через ряд условий: способность раскрыться (довериться); принять другого таким, каков он есть, без желания его переделать; оказывать поддержку и помощь друг другу и на словах, и на деле. Особое место в эмоциональном благополучии занимает потребность быть любимым и способность человека любить других. Однако, прежде чем человек научится любить других, он должен научиться уважать и любить себя. Неспособность к этому - показатель неуважения к самому себе. Существенным и неизменным показателем эмоционального здоровья является способность человека к плодотворному и эффективному труду. Конфликты на эмоциональной почве не способствуют продуктивному труду. Они отвлекают внимание, ослабляют интерес к работе. При этом невозможно сконцентрировать внимание на решении производственной или учебной задачи, исчезает уверенность в себе, в своих силах, что приводит к неэффективному труду. Одно из основных условий сохранения эмоционального благополучия даже в сложных ситуациях - эмоциональная устойчивость - интегральное свойство психики, которое выражается в способности преодолевать состояние излишнего эмоционального возбуждения при выполнении сложной деятельности, неподверженность эмоциональных состояний отрицательным влияниям (внешним и внутренним). Это один из психологических факторов надежности, эффективности и успешности деятельности. Показатели эмоциональной устойчивости: - на уровне познавательных процессов: правильное восприятие - на уровне поведенческих реакций: точность движений, тембр, Эмоциональная культура человека выражается в эмоциональной отзывчивости человека, в способности понимать, уважать и ценить чувства других людей, в способности к эмпатии (сопереживанию), в чувстве ответственности за свои переживания. Эмпатия необходима в демократическом обществе для проявления таких общечеловеческих качеств, как альтруизм, гуманизм и доброта. Альтруизм - нравственный принцип, в соответствии с которым человек испытывает симпатию к другим людям (не обязательно только к родным и близким), стремится оказать им помощь, переживает их горести как свои, готов пожертвовать своим покоем, достатком, временем, своими интересами ради них. Главный враг альтруизма - равнодушие и эгоизм (индивидуализм, иждивенчество). Эгоцентризм - это сосредоточенность человека на собственных ощущениях, переживаниях, интересах, а также неспособность принимать и учитывать информацию, исходящую от других людей, противоречащую собственному опыту. В основе эгоцентризма лежит непонимание человеком, что существуют другие точки зрения, или уверенность, что психологическая организация (внутренний мир) других людей тождествена его собственной. В психологии выделяют три вида эгоцентризма: познавательный, характеризующий процессы восприятия и мышления; моральный, проявляющийся в непонимании моральных оснований поведения других людей; коммуникативный, затрудняющий общение за счет непонимания различий смыслового наполнения понятий. Крайне выраженный эгоцентризм представляет собой основной симптом ряда психических заболеваний (шизофрении, истерии и др.). Гуманность (человеколюбие, человечность) - это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность. Личность — психологическое понятие, определяющее человека как носителя общественных социальных отношений. Она проявляется индивидуально неповторимым сочетанием таких психологических параметров, как задатки, способности, темперамент, характер, направленность (рис.). Личность — продукт конкретных общественно-исторических условий жизни.
Задатки — природные предпосылки развития способностей. Их сутью являются врожденные индивидуально-психологические свойства, связанные с морфологическими и функциональными особенностями головного мозга и органов чувств. Способности — свойства личности, дающие ей возможность успешно обучаться, приобретать знания, умения, навыки выполнения какой-либо определенной деятельности (овладение языком, занятия рисованием, музыкой, математикой и т. п.). При этом способности проявляются не в самих знаниях, умениях и навыках, а в скорости их приобретения. Наивысшей степенью способностей является одаренность. Интеллект - это проявление (показатель) интегративной деятельности высших мозговых функций(схема 1) (структура интеллекта): речи, мышления, гнозиса (предметное восприятие), праксиса (действия с предметами), памяти, сознания и стенического психодинамического состояния (управляемое социальное поведение – навыки общения, эмоции, чувства). Выпадение одного из звеньев «цепи» такого «интеграла», которое наблюдается при различных видах как органического локального поражения головного мозга, так и функционального расстройства центральной нервной системы, естественно сопровождается различной степенью и уровнем снижения интеллектуальной деятельности в виде клинических проявлений ее нарушений. Темперамент — постоянные и устойчивые индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Основными свойствами темперамента являются: сенситивность, реактивность, темп протекания реакций, эмоциональная возбудимость, пластичность—ригидность, экстравертированность—интровертированность. Экстраверсия указывает на высокую степень зависимости реакций и поведения человека от внешних впечатлений. Противоположное ему качество — интроверсия. Она отражает значимую связь поведения человека с внутренними впечатлениями. Павлов выделяет: 1) три основных свойства нервной системы: • силу возбуждения и торможения, • их уравновешенность и • подвижность; Сила возбужденияотражаетфункциональную выносливость нервной клетки, т.е. ее способность выдерживать интенсивное возбуждение, не переходя в противоположное состояние торможения. Сила торможенияпроявляется в способности к образованию различных тормозных условных реакций, таких как угасание и дифференцировка. Уравновешенность нервной системы — степень соответствия силы возбуждения силе торможения. Подвижность — это скорость смены возбуждения торможением, и наоборот, или быстрота перехода одного нервного процесса в другой. 2 ) четыре типичных сочетания этих свойств, лежащие в основе четырех типов высшей нервной деятельности: • сильный — уравновешенный — подвижный; • сильный — уравновешенный — инертный; • сильный — неуравновешенный; • слабый. Этим четырем типам и соответствуют известные со времен Галена, Гиппократа типы темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик (схема). В то же время для человека, обладающего высшей формой отражения объективной реальности - второй сигнальной системой, в дополнение к указанным четырем типам И.П. Павлов выделил специфические человеческие типы высшей нервной деятельности: мыслительный, художественный и средний. В основу деления на эти типы положено соотношение между первой и второй сигнальными системами и констатация того, что у нормального человека вторая сигнальная система всегда преобладает над первой, хотя степень преобладания у разных людей неодинаковая. К мыслительному типу относятся лица со значительным преобладанием второй сигнальной системы над первой. Люди мыслительного типа склонны к отвлеченным рассуждениям, абстрагированию, находятся во власти мыслительной деятельности. Чрезмерное превалирование второй сигнальной системы над первой иногда граничит с отрывом от действительности. К художественному типу относятся лица, у которых более развита первая сигнальная система. Люди этого типа живо и целостно воспринимают действительность с ее конкретными раздражителями. У них, как правило, отсутствует склонность к постоянному абстрагированию. В то же время И. П. Павлов указывал, что не каждый представитель художественного типа является художником и не всякий представитель мыслительного типа обязательно должен быть мыслителем. К среднему типу относятся лица, у которых не выражено преобладание первой или второй сигнальной системы. Они занимают промежуточное положение между мыслительными и художественными типами. В основном люди принадлежат к среднему типу. Характер — это совокупность устойчивых и существенных индивидуально-своеобразных свойств личности, отражающих все многообразие ее отношений к окружающему миру и к самой себе. Свойства характера обнаруживаются в конкретных ситуациях взаимоотношений личности с отдельными людьми, коллективом, обществом, в процессе труда, а также при отношении к вещам. Отдельные свойства структуры характера не равны. Выделяют центральные (стержневые) и зависящие от них, производные. Общими свойствами характера являются: целостность, активность, твердость, устойчивость и пластичность. Кроме того, есть свойства характера, проявляющиеся в ситуациях, требующих мобилизации волевых качеств, например, мужество и робость, храбрость и трусость, и т. п. Проявляется характер соответствующим поведением и в четырех системах отношений личности: 1. К самому себе: уверенность в себе, мнительность, самокритичность, самолюбие, честолюбие, тщеславие и др. 2.К вещам: аккуратность и неряшливость, бережливость и скупость, и т. п. 3.К отдельным лицам и коллективу: доброжелательность и черствость, отзывчивость и эгоцентризм, альтруизм и эгоизм, отходчивость и мстительность, тактичность и бестактность, уступчивость и упрямство, гуманность и жестокость, вежливость и грубость, общительность и замкнутость, откровенность и скрытность, и т. п. 4.К труду: трудолюбие и леность, инициативность и безынициативность, ответственность и безответственность, добросовестность и халатность, целеустремленность и пассивность, пунктуальность и расхлябанность, и т. п. Методологически принципиальным является положение о том, что определяющим свойства и структуру характера выступает влияние не биологических, конституционально-наследственных, а общественных, социальных закономерностей. Характер и темперамент находятся в определенной связи. Тип темперамента влияет на проявления внешних свойств характера. В зависимости от его типа определенные способы действия личности и ее поведения могут возникать и прекращаться быстро или медленно, легко или с трудом, при сильных или слабых внешних и внутренних побуждениях. Различия в протекании проявления свойств характера называются его динамическими особенностями. Как раз они и зависят от свойств темперамента. Характер проявляется в деятельности человека, которая зависит от направленности личности. Направленность — это свойства личности, характеризующие ее влечения, желания, интересы, склонности, которые определяют избирательность активности (поведения, деятельности) человека, а также базирующиеся на них убеждения, идеалы и мировоззрение. Активность личности (поведение, деятельность) - способность производить преобразования материальной и духовной среды. Активность личности проявляется в творческой деятельности, воле, общении. Активные действия могут преследовать гуманистические и антигуманистические цели, иметь как общественно полезную, так и антисоциальную направленность. Психологи выделяют три типа поведения: пассивное, активное и агрессивное. Пассивное поведение выражается в том, что человек перекладывает решение своих проблем на других. Он плывет по течению, скрывает от себя и от других свои истинные мысли, чувства и желания. Заканчивается это тем, что человек, как правило, обвиняет в своих неудачах кого угодно, но только не себя. К тому же и отношения с другими людьми не складываются или разрушаются, если они были. Активное поведение выражается в том, что человек открыто заявляет о своих потребностях, желаниях и о своем стремлении удовлетворить их всеми дозволенными методами. Его отношение к другим людям доброжелательное, уважительное, и они платят ему тем же. Обозначив свою цель, человек стремится достичь ее. Независимость и чувство собственного достоинства присущи таким людям, активная жизненная позиция создает нормальные, здоровые отношения между людьми (или здоровую конкуренцию). Такие люди, как правило, достигают больших успехов. Вместе с тем активное поведение бывает и агрессивным. В этом случае достижение цели происходит за счет ущемления или притязаний на права других людей. Естественно, это вызывает их ответную реакцию, которая, в конечном счете, заканчивается полной изоляцией человека и неприятием со стороны окружающих. Агрессивное поведение оскорбляет окружающих, задевает их чувство собственного достоинства, заставляет принимать ответные меры. Факторами, вызывающими конкретное поведение, являются раздражители: генетические, субъективные (свойственные субъекту, его психическому) и объективные внешние и внутренние (пространство и время). Формы поведения животных и человека принято подразделять на врожденные и приобретенные в процессе онтогенеза. В процессе филогенеза сформировались механизмы, обеспечивающие функциональное единство отдельных систем организма и поддерживающие его взаимодействия с внешней средой. Наследственно закрепленные врождённые рефлексы лежат в основе приспособительных поведенческих актов, проявляющихся без предварительного обучения. И.П. Павлов рассматривал врожденное инстинктивное поведение как совокупность врождённых рефлексов. Генетически детерминированные формы поведения, отражающие накопительный в генофонде опыт предшествующих поколений, оказываются недостаточными, чтобы обеспечить активное существование особи в постоянно изменяющейся окружающей среде. Индивидуальный опыт приобретается различными путями, в основе которых лежит врождённая общая способность живых организмов к обучению. Следовательно, поведение особи — это, во-первых, генетически детерминированная видоспецифическая программа, а во-вторых, гибкая система конкретных адаптаций к изменяющимся условиям Потребности являются субъективными и объективными раздражителями, инициирующими поведение. И.М. Сеченов рассматривал потребности организма как побуждение (неосознанное – нужда и осознанное - желание) и конечная цель поведения человека, как причину осознанного мотива, т.е. конечного фактора, толкающего к действию. Мотив— сила, побуждающая личность к поступкам и деятельности в целом. Знание мотивов поведения позволяет правильно оценивать человека как личность. Влечения, желания, интересы и склонности образуют мотивационную сферу. Влечения — мотивы, связанные с недостаточным осознанием своих потребностей (к виду деятельности, общению с конкретным человеком, и т.п.). Желания — мотивы, возникающие при осознании личностью возникших возможностей и потребностей. Активная форма желания — хотение. Необоснованное желание — каприз. Интересы — мотивы, побуждающие личность направлять свою деятельность к знакомству с предметом, имеющим для нее особенное, осознанное значение (посещение театра, спортивных состязаний, и т. п.). Склонности — направленность личности не только на знакомство с осознанно значимым предметом, как это происходит при интересе, но и на соответствующую предметную деятельность, удовлетворяющую эту потребность (участие в художественной самодеятельности, спортивных состязаниях, и т. д.). Избирательная направленность мотивов и связанной с ними активности человека определяет так называемые ценностные ориентации личности, в которых проявляется ее сущность. В соответствии с содержанием мотивационной сферы, ценностными ориентациями выделяют различные уровни направленности личности. Мотивация — это осознание (психический процесс!) потребности и её конечного фактора - мотива, толкающего к целенаправленному действию для реализации (удовлетворения) этой потребности. Мотивация, как психическая составляющая мотива, всегда порождается потребностью. Мотивации, подобно потребностям, классифицируют на биологические (витальные), социальные и идеальные. В возникновении доминирующих мотиваций и их удовлетворении лежат нейрогуморальные механизмы периферического и центрального уровней. К.В. Судаков сформулировал основные положения нейрофизиологического обеспечения доминирующих мотиваций: 1. Любая биологическая мотивация обусловлена соответствующей метаболической потребностью; 2. Потребность трансформируется нейрогуморальным путем в возбуждение гипоталамических центров, которые активируют другие структуры мозга, в том числе и кору полушарий большого мозга; 3. Корковые и лимбические структуры мозга оказывают специфические для каждой мотивации нисходящие возбуждающие и тормозные влияния на гипоталамические мотивационные центры; 4. Каждое мотивационное возбуждение представляет собой специфическую клеточную и молекулярную интеграцию корково-подкорковых структур. В формировании различных биологических мотиваций участвуют одни и те же нейромедиаторы, однако в разных комбинациях и в разных структурах, что свидетельствует о специфической нейрохимической интеграции конкретного мотивационного возбуждения. В се формы поведения направлены на удовлетворение потребностей организма. Целенаправленное поведение всегда обусловлено наличием потребности, И.П. Павлов считал осознанное поведение проявлением психического - «рефлексом цели», реализующим осознанную потребность. По одной из классификаций, предложенной академиком И.В. Симоновым, различают три вида потребностей: биологические, социальные и идеальные. Биологические, или витальные, потребности направлены на сохранение целостности организма и вида (потребности в еде, питье, сне и т.д.). Социальные, или зоосоциальные, потребности — это потребности принадлежать к определенной группе и следовать поведенческим нормам группы, а для человека следовать нравственным и эстетическим нормам общества. Идеальные потребности, или потребности познания и творчества, — это потребности человека в познании мира и своего места в нем, смысла жизни, потребности приобретения знаний. Биологические потребности являются, преимущественно, врожденными, в го время как социальныеи идеальные приобретаются в процессе индивидуального развития на основе биологических потребностей. Реализация необходимых, обязательных потребностей эмоционально осознается как удовлетворение, а необязательных – как удовольствие. Удовлетворение потребностей является источником созидания, а удовольствие - разрушения. Существуют и другие классификации потребностей. В западной и отечественной психологии популярной является концепция потребностей известного американского психолога А. Маслоу (1908-1970) в зависимости от степени их социальной обусловленности (схема 10). Высшие личностные потребности: В ее основании - физиологические потребности, наверху - потребность в самореализации. 1. Физиологические потребности. К ним относится потребность в еде, воде, сне, самосохранении и половом удовлетворении. Это основные потребности. Без удовлетворения этих относительно простых потребностей все другие становятся несущественными. 2. Потребность в безопасности, надежности. К ним относится потребность в защите, порядке и стабильности, здоровье, обеспеченной старости. Первая из них присуща всем людям, но особенно 3. Социальные потребности. Потребность любить и принадлежать кому-то. Она возникает только после того, когда полностью 4. Потребность в самоуважении и осознании чувства собственного 5. Потребность в самореализации и развитии личности, в самоактуализации, осмыслении своего места в мире. Она подразумевает возможность максимального выражения способностей и одаренности личности. Это самая высокая потребность. С переходом от более «низкой» потребности к более «высокой» повышается активность личности. Многим людям присущи так называемые «неврозы существования», когда человек не понимает, зачем живет, и страдает от этого. Психически здоровый человек стремится понять смысл своей жизни и максимально полно реализовать себя, свои способности. По другой классификации можно все потребности свести к се ми: 1) физиологические (дыхание, питание, сон и т.п.); 2) продолжение рода (рождение, воспитание, защита и т.п.); 3) добывание средств существования (жилище, пища, одежда и т.п.); 4) духовные потребности (познавательные, эстетические, нравственные); 5) общение (обязанности, права, симпатии); 6) самовыражение в учебе, работе, науке, религии, спорте, искусстве и т.п.; 7) самоутверждение (уважение, признание, власть). У психически и социально здоровой личности есть и желание, и возможность удовлетворять любые потребности. Однако тех, кто достигает вершины «пирамиды» потребностей, всего от 1 до 5%, остальные находятся на той или иной ступени их удовлетворения. Направленность личности самым тесным образом связана с ее мировоззрением — системой взглядов на окружающую человека объективную реальность: природу, общество, человеческое мышление как результат отражения действительности. Мировоззрение личности составляет ядро ее направленности, ее отношений к различным сторонам общественной жизни. Оно отражает общественное бытие. Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - способность организма, психики, личности приспосабливаться к различным изменившимся условиям внешней среды или жизни. Эмоционально здоровые люди обладают хорошо развитой способностью приспособления в разных ситуациях, уверенно справляются со страхом, и это один из показателей их эмоционального благополучия. Эти люди не боятся ошибиться, принять рискованное решение. Риск - необходимый элемент полноценной жизни. Особенностью среды обитания человека является ее постоянная изменчивость. Человек, как и любая другая биологическая система, должен к ней приспосабливаться, чтобы выжить. В привычной обстановке мы не испытываем опасности, а неизвестная обстановка вызывает некоторое чувство тревоги, незащищенности. В основе адаптации лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутренней среды (гомеостаза). Адаптация обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и максимальную продолжительность жизни организма и личности в различных условиях окружающей среды, в необычной обстановке. Среди различных систем организма, осуществляющих реакцию адаптации, можно выделить эндокринную, вегетативную и нервную системы, однако ведущее место принадлежит центральной нервной системе. Она контролирует процесс адаптации в целом. Возможности адаптации человека зависят от наследственности, возраста, состояния здоровья, степени тренированности. Тренированность организма имеет особенно важное значение. Расширить возможности организма можно за счет тренировок, закаливания, рационального режима дня, психического и морального состояния индивида. В зависимости от условий и механизмов адаптации выделяют ее различные виды: - физиологическая (взаимодействие различных систем организма); - биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов); - психологическая (приспособление человека к новым условиям и задачам на уровне психических процессов и состояний, например повышение чувствительности глаза в темноте); - социально-психологическая (приспособление личности к взаимоотношениям в новом коллективе в зависимости от требований этого общества и собственных потребностей, мотивов, интересов). Эти виды адаптации могут взаимодействовать и проявляться одновременно. Так, переход ребенка из семьи в детский сад, из детского сада в школу, а из школы в вуз или на работу требует адаптации к новым условиям и коллективу. Человек - существо биосоциальное. Все компоненты личности раскрываются в деятельности, которая протекает в группах. Группа является объектом изучения социальной психологии. Это люди, объединенные реальными отношениями. Группы бывают формальными, в частности, созданные в соответствии со штатным расписанием, и неформальные, возникающие на основе общности мотивов поведения, направленности, взглядов, интересов, чувстве симпатии, и т.п. Адаптивное поведение личности в обществе обеспечивается использованием не только ролей, но и масок. В процессе взаимодействия с группой личность выступает в различных ролях. Роль — форма проявления социальной активности личности в условиях конкретной группы. Это шаблон, стереотип специфического поведения личности в конкретной ситуации общения или деятельности. Обязательными условиями ролевого поведения являются: искренность исполнения роли, знание формы и содержания поведенческого стереотипа как личностью, так и группой, в которой роль исполняется. Последнее связано с тем, что исполнение роли должно оправдать и удовлетворить экспектации (ожидания) группы, всех остальных ее членов. Участие личности в группе обусловлено ценностными ориентациями человека, а ролевое поведение — межличностными отношениями. В исполнении роли раскрываются все составные компоненты личности, начиная с задатков и кончая мировоззрением (см. рис, 25). Как правило, каждая личность входит не в одну, а в несколько групп — формальных (служебная, учебная и пр.) и неформальных (по хобби). Это определяет набор исполняемых ролей. В процессе общения личность может использовать маски. Маска — поведение личности, при котором создается видимость соответствия ролевого поведения экспектациям группы. В последней поведение личности, определяемое как маска, является неискренним, притворно-показным, соответствующий поведенческий стереотип — формальным и поверхностным. Маска необходима для формального общения. Нередко это связано с общепринятыми ритуалами и церемониалами. Примером может служить поведение воспитанного человека, случайно попавшего на похороны малознакомого человека.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 9899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |