КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основные методы исследования, используемые в детской и подростковой психиатрии
Следует отметить, что оценка психического состояния ребенка и подростка, его обследование и лечение возможно только в обстановке взаимного доверия, искренности. В ситуации терапевтического контакта, помимо клинического наблюдения с диагностической целью могут применяться как специфические методы (экспериментально-психологическое исследование, методы нейровизуализации, токсикологический скрининг и др.), так и методики, используемые в общемедицинской практике (соматическое, неврологическое, эндокринологическое обследование и др.). Экспериментально-психологическое исследование помогает охарактеризовать индивидуально-психологические особенности человека, оценить психологические феномены, психопатологические симптомы и синдромы как в статике, так и в динамике клинических проявлений. Следует отметить, что это может быть достигнуто лишь при квалифицированной организации клинического интервью (см. раздел «Особенности контакта врача с детьми и подростками»). Одной из основных целей клинического интервьюирования является обнаружение изменений отдельных психических функций и выявление (выделение) патопсихологических синдромов. Под патопсихологическим синдромом понимают патогенетически взаимообусловленную и взаимосвязанную общность симптомов, признаков психических расстройств, внутренне взаимообусловленных и взаимосвязанных (В.М. Блейхер). Патопсихологические синдромы включают совокупность поведенческих, мотивационных и познавательных особенностей психической деятельности больных, выраженных в психологических понятиях. В патопсихологическом синдроме отражаются нарушения различных уровней функционирования центральной нервной системы. Выделение патопсихологических синдромов позволяет оценить особенности структуры и протекания психических процессов, приводящих к клиническим проявлениям - психопатологическим синдромам. Экспериментально-психологическое исследование включает: беседу с больным, сбор и анализ анамнеза, наблюдение за поведением пациента во время проведения исследования, эксперимент, сопоставление экспериментальных данных с историей жизни исследуемого. Под патопсихологическими исследованиями (экспериментами) в современной психологии понимается использование любой диагностической процедуры для моделирования целостной системы познавательных процессов, мотивов и «отношений личности» (В.Б. Зейгарник). Патопсихологическая диагностика использует несколько экспериментальных методик: тестов, с помощью которых выявляются особенности функционирования отдельных сфер психической деятельности и интегративных образований - темперамента, характера, свойств личности. Выбор конкретных методов и способов патопсихологической диагностики базируется на выявлении основных психопатологических отклонений при различных типах психического реагирования в определенных сферах психической деятельности (табл. 1). С учетом того, что адекватная интерпретация результатов экспериментально-психологических (патопсихологических) методик возможна лишь в условиях клинической реальности, есть основания говорить о клинико-психопатологических исследованиях. В то же время следует помнить, что использование этих методик не заменяет собственно клинического наблюдения, а является вспомогательным методом.
Исследование интеллекта и креативности Понятие креативность включает прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо не существовавшее прежде. Это - способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. Основными факторами креативности считаются: 1) оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной оригинальности; 2) семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать возможность его нового использования, расширять функциональное применение на практике; 3) образная адаптивная гибкость.- способность изменять восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны; 4) семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации (в той, которая не содержит ориентиров для этих идей). Методика Векслера (детский адаптированный вариант). Тест Векслера позволяет получить представление как об общем уровне интеллекта, так и об особенностях его структуры. Он помогает установить, какие стороны интеллектуальной деятельность сформированы у испытуемого хуже всего, за счет каких может происходить компенсация, сравнить его показатели со средними нормами и результатами обследования других детей. Адаптированный отечественный вариант методики (А.Ю. Панасюк) предназначен для исследования интеллектуального развития детей от 5 до 16 лет и состоит из 12 (6 вербальных и 6 невербальных) тестов. Вербальная часть методики: / субтест - «Общая осведомленность» — оценивает кругозор ребенка, запас имеющихся самых общих сведений об окружающей действительности. II субтест - «Понятливость» - направлен на изучение способности ребенка к самостоятельному принятию решений, а также на оценку его уровня знаний социальных норм и требований, умения анализировать явления, вскрывать причины, лежащие в основе социальных норм и правил. III субтест - «Арифметический» - выявляет способности ребенка выполнять арифметические действия и операции в уме, устный счет, умение быстро ориентироваться в условиях задачи и находить правильное решение. IV субтест — «Аналогии - сходство» - исследует способность ребенка к обобщению понятий, выделению наиболее существенных их признаков. Vсубтест - «Словарь» - анализирует словарный запас. VI субтест - «Повторение цифр» - направлен на изучение состояния кратковременной и оперативной памяти. Невербальная часть методики: VII субтест - «Недостающие детали» - позволяет оценить наблюдательность ребенка, его зрительно-перцептивную память, а также умение выделять существенные признаки путем зрительного анализа. VIII субтест - «Последовательные картинки» - характеризует способность испытуемого устанавливать последовательность событий на основе анализа причинно-следственных связей. IX и X субтесты - «Составление фигур из кубиков» или «Кубики Кооса» и «Складывание объектов» - направлены на изучение конструктивного мышления ребенка, его способности к анализу и синтезу на предметном уровне. XI субтест - «Кодирование» - оценивает способность ребенка к распределению внимания, уровень его работоспособности. XII субтест - «Лабиринт» - позволяет изучить зрительно-пространственную координацию ребенка. Школьный тест умственного развития (ШТУР). Включает 6 субтестов: «Осведомленность» (2 субтеста), «Аналогии», «Классификации», «Обобщения», «Числовыеряды».
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 3050; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |