Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Речь детей раннего, преддошкольного и дошкольного возраста. 10 страница




методы исследования в методике русского языка: методический эксперимент – поисковый (ориентирующий); констатирующий (так называемые «срезы»); формирующий, или обучающий; контрольный. Эксперимент может протекать в обычных, естественных условиях работы учителя и в лабораторных, более строгих, специально организованных условиях. Метод наблюдений, изучение и обобщение передового опыта учителей и коллективов. Метод бесед с учащимися, анкетирование и интервью, беседы с учителями, родителями – метод экспертных оценок (эксперты – учителя). Изучение школьной документации – тетрадей учащихся, журналов, дневников учителей и пр. Изучение истории – методического наследства. Изучение применимости тех или иных лингвистических, психолингвистических или психологических теорий к обучению языку и пр.

методы обучения русскому языку – способы взаимодействия учителя и учащихся при руководящей роли учителя, направленные на достижение целей обучения. Различаются М. о. общие – их разрабатывает дидактика – и методы частные. И те, и другие М. о. р. я. представляют собой комплексные последователи-

 

Микротема

ности учебных действий учителя и учащихся. Пример классификации М. о. в дидактике, по Ю. К. Бабанскому: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (рассказ учителя, лекция, беседа, демонстрация, проблемно-поисковые методы и пр.); методы стимулирования учебной деятельности школьников (мотивация, формирование познавательного интереса, дидактические игры, диспуты и пр.); методы контроля и самоконтроля в обучении (устный опрос, письменный, машинный и пр.). А. В. Текучев выделяет следующие М. о. русскому языку: слово учителя, беседа, лекция; анализ языка (наблюдения, грамматический разбор и пр.); грамматико-орфографические упражнения и пр. Л. П. Федоренко подразделяет М. о. на методы теоретического изучения языка, теоретико-практические (разбор различных видов) и практические методы обучения речи. Традиционно сложившиеся М. о. по отдельным разделам обучения: коммуникативный метод обучения; звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте; имитационный метод обучения неродному языку; метод объяснительного чтения (в начальных классах). Отдельные авторы разрабатывали М. о. по разделам курса: М. о. орфографии – М. В. Ушаков, Н. С. Рождественский; М. о. пунктуации – Г. И. Блинов; методы внеклассной работы – Н. Н. Ушаков.

Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе. – М., 1980. – § 5; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982; Бабанский Ю. К. Методы обучения//Педагогика. – М., 1983; Львов М. Р. Методы развития речи учащихся // Рус. яз. в школе. – 1985. – № 4.

микротема (подтема) – тема не всего произведения литературы, школьного сочинения и т. п. текстов, а его части. Обычно М. соотносят со сложным синтаксическим целым (см.), существенным признаком которого, наряду с наличием внутренних грамматических связей, является его тематическое единство. М. сложного синтаксического целого – часть большой темы, рисующая деталь общей картины. М. отражает содержание нескольких самостоятельных предложений большого текста, связанных одной мыслью. В практических пособиях по методике обучения связной речи М. нередко называют не только тему компонента текста, но и сам отрывок текста: «разделить текст на микротемы». М. обычно соответствует одному пункту в плане сочинения. В методике обучения сочинениям М. используется как средство углубленной, детальной отработки учащимися структуры текста сочинения.

Лит.: Китаев Н. Н. Критерии анализа ученических сочинений. – М., 1961; Лосева Л. М. Как строится текст. – М., 1980; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., 1983.

 

Монолог

 

минимум орфографический и пунктуационный – совокупность навыков правописания, обязательных для грамотного человека. Критерием М. о. и п. служат реальные возможности школы и практические потребности ее выпускника. Основные пособия, определяющие М. о, и п.: «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 1956), «Орфографический словарь русского языка» (М., 1974). В М. о. и п. не включаются трудные случаи орфографии и пунктуации, малоупотребительные и устаревшие слова, специальные термины, аббревиатуры и пр. В методике русского языка разрабатываются и другие М. о. и п., ориентированные на возможности отдельных ступеней обучения. Так, например: Текучев А. В. Об орфографическом и пунктуационном минимуме для средней школы. – М., 1976; Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1985.

модели учебные в курсе русского языка – средство обобщения изученного материала, схема явления, выявляющая его структурные элементы и связи. В курсе русского языка используются М. словообразовательные, М. простых и сложных предложений и пр. М. – форма усвоения знаний: учащиеся, усваивая общие признаки явления, формируют в своем сознании его модель, с которой впоследствии сравнивают новые явления. Таковы модели слога, фонемы, предложения, а позже – модели глагола, имени прилагательного, наречия и пр. Модели могут быть изображены наглядно. Так, модель состава слова: приставка – корень – суффикс – окончание. Модель сложноподчиненного предложения:

 

Модели могут иметь большую или меньшую степень обобщения, например модель сложного предложения – и модель сложносочиненного предложения с союзом но. Самостоятельное составление схем-моделей – одно из средств повышения познавательной активности учащихся.

монолог – речь одного лица. М., как правило, значительное по объему высказывание, имеющее тему, композиционную структуру, главную мысль, следовательно, М. требует от говорящего (пишущего) некоторой подготовленности, волевых усилий, плана высказывания. Этим М. отличается от диалога, в котором каждая реплика вызывается ситуацией и репликами собеседников. М. бо-

 

Морфемный анализ 116

лее трудный для учащихся вид речи по сравнению с ситуативной речью – диалогом. В сущности, вся система развития речи учащихся направлена на овладение М.: пересказы прочитанного, рассказы, доклады, сочинения различных типов, изложения. Иногда используется термин монологическая речь в том же значении, что и М.

морфемный анализ – выделение морфем в словах. Морфема – минимальная значимая часть слова: корень, приставка, суффикс, постфикс, интерфикс, префиксоид, окончание. Поскольку морфемы служат средством образования новых слов, М. а. смыкается со словообразовательным анализом; поскольку с их помощью образуются формы слов, можно говорить о морфологическом анализе. М. а. может быть определен как грамматико-орфографическое упражнение аналитического типа. Служит средством внутри-предметных связей, так как связывает в работе учащихся уровни языка: фонологический, морфологический, словообразовательный, лексический. М. а. проводится во всех классах, усложняясь по мере изучения новых тем по составу слова и словообразованию. Наибольшую трудность у учащихся вызывают элементы фонетического анализа, вплетающиеся в М. а., особенно в тех случаях, когда есть чередование, звук [j] и т. п.

Лит.: Текучев А. В. Методика грамматического разбора. – М., 1953; Кубрякова Е. С. Основы морфологического анализа. – М., 1974.

морфологические ошибки учащихся – вид грамматических ошибок. М. о. у. состоят в нарушении образования грамматических форм, искажении морфологического состава слов (чаще всего под влиянием диалекта, просторечия, по аналогии с образованием форм других слов, а при изучении русского языка как неродного под влиянием интерференции родного языка). Неправильное образование падежных форм, формы числа, формы спряжения глагола «инженера», вместо инженеры, «бежат» вместо бегут; «путью» вместо путем и пр.; введение лишнего суффикса или утрата необходимого: «выстрельнул» вместо выстрелил; «нет время» вместо нет времени; утрата постфикса: «трудящие» вместо трудящиеся и др. Подобные ошибки иногда называют стилистическими; такое название можно считать оправданным лишь в том случае, когда ошибка вызвана смешением стилей, неудачным выбором формы. В практике школы М. о. у. допускаются по другой причине – она указана выше. Нередко также М. о. у. называют те орфографические ошибки, которые могут быть проверены и исправлены на морфологической основе, например проверка написания окончаний (безударных) имен существительных.

Лит.: Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

 

117 Морфологические упражнения

морфологические умения учащихся – составная часть умений по русскому языку при завершении курса в VIII классе (в современных программах разработаны перечни умений для каждого класса; курс морфологии заканчивается в VI классе). Учащиеся должны уметь: распознавать части речи, определять их признаки и формы; производить морфологический разбор слов и их сочетаний в предложении, определяя их синтаксическую роль; находить в толковом словаре справки о формах изменения слов; правильно образовывать формы всех частей речи; правильно и уместно использовать в собственной речи все части речи и их формы в соответствии со стилем и типом создаваемого текста; обосновывать с точки зрения морфологии орфографию, решение конкретных орфографических задач в тех случаях, когда морфологические обоснования необходимы; морфологически обоснованно совершенствовать, править текст: устранять ошибки и недочеты в образовании форм слов, исправлять ошибки правописания и т. п.; оценивать собственный и чужой текст с точки зрения разнообразия используемых морфологических средств, правильности с точки зрения коммуникативной целесообразности выбора морфологических средств языка.

Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс – М., 1980; Обучение русскому языку в 4 классе. – М., 1985; Обучение русскому языку с 5 – 6 классах. – М., 1986; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку, – М., 1986.

морфологические упражнения: выявление морфем в составе слова, морфемный анализ слова; морфологический разбор слов, словоформ; определение части речи, рода, числа, падежа, типа склонения – для склоняемых слов, времени, лица, спряжения – для спрягаемых и т. п. Определение морфологической основы проверки орфограмм. Связь морфологических упражнений с синтаксическими: выявление связей между словами в словосочетании, в предложении и морфологических средств, определяющих эти связи; установление морфологических средств в выражении значений слова, его форм, словосочетаний, предложений. Это – аналитические М. у. Синтетические М. у.: образование морфологических форм слов: их изменение по числам, падежам, родам, временам, наклонениям, лицам и пр.; построение таблиц склонений, спряжений и пр.; образование всех возможных форм той или иной части речи (например, образовать все формы глагола статьстановиться); употребление слов, тех или иных частей речи, а также словоформ в словосочетаниях, в предложениях и в тексте – в том числе и в свободной самостоятельной речи, в сочинении. Обнаруживание ошибок (недочетов) в образовании или в употреблении морфологической формы, в использовании ее в тексте; исправление обнаруженной ошибки (недочета).

 

Морфологический принцип орфографии

Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – М., 1980; Обучение русскому языку в 4 классе. – М., 1985; Обучение русскому языку в 5 – 6 классах. – М., 1986.

морфологический принцип орфографии – основной принцип русского правописания. По М. п. о. определяется единообразное написание значимых частей слова: приставок, корней, суффиксов, окончаний, несмотря на различные особенности их произношения. Орфограммы, проверяемые по М. п. о., требуют опоры на анализ морфологического состава слова, на быстрое решение задач, связанных с определением части речи, типа склонения, падежа и пр. Тот факт, что по М. п. о. пишется подавляющее большинство слов русского языка, определяет в методике русского языка грамматико-орфографическую работу. См. также статью Методика орфографии.

Лит.: Рождественский Н. С. Свойства русского правописания как основа методики его преподавания. – М., 1960.

морфология в курсе русского языка – наиболее значительная его часть: части речи, изменение слов, состав слова. М. в к. изучается с I по VI (VII) класс: начальные классы – подготовительный курс (первый концентр), затем в IV – VI (V – VII) классах изучаются темы «Имя существительное» (общие сведения, склонение, словообразование), «Имя прилагательное» (склонение, краткие прилагательные, степени сравнения, образование), «Имя числительное» (общие сведения, разряды, склонение), «Местоимение» (общие сведения, разряды, склонение), «Глагол» (общие сведения, виды, спряжение, переходность, наклонения, образование глаголов, причастия, деепричастия), «Наречие» (общие сведения, образование, степени сравнения), «Предлог», «Союз», «Частицы», «Междометия». Весь материал по М. в к. р. я. тесно связан с орфографией, служит ее основой: правописание суффиксов разных частей речи, правописание безударных падежных окончаний и личных окончаний глаголов I и II спряжений, не и ни с различными частями речи и пр. Структура курса М. такова, что она позволяет организовать изучение М. на синтаксической основе и осознать учащимся функциональную роль средств М.: так, лишь в предложении и в словосочетании становятся понятными значения падежных форм имен существительных, прилагательных и т. п. М. в ш. к. служит основой также для работы над культурой речи учащихся, над исправлением ошибок. В школе много внимания уделяется морфологическому разбору.

Лит.: Озерская В. П. Изучение морфологии на синтаксической основе. 4 класс. – М., 1978; 5 класс. – М., 1979; 6 класс. – М., 1980; Тростенцова Л. А. Методика морфологии // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1983. – С. 72 – 96.

 

119 Навыки учащихся по русскому языку

 

Наблюдение – один из методов обучения. Состоит в организации планомерного, целенаправленного восприятия учащимися явлений, в частности – языковых явлений, фактов. Н. организуется по определенному плану, в ходе беседы, где вопросы учителя дают направление Н. Н. индуктивное: в процессе Н. накапливаются факты, выделяются признаки явления, предмета, они обобщаются, делается вывод; Н. дедуктивное: до Н. формулируется гипотеза, а в процессе Н. накапливаются факты, подтверждающие или опровергающие гипотезу, затем следует вывод. Н. сочетается с беседой, словом учителя, упражнениями.

наблюдения над языком – вид языкового анализа, состоящий в обнаруживании учащимися в тексте тех или иных изучаемых языковых явлений, в их комментировании, обобщении, использовании в собственной речи, в прослеживании изменений средств языка в зависимости от задач высказывания. Н. над я. служат основой исследовательской работы учащихся, вывода закономерностей, определений, правил. В 20-е годы XX в. Н. над я. объявлялись единственным, универсальным методом изучения языка, но оказались непосильными для учащихся, особенно в младших классах, и не могли не привести к неудовлетворительным результатам. В современной методике Н. над я. используются наряду с другими методами, рассматриваются как один из видов работы учащихся.

наборное полотно – пособие, используемое главным образом в I классе в период обучения грамоте. Представляет собой планшет, на котором учащиеся расставляют карточки с напечатанными на них буквами. Служит для выполнения синтетических упражнений – для составления слогов, слов, предложений. Вырабатывает у учащихся умения в области соотнесения звуков и букв, формирует орфографическую зоркость. Н. п. используется как на доске для всего класса, так и каждым учеником на парте, индивидуально.

навыки учащихся по русскому языку – автоматизированные действия, вырабатывающиеся в результате длительных организованных упражнений. У учащихся формируются Н.: восприятия речи, или аудирования; устной речи, или говорения: выбор слов, образование необходимых грамматических форм, построение, предложений, звуковое оформление речи; письма – достаточно быстрого, каллиграфически и орфографически правильного; чтения – достаточно быстрого, правильного, сознательного и выразительного. Все эти Н. находятся в сфере внимания учителя русского языка в школе. Языковые Н. относятся к числу илтеллектуаль-

 

Наглядность в обучении русскому языку 120

ных Н., их особенностью является то, что они никогда не достигают полной автоматизации, контроль сознания в них играет существенную роль. Неправильно было бы, однако, говорить о Н. грамматического разбора, решения задач, составления плана или письма сочинения: эти виды учебной деятельности учащихся не автоматизируются {автоматизируются лишь отдельные элементы действия), в них содержится всегда элемент нового, разрешение проблемной ситуации.

Лит.: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958; Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960; Жуйков С. Ф. Формирование орфографических действий. – М., 1965; Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М., 1972; Алгазина Н. Н. Формирование орфографических навыков. – М., 1987.

наглядность в обучении русскому языку – один из дидактических принципов, примененных к предмету «русский язык»; состоит в опоре на чувственное познание, в образовании у учащихся представлений и понятий на основе живого восприятия предмета и явлений, в данном случае – явлений языка. «Наглядным» материалом при этом служит в первую очередь сам язык – живая речь, звучащая и написанная, образец русской речи, как правило, художественные произведения, служащие материалом для наблюдений над языком, для анализа, упражнений. Поэтому в методике русского языка говорят о «слуховой наглядности», особенно при изучении фонетики, орфоэпии, интонаций, орфографии. При усвоении письма, орфографии существенную роль играет зрительная наглядность (см. статью Наглядные пособия по русскому языку). Средства обучения, реализующие принцип Н., различаются: по характеру материала – словесный и изобразительный, конкретные языковые единицы и их модели, схемы; по видам восприятия – зрительному, слуховому, зрительно-слуховому; по способам подачи материала – с помощью технической аппаратуры или без нее, в статике или в динамике; по организационным формам работы с ними – фронтальная работа на основе демонстрационных пособий и индивидуальная на основе раздаточного материала.

Лит.: Дашко Л. И. Наглядность при изучении русского языка в V – VIII классах. – М., 1965; Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М., 1983; Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

наглядные пособия по русскому языку – учебные пособия, позволяющие опираться на зрительные восприятия: таблицы – по фонетике, грамматике, лексике (например, таблицы гласных и согласных, таблицы склонений имен существительных и пр.), схемы, словарные плакаты для запоминания правописания слов, картины для бесед, рассказов и сочинений, портреты ученых

 

121 Научность в обучении русскому языку

и писателей, альбомы, а также экранные пособия – диа- и кинофильмы, слайды, телефильмы и пр. Средства наглядности делятся на: 1) средства зрительной наглядности: а) экранные: транспаранты, диапозитивы, диафильмы; б) печатные: демонстрационные карточки, картины, раздаточный материал; 2) средства слуховой и зрительно-слуховой наглядности: а) звуковые: магнитофонные записи, грампластинки; б) экранно-звуковые: кинофильмы и кинофрагменты, диафильмы со звуковым сопровождением.

Лит.: Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Она же. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984.

наречие в курсе русского языка – одна из тем. Изучается в VI (VII) классе: Н. как часть речи, степени сравнения Н., образование Н. (суффиксальный, префиксальный и другие способы), разряды Н., правописание Н. (слитное и раздельное, не и ни с Н., ь после шипящих, о и а в конце Н., дефис в Н.). Трудности усвоения Н.: отличие Н. от других частей речи и как следствие – слитное и раздельное написание; правописание отрицательных Н.; ь в Н.; дефис в Н. Практически все случаи правописания Н. для учащихся трудны, так как нет достаточно четких способов их проверки, много исключений, правописание Н. в значительной степени усваивается запоминанием. В речи учащихся Н. используются более или менее равномерно, на уровне 5 – 7% общего числа словоупотреблений с III по X (XI) класс. К старшим классам увеличивается употребление Н. образа действия, причины, цели, меры и степени; в младших чаще употребляются Н. места и времени.

Лит.: Обучение русскому языку в 5 – 6 классах. – М., 1986.

научность в обучении русскому языку – один из дидактических принципов, примененный к предмету «русский язык». Согласно принципу Н., учащимся даются только строго проверенные, определенные в современной науке положения; не допускается искажение материала во имя его доступности; вводятся термины, употребляемые в данной науке; усвоение основ науки строится с расчетом па дальнейшее его изучение на более высоком научном уровне. Так, школьный курс грамматики опирается на общепринятую научную грамматическую теорию, изложенную в академической грамматике (Грамматика русского языка: В 2 т./ Под ред. В. В. Виноградова и др. – М., I960) и дополненную некоторыми материалами из более новых источников. Примером привлечения в школьный курс научных источников могут служить элементы стилистики и теории текста в программах и учебниках 70 – 80-х годов, использование новых словарей, новых материалов по словообразованию и пр.

 

Начальное обучение русскому языку 122

начальное обучение русскому языку – подготовительный курс родного, русского языка. Состоит в обучении детей 6 – 10 лет чтению, письму, в развитии их речи (как устной, так и письменной). Развитие речи рассматривается как главная задача Н. о. в широком значении: выражение в речи своих мыслей, восприятие мыслей других людей. Н. о. дает также основы грамматики, орфографии, фонетики, графики, культуры речи. Программа по русскому языку «ступенчатая» (утверждена в 1986 г. Министерством просвещения РСФСР). По традиции, сложившейся в тот период, когда начальная школа представляла собою самостоятельное, законченное звено системы образования, Н. о. развивалось без достаточных связей с системой обучения в средних и старших классах; в настоящее время отрыв Н. о. от обучения в средней школе устраняется, происходит сближение этих ступеней, разрабатываются вопросы преемственности, создаются единые программы и единые методики обучения. В то же время нельзя не учитывать возрастной специфики Н. о.: задача Н. о. – вооружение учащихся умениями и навыками учебного труда – чтением, письмом, восприятием речи, говорением, умением участвовать в беседе, связно рассказывать на тему, выражать словесно результаты наблюдений; в начальных классах русский язык – единый предмет, из него не вычленяется литература; программа Н. о. характеризуется практической направленностью обучения, обучением технике письма, каллиграфии, чтения и пр. (См. статью Методика начального обучения русскому языку.)

Лит.: Основы методики начального обучения русскому языку / Под ред. Н. С. Рождественского. – М., 1965; Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах. – М, 1977; Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979; Львов М. Р., Рамзаева Т. Г., Светловская Н. Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах, – М., 1987.

негрубые ошибки (по орфографии и пунктуации) – согласно «Нормам оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» (утверждены в 1984 г.), ошибки, не имеющие существенного значения для характеристики грамотности; это ошибки на большую букву в составных наименованиях и в собственных именах нерусского происхождения; ы, и после приставок; трудные случаи различения не и ни (никто иной, как...не кто иной, как...); слитное и раздельное написание предлогов, не регулируемое правилами; пропуск одного из сочетающихся знаков препинания, неправильный выбор знака и пр. Н. о. также считаются ошибки в исключениях из правил; повторяющиеся однотипные ошибки считаются 3 за 1, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно. Н. о. считаются также ошибки в редких, малоупотребительных словах. Описки, пропуски букв в V – IX классах не учитываются, в III – IV классах учиты-

 

123 «Нормыоценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку»

ваются как негрубые, в I – II классах – как грубые. При оценке диктанта и других письменных работ учащихся две негрубые ошибки считаются за одну.

Лит.: см. статью Ошибки учащихся.

недочеты речевые – такие недостатки речи, которые не связаны с нарушением правил, требований языковой нормы. Н. р. – это нарушения требований коммуникативной целесообразности, неудачи школьника в поисках средств выразительности речи: повторы слов, употребление лишних слов, неуместное употребление эмоционально окрашенных слов, штампы, неудачный порядок слов, бедность и однообразие синтаксических конструкций, нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм и т. п. Н. р. обычно считаются менее грубыми недостатками речи, чем речевые ошибки; однако и Н. р. могут привести к искажению смысла высказывания, затрудняют общение. (См. статью Речевые ошибки учащихся.)

Лит.: Капинос В. И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980, Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

норма языковая в школе – принятые в литературной речи, в речевой практике образованных людей правила произношения, словоупотребления, образования грамматических форм и построения синтаксических конструкций, использования вариантных средств языка, а также на письме – орфографии и каллиграфии. Н. я. противостоит просторечию, диалектам, жаргонам, в том числе детскому языку дошкольников, имеющему свойства, не укладывающиеся в рамки нормы. Н. я. консервативна, хотя и изменчива. Все школьное обучение языку – это обучение Н. я., а также умению разграничивать речь нормированную и речь, не подчиненную норме. Нарушение Н. я. считается ошибкой (орфографической, орфоэпической, синтаксической, морфологической и т. д.). Овладение Н. я. является обязательным для всех; ее усвоение создает основу для развития культуры речи. Усвоению Н. я. способствуют курсы грамматики, орфографии, курс русского языка в целом, а также словари и справочники.

Лит.: Ицкович В. А. Языковая норма. – М., 1968; Актуальные проблемы культуры речи / Под ред. В. Г. Костомарова, Л. И. Скворцова. – М., 1970; Горбачевич К С. Нормы современного литературного языка. – М., 1981.

«Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» – документ, утвержденный Министерством просвещения РСФСР (приказ № 234 от 3 сентября 1984 г.). Обеспечивает единство требований к учащимся. Имеет разделы: оценка устных

 

Обобщение знаний по русскому языку 124

ответов учащихся; оценка диктантов; оценка сочинений и изложений; оценка обучающих, работ; выведение итоговых оценок.

 

 

обобщение знаний по русскому языку – методический прием работы, опирающийся на мыслительную операцию обобщения и позволяющий добиваться понимания структурных отношений в языке. Так, обобщение различных словообразовательных моделей, выявляемых в процессе морфемного и словообразовательного анализа, позволяет вывести обобщенные закономерности словообразования; обобщение отдельных правил правописания -н- и -нн- в суффиксах разных частей речи позволяет учащимся самостоятельно составить обобщенные правила и пр. Методические формы О. з. по р. я.: составление таблиц обобщающего типа, доклады учащихся, построение алгоритма и т. п. Для О. з. по р. я. используются обобщающие уроки.

Лит.: Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. – М., 1988.

обобщение передового педагогического опыта – специально организованная методическая работа, проводимая органами народного образования, институтами усовершенствования учителей, Академией педагогических наук, педвузами, а также самими учителями – авторами опыта. Цель О. п. п. о. – выявление подлинно новаторских элементов опыта, выделение в нем наиболее важного и ценного, теоретическое обоснование нового вклада и представление его в наиболее доступном, удобном для внедрения в массовую практику виде. Итог О. п. п. о. – его внедрение. Обобщенный опыт служит одним из источников обогащения педагогической науки. В ходе О. п. п. о. родились такие широко используемые ныне методы и приемы работы, как комментирование в процессе выполнения умственных задач, в частности – орфографическое комментирование; идеи и практика использования тетрадей с печатной основой; ряд новых вариантов построения урока и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1246; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.