КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психическое расстройство следует рассматривать как сужение, исчезновение или извращение критериев психического здоровья
Психиатрия - наука о лечении души (от греч. psyche — душа, iatreia - лечение). Детская психиатрия - клиническая дисциплина, занимающаяся изучением распространенности, этиологии, патогенеза, диагностики, терапии, прогноза, экспертизы, реабилитации и профилактики психических и поведенческих расстройств у детей и подростков. Тесно связанная с общей психиатрией, общесоматической медициной, общей психологией, педиатрией, педагогикой, коррекционной педагогикой, криминологией и другими отраслями знаний, она способствует пониманию и оценке психических и поведенческих расстройств в онтогенезе, поиску путей их коррекции с учетом особенностей развивающегося организма детей и подростков. По рекомендации ВОЗ детскую и подростковую помощь в возрасте от О до 18 лет предлагается рассматривать в едином ключе. Полноценная коррекция психических расстройств у детей возможна лишь при расширении коррекционно-психологической, психотерапевтической и социально-педагогической помощи, хотя на сегодняшний день превалирует психофармакотерапия. В настоящее время в мире количество молодых людей в возрасте от 15 до 21 года составляет самый высокий процент (20%) среди населения за всю историю существования планеты. Перед человечеством стоит задача сохранить здоровье подрастающего поколения, которое складывается из физического, психического и социального компонентов. Психика и психические явления, материальная (физиологическая) и идеальная компоненты, их соотношение. Понятия. Нервная ткань – структурно и функционально единые образования нервных клеток и межклеточного вещества – нейроглии. Нервная система – системная по функции (образование, передача и трансформация нервных импульсов) совокупность морфофункциональных органных объединений нервной ткани (нервные узлы, сплетения, центры, головной и спинной мозг, периферические нервы) на организменном уровне (центральная и периферическая, соматическая и висцеральная нервные системы). Нервная деятельность – совместное функционирование разноуровневых морфофункциональных объединений нервной ткани, проявляющееся во внешних (поведение), внутренних (деятельность органов и систем) и психических (психика) явлениях. В зависимости от уровней функциональных объединений различают низшую и высшую нервную деятельность. Низшая нервная деятельность - функционирование подкорковых образований и спинного мозга, обеспечивающее приспособление животных и человека к изменениям окружающей среды (внешней и внутренней) на основе безусловных рефлексов и инстинктов. Высшая нервная деятельность (ВНД) - совокупность сложных форм функционирования коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих наиболее совершенное приспособление к изменениям окружающей среды. В ее основе лежит осуществление сложных условнорефлекторных актов. Протекает как в период бодрствования, так и во время сна (осознанно и неосознанно). Являясь разделом физиологии, высшая нервная деятельность основывается на рефлекторной теории, теории отражения и теории системной деятельности мозга. Психическая деятельность— это идеальный, субъективно осознаваемый результат высшей нервной деятельности, обеспечивающий осознание окружающего мира и собственного «я». Психическая деятельность протекает только в период бодрствования (осознанно), как и ВНД, присуща и животному. Психология (от греч. psyche — душа; logos — учение, наука; греч. \|/ (пси) — символ психологии) —это наука, изучающая феномены и объективные закономерности развития и функционирования (проявления и механизмы) психики (предмет психологии). В отечественной научной психологии психика - свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), субъективно отражать (познавать) объективный мир и саморегулировать на этой основе свое поведение и деятельность; понимается как: предпосылка деятельности и активности человека; продукт общественно-исторического развития. Полипредметность — множественностью определений и трактовок предмета психологического познания. Это обуславливается совпадением субъекта и объекта научного познания, невозможностью непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимостью выделения «вторичных объектов». Особенность психологии — в невозможности сделать предмет психологии объектом непосредственного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать другие объекты и косвенно — через их изучение — делать выводы о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что признается доминирующим фактором, определяющим психическую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой. До сих пор неизвестно местонахождение психического. В отличие от других явлений окружающего мира психика не обладает физико-химическими характеристиками: весом, формой, цветом, размерами, химическим составом и т.п. Поэтому она недосягаема для органов чувств или приборов, что затрудняет ее изучение. Попытки найти психику (душу) в теле человека не увенчались успехом (в диафрагме – m. Phrenicus, в верхней части сердца, в средней – ревность, в нижней – желание, воля). Отсюда можно предположить, что она находится вне тела (вокруг, рядом или как-то еще). Следовательно, не менее убедительным может быть предположение о том, что не душа находится в теле, а тело скорее пребывает в пространстве души. В сегодняшней психофизиологии проблема субстрата психики интенсивно обсуждается. Вопрос может ставиться так: психика - это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Как предполагают некоторые физики, это могут быть микролептоны - мельчайшие ядерные частицы. Есть и другие гипотезы. Тесная связь психики и деятельности мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга и приводят к неполноценности психики. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека. Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. Загадочен вопрос о том, умирает ли душа вместе со смертью тела. Другими словами: возможно ли самостоятельное существование души без тела? В науке данный вопрос остается открытым, хотя все мировые религии дают на него утвердительный ответ и даже определяют условия, от которых зависит дальнейшая судьба и благополучие души. Например, в христианстве это соблюдение Божьих заповедей, которым должен неуклонно следовать человек при жизни. Научное доказательство данного утверждения имеет огромное мировоззренческое значение, так как может произвести настоящий переворот в сознании и образе жизни людей. Человек имеет две составляющих – душевое и телесное. Душа – это сосуд, где перемешано природное добро и приобретенное зло. При этом следует учитывать, что душа имеет два проявления: · дух – словесная, умственная – источник мыслей страстных и добродетельных (от Бога – ангел-хранитель, от демонов и от самого человека). Это нравственная часть души – отношение к добру и злу – в зависимости от духовного состояния человека происходит сочетание его либо с духом Божьим, либо с духом зла. Душа измеряется степенью преобладания добра над злом в человеке, т.е. его добродетельностью или греховностью (страстностью). Общаясь с кем-либо, мы воспринимаем дух этого человека. Дух животворит, он помогает душе; · психика (мир психических явлений, психические: процессы, состояния, свойства, образования). Грех – это вред, порча, повреждение своей душе в результате реализации страстей, в отличие от болезней – повреждений тела. Грех может быть исцелен, отпущен, прощен, или нет, но не вылечен. Человек возгордился и отделил себя от Бога (сласто-, славо-, сребролюбие), совершил первородный грех (Адам и Ева вкусили запретный плод от древа познания греха). Это привело к изменению природы человека – тело было материальным, стало – дебелым (страдательность – болезни, тленость – старение, смертность), было духовным, стало – страстном, греховным (хочу одно, а делаю то, к чему влекут срасти). Родовой грех приобретается предками и передается по наследству, если не исцелился поколениями потомков. Индивидуальный грех приобретается конкретным человеком в течение жизни. Повреждение души ведет к повреждению тела. Отсюда становится особенно ясной решающая роль духовности человека в его здоровье. Целомудрие – такая мудрость, которая ведет к целостности внутренней жизни – духа и тела. Поэтому предотвратить или излечить болезнь – значит воздержаться от грехов или исцелиться от них праведной жизнью и покаянием. (см. Болезнь и понятие греха в православии). Проблема соотношения мозга и психики, «материи и сознания» (отношение между мозгом как материным источником психики и идеальными по содержанию психическими явлениями) до сих пор не решена. Её изучение имеет давние исторические традиции. Первое решение проблемы соотношения мозга и психики определялось как психофизиологический параллелизм - психика и мозг признаются как независимые сущности, не связанные между собой причинно-следственными отношениями Термины " душа " и " тело " впервые стал рассматривать с научных позиций философ и врач Рене Декарт (XVIIв.), исходивший в объяснении сущего из наличия двух противоположных начал - материального и духовного (дуализм). Он рассматривал душу и тело как две самостоятельные, относительно независимые субстанции - как душа может влиять на деятельность тела, так и тело способно сообщать душе сведения о внешнем мире. Декарт выдвинул идею рефлекса как машинообразного ответного поведенческого акта, хотя сам термин "рефлекс" был предложен спустя столетие. И.М. Сеченов обосновал невозможность отрыва психического от рефлекторной деятельности, возможность распространения принципа рефлекса как детерминистического принципа организации поведения на всю работу головного мозга, прочно связал понятие психического с рефлексом. Он ввел представление об иерархии рефлексов, доказав, что наряду с элементарными имеется множество сложных психических рефлексов (психический элемент, психическое чувствование. Мысль, по Сеченову, - это психический рефлекс с задержанным окончанием, развивающийся по внутренней цепи ассоциированных рефлексов, а психический рефлекс с усиленным окончанием - это аффект или эмоция. Современные варианты решения психофизиологической проблемы можно систематизировать следующим образом: - психическое тождественно физиологическому, оно выступает как особая сторона, особое свойство физиологических процессов мозга или процессов высшей нервной деятельности; - психическое, хотя и обусловлено физиологической (высшей нервной) деятельностью мозга, тем не менее, не тождественно ей. Психическое несводимо к физиологическому, как идеальное к материальному или как социальное к биологическому. - психическое - это отдельный (высший) класс или вид нервных процессов, обладающий свойствами, не присущими всем остальным процессам в нервной системе, в том числе процессам ВНД. Психическое - это особые (психонервные) процессы, которые также связаны с отражением объективной реальности, но отличаются наличием субъективного компонента (внутренние образы и их переживание); Ни одно из приведенных решений не получило общего признания, и работа в этом направлении продолжается. Проблема соотношения мозга и психики также может быть объяснена с помощью четырех категорий. Категория отражения. Любое психическое явление есть результат субъективного отражения в мозгу состояния внешней (или внутренней) среды. Между миром (материальным или идеальным, внешним или внутренним) и его представлением в психике происходит многоступенчатый процесс психофизиологической переработки в материальных носителях (от рецепторного аппарата до нейронов коры) особенностей воздействия этого мира на организм в виде многократного перекодирования информационных эквивалентов этих воздействий. Категория информации. Все психические процессы информативны по своей природе, от получения информации (афферентация), её обработки мозгом до двигательной и поведенческой активности (информационные эфферентные потоки). Категория информации присуща его носителям - как мозгу, так и всему организму, в котором также разворачиваются информационные процессы. Категория активности. Активность — это то, что «оживляет» организм и может быть внешне или интроспективно наблюдаемо, что обусловливает соматические и психические функции организма. Любое психическое явление своеобразно активно, проявляя себя либо в реальном поведенческом акте, либо в скрытых процессах (мыслительных и др.). Категория функции. Психика обусловливается функцией, деятельностью мозга, направленной на поддержание непрерывного приспособительного процесса организма к внешней природной и физической среде, а человека как личности - к жизни в среде социальной. Морфофизиологическое единство мозга — это форма пространственно-временной организации функциональной системы, которая имея целью адаптацию, является органическим элементом более общей системы — всего организма. Очевидно, что ни одна из вышеуказанных категорий отдельно, равно как и их механическая интеграция, не может адекватно объяснить соотношение психики и мозга, которые являются проявлением различных сторон диалектически многогранной, эволюционно меняющейся, но целостной жизни. Психика проявляется поведением и деятельностью в четырех основных видах психических явлений: психические процессы, психические состояния,и психические свойства и психические образования. Указанные виды психических явлений выделяются только с целью изучения, в действительности же все они выступают как единое целое и взаимно переходят друг в друга. 1. Психические процессы - это элементарные психические явления, динамическое отражение действительности, длящиеся от доли секунды до десятков минут и более. Их делят на познавательные (ощущения, восприятия, внимание, память, воображение, речь, мышление), эмоциональные (эмоции и чувства); и волевые (воля). 2. Психические состояния — относительно статический момент состояния психики, проявляющийся в повышенной или пониженной активности личности, более продолжительные по сравнению с процессами психические явления (могут продолжаться в течение нескольких мгновений, часов, дней или даже недель). К ним относятся проявления чувств (эмоции, настроения, аффекты, эйфория, тревога и др.), внимания (сосредоточенность, рассеянность), воли (решительность, растерянность, собранность), мышления (сомнения), воображения (грезы) и т.д. Психические состояния могут быть кратковременными, ситуативными и устойчивыми, личностными. Они подразделяются на три вида: мотивационные (желания, стремления, интересы, влечения, страсти); эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на явления действительности, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация); волевые - инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости (их классификация связана со структурой сложного волевого действия). 3. Психические свойства - типичные для данного человека особенности его психики, устойчиво присущие человеку если не на протяжении всей жизни, то, по крайней мере, достаточно длительного её периода. Включают: направленность - иерархию потребностей и устойчивых мотивов поведения, ценностных ориентации (к чему стремится человек?); характер - обобщенные способы поведения, тип адаптации к среде, темперамент - индивидуальные особенности психической деятельности, обусловленные врожденным типом высшей нервной деятельности (как проявляется человек?); способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности (что может человек?). 4. Психические образования - результат работы психики человека, его развития и саморазвития. К ним следует отнести приобретенные знания, умения, навыки, привычки, установки, взгляды, убеждения и др. Предпосылками возникновения психики являются раздражимость, таксисы, специализация клеток и, как следствие, возникновение и развитие нервной системы (диффузная, ганглиозная и централизованная). Как человек познает окружающий мир? Теория отражения. С точки зрения эволюционного развития можно выделить формы психического отражения: инстинкт, научение, интеллектуальное поведение, сознание. Инстинкт — форма психического отражения, для которой характерна врожденная целесообразность поведения, вследствие того, что опыт множества поколений данного вида закреплен биологически в каждой отдельной особи, в том числе в строении ее нервной системы. Научение заключается в возможности прижизненного овладения арсеналом целесообразных действий и закрепления этих способов реагирования на изменение условий существования. Интеллектуальное поведение характеризуется тем, что целесообразные действия не только найдены самим живым существом, но в них присутствует элемент понимания. Сознание — целесообразное отношение к действительности, основанное на знании ее объективных закономерностей, это высший уровень отражения действительности и развития психики, проявляющийся: в осознании (отдавать себе отчет) окружающего мира (место, время, самого себя - самосознание) и управлении своим поведением; в способности к абстрактному мышлению через выражение мыслей словами или иным способом и в осознании этических и эстетических ценностей (присуще только человеку). Условно у человека можно выделить следующие способы психического отражения (познания) (см. схему): Осознаваемый (логика): - сознание. Включает ум, мышление (преимущественно абстрактное)как результат использования задатков и совершенствования способностей в процессеприобретения знаний – логического познания (разнообразные виды деятельности - игра, учеба, научно-познавательная, производственная, социальная и др.) и практический жизненный опыт. Проявляется в интеллекте – умении практически использовать ум, багаж накопленных знаний и жизненный опыт. Неосознаваемые (не поддающиеся логическому объяснению).: - досознателъный, передающийся по наследству, в т.ч. абсолютные ценности, родовая память, как результат филогенеза (безусловные рефлексы, инстинкты); - послесознателъный, или подсознательный, условно-рефлекторный – знания, навыки, установки, психологические автоматизмы, чувства и пр., вытесненные в процессе онтогенеза (научение, интеллектуальное поведение); - сверхсознание – интуиция, феномены сознания, неподдающиеся научному объяснению. Таким образом, понятие психики шире, чем понятие сознания.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1257; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |