Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные методы исследования, используемые в детской и подростковой психиатрии




Следует отметить, что оценка психического состояния ребенка и подростка, его обследование и лечение возмож­но только в обстановке взаимного доверия, искренности. В ситуации терапевтического контакта, помимо клинического наблюдения с диагностической целью могут приме­няться как специфические методы (экспериментально-психологическое исследование, методы нейровизуализации, токсикологический скрининг и др.), так и методики, используемые в общемедицинской практике (соматиче­ское, неврологическое, эндокринологическое обследова­ние и др.).

Экспериментально-психологическое исследование по­могает охарактеризовать индивидуально-психологиче­ские особенности человека, оценить психологические фе­номены, психопатологические симптомы и синдромы как в статике, так и в динамике клинических проявлений. Следует отметить, что это может быть достигнуто лишь при квалифицированной организации клинического ин­тервью (см. раздел «Особенности контакта врача с детьми и подростками»). Одной из основных целей клинического интервьюирования является обнаружение изменений от­дельных психических функций и выявление (выделение) патопсихологических синдромов.

Под патопсихологическим синдромом понимают па­тогенетически взаимообусловленную и взаимосвязанную общность симптомов, признаков психических рас­стройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвя­занных (В.М. Блейхер). Патопсихологические синдромы включают совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельнос­ти больных, выраженных в психологических понятиях. В патопсихологическом синдроме отражаются наруше­ния различных уровней функционирования центральной нервной системы. Выделение патопсихологических синд­ромов позволяет оценить особенности структуры и проте­кания психических процессов, приводящих к клиниче­ским проявлениям - психопатологическим синдромам.

Экспериментально-психологическое исследование включает: беседу с больным, сбор и анализ анамнеза, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, эксперимент, сопоставление эксперимен­тальных данных с историей жизни исследуемого.

Под патопсихологическими исследованиями (экспери­ментами) в современной психологии понимается исполь­зование любой диагностической процедуры для моделиро­вания целостной системы познавательных процессов, мо­тивов и «отношений личности» (В.Б. Зейгарник).

Патопсихологическая диагностика использует не­сколько экспериментальных методик: тестов, с помощью которых выявляются особенности функционирования от­дельных сфер психической деятельности и интегративных образований - темперамента, характера, свойств лич­ности. Выбор конкретных методов и способов патопсихо­логической диагностики базируется на выявлении основ­ных психопатологических отклонений при различных ти­пах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности (табл. 1). С учетом того, что адекватная интерпретация результатов эксперименталь­но-психологических (патопсихологических) методик воз­можна лишь в условиях клинической реальности, есть ос­нования говорить о клинико-психопатологических иссле­дованиях. В то же время следует помнить, что использова­ние этих методик не заменяет собственно клинического наблюдения, а является вспомогательным методом.

 

 

Исследование интеллекта и креативности

Понятие креативность включает прошлые, сопут­ствующие и последующие характеристики процесса, в ре­зультате которого человек или группа людей создает что-либо не существовавшее прежде. Это - способность чело­века отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности считаются: 1) ориги­нальность, нетривиальность, необычность высказывае­мых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуаль­ной оригинальности; 2) семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обна­руживать возможность его нового использования, расши­рять функциональное применение на практике; 3) образ­ная адаптивная гибкость.- способность изменять восприя­тие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скры­тые от наблюдения стороны; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации (в той, которая не содер­жит ориентиров для этих идей).

Методика Векслера (детский адаптированный вари­ант). Тест Векслера позволяет получить представление как об общем уровне интеллекта, так и об особенностях его структуры. Он помогает установить, какие стороны интеллектуальной деятельность сформированы у испыту­емого хуже всего, за счет каких может происходить ком­пенсация, сравнить его показатели со средними нормами и результатами обследования других детей. Адаптирован­ный отечественный вариант методики (А.Ю. Панасюк) предназначен для исследования интеллектуального раз­вития детей от 5 до 16 лет и состоит из 12 (6 вербальных и 6 невербальных) тестов.

Вербальная часть методики:

/ субтест - «Общая осведомленность» — оценивает кругозор ребенка, запас имеющихся самых общих сведе­ний об окружающей действительности.

II субтест - «Понятливость» - направлен на изуче­ние способности ребенка к самостоятельному принятию решений, а также на оценку его уровня знаний социаль­ных норм и требований, умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил.

III субтест - «Арифметический» - выявляет способ­ности ребенка выполнять арифметические действия и опе­рации в уме, устный счет, умение быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение.

IV субтест«Аналогии - сходство» - исследует спо­собность ребенка к обобщению понятий, выделению наи­более существенных их признаков.

Vсубтест - «Словарь» - анализирует словарный запас.

VI субтест - «Повторение цифр» - направлен на изу­чение состояния кратковременной и оперативной памяти.

Невербальная часть методики:

VII субтест - «Недостающие детали» - позволяет оценить наблюдательность ребенка, его зрительно-пер­цептивную память, а также умение выделять существен­ные признаки путем зрительного анализа.

VIII субтест - «Последовательные картинки» - ха­рактеризует способность испытуемого устанавливать по­следовательность событий на основе анализа причинно-следственных связей.

IX и X субтесты - «Составление фигур из кубиков» или «Кубики Кооса» и «Складывание объектов» - направ­лены на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне.

XI субтест - «Кодирование» - оценивает способность ребенка к распределению внимания, уровень его работо­способности.

XII субтест - «Лабиринт» - позволяет изучить зри­тельно-пространственную координацию ребенка.

Школьный тест умственного развития (ШТУР). Вклю­чает 6 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Анало­гии», «Классификации», «Обобщения», «Числовыеряды».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.