КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ПАТОГЕНЕЗ. Классические представления о патогенезе психических болезней были заложены Вильгельмом Гризингером (1817-1868)
Классические представления о патогенезе психических болезней были заложены Вильгельмом Гризингером (1817-1868). Немецкий ученый писал, что психика детерминирована объективной реальностью. Влияние внешнего мира на психическую деятельность у психически больного ослабляется, искажается или вовсе исключается. Это положение является теоретической основой психиатрии и в принципиальном плане не вызывает сомнения. Представления о патогенезе психических и поведенческих расстройств основаны на двух методологических подходах. Нейробиологический подход в принципиальном плане опирается на естественнонаучный метод: все психические процессы рассматриваются как вытекающие из структуры и функций головного мозга. Психологический подход к оценке природы психических расстройств использует различные феноменологические и философские концепции (например, психоанализ, экзистенциализм, антропологию, герменевтику, дизайн-анализ), а также разделы социологии, опирающиеся на представления о поведении человека в обществе. Важно, что современная психиатрия предпочитает интеграцию подходов, а не их противопоставление. Психические болезни патогенетически обусловлены повреждением определенных структурных элементов головного мозга, нарушением иерархической соподчиненности уровней головного мозга и связей различных регионов мозга друг с другом. Эти утверждения принадлежат шотландскому ученому И. Джексону (1884) и немецкому психиатру К. Вернике. При психических болезнях патогенетически значимым является нарушение функциональной организации мозга. Выделяют три основных блока, участие которых необходимо для осуществления психической деятельности: блок, обеспечивающий регуляцию тонуса, блок получения, переработки и хранения информации, а также блок программирования, регуляции и контроля психической деятельности. В патогенез психических нарушений вовлечены нейрофизиологические факторы, нарушающие взаимодействие различных функциональных блоков. Особая роль принадлежит межполушарным взаимодействиям, связанным с абстрактными вербально-логическими способами переработки информации, произвольной регуляцией психической деятельности, осознанностью и программированием психических процессов. Патогенез психических расстройств включает нейротрансмиттерное звено. Нейротрансмиттеры - биологически активные вещества, секретируемые нейронами в область синаптической щели. Уровень этих веществ и чувствительность к ним соответствующих рецепторов имеют высокую степень корреляции с симптомами психических расстройств. Глутаминовая и аспарагиновая кислоты являются возбуждающими, а гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) оказывает тормозное влияние на нейроны. Аминокислотные нейротрансмиттеры выделяются нейронами иерархических сетей. Моноамины и ацетилхолин выделяются нейронами, образующими дивергентные сети с одним входом. Медиаторы третьего типа — нейропептиды. В патогенезе психических расстройств большая роль принадлежит пренаталъному дизонтогенезу. Построение нервной системы у эмбриона осуществляется по очень жесткому графику. Все части головного мозга в своем развитии проходят восемь основных стадий. Первые пять стадий тесным образом связаны с миграцией и делением эмбриональных нейронов. Шестая - характеризуется остановкой процесса деления и формированием соединительных отростков, на седьмой - происходит образование ранних связей между нейронами, на восьмой деление прекращается и значительная часть нейронов погибает. Этот генетически детерминированный процесс получил название апоптоза, т.е. запрограммированной гибели клеток. В настоящее время доказана патогенетическая связь нарушения процессов миграции и созревания нейронов, образования межнейрональных связей и апоптоза с психическими расстройствами детского и более позднего возраста. Значительный вклад в разработку концепции пре-натального дизонтогенеза как одного из наиболее важных патогенетических механизмов психических расстройств, принадлежит профессору С. Ф. Семенову. Роль постнаталъного дизонтогенеза в патогенезе психических расстройств у детей в значительной степени определяется непрерывностью и неравномерностью развития всего детского организма, включая его психику. У новорожденного ребенка мозг примерно вчетверо меньше, чем у взрослого человека. Размеры нейронов с возрастом увеличиваются, а характер связей в нейрональных сетях усложняется. Основной план развития и структурной дифференцировки нервной системы определяется генами и моделируется воздействием социальной среды. Развитие психики в онтогенезе обладает определенной закономерностью, знание которой крайне важно для понимания сущности патогенетических механизмов. С рождения психика представлена природно-психическими процессами (физиологические потребности, темперамент, простейшие эмоции). Процесс развития обусловлен социально-психологическими отношениями ребенка с окружающей средой. Таким образом, развитие психики - это процесс движения от природно-психического к социально-психологическому полюсу. Движущими силами этого процесса являются воспитание и усложнение условий социального окружения. Болезнь вносит дисбаланс в этот процесс. Общее направление дисбаланса идет в сторону природно-психических явлений. Этот сдвиг осуществляется тем легче и быстрее, чем меньше возраст. Клинически это проявляет себя: 1) симптомами задержки развития (ретардацией) и 2) асинхронией, т.е. неравномерным и диспропорциональным психическим развитием. К проявлениям ретардации и асинхронии присоединяются клинические симптомы защитно-компенсаторных реакций. Важный принцип дизонтогенетической концепции заключается в том, что текущий уровень развития психики определяется ранее достигнутой организацией его структур и функций. Симптоматика, свойственная каждому последующему уровню развития, включает проявления дизонтогенеза на более ранних этапах, в том числе эмбриональном. Исходя из данной концепции, выделяют несколько уровней психического реагирования у детей и подростков: соматовегетативный, психомоторный, аффективный, эмоционально-идеаторный. Огромная роль в разработке дизонтогенетической концепции психических болезней у детей принадлежит профессору В.В. Ковалеву. Патогенетические механизмы психических расстройств тесным образом связаны с нарушением взаимодействия трех биологических систем: центральной нервной системы, эндокринной и иммунной, т.е. систем, тесным образом вовлеченных в адаптацию человека к окружающей среде. Центральная нервная система интегрирует отношения между социальной и внутренней средами. В этом процессе основная роль принадлежит гипоталамусу и гипофизу, составляющим единую гипоталамо-гипофизарную ось. Нервная система через эту ось посредством гипофизарных гормонов (адренокортикотропин) влияет на эндокринную систему, повышая секрецию кортизола корой надпочечников. Другим механизмом их взаимодействия является усиление симпатической эфферентации. Результат этого - повышенная секреция адреналина мозговым веществом надпочечников. Влияние нервной системы на иммунную осуществляется иначе: через вегетативный контроль лимфатических узлов и нейропептиды - эндорфин и энкефалин. На центральную нервную систему оказывается обратное гормональное воздействие со стороны эндокринной системы (кортизол, адреналин) и иммунной (посредством веществ, называемых иммунотрансмиттерами). Взаимодействием нервной и эндокринной систем регулируется уровень не только стероидных гормонов (кортизол), но и гормонов роста, гонадотропина, пролактина и тиреоидных гормонов. Их повышенный уровень оказывает негативное воздействие на иммунные процессы и нейроны в лимбической системе мозга. Сложные механизмы взаимодействия обозначенных выше биологических систем тем или иным образом оказываются вовлеченными в патогенез психических расстройств. Это происходит из-за прямого и опосредованного воздействия гормональных факторов и иммунотрансмиссии на экспрессию генетического аппарата клеток головного мозга. Психологический подход к оценке механизмов психических расстройств опирается на область знаний, которая называется медицинской психологией. Медицинская психология включает целый ряд классических клинических направлений (психодинамическое, поведенческое и когнитивное) и ряд неклассических. С психодинамической точки зрения, психические расстройства обусловлены незавершенностью фазоспецифических раннесексуальных этапов развития. Незавершенный характер любого из этапов раннего развития приобретает характер внутреннего конфликта, который вытесняется в подсознание и продолжает существовать с первоначальной интенсивностью в вытесненной форме. Механизмы болезней объясняются проникновением вытесненных переживаний в сознание. Любое конфликтное переживание состоит из пяти частей, каждая из которых может достигать сознания изолированно от других. При этом оно приобретает форму навязчивых представлений, неадекватных аффектов, моторных импульсов и вегетативных кризов. Психодинамическое направление является клинической частью психоанализа и связано с именами 3. Фрейда, К. Юнга, А. Адлера, Г. Салливена, К. Хорни и Э. Берна. Поведенческая психология опирается на концепцию научения. Механизмы психических нарушений рассматриваются здесь в аспекте условно-рефлекторной обусловленности психической реакции на стимул. В настоящее время в рамках данного подхода сосуществуют различные направления: классическое, восходящее к экспериментальным традициям И.П. Павлова, оперантное, связанное с концепцией «модификации поведения» Б. Скиннера, и современное мультимодальное программирование. Когнитивная психология рассматривает психические нарушения с позиций анализа мыслительной сферы. Болезненные изменения психики, как считают авторы данного направления (А. Эллис, А. Бек, У. Глассер, Э. Берн), представляют собой результат «неправильных», т.е. иррациональных умозаключений. Эти умозаключения, говоря иначе «когниции», передаются детям от значимых для них взрослых в процессе общения и воспитания.
Патология личности многообразна, сложна и трудна для описания. Связи болезни и личности в психиатрии многогранны и диалектичны. С одной стороны, психические болезни, особенно прогрессирующие, в той или иной степени видоизменяют, деформируют, а иногда и разрушают структуру личности. С другой — в проявлениях болезни всегда отражаются отдельные свойства личности и ее структура в целом. В результате этого психопатологические явления у каждого отдельно взятого больного приобретают свою индивидуально-неповторимую окраску. Личностные расстройства могут быть результатом деформации или деструкции структуры личности. Деформация — диспропорциональное соотношение структурных элементов, дисгармония личности, возникшая в процессе ее развития. Таким образом, деформация личности является следствием неправильного ее формирования. Она приводит к развитию психопатических состояний. Деструкция — патологический процесс разрушения сложившейся к моменту начала болезни структуры личности в целом или отдельных ее компонентов. Деструкция приводит к разнообразным по выраженности и структуре дефектам личности.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 880; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |