Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психическое рас­стройство следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья




Психиатрия - наука о лечении души (от греч. psyche — душа, iatreia - лечение). Детская психиатрия - клиническая дисципли­на, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведен­ческих расстройств у детей и подростков. Тесно связанная с общей психиатрией, общесоматической медициной, об­щей психологией, педиатрией, педагогикой, коррекционной педагогикой, криминологией и другими отраслями знаний, она способствует пониманию и оценке психиче­ских и поведенческих расстройств в онтогенезе, поиску путей их коррекции с учетом особенностей развивающего­ся организма детей и подростков. По рекоменда­ции ВОЗ детскую и подростковую помощь в возрасте от О до 18 лет предлагается рассматривать в едином ключе.

Полноценная коррекция психических расстройств у детей возможна лишь при расширении коррекционно-психологической, психотерапевтической и социально-пе­дагогической помощи, хотя на сегодняшний день прева­лирует психофармакотерапия.

В настоящее время в мире количество молодых людей в возрасте от 15 до 21 года составляет самый высокий про­цент (20%) среди населения за всю историю существова­ния планеты. Перед человечеством стоит задача сохра­нить здоровье подрастающего поколения, которое скла­дывается из физического, психического и социального компонентов.

Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение.

Понятия.

Нервная ткань – структурно и функционально единые образования нервных клеток и межклеточного вещества – нейроглии.

Нервная система – системная по функции (образование, передача и трансформация нервных импульсов) совокупность морфофункциональных органных объединений нервной ткани (нервные узлы, сплетения, центры, головной и спинной мозг, периферические нервы) на организменном уровне (центральная и периферическая, соматическая и висцеральная нервные системы).

Нервная деятельность – совместное функционирование разноуровневых морфофункциональных объединений нервной ткани, проявляющееся во внешних (поведение), внутренних (деятельность органов и систем) и психических (психика) явлениях. В зависимости от уровней функциональных объединений различают низшую и высшую нервную деятельность.

Низшая нервная деятельность - функционирование подкорковых образований и спинного мозга, обес­печивающее приспособление животных и человека к изменениям окружающей среды (внешней и внутренней) на основе безусловных рефлексов и инстинктов.

Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность сложных форм функционирования коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обес­печивающих наиболее совершенное приспособление к изменениям окружающей среды. В ее основе лежит осуществление сложных условнорефлекторных актов. Протекает как в период бодрствования, так и во время сна (осознанно и неосознанно). Являясь разделом физиологии, высшая нервная деятельность основывается на рефлекторной теории, теории отражения и тео­рии системной деятельности мозга.

Психическая деятельность— это идеальный, субъективно осоз­наваемый результат высшей нервной деятельности, обеспечивающий осознание окружающего мира и собственного «я». Психическая деятельность протекает только в период бодрство­вания (осознанно), как и ВНД, присуща и животному.

Психология (от греч. psyche — душа; logos — учение, наука; греч. \|/ (пси) — символ психологии) —это наука, изучающая феномены и объективные закономерности развития и функ­ционирования (проявления и механизмы) психики (предмет психологии).

В отечественной научной психоло­гии психика - свойство (или функция) высокоорганизо­ванной материи (прежде всего мозга), субъективно отражать (познавать) объек­тивный мир и саморегулировать на этой основе свое поведение и деятельность; понимается как: предпосылка деятельности и активности человека; продукт общественно-исторического раз­вития.

Полипредметность — мно­жественностью определений и трактовок предмета психо­логического познания. Это обуславливается совпадением субъекта и объекта научного познания, невозможностью непосредственного эмпириче­ского исследования душевной жизни, необходимостью выделения «вторичных объектов». Особенность психологии — в невозможности сделать предмет психологии объектом непосредствен­ного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать дру­гие объекты и косвенно — через их изучение — делать вы­воды о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что призна­ется доминирующим фактором, определяющим психиче­скую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой.

До сих пор неизвестно местонахождение психического. В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: ве­сом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т.п. Поэтому она недосягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. Попытки найти психику (душу) в теле человека не увенчались успехом (в диафрагме – m. Phrenicus, в верхней части сердца, в средней – ревность, в нижней – желание, воля). Отсюда можно предполо­жить, что она находится вне тела (вокруг, рядом или как-то еще). Сле­довательно, не менее убедительным может быть предположение о том, что не душа находится в теле, а тело скорее пребывает в пространстве души.

В сегодняшней психофизиологии проблема субстрата психики интен­сивно обсуждается. Вопрос может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь ска­зать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе.

Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполага­ют некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядер­ные частицы. Есть и другие гипотезы.

Тесная связь психики и дея­тельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологичес­кая неполноценность мозга и приводят к неполноценности психики. Действи­тельно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из орга­нов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, на­рушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источни­ком является внешний мир.

Загадочен вопрос о том, умирает ли душа вместе со смер­тью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существова­ние души без тела? В науке данный вопрос остается открытым, хотя все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определя­ют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие ду­ши. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, кото­рым должен неуклонно следовать человек при жизни. Научное доказа­тельство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое зна­чение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и об­разе жизни людей.

Человек имеет две составляющих – душевое и телесное. Душа – это сосуд, где перемешано природное добро и приобретенное зло. При этом следует учитывать, что душа имеет два проявления:

· дух – словесная, умственная – источник мыслей страстных и добродетельных (от Бога – ангел-хранитель, от демонов и от самого человека). Это нравственная часть души – отношение к добру и злу – в зависимости от духовного состояния человека происходит сочетание его либо с духом Божьим, либо с духом зла. Душа измеряется степенью преобладания добра над злом в человеке, т.е. его добродетельностью или греховностью (страстностью). Общаясь с кем-либо, мы воспринимаем дух этого человека. Дух животворит, он помогает душе;

· психика (мир психических явлений, психические: процессы, состояния, свойства, образования).

Грех – это вред, порча, повреждение своей душе в результате реализации страстей, в отличие от болезней – повреждений тела. Грех может быть исцелен, отпущен, прощен, или нет, но не вылечен. Человек возгордился и отделил себя от Бога (сласто-, славо-, сребролюбие), совершил первородный грех (Адам и Ева вкусили запретный плод от древа познания греха). Это привело к изменению природы человека – тело было материальным, стало – дебелым (страдательность – болезни, тленость – старение, смертность), было духовным, стало – страстном, греховным (хочу одно, а делаю то, к чему влекут срасти). Родовой грех приобретается предками и передается по наследству, если не исцелился поколениями потомков. Индивидуальный грех приобретается конкретным человеком в течение жизни.

Повреждение души ведет к повреждению тела. Отсюда становится особенно ясной решающая роль духовности человека в его здоровье. Целомудрие – такая мудрость, которая ведет к целостности внутренней жизни – духа и тела. Поэтому предотвратить или излечить болезнь – значит воздержаться от грехов или исцелиться от них праведной жизнью и покаянием.

(см. Болезнь и понятие греха в православии).

Проблема соотношения мозга и психики, «материи и сознания» (отношение между мозгом как матери­ным источником психики и идеальными по содержанию психическими явлениями) до сих пор не решена. Её изучение имеет давние исторические традиции.

Первое решение проблемы соотношения мозга и психики определялось как психофизиологический параллелизм - психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями Термины " душа " и " тело " впервые стал рассматривать с научных пози­ций философ и врач Рене Декарт (XVIIв.), исхо­дивший в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного (дуализм). Он рассматривал душу и тело как две самостоятельные, относительно независи­мые субстанции - как душа может влиять на деятельность тела, так и тело способно сообщать душе сведения о внеш­нем мире. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведен­ческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие.

И.М. Сеченов обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности, возможность распрос­транения принципа рефлекса как детерминистического принципа орга­низации поведения на всю работу головного мозга, прочно связал понятие психичес­кого с рефлексом. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных психических рефлексов (психический элемент, психическое чувствование. Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аф­фект или эмоция.

Современные варианты решения психофизиологической проблемы мож­но систематизировать следующим образом:

- психическое тождественно физиологическому, оно выступает как особая сторона, особое свойство физио­логических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности;

- психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) дея­тельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое несво­димо к физиологическому, как идеальное к материальному или как со­циальное к биологическому.

- психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в не­рвной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые также связаны с отражением объектив­ной реальности, но отличаются наличием субъективного компонента (внутренние образы и их переживание);

Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается.

Проблема соотношения мозга и психики также может быть объяснена с помощью четырех категорий.

Категория отражения. Любое психическое явление есть результат субъективного отражения в мозгу состояния внешней (или внутренней) среды. Между миром (материальным или идеальным, внешним или внутренним) и его представлением в психике происходит многоступенчатый процесс психофизиологической переработки в материальных носителях (от рецепторного аппарата до нейронов коры) особенностей воздействия этого мира на организм в виде многократного перекодирования информационных эквивалентов этих воздействий.

Категория информации. Все психические процессы информативны по сво­ей природе, от получения информации (афферентация), её обработки мозгом до двигательной и поведенческой активности (информационные эфферентные потоки). Категория информации присуща его носителям - как мозгу, так и всему организму, в котором также разворачиваются информаци­онные процессы.

Категория активности. Активность — это то, что «ожив­ляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо, что обусловливает соматические и психи­ческие функции организма. Любое психическое явление своеобразно активно, проявляя себя либо в реальном поведенческом акте, либо в скрытых процессах (мыслительных и др.).

Категория функции. Психика обусловливается функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной. Морфофизиологическое единство мозга — это фор­ма пространственно-временной организации функциональной системы, которая имея целью адаптацию, является органическим эле­ментом более общей системы — всего организма.

Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может адекватно объяснить соотношение психики и мозга, которые являются проявлением различных сторон диалектически многогранной, эволюционно меняющейся, но целостной жизни. ­

Психика проявляется поведением и деятельностью в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния,и пси­хические свойства и психические образования. Указанные виды психических явлений выделяются только с целью изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга.

1. Психические процессы - это элементарные психические явле­ния, динамическое отражение действи­тельности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Их делят на познавательные (ощущения, восприя­тия, внимание, память, воображение, речь, мышление), эмоциональные (эмоции и чувства); и волевые (воля).

2. Психические состояния — относительно статический мо­мент состояния психики, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности, более продолжительные по сравнению с процессами психические явле­ния (могут продолжаться в течение нескольких мгновений, часов, дней или даже недель). К ним относятся проявле­ния чувств (эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), вообра­жения (грезы) и т.д.

Психические состояния могут быть кратковременными, ситуатив­ными и устойчивыми, личностными. Они подразделяются на три вида: мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация); волевые - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного во­левого действия).

3. Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики, устойчиво присущие человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительно­го её периода. Включают: направленность - иерархию по­требностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации (к чему стремится человек?); характер - обобщенные способы поведе­ния, тип адаптации к среде, темперамент - индивидуальные особен­ности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности (как проявляется человек?); способнос­ти - индивидуально-психологические особенности личности, являю­щиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (что может человек?).

4. Психические образования - результат работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним следует отнести приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др.

Предпосылками возникновения психики являются раздра­жимость, таксисы, специализация клеток и, как следствие, возникновение и развитие нервной системы (диффузная, ганглиозная и централизованная).

Как человек познает окружающий мир? Теория отражения.

С точки зрения эволюционного развития можно выделить формы психического отражения: инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, созна­ние.

Инстинкт — форма психического отражения, для кото­рой характерна врожденная целесообразность поведения, вслед­ствие того, что опыт множества поколений данного вида за­креплен биологически в каждой отдельной особи, в том числе в строении ее нервной системы.

Научение заключается в воз­можности прижизненного овладения арсеналом целесообраз­ных действий и закрепления этих способов реагирования на изменение условий существования.

Интеллектуальное пове­дение характеризуется тем, что целесообразные действия не только найдены самим живым существом, но в них присут­ствует элемент понимания.

Сознание — целесообразное отно­шение к действительности, основанное на знании ее объектив­ных закономерностей, это высший уровень отражения действитель­ности и развития психики, проявляющийся:

в осознании (отдавать себе отчет) окружающего мира (место, время, самого себя - самосознание) и управ­лении своим поведением;

в способности к абстрактному мышлению через выражение мыслей словами или иным способом и в осознании этических и эстетических ценностей (присуще только человеку).

Условно у человека можно выделить следующие способы психического отражения (познания) (см. схему):

Осознаваемый (логика):

- сознание. Включает ум, мышление (преимущественно абстрактное)как результат использования задатков и совершенствования способностей в процессеприобретения знаний – логического познания (разнообразные виды дея­тельности - игра, учеба, научно-познавательная, производственная, социальная и др.) и практический жизненный опыт. Проявляется в интеллекте – умении практически использовать ум, багаж накопленных знаний и жизненный опыт.

Неосознаваемые (не поддающиеся логическому объяснению).:

- досознателъный, передающийся по наследству, в т.ч. абсолютные ценности, родовая память, как результат филогенеза (безусловные рефлексы, инстинкты);

- послесознателъный, или подсознательный, условно-реф­лекторный – знания, навыки, установки, психологические автоматизмы, чувства и пр., вытесненные в процессе онтогенеза (научение, интеллектуальное поведение);

- сверхсознание – интуиция, феномены сознания, неподдающиеся научному объяснению.

Таким образом, понятие психи­ки шире, чем понятие сознания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.