Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Короткая уздечка верхней губы 2 страница




Хейлопластику проводят на втором полугодии жизни ребенка, не позднее1-го года жизни (при отсутствии противопоказаний к операции), а уранопластику, как правило, поэтапно: от 1 года до2-х лет оперируют мягкое небо, в возрасте от 2,5 до 5 лет – твердое небо. При проведении уранопластики необходимо учитывать не только возраст ребенка, но и тяжесть врожденного порока развития, общее физическое и психическое состояние ребенка, наличие сопутствующей патологии, социально-бытовые условия, возможность проведения ортодонтического, логопедического лечения и др. Целью хейлопластики является восстановление правильной анатомической формы верхней губ и носа, что будет способствовать нормализации всех нарушенных функций и ликвидации эстетических дефектов. Для этого в момент операции необходимо ушить расщелину губы, удлинить ее, исправить деформацию носа. Коррегирующие операции на верхней губе по неудовлетворительным функциональным и анатомическим результатам проводят в возрасте 4-6 лет, а по устранению выраженных деформаций носа по эстетическим показаниям не ранее 12-14-летнего возраста ребенка. Целью уранопластики является ушивание расщелины неба на всем протяжении, удлинение мягкого неба, сужение среднего отдела глотки. Показанием к коррегирующим или повторным операциям на небе являются неудовлетворительные отдаленные результаты лечения (всевозможные послеоперационные дефекты неба, значительное укорочение мягкого неба и связанные с этим речевые нарушения). Комплексное лечение детей с расщелиной губы и неба включает не только хирургическое лечение, но и активное обучение речи у логопеда. Курс занятий у логопеда разделяется на два периода: дооперационный и послеоперационный. Начинать занятия у логопеда необходимо в 2-2,5-летнем возрасте ребенка.

В дооперационном периоде задача логопеда состоит в постановке диафрагмального дыхания, тренировке речевого выдоха, гимнастике речевых органов и др. У маленьких детей обучение должно основываться на игре, вызывающей интерес и любопытство. Сами занятия должны быть не утомительны. Проводиться они могут как индивидуально, так и коллективно.

Большинство специалистов считают, что начинать исправление речи у детей с врожденными расщелинами губы и неба следует с раннего детского возраста (1-2 года) и никак не позже 2-2,5 года (до появления осознанной речи), так как у детей в этом возрасте патологические навыки менее устойчивы, чем у старших детей, а это значит, что их легче исправить или переучить. Кроме того, логопедические упражнения в раннем детском возрасте (до операции на небе) укрепляют мышцы глотки и мягкого неба, что обеспечивает лучший результат после операции. В противном случае с возрастом из-за отсутствия нормальной функциональной нагрузки происходит атрофия мышц мягкого неба и верхнего сжимателя глотки, что негативно влияет на нормализацию функции речи в последующем. Логопедическое обучение необходимо начинать с общего обследования ребенка логопедом, ортодонтом, педиатром и отоларингологом для установления общего развития ребенка, выявления аномалий зубочелюстной системы и болезней ЛОР-органов. Перед началом занятий показана санация ЛОР-органов.

Как известно, для правильного формирования речи большое значение имеет координация движений языка, губ и гортани. У детей с врожденными расщелинами губы и неба неправильная артикуляция, т.е. координация этих движений и неправильный речевой (фонематический) слух. При лечении детей с этой патологией начинают прежде всего с ликвидации палатофонии, т.е. утечки воздуха через нос. Устраняют палатофонию путем дыхательных упражнений. Лечение этого порока очень сложное и требует значительных усилий от логопеда и ребенка. Главная задача при этом - создание условий для прохождения голосовыдыхательной струи воздуха через рот, за исключением звуков "м" и "н". Кроме того, необходимо выработать у ребенка способности самому дифференцировать гнусавое произношение от негнусавого.

Первые уроки отводятся для гимнастики речевых органов: мимических мышц, губ, языка, мягкого неба и глотки, а также постановки диафрагмального дыхания (надувание щек, выдувание мыльных пузырей, всевозможные движения языком, громкое произношение звука "а" и др). Это достигается путем занятий перед зеркалом 5-6 раз в день. После освоения гимнастических упражнений для речевых органов начинается постановка звуков.

Постановку (артикуляцию) отдельных звуков речи многие рекомендуют начинать с периода формирования осознанной речи (с 4-х лет) путем проведения индивидуальных занятий. Как показывает опыт, у многих детей с врожденными расщелинами губы и неба уже до операции можно достичь внятной речи и в значительной степени уменьшить гнусавость (ринолалию). Кроме того, приобретенные на дооперационном этапе навыки сохраняются и активно используются после операции, что облегчает и значительно сокращает послеоперационное логопедическое обучение.

В послеоперационном периоде, через 2-3 недели после операции на небе, занятия с логопедом следует продолжить. На этом этапе начинают с массажа и миогимнастики мягкого неба, осуществляют постановку и закрепление отдельных звуков, восстанавливают фонематический слух и закрепляют правильные речевые навыки. Оценивая результаты хирургического лечения детей с врожденными расщелинами губы и неба, а также перспективы логопедического обучения, следует подчеркнуть, что хорошая анатомическая форма неба и особенно длина мягкого неба - неотъемлемое условие для нормализации функции речи. Особенно важна именно степень удлинения мягкого неба для того, чтобы возникал небно-глоточный затвор (соприкосновение заднего края мягкого неба с задней стенкой глотки) и не происходила утечка воздуха через нос во время произношения звуков речи.

Вся логопедическая работа проводится перед зеркалом, что позволяет быстрее выработать правильную артикуляцию (положение речевых органов при произношении данного звука). Для достижения цели кроме зрительного используют и слуховой анализатор для того, чтобы ребенок правильно слышал свою и чужую речь. Нужное положение губ, языка и челюстей часто устанавливают с помощью шпателя или пальцами. В конечном итоге постепенно закрепляется условный рефлекс правильного произношения.

Произношению гласных звуков дети обучаются легко после объяснения положения губ и языка. Постановка согласных звуков более сложна, особенно "р", "л", "з". Звуки "с" и "з" чаще всего нарушаются из-за аномалий зубо-челюстной системы (зубные звуки), звуки "п", "б", "м" - губные звуки.

После обучения отдельным звукам дети осваивают отдельные слова и даже фразы. Начинают обычно с более легких для усвоения звуков, что способствует возникновению интереса к обучению. В последующем начинается обучение больного выразительному чтению текста. Логопедическое обучение должно заканчиваться после того, как ребенок выработает автоматическое произношение в обычной разговорной речи. Значительную работу по логопедическому обучению и закреплению полученных речевых навыков должны проводить родители и родственники ребенка как на дому, так и во время индивидуальных занятий с логопедом.

Длительность курса обучения различна и зависит от возраста, интеллекта и общего развития ребенка, а также от тяжести врожденного порока и качества проведенных операций. Тем не менее именно упорство логопеда, родителей и ребенка, наряду с качеством оперативного вмешательства, - основные условия успеха. Следует напомнить, что при систематических занятиях с логопедом уже через 3-6 месяцев после операции можно выявить первые результаты проведенной работы по нормализации функции речи.

Дети с врожденными расщелинами верхней губы и неба в подавляющем большинстве случаев могут и должны посещать обычный детский сад (речевую или логопедическую группу) и общеобразовательную школу, что благоприятно сказывается на их общем и психическом развитии. Активными помощниками логопеда в этих случаях должны быть школьные педагоги и воспитатели детских садиков. В некоторых случаях при задержке психического развития ребенка ему показано лечение у психоневролога или у психотерапевта. Это может предотвратить тяжелые психические нарушения, возникающие на почве комплекса неполноценности.

В заключение следует подчеркнуть, что логопедическое обучение детей с врожденными расщелинами верхней губы и неба должно быть неотъемлемой частью комплексного лечения этих детей и проводиться как до, так и после хирургического вмешательства.

В послеоперационном периоде занятия с логопедом необходимо продолжить. Длительность курса обучения различна и зависит от возраста, интеллекта, общего развития ребенка, тяжести врожденного порока, результатов операции. Упорство логопеда, родителей и ребенка – основные условия успеха. Дети с расщелиной губы и неба могут и должны посещать детский сад (логопедическую группу), общеобразовательную школу. При задержке психического развития ребенка показано лечение его у психоневролога. Неотъемлемой частью комплексного лечения ребенка с расщелиной губы и неба является ортодонтическое лечение, которое проводится в до- и послеоперационном периоде, так как у таких детей имеются аномалии со стороны зубов, зубных рядов и прикуса. Задачи ортодонтического лечения состоят в создании условий для оптимального вскармливания ребенка в период новорожденности и грудном возрасте, устранении недоразвития верхней челюсти путем изготовления всевозможных аппаратов, устранении аномалий со стороны зубов, предупреждения развития вторичных деформаций челюстей, зубопротезирование по функциональным и эстетическим показаниям.

Организационным методом работы с группой детей с расщелиной губы и неба должна быть диспансеризация, так как дети с такой патологией нуждаются в длительном, систематическом и динамическом наблюдении и активном лечении у группы специалистов. Для решения этих вопросов создаются лечебно-консультативные центры по лечению и реабилитации детей с расщелинами губы и неба. Задачи лечебно-консультативных центров: учет всех детей с расщелиной губы и неба; оказание консультативной и профилактической помощи этим детям; своевременное и эффективное хирургическое лечение; ортодонтическое лечение имеющихся аномалий зубов и челюстей и предотвращение вторичных деформаций зубочелюстной системы; логопедо-фониатрическое лечение; обеспечение нормального общего физического и психического развития ребенка в целом. Реабилитация детей с расщелиной губы и неба должна осуществляться с момента рождения ребенка и продолжаться после 15 лет до восстановления эстетики лица, восстановления или максимально возможной компенсации нарушенных в результате патологии функций организма и адаптации этих больных в обществе.

Как известно, продолжительность и объем реабилитационных мероприятий зависит не только от возраста ребенка, но и от тяжести врожденной патологии (диагноза). В зависимости от этого можно выделить 5 групп детей с врожденными расщелинами губы и неба:

I группа - дети с изолированными расщелинами верхней губы. Эти дети, кроме хирургических вмешательств, иногда нуждаются в ортодонтическом лечении.

II группа - дети с изолированными расщелинами мягкого неба. Эти дети нуждаются в хирургическом лечении и логопедическом обучении. В отдельных случаях им требуется ортодонтическое лечение.

III группа - дети с изолированными расщелинами мягкого и твердого неба. Эти дети нуждаются в хирургическом и логопедическом лечении и, как правило, в ортодонтическом лечении.

IV группа - дети со сквозными расщелинами губы и неба. Все дети этой группы нуждаются в хирургическом, логопедическом и ортодонтическом лечении, а также в зубопротезировании и санации ЛОР-органов.

V группа - дети с врожденными расщелинами губы и неба и сопутствующими поражениями ЦНС. Этим детям проводится хирургическое лечение. Другие виды лечения проводятся по индивидуальным показаниям. Это значит, что реабилитация этих больных должна осуществляться и после 15 лет с привлечением большой группы специалистов, конечная цель работы которых (с учетом усилий и самого больного) - восстановление эстетики лица, восстановление или максимально возможная компенсация нарушенных в результате заболевания функций организма и адаптация больных в обществе.

К врожденным порокам развития отдельных анатомических образований челюстно-лицевой области и полости рта относятся аномалии уздечек губ и языка. Как правило, порок развития заключается в том, что уздечки короткие или аномально (низко или высоко) прикреплены.

При данной патологии постоянное натяжение мягких тканей во время функций может привести к хронической травме, анемизации и нарушению трофики тканей с последующим развитием воспалительных процессов со стороны пародонта. Кроме того, короткие уздечки часто - причина некоторых функциональных нарушений и зубочелюстных аномалий у детей.

Патология в детском возрасте встречается очень часто. С полным основанием можно сказать, что операция пластики короткой уздечки губы или языка (кроме операции удаления зуба) является наиболее частым плановым оперативным вмешательством в хирургическом кабинете детской стоматологической поликлиники.

Уздечка верхней губы - это складка слизистой оболочки, разделяющая свод преддверия полости рта по средней линии. При короткой уздечке верхней губы основная причина обращения больных к врачу - эстетический недостаток: наличие диастемы между центральными резцами на верхней челюсти. Гораздо реже дети обращаются с жалобами на наличие воспалительно-дистрофических явлений в пародонте центральных резцов.

Аномалии уздечек губ и языка относятся к врожденным порокам развития челюстно-лицевой области, которые могут привести к хронической травме, нарушению трофики тканей периодонта, некоторым функциональным нарушениям (сосания, глотания, речеобразования) у детей. Пороки развития уздечки языка характеризуются уменьшением длины, нетипичным местом прикрепления, а также изменением ее толщины. Она может быть представлена как складкой слизистой оболочки (тонкая уздечка), так и плотными тяжами с вплетением соединительнотканных и мышечных волокон.

В норме уздечка языка прикрепляется на 1-1,5 см ниже его верхушки. Вторая точка прикрепления − в области дна полости рта по срединной линии за подъязычными сосочками. Чаще аномалии уздечки языка проявляются прикреплением ее в нетипичном месте, значительной выраженностью тяжа и уменьшением длины вплоть до сращения с дном полости рта. Все это ограничивает движения, вызывает неподвижность (контрактуру) языка и неестественное расположение его. При короткой уздечке языка есть 2 варианта ее прикрепления:

1) к верхушке языка и тканям дна ротовой полости кпереди от подъязычных
сосочков;

2) к верхушке языка и альвеолярному отростку.

Жалобы родителей разные и зависят от возраста ребенка:

1.С первых дней жизни ребенка на нарушение акта сосания. Одно кормление продолжается 50-60 мин, ребенок устает, плачет, засыпает возле груди, глотает много воздуха. Часто младенцев с короткой уздечкой языка переводят на искусственное вскармливание, поскольку они отказываются сосать грудь.

2.В возрасте 6-9 мес − на заметное отставание в росте фронтального участка нижней челюсти при наличии соединительнотканных и мышечных элементов в уздечке языка.

3.В 5-6 летнем возрасте − на нарушение произношения (чаще дети не произ носят буквы "р" с "л").

4.В 7-9 летнем возрасте − на неправильное расположение фронтальных на нижней челюсти, нарушение прикуса, а при прикреплении уздечки к десневому краю нижней челюсти возникают жалобы на воспаление слизистой десен в участке фронтальных зубов, кровотечение из десен при чистке зубов и еде иногда возможен разрыв уздечки (при активных движениях языком), тогда жалобы на кратковременное кровотечение и боль в месте разрыва уздечки.

Клиника. У младенцев уздечка языка представлена лишь слизистой оболочкой, поэтому она тонкая и короткая. У детей более старшего возраста при осмотре ротовой полости − язык обычных размеров, движения его ограничены. Кончиком языка коснуться нёба и облизать верхнюю губу ребенок не может, а при попытке сделать это может определяться раздвоение кончика языка. Уздечка языка чаще короткая, представленная плотным соединительнотканным тяжем или дубликатурой слизистой оболочки, места прикрепления ее смещены кнаружи. Иногда она практически отсутствует, то есть язык приращен к тканям дна полости рта, что вызывает его контрактуру. С возрастом определяется деформация фронтального отдела нижней челюсти, неправильное расположение зубов в этом участке, дистальный прикус. Нередко в участке названной группы зубов выражены явления локального пародонтита кровоточащие и отстающие от шеек зубов отечные десны, зубодесневые карманы с налетом и неприятным запахом и т. п.

Лечение. Оперативное вмешательство, при невозможности сосания, необходимо проводить в условиях родильного дома или в периоде новорожденности, либо в возрасте 3-4 лет по функциональным (речевым) показанием, либо по морфологическим показаниям (патология прикуса) у детей более старшего возраста. Все дети после пластики уздечки языка нуждаются в миогимнастике для мышц языка с целью восстановления подвижности кончика языка и нормализации нарушенных функций. С этой же целью проводится логопедическое лечение, при нарушении прикуса показано ортодонтическое лечение.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 650; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.