3.2. Техника и инженерная деятельность в современном философском дискурсе. 3.2.1. Сущность техники. Орудийная деятельность и ее роль в становлении человека и формировании общества. 3.2.2. Становление и развитие инженерной деятельности. Взаимодействие техники и науки, формирование современной техники. Основные этапы развития техники: традиционная, машинная, информационная. 3.2.3. Технологический детерминизм и концепция информационного общества. Роль посттрадиционной техники в становлении современной цивилизации.
Лекция 9. Человек и научно-технический прогресс
3.3.Современная научно-техническая революция и проблемы человека и общества. 3.3.1. Научно-технический аспект отчуждения современного человека. 3.3.2. Социальные и глобальные последствия современного научно-технического прогресса.
Занятие 13-14. Наука в современном мире: сциентизм и антисциентизм. (Семинарское занятие)
Отрабатываемые вопросы:
3.1.5. Наука как особая сфера культуры. Роль науки в становлении и развитии современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
Занятие 15-16. Информационная техника и перспективы общественного развития. (Коллоквиум)
Отрабатываемые вопросы:
3.2.3. Технологический детерминизм и концепция информационного общества. Роль посттрадиционной техники в становлении современной цивилизации. Технократия и технофобия.
Занятие 17. Научно-техническая цивилизация и проблема ответственности ученого. (Семинарское занятие)
Отрабатываемые вопросы:
3.3.3. Свобода научного поиска и технического творчества и проблема ответственности в научно-технической деятельности. 3.3.4. Научно-техническая и экологическая этика.
Лабораторный практикум - не предусмотрен
Управление самостоятельной работой студента.
Консультации студентов при подготовке выступлений к семинарским занятиям; консультации студентов при подготовке материалов для написания реферата.
Курсовые работы– не предусмотрены
Приложение 3 к рабочей программе дисциплины «Философия»
Рекомендации по освоению дисциплины для студента
Трудоемкость освоения дисциплины составляет 108 часов, из них 51 час аудиторных занятий и 74 часа, отведенных на самостоятельную работу студента.
Рекомендации по распределению учебного времени по видам самостоятельной работы и разделам дисциплины приведены в таблице.
Формы контроля и критерии оценивания приведены в Приложениях 4 и 5 к Рабочей программе.
Вид работы
Содержание (перечень вопросов)
Трудоемкость, час.
Рекомендации
Раздел 1. «Общество, как предмет философского анализа».
Подготовка
к семинарскому
занятию № 1-2
Подготовка к семинару вопросов:
Античная философия о государстве и человеке (Платон, Аристотель, Стоики).
1.1.2.Учения о государстве у Платона и Аристотеля. 1.1.3. «Космополитизм» стоиков.
1
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 2 части I раздела I и глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 3-4
+
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к семинару вопросов:
Социально-политические докрины Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ж.-Ж. Руссо).
1.1.6. «Субстанциализм» и «наукоцентризм» в общественно-политической мысли Нового времени. Социально-политические докрины Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы.
Самостоятельное изучение вопросов
1.1.8. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо: начало истории, ступени исторического развития, критика цивилизации.
2
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 5 части I раздела I и глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 5
1.2.2. Философия истории И. Канта: отказ от трансцендентных причин при объяснении истории; антагонизм – условие и средство изменения человека и общества. 1.2.3. Философия истории Г. Гегеля: история как сфера объективного духа, идеи развития, законосообразности и смысла истории.
2
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 5 части I раздела I и глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 6
Подготовка к семинару вопросов:
Материалистическое понимание истории (К. Маркс).
1.2.4. Формационная концепция истории К. Маркса.: сущность материалистического понимания истории; материальное производство – основа существования и развития общества; общественно-экономическая формация; история развития общества, как история смены способов производства; пять этапов всемирно-исторического процесса; структура общественно-экономической формации. Актуальность марксизма?
1
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 5 части I раздела I и глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 7-8 (коллоквиум)
Подготовка к коллоквиуму вопросов:
Мировая история и судьба России (П. Чаадаев, Н. Данилевский).
1.2.5. Учение о культурно-исторических типах Н.Я. Данилевского: культурно-исторический тип, этнографический материал и временные феномены; три вида и три роли народов; законы движения и развития культурно-исторических типов; Четыре вида деятельности народов как основа культурно исторического типа. 1.2.8. Россия и Европа. Судьба Росси в мировой истории (П.Я. Чаадаев).
Дискуссия между славянофилами и западниками в отечественной социально-политической мысли
2
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 3 части III раздела I и глава 8 раздела II в [4]
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 9-10
+
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к семинару вопросов:
Культура и цивилизация (О. Шпенглер, А. Тойнби).
1.2.6. Историко-культурная концепция О. Шпенглера: мир-как-история и мир-как-природа (гештальт истории и гештальт природы); культура как локальный, замкнутый цикл; культура и цивилизация, морфология, габитус, гомология культур; исторический процесс как «спектакль культур»; судьба и каузальность.
1.2.7. Цивилизационная концепция развития общества А. Тойнби: причины и механизм рождения цивилизаций; творческое меньшинство и нетворческой большинство; три поколения цивилизаций; причины упадка цивилизаций; история как творческая теодицея; трансфигурация – способ спасения цивилизации.
Самостоятельное изучение вопросов
1.2.8. Суть цивилизационного и формационного подходов к развитию общества. 1.2.9. Критика историцизма.
2
См. главу 1уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка информационной базы для реферата:
- обоснование выбранной темы, определение цели и задач работы;
- сбор информационного материала;
- анализ и описание источников;
5
Использование журналов «Вопросы философии», «Философский журнал», «Эпистемология и философия науки», «Личность, культура, общество», VOX, «Полигнозис», «Философия и общество»
Интернет-ресурсов:
Портал «Гуманитарное образование»,Федеральный портал «Российское образование»,Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,Электронная библиотека философского факультета СПбГУ,Библиотека Института философии РАН,Библиотека философского факультета МГУ,Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика,Кафедра философской антропологии СПбГУ,Другие см.: http://iph.ras.ru/page52248384.htm
Первоисточники по персоналиям
Подготовка к выполнению контрольной работы
1.1.8. Социальная философия Ж.-Ж. Руссо: начало истории, ступени исторического развития, критика цивилизации.
1.2.8. Суть цивилизационного и формационного подходов к развитию общества. 1.2.9. Критика историцизма.
2
См. главу 1 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
глава 5 части I раздела I и глава 8 раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Итого по разделу 1
17
Раздел 2. «Философский образ человека».
Подготовка
к семинарскому
занятию № 11
Подготовка к семинару вопросов:
Положение человека в космосе (М. Шелер). Основные идеи, определившие понимание человека в современном мире. Соотношение биологического и духовного в человеке. Особое положение человека в мире.
4
глава 4 части I раздела II в [4],
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 12
+
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к семинару вопросов:
Проблема отчуждения в философии (марксизм, экзистенциализм)
2.4.1. Марксизм о сущности человека и проблема отчуждения. 2.4.3. Экзистенциализм о человеке и его свободе. Проблема отчуждения.
Самостоятельное изучение вопросов
2.1.4. Учения киников, стоиков и эпикурейцев о человеке и его свободе: античный идеал мудреца.
2.3.5. Философы Нового времени о свободе человека: Гоббс, Спиноза Локк. 2.3.6. Проблема человека и свободы в немецкой классической философии (И. Кант, И.-Г. Фихте, Г. Гегель).
4
См. главу 2 уч. пособия,
конспект лекций,
главы 2 и 5 части I раздела I, глава 2 части IV раздела I и глава 4 раздела II в [4].
Первоисточники по указанным персоналиям
Работа над рефератом
Изучение источников
Написание текста реферата
10
Использование журналов «Вопросы философии», «Философский журнал», «Эпистемология и философия науки», «Личность, культура, общество», VOX, «Полигнозис», «Философия и общество»
Интернет-ресурсов:
Портал «Гуманитарное образование»,Федеральный портал «Российское образование»,Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,Электронная библиотека философского факультета СПбГУ,Библиотека Института философии РАН,Библиотека философского факультета МГУ,Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика,Кафедра философской антропологии СПбГУ,Другие см.: http://iph.ras.ru/page52248384.htm
Первоисточники по персоналиям
Подготовка к выполнению контрольной работы
2.1.4. Учения киников, стоиков и эпикурейцев о человеке и его свободе: античный идеал мудреца.
2.3.5. Философы Нового времени о свободе человека: Гоббс, Спиноза Локк. 2.3.6. Проблема человека и свободы в немецкой классической философии (И. Кант, И.-Г. Фихте, Г. Гегель).
2.4.4. Положение человека в космосе (М. Шелер).
2
См. главу 2 уч. пособия,
конспект лекций,
главы 2 и 5 части I раздела I, глава 2 части IV раздела I и глава 4 раздела II в [4].
Итого по разделу 2
20
Раздел 3. «Научно-технический прогресс и современное общество»
Подготовка
к семинарскому
занятию № 13-14
Подготовка к семинару вопросов:
Наука в современном мире: сциентизм и антисциентизм.
3.1.5. Наука как особая сфера культуры. Роль науки в становлении и развитии современной цивилизации. Сциентизм и антисциентизм.
4
См. главу 3уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
См. главу 2 уч. пособия,
конспект лекций,
главы 10 и 12 раздела II в [4].
Первоисточники по указанным персоналиям
Подготовка
к семинарскому
занятию № 15-16
(коллоквиум)
+
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к семинару вопросов:
Информационная техника и перспективы общественного развития.
3.2.3. Технологический детерминизм и концепция информационного общества. Роль посттрадиционной техники в становлении современной цивилизации.
Самостоятельное изучение вопросов
3.2.4. Технократия и технофобия.
4
См. главу 3 уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
Подготовка
к семинарскому занятию № 17
+
Самостоятельное изучение теоретического материала
Подготовка к семинару вопросов:
Научно-техническая цивилизация и проблема ответственности ученого.
3.3.3. Свобода научного поиска и технического творчества и проблема ответственности в научно-технической деятельности. 3.3.4. Научно-техническая и экологическая этика.
Самостоятельное изучение вопросов
3.3.5. Гуманизация, социологизация и экологизация современной науки и техники: проблемы и перспективы.
2
См. главу 3уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
главы 10 и 12 раздела II в [4].
Первоисточники по указанным персоналиям
Написание реферата.
Подготовка реферата к защите
- Завершение работы над рефератом
- Подготовка реферата к защите
- Представление реферата преподавателю
- Защита реферата
Использование журналов «Вопросы философии», «Философский журнал», «Эпистемология и философия науки», «Личность, культура, общество», VOX, «Полигнозис», «Философия и общество»
Интернет-ресурсов:
Портал «Гуманитарное образование»,Федеральный портал «Российское образование»,Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»,Электронная библиотека философского факультета СПбГУ,Библиотека Института философии РАН,Библиотека философского факультета МГУ,Электронная полнотекстовая философская библиотека Ихтика,Кафедра философской антропологии СПбГУ,Другие см.: http://iph.ras.ru/page52248384.htm
Первоисточники по персоналиям
Подготовка к экзамену дисциплине
Повторение теоретического материала по содержанию дисциплины. Разделы 1-3. Прохождение обучающего тестирования. Консультации у преподавателя.
См. Все главы уч.-метод. пособия,
конспект лекций,
А так же [4]
Итого по разделу 3
20 часов
Приложение 4 к рабочей программе дисциплины «Философия»
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление