КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. Апанович 2 страница
189 Скорочтение является одной из важнейших задач методики обучения как педагогической науки. Одно из практических применений С. о. – систематизация знаний: приведение их в систему, установление внутренних связей, зависимостей, что не только углубляет знания, совершенствует их, но и обеспечивает формирование диалектического мышления. скороговорка – народно-поэтическая миниатюра, шутка, в которой умышленно подобраны слова с труднопроизносимыми сочетаниями: Бык тупогуб, тупогубенький бычок; На дворе трава, на траве дрова. Используются для развития чистоты произношения, для обучения артикулированию звуков речи, при обучении выразительному чтению, а также во внеклассной работе по русскому языку в качестве занимательного, игрового материала. скорость чтения и письма. Одной из причин отставания учащихся как по русскому языку, так и по другим предметам является слишком медленное письмо и чтение. В программах по русскому языку разных лет и в методических работах можно найти ориентировочные нормативы скорости чтения и письма учащихся младших классов. Письмо: I класс к концу учебного года – 12 – 20 букв в минуту, II класс – 25 – 35, III класс – 35 – 45, IV класс – 50 – 65 букв в минуту; десятиклассник пишет со скоростью 80 – 120 знаков в минуту; взрослый человек – столько же или немного более. Чтение вслух: I класс к концу учебного года – 30 – 40 слов в минуту, II класс – 60 – 70, III класс – 80 – 90, IV класс – 120 слов в минуту. Темп обычной русской разговорной речи – тоже 120 слов в минуту. Взрослый человек читает вслух при необходимости со скоростью 180 – 240 слов в минуту, про себя – в 2 раза быстрее. Лит.: Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников Министерства просвещения СССР / Сост. Н. А. Лошкарева. – М., 1984. скорочтение (динамическое чтение) – возникшая в 60-е годы и быстро развивающаяся система обучения чтению научно-технического текста на основе интенсификации. При сплошном чтении достигается скорость 600 слов в минуту, при «скользящем» чтении – 1600 слов, при выборочном – 3 тыс. слов (некоторые авторы считают достижимой скорость чтения до 20 тыс. слов в мин). Лит.: Бородина В. А. Динамическое чтение. – Л, 1974; Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. – М., 1975; Кузнецов О. А., Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. – М., 1987.
Словари учебные словари учебные, предназначенные для учащихся: «Орфографический словарь» Д. Н. Ушакова и С. Е. Крючкова; «Школьный словообразовательный словарь русского языка» А. Н. Тихонова (1978); «Грамматико-орфографический словарь русского языка» Б. Т. Панова, А. В. Текучева (1985); «Школьный словарь антонимов русского языка» М. Р. Львова (1987); орфографический словарь П. А. Грушникова для начальных классов (1985); «Школьный толковый словарь русского языка» М. С. Лапатухина и др. (1981); «Школьный фразеологический словарь русского языка» В. П. Жукова (1980); «Школьный словарь иностранных слов» В. В. Одинцова и др. (1983); «Школьный словарь строения слов русского языка» З. А. Потихи (1987); «Краткий словарь синонимов русского языка» В. Н. Клюевой (1961). Имеются также двуязычные учебные словари, предназначенные для изучения русского языка как неродного. Цель издания словарей для учащихся – снабдить их справочной литературой по языку, тем самым повысить уровень их самостоятельной работы, обеспечить доброкачественным, отобранным языковым материалом. Лит.: Актуальные проблемы учебной лексикографии. – М., 1977; Вопросы учебной лексикографии. – М., 1969. – Т. 1; М., 1977. – Т. 2; Сергеев В. Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1984; Потиха З. А., Розенталь Д. Э. Лингвистические словари и работа с ними в школе. – М., 1987. словарная работа в школе – область методики русского языка; охватывает усвоение учащимися новых слов и значений, усвоение оттенков значений, эмоционально-экспрессивных окрасок слов, сфер их употребления, их многозначности и переносных значений, усвоение синонимов, антонимов, паронимов, омонимов; активизацию словаря, т. с. использование новых усвоенных слов в собственных высказываниях, включение их в число постоянно используемых учеником слов; очищение словаря, т. е. устранение из активного словаря учащегося диалектных, просторечных, вульгарных слов. С. р. проводится на всех уроках: литературы, русского языка, географии, биологии и пр. В С. р. используются учебные словари, а также собственные словарики, составляемые учащимися. Система С. р. предполагает ежедневное усвоение 3 – 10 новых слов, а также постоянную работу по уточнению значений слов, выяснению их выразительных возможностей, по их активизации. В начальных классах С. р. проводится исключительно на практической основе, с IV класса получает теоретическую опору в виде кратких сведений по лексикологии, а затем и по стилистике. С. р. тесно связана с курсом грамматики и орфографии; от С. р. в плане развития речи следует отличать словарно-орфографическую работу.
191 Словарь учащегося Лит.: Проблемы обогащения словарного запаса учащихся I – VIII классов на уроках русского языка / Сост. М. Т. Баранов. – М., 1969. – Вып. 2; Прудникова А. В. Лексика в школьном курсе русского языка. – М., 1979; Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1980; Львов М. Р. Методика развития речи учащихся начальных классов. – М., 1985. словарно-орфографическая работа – изучение правописания слов, не проверяемых правилами, трудных по написанию или малоизвестных школьникам по значению: запоминание их буквенного состава, проговаривание, звуко-буквенный анализ, запись, составление с ними предложений, включение их в словарики, проверка их по печатным словарям, составление настенных таблиц трудных слов и пр. Лит.: Миллер Ц. Г. Словарно-орфографические упражнения. – М., 1976. словарный диктант – вид слухового или зрительного диктанта. Его отличительная черта: диктуются слова, а не предложения или текст. Используется в тех случаях, когда орфограмма может быть проверена без опоры на контекст: безударные гласные в корне слова, правописание приставок, суффиксов, написание непроверяемых слов и пр. С. д. может быть предупредительным, объяснительным, проверочным. Он позволяет экономить время, концентрировать внимание учащихся на нужных орфограммах, обогащать и активизировать словарь учащихся. С. д. может использоваться как контрольный; его размеры: в IV классе – 15 – 20 слов, в V – 20 – 25, в VI – 25 – 30, в VII – 30 – 35 и в VIII – 35 – 40 слов. Контрольный С. д. обычно проверяет усвоение слов с непроверяемыми или труднопроверяемыми орфограммами. Недостатком С. д. является искусственный характер языкового материала: предложение или текст в этом смысле ценнее. Лит.: см. статью Диктант. словарь учащегося – тот объем словарного запаса, которым учащийся владеет на определенной ступени обучения. Обычно исследуется усредненный С. у.: количество слов, отдельно – используемых активно; тематические группы слов; разнообразие употребляемой лексики, владение синонимами и другими группами лексики, умение выбрать слово, наилучшим образом передающее замысел говорящего или пишущего; грамматические характеристики словаря, т. е. употребление имен существительных, глаголов и других частей речи, их форм; типы и частотность лексических ошибок и недочетов. (См. статью Речь учащихся средней школы.)
Словесное лото 192 Лит. Ягодовская В. К. Словарь учащихся I класса.- – М, 1954; Дьяконова Т. Г Словарь письменной речи учащихся I – И классов. – М., 1958; Баранов М. Т., Мамушин В. Е. Вопросы изучения лексики русского языка в восьмилетней школе / Под ред. Г. П. Фирсова // Изв. АПН РСФСР – М., 1962. – Вып. 124; Львов М. Р. Речь учащихся средней школы. Статья 1. Общая характеристика лексики // Рус. яз. в школе – 1981 – № 6. словесное лото – одна из увлекательных лексических игр. Правила игры: клетки большой карты закрываются маленькими карточками, которые заданным образом комментируются: указывается часть речи, объясняется орфограмма, переводится слово на изучаемый язык и пр. Бывает орфографическое лото, двух-, трех- и четырехъязычное лото и пр. Используется в кружковой работе, в группах продленного дня, в домашних занятиях и т. д. словообразование в курсе русского языка – один из разделов. Изучается в IV (V) классе – окончание и основа слова; корень, суффикс, приставка; чередование звуков при образовании слов и др.; в V (VI) классе – основные способы образования слов. Изучение С. создает основу для усвоения правописания слов, поэтому в связи с темами по С. обычно даются орфографические правила правописания приставок, суффиксов, чередующихся гласных, слитного и раздельного написания и др. Трудности усвоения: учет чередований при С. и правописание чередующихся гласных в корне; правописание приставок, суффиксов, особенно приставок на з- и с-. Использование в речи учащихся слов усложненного состава; морфологическая сложность употребляемых учащимися слов от класса к классу растет. Так, слова, имеющие приставки, составляют в III классе 12% общего числа словоупотреблений, в VIII – 15%, в X около 20%; слова с суффиксами в III классе – 22%, в VIII – 30%, в X – 42%; слова с двумя суффиксами в V классе – 0,7%, а в X – около 5%. Лит.: Жуковская О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983. словообразовательные упражнения: обнаружение в тексте слов с производными основами, анализ состава этих слов и их значения; подбор родственных слов, выявление способов образования слов; сопоставление значений слов в гнездах родственных слов, выявление постоянных значений, придаваемых словам одними и теми же аффиксами – приставками, суффиксами; пользование словообразовательными словарями, самостоятельное построение словообразовательных рядов (по образцам словообразовательного словаря), образование рядов новых слов; построение предложений и связного текста с употреблением образованных слов; орфографический и грамматический анализ образованных слов, их
193 Слуховая память проговаривание и запись, обнаружение в них орфограмм и объяснение правильного их написания, а также произношения. С. у. комбинируются с грамматическими, фонетическими, орфографическими, словарными и другими упражнениями. словообразовательный разбор – вид языкового анализа; состоит в выяснении, является ли данное слово производным или первообразным, если производным – каков способ словообразования (префиксальный, суффиксальный и пр.). С. р. предполагает построение словообразовательных цепей, гнезд, ступеней образования слова: пис-а-ть – за-пис-а-ть – за-пис-к-а. В школе вводится с IV класса; в начальных классах – анализ состава слова, выяснение, от какого слова образовалось, подбор родственных слов. С. р. создает предпосылки для элементов исследовательской работы учащихся, для создания проблемных ситуаций. Лит: Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. – М., 1973; Тихонов А. И. Школьный словообразовательный словарь. – М., 1978, Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М., 1987. слоговые методы обучения грамоте – методы, в системе которых за единицу анализа, синтеза и чтения берется не буква, не звук, не целое слово, а слог. В современном звуковом аналитико-синтетическом методе обучения грамоте значительное место отводится слоговой работе и единицей чтения с самого начала является слог, но единицей анализа и синтеза служит звук. сложное синтаксическое целое – компонент целого текста, превышающий своими размерами одно предложение и обладающий, помимо смысловых, грамматическими средствами связи и, следовательно, синтаксической структурой. С. с. ц. – это единица речи, состоящая из двух или нескольких предложений, связанных между собой по смыслу и структурно, и выполняющая композиционно-стилистическую функцию в тексте. С. с. ц. в школьную программу не входит. Однако в процессе языкового анализа выявляются связи между предложениями в тексте, что служит основой редактирования текста сочинения самими учащимися, укрепления внутренней связности текста. Теория С. с. ц. используется для устранения некоторых типов речевых ошибок, например повторов за счет введения местоимений. Лит: Фигуровский И. А. Синтаксис целого текста и ученические письменные работы. – М., 1961; Солганик Г. Я. Синтаксическая стилистика. – М., 1973; Величко Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка, – М., 1983. слуховая память – вид памяти, способность запоминать звуковые комплексы и воспроизводить их. С. п. наиболее нужна в музыке;
Слуховой диктант 194 в обучении русскому языку С. п. необходима для усвоения интонаций, орфоэпии, выразительного чтения, орфографии. Развивается с помощью специальных упражнений: слушания образцового чтения и речи, тренировки в устном рассказывании и выразительном чтении, звукового и интонационного анализа слов и текстов и пр. слуховой диктант – вид диктанта, грамматико-орфографическое упражнение, опирающееся на слуховое восприятие предназначенного для записи текста, на соотнесение звукового состава слова с графическим составом и состоящее в правильной записи текста. С. д. вырабатывает умения и навык постоянного звуко-буквенного анализа при письме, соотношения орфоэпии и орфографии, восприятия интонаций для соблюдения пунктуации. В работе над С. д. учащийся пользуется правилами орфографии и пунктуации, а для правильного их применения прибегает к морфологическому и синтаксическому разбору, С. д. подразделяются на предупредительные, объяснительные и контрольные (проверочные). Для С. д. могут быть использованы связные тексты, отдельные предложения и слова. Основная задача С. д. – орфографическая, но он может сопровождаться грамматическими или иными заданиями: подчеркнуть те или иные грамматические формы, выделить синонимы и пр. содержание обучения русскому языку в школе – см. Программы учебные по русскому языку, Учебник русского языка, Умения учащихся по русскому языку, Знания учащихся по русскому языку. сообщение нового материала по русскому языку – часть процесса обучения: передача учащимся новых знаний по изучаемой теме. В практике школы используются следующие способы С. н. м.: анализ текстов или слов, сопровождающийся эвристической беседой и подводящий учащихся к выводу новых знаний, нового правила и пр.; объяснение нового материала учителем – на примерах, с элементами беседы, разбора и т. п.; лекция учителя; самостоятельное изучение нового материала по учебнику, с помощью устно или письменно сформулированных вопросов учителя, плана и пр., с последующей беседой, с выполнением упражнений и другими формами контроля учителя; самостоятельная работа учащихся над новой темой с помощью программированных материалов и пр. В современной методике отдается предпочтение тем методическим приемам, которые обеспечивают высокую познавательную активность и самостоятельность школьников в учебном процессе. С. н. м. предваряется тематическим повторением с целью укрепления базы для усвоения нового. С. н. м. осуществляется также и в процессе закрепления, тренировочных упражнений, повторения, например при закреплении темы «Отри-
195 Сочинение школьное дательные наречия» вводится материал о правописании не- и ни- в наречиях. сознательность обучения русскому языку – дидактический принцип, предполагает единство преподавания (деятельности учителя) и учения (деятельности учащегося). Поэтому обычно принцип С. о. объединяется с активностью (см.) учащихся в познавательном процессе, и принцип получает название: «Принцип сознательности и активности учащихся в обучении при руководящей роли учителя». С. о. предполагает не только понимание, глубокое осознание изучаемого материала, но и понимание путей познания, активное участие школьника в познании: наблюдение над фактами языка, анализ языковых образцов, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщение, систематизация и пр. С. о. относится главным образом к усвоению знаний, однако С. о. повышает качество усвоения умений и навыков в области речи (устной и письменной), чтения, письма. С. о. исключает механическое усвоение, зубрежку, отрывочность знаний. Лит: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Основы методики русского языка в 4 – 8 классах / Под ред А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т. А. Ладыженской. – М., 1978; Власенков А. И. Развивающее обучение русскому языку. – М., 1983. сочинение-миниатюра – небольшое по размерам сочинение учащегося, которое пишется обычно на уроке грамматики в связи с изучаемой темой. Чаще всего это пейзажная зарисовка, эпизод, юмореска. Малые размеры такого сочинения позволяют проводить его часто, 2 – 3 раза в неделю. М. называют также изложения малого объема, проводимые на уроках русского языка. сочинение школьное – самостоятельная письменная работа учащегося, изложение им собственных мыслей, переживаний, суждений, намерений. С. ш. – учебная работа, упражнение в развитии связной речи, в построении текста; в то же время оно является средством самовыражения личности школьника, его жизненной позиции, его внутреннего мира. Б этом смысле С. ш. – творческая работа и средство воспитания, формирования личности школьника, его общественной активности. С. ш. отличаются большим разнообразием, они классифицируются по характеру материала и по тематике – на литературные темы, на основе собственного жизненного опыта учащихся, по картинам и пр.; по типам текста – повествование, описание, рассуждение; по жанрам – очерки, рецензии, статьи в газету, письма, рассказы и пр.; по степени самостоятельности и формам подготовительной работы – на заданную или свободную тему, с длительной подготовкой или без нее; Списывание 196 по стилю – художественные, публицистические и пр. Проводятся также С. ш. по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии с прочитанным рассказом, с грамматическими заданиями и пр. В современной методике определены конкретные умения, которые должны быть усвоены учащимися: умения, связанные с пониманием темы, ее границами, раскрытием темы; умения, связанные с накоплением материала для сочинения, его отбором, систематизацией; умения, связанные с составлением плана и письмом по плану; умения, связанные с языковой подготовкой текста; умение выразить в сочинении свою позицию, передать идею; умение создавать текст и записывать его; умение совершенствовать написанное, находить и исправлять ошибки и недочеты. Лит.: Никольский В А. Сочинения в средней школе. – М., 1954; Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах. – М., 1978; Ходякова Л. А. Использование живописи в преподавании русского языка. – М, 1983; Пичугов Ю. С. Обучение сочинениям на свободную тему – М, 1986. списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется: при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике – как правило, с дополнительными заданиями. Различают два основных вида С.: списывание неосложненное (с готового текста) и С. осложненное, т. е. с дополнительными заданиями. Наиболее часто употребляемые задания: списать и подчеркнуть изучаемые формы; списать и вставить пропущенные буквы, объясняя орфограммы или вводя проверочные слова; списать и изменить текст – изменить лицо глаголов, их время, число имен существительных и т. п.; выборочное С. – выписываются из текста лишь отдельные, нужные слова, словосочетания; списывание по вопросам, заданным к прочитанному, хорошо известному учащимся произведению литературы; списывание-самодиктант, или творческое С.; – школьник передает содержание списываемого текста своими словами. Упражнения в С., наряду с диктантами различных видов, – распространенный вид письменных работ на уроках русского языка. Лит.: Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960. сравнение и сопоставление в обучении русскому языку – прием обучения и мыслительная операция. С. высоко ценил К. Д. Ушинский: он считал, что вся познавательная деятельность учащегося опирается на сравнение уже известного с неизвестным, на выделение неизвестных элементов и их усвоение. В обучении русскому языку, помимо указанного, С. широко используется в проверке правописания слов путем их сопоставления с родственными словами, с аналогичными формами; прием противопоставления используется для выяснения смысловых различий
197 Средства обучения русскому языку между словами и оборотами речи, в изучении грамматических форм, в лексике. С используется также в обучении сочинениям – сравнительное описание является одним из важных видов сочинения. Операция С. отрабатывается у учащихся начиная с I класса. Лит.: Блинов Г. И. Сопоставление при обучении пунктуации. – М., 1959; Сергиевский А. П. Сопоставление при повторении орфографии. – М., 1966. сравнительное описание – один из видов сочинения-описания, устного и письменного; упражнение в связной речи; опирается на мыслительную операцию сопоставления, выделения сходств и различий предметов, например: «Бабочки», «Букет полевых цветов», «В деревне» (поездка из города в деревню), «Кошка и собака", «В лесу» (зимние воспоминания о лете в лесу). С. о. удобно для обучения школьников основам композиции, построению плана сочинения-описания. С. о. дает возможность для введения в текст синонимов и антонимов, для построения антитез. С. о. вводится в простейших вариантах с I класса, широко используется в различных вариантах до VII класса. средства обучения русскому языку складываются из трех компонентов: а) учебного, дидактического материала, составляющего содержание обучения: языковые понятия и термины, входящие в школьную программу, их определения, правила, примеры языковых единиц, употребляемые в процессе обучения для иллюстрации определений и правил, для упражнения, примеры употребления языковых единиц в речи, т. е. тексты; б) методов и приемов обучения – как при усвоении языковой теории, так и формировании речевых умений и навыков говорения, чтения, письма, аудирования; в) организации учебно-воспитательной работы по русскому языку, таких ее форм, как уроки и их системы, лабораторные занятия, экскурсии, внешкольные и внеклассные занятия, самостоятельные домашние занятия или занятия в группе продленного дня и пр. Особо выделяются материальные С. о. р. я.: а) учебные комплексы (комплекты): учебники, учебные пособия, сборники упражнений, словари, карточки, таблицы, картины, звукозаписи, кино- и телефильмы и др.; б) аппаратура ТСО для воспроизведения звучащей и письменной речи; в) контрольно-обучающие устройства, принадлежности письма и пр., лингафонные кабинеты, кабинеты русского языка и пр. Некоторые авторы относят к числу С. о. также методические пособия для учителей, рассматривая их как средство обучающего труда учителей. Лит.: Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973; Зельманова Л. М. Кабинет русского языка в средней школе. – М., 1981; Дидактика средней школы / Под ред. М. Н. Скаткина. – М., 1982;
Статистика в методике русского языка 198 Зельманова Л. М. Наглядность в преподавании русского языка. – М., 1984. статистика в методике русского языка – один из точных методов исследования. Например, на протяжении длительного времени фиксируются сведения о типичных орфографических и пунктуационных ошибках в письменных работах учащихся. Сопоставление статистических материалов по годам позволяет получить наглядное представление о тенденциях роста (или снижения) грамотности учащихся как в целом, так и по отдельным типам орфограмм (пунктограмм). С. применяется также в изучении навыка чтения – определяется скорость чтения, количество слов (или знаков) в минуту; то же о скорости письма, об аудировании – восприятии речи, о темпе говорения, т. е. собственной речи учащихся. С. широко применяется в исследованиях речи учащихся. Статистическими методами определяются размеры употребляемых предложений, соотношения частей речи и их форм, соотношение простых и сложных предложений, а также их видов и мн. др. На статистической основе составляются частотные словари для учащихся, что особенно важно при обучении русскому языку как неродному. Применение С. в м. р. я. служит основой для диагностики и прогнозирования. Так, на основе статистического изучения ошибок учащихся могут быть предугаданы трудности в усвоении тех или иных тем. Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971; Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся. – М., 1978. – Вып. 1; М., 1979. – Вып. 2; Особенности детской речи и пути ее развития. – М., 1983. статья – вид сочинения, газетный жанр. Отличается широтой обобщения, содержит разработку вопросов значительных, например нравственного поведения, трудовых успехов и пр. Используется преимущественно во внеклассной работе учащихся, в школьной стенгазете. Включается в список видов сочинения, которым обучает школа обычно в VI классе, но пишется и ранее. Лит.: Богданов И. Г. Газетная заметка. – Л., 1961; Гуревич С. М. Репортаж в газете, – М., 1963; Гринина-Земскова А. М. Сочинения в газетных жанрах (4 – 8 классы). – М., 1977. стилистика в школе. С. – раздел языкознания, в котором исследуется функционирование (способы использования) языковых единиц и категорий в рамках литературного языка в соответствии с его функциональным расслоением в различных условиях языкового общения. С. изучает также функционально-стилевую систему литературного языка в его современном состоянии и в историческом развитии. В современной школе изучается: а) функциональная стилистика (в IV – VIII классах знакомство с научным, публицистическим, художественным, официально-деловым
199 Стилистические сшибки учащихся стилями; стилистическая дифференциация в развитии собственной связной речи учащихся – сочинения, близкие к научному стилю, к публицистическому стилю и пр.; оценка лексики и грамматических форм с точки зрения функциональной стилистики); б) стилистика художественной речи – языковой анализ литературно-художественных произведений, изучение изобразительных средств языка на уроках русского языка и литературы; в старших классах – знакомство с особенностями индивидуальных стилей писателей; в) практическая стилистика – прикладная наука, дающая рекомендации в области использования синонимических средств языка, колеблющихся, не устоявшихся форм, в соответствии с требованиями культуры речи, с коммуникативной целесообразностью. Материал по С. не выделен в виде отдельного раздела, а разбросан в учебниках, введен в различные темы и упражнения, что дает учителю возможность широкого выбора средств. Важным является вопрос о стилистической характеристике устной и письменной речи учащихся старших классов, а также о формировании их индивидуальных стилей. В настоящее время, в связи с введением стилистической дифференциации в развитие связной речи, изучаются результаты этой дифференциации. Лит.: Голушкова Е. А. Практическая стилистика на уроках русского языка. – М., 1967; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1967; Пленкин Н. А. Стилистика русского языка в старших классах. – М., 1975; Иконников С. Н. Стилистическая работа в процессе изучения русского языка. – М., 1977; Иконников С. Н. Стилистика в курсе русского языка. – М., 1979; Кожина М. Н. Стилистика русского языка. – М., 1983. стилистические ошибки учащихся – речевые ошибки (недочеты), состоящие в употреблении слов, их сочетаний и синтаксических конструкций, не соответствующих стилистической характеристике всего текста. Например, неоправданное употребление диалектного слова в литературном тексте; употребление архаичного слова рать в тексте о современной Советской Армии; употребление слова, имеющего отрицательную оценочную характеристику, в положительном контексте и пр. Различают лексико-стилистические, морфолого-стилистические, синтаксико-стилистические и логико-стилистические ошибки. Пример синтаксико-стилистической ошибки: многократное, неоправданное употребление причастных оборотов в художественном тексте; пример морфолого-стилистической ошибки: использование народно-поэтической формы деепричастия на -учи в деловом, научном тексте. В школьной практике нередко любые речевые ошибки называют С. о., что неверно. (См. статью Речевые ошибки учащихся.) Лит.: Сулименко Н. Е. Стилистические ошибки учащихся и их предупреждение. – М., 1966; Цейтлин С. Н. Речевые ошибки и их предупреждение. – М., 1982.
Стилистические умения учащихся 200 стилистические умения учащихся – один из видов умений по русскому языку. В IV – VIII классах формируются следующие С. у. у.: а) определять стиль готового текста на основе его синтетического (целостного) восприятия и на основе анализа его признаков; 6} производить стилистический анализ готового текста, т. е. выделять те языковые средства, которые характерны для данного стиля и содействуют решению коммуникативной задачи; в) совершенствовать стиль данного текста; г) строить текст заданного стиля, соответствующего ситуации и коммуникативной задаче. Эти умения формируются на основе усвоения минимума теоретических сведений по стилистике практическим путем, посредством работы над текстами и в упражнениях по развитию речи самих учащихся.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 512; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |