Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Идею благоговения перед любой формой жизни




Идею ненасилия;

В буддизме также разрабатывалась логическая и гносеологическая проблематика. По мнению буддолога Л. Мялля, теорию познания буддизма можно свести к трем уровням знания, каждому из которых соответствует своя логика: низшему уровню неведения (авидья) соответствует двузначнаялогика; уровню относительного, различающегося знания (виджняна) – многозначная; высшему уровню праджни - интуиции соответствует металогика или логика неопределенности (1, с. 28).

А вот вопросы мироустройства в буддизме практически не разрабатывались, поэтому онтологию буддизма именуют негативной. Когда Будде задавали вопросы: безначален ли мир или имеет начало, конечен или бесконечен, какова природа Абсолюта и пр., то он либо отмалчивался, либо отвечал, что эти вопросы пусты. Будда отказывался отвечать на онтологические вопросы, мотивируя это тем, что «его не интересует, откуда прилетела стрела (т.е. откуда взялось страдание), но интересует, как эту стрелу вытащить». Современный буддизм отрицает и Бога, и даже наличие у человека души, но тем самым отдает человеку власть над собственной судьбой, делая творцом самого себя.

Близким по духу к буддизму является другое неортодоксальное направление – джайнизм, основанное примерно в одно время с буддизмом легендарным странствующим проповедником Вардхаманой, прозванным затем Махавирой («Великим героем»). Философия джайнов отвергает бытие Бога, утверждает реальность внешнего мира, верит в наличие множества первичных субстанций. При этом все живое (джива) признается единым и высшим по сравнению с неживой материей (адживой), поэтому центральной чертой джайнизма является сострадание ко всем существам и принцип ахимсы – непричинения вреда живому.

Цель джайнизма довольно традиционна для Индии – избавление от кармы, освобождение дживы от материи и достижение освобождения (мокши). Последнее достижимо посредством истинной веры, истинного познания и праведной жизни. Члены общины джайнов (миряне) должны выполнять пять основных обетов: не вредить живому, не красть, не лгать, не прелюбодействовать, не стяжать.

Чарвака (санкср. «чарв» -- есть, жевать; «чару» -- приятный, доходчивый; «вак» -- слово) – единственное последовательно материалистическое учение не только в Индии, но, пожалуй, и на всем Востоке. Нередко чарвака отождествляется с локаятой (букв.: учение, «направленное на этот мир»), более древнего происхождения, возникшей примерно в середине I тысячелетия до н.э. Сочинения сторонников этих учений не сохранились.

Чарвака (как и локаята) отрицает бытие Бога и души, потустороннего мира, закона кармы и считает существующим и познаваемым лишь то, что воспринимается органами чувств. В области этики чарвака отличается нигилизмом, поскольку понятия добра и зла признает иллюзорными, созданными воображением людей. Отсюда следовало отрицание обрядов, аскетизма, и утверждение целью человеческой жизни наслаждения.

 

ВЫВОДЫ по 2 вопросу:

 

1. Мы с вами выяснили, что в истории индийской философии было два периода – ведический период, когда складывались основные философские понятия индийской мысли, и период философских сутр, когда бурно развивались многочисленные философские школы, главные из которых – веданта, йога, санхья, буддизм, чарвака (локаята).

2. Центральные философские понятия индийской мысли – это, во-первых, Брахман – синоним материальной субстанции, из которой возникают и куда уходят все вещи, во-вторых, Карма – как совокупность поступков и их последствий, определяющих характер нового рождения человека, Нирвана (Мокша) – высшее безмятежное состояние, цель человеческих стремлений.

3. Наконец, подытоживая разговор об древнеиндийской философии, отметим её основополагающие идеи. По мнению известного историка индийской философии Д.М. Датты, они сводятся к следующим:

1) философия существует для жизни, её истины должны быть практичными, эффективными;

2) важнейшие ценности, к которым должен стремиться человек, следующие: моральная чистота, контроль за собственным телом и духом, совершенствование самого себя с целью поднять до совершенства и весь мир;

3) все существа, вся природа едины, а потому нуждаются в заботе, охране, уважении;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 255; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.