Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Апанович 4 страница




 

Транскрипция в школе 212

турного произведения и пр. Понимание типа текста позволяет придать работе над сочинением или изложением больше целенаправленности, четче строить подготовительную работу (например: Мы готовимся писать сочинение типа сравнительного описания).

Лит.: Нечаева О. А. Функционально-смысловые типы речи. – Улан-Удэ, 1975; Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980, Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи. – М., 1982.

транскрипция в школе – методический прием, передача слов или текстов с помощью специальных знаков. В обучении языку используется фонетическая Т., созданная на основе русского алфавита, с некоторыми дополнительными знаками: ' – знак мягкости согласного и т. п. Фонетическая Т. позволяет фиксировать звуковой состав речи в отличие от ее орфографического написания:

потолок – [паталок] ее – [йийо]

сшить – [шыт'] груздь – [грус'т']

Транскрибирование слов и их сочетаний помогает учащимся понять систему позиционных чередований и, следовательно, природу орфографических трудностей. Т. помогает также понять морфологическое членение слова, особенно в тех случаях, где встречается звук [и]: чей – [ч'йиво], [ч'йиму], [ч'ййм] и т. п.

Элементы Т. вводятся в IV классе: обозначение мягкости согласных [м] и [м'], йотированные [й'а], [й'у], [й'э], [й'о], что [шт], яичница [шн] и пр. Делались попытки вводить элементы Т. с I класса, а в IV – V классах знакомить учащихся с основными транскрипционными знаками, но эти попытки не вышли за рамки эксперимента.

Лит.: Гребенкина Р. Т. Изучение в школе фонетики и графики русского языка. – М., 1984.

требования к современному уроку русского языка. Общие Т. к с. у. вытекают из задач, которые общество ставит перед школой: вооружать учащихся сознательными, глубокими и прочными знаниями, создающими основу воспитания, формирования коммунистического мировоззрения; формировать у них прочные умения и навыки речи, чтения, письма, правописания и пр., способствующие их активному участию в производительном, общественном труде; воспитывать на уроке, формировать у учащихся на уроке черты личности – активность, умение преодолевать трудности и добиваться цели, честность, правдивость, трудолюбие и пр.; развивать учащихся умственно, будить познавательные интересы, творчество, инициативу, самостоятельность, учить применять знания и умения в практической деятельности; формировать у учащихся мотивы учения, потребность в знаниях, понимание

 

213 Трудности (трудные вопросы) русского языка

общественного долга, стремление быть полезным обществу. Новое, современное требование – применение ТСО в его различных вариантах. Общее требование – разнообразие методов, их обоснованный выбор, связь между уроками (урок – звено системы), целесообразное применение наглядных пособий и пр. Специальные требования к уроку русского языка: привлечение на урок хороших, образцовых текстов – образцов языка, материалов для анализа, упражнений; достаточное количество занятий, обеспечивающих языковые умения: письма, чтения, анализа, собственной речи учащихся; достаточное внимание развитию речи учащихся; внимание каллиграфии; использование словарей, других справочных пособий; систематическое обогащение словаря учащихся, активизация словаря и синтаксиса и пр. (См. статьи Анализ урока и Урок русского языка.)

Лит: Махмутов М. И. Современный урок. – М., 1981; Онищук В. А. Урок в современной школе – М., 1981; Урок русского языка на современном этапе. – М., 1984; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986.

трудности (трудные вопросы) русского языка – те темы, правила, случаи употребления средств языка, которые недостаточно четко регламентированы и усваиваются учащимися медленнее по сравнению с другими темами, правилами. Отбор трудных вопросов русского языка имеет большое методическое значение, так как обращает внимание учителя на необходимость специальной, усиленной работы с этими вопросами, темами, а также позволяет наиболее тщательно и подробно разработать методику изучения трудных тем. Термин обозначает не те темы курса, которые труднее усваиваются: причастие, категория вида глагола, односоставные предложения. К числу трудных обычно относят: выбор вариантов слов и словоформ в пределах нормы современного русского литературного языка, например акцентологические варианты тотчастотчас, клеитьклеить; произносительные искренноискренне; формально-грамматические обусловливать – обуславливать, мучитьмучать; варианты падежных форм буднейбуден, из лесаиз лесу и т. п.; в словоупотреблении паронимы, синонимы и пр.; сложные случаи различения частей речи, членов предложения; в орфографии – случаи, недостаточно точно определяемые правилом, например слитно-раздельные написания, употребление заглавных букв; в пунктуации – случаи, допускающие варианты толкования синтаксических отношений и пр. Вызывают у учащихся и учителей немалые трудности случаи согласования числительных с именами существительными, сказуемых со сложными подлежащими и пр.

Лит: Добромыслов В. А., Розенталь Д. Э. Трудные случаи грамматики и правописания. – М., 1960. – Вып. 1 и 2; Федоров А. К. Трудные

 

Тюменские тетради 214

вопросы синтаксиса. – М., 1972; Ломизов А. Ф. Трудные вопросы методики пунктуации. – М., 1975; Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник / Под ред. К. С. Горбачевича. – М., 1973; Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.

тюменские тетради – тетради с печатной основой (см.). Получили название по обобщенному опыту учителей Тюменской области, удачно применявших различные виды тетрадей с печатной основой. Тетрадь такого типа применялась в русской и зарубежной практике и ранее.

 

 

умения в области связной речи (сочинения) – составная часть умений по русскому языку (в современных программах определены перечни умений для каждого класса). Учащиеся должны уметь при окончании курса: выбирать тему письменного или устного сочинения, формулировать ее, определять ее границы, выделять подтемы (микротемы), раскрывать тему с разной степенью полноты; собирать, накапливать материал на избранную тему – как из собственного опыта, так и из книг и других источников; ставить перед собой цель сочинения, определять его задачу, идею; в соответствии с авторским замыслом и границами темы отбирать и систематизировать накопленный материал, располагать его в нужной последовательности, работать над композицией сочинения, составлять план сочинения, корректировать его; подготавливать языковые средства – словарь, обороты речи, изобразительные средства, составлять наброски, фрагменты текста; создавать письменный или устный текст, т. е. писать сочинение или рассказывать, используя подготовленный материал, придерживаясь плана, реализовать авторский замысел; соблюдать при этом требования языковой нормы в отборе слов, в построении предложений и текста. В устном варианте соблюдать требования орфоэпии и выразительности, в письменном – орфографии, пунктуации, каллиграфии; совершенствовать написанное: находить и исправлять ошибки, улучшать структуру предложений и текста, заменять слова более точными и т. п. Оценивать свой и чужой текст с точки зрения перечисленных требований.

Лит.: Система обучения сочинениям в 4 – 8 классах / Под ред. Т. А. Ладыженской. – М., 1978; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

умения учащихся по письму – составная часть умений по русскому языку. Подразделяются, во-первых, на умения выражать свои мысли письменно; во-вторых, умения в области техники письма;

 

215 Умения учащихся по словообразованию

в-третьих, умения в области правописания (см. Орфографические умения и Пунктуационные умения). Письмо – один из видов речевой деятельности, поэтому выражение своей мысли, обозначение звуков речи буквами, правописание и начертание букв рассматриваются в неразрывном единстве. У. у. по п. в программе определены лишь для начальных классов. Учащиеся должны уметь: правильно, в соответствии с принятыми начертаниями букв («Прописями») писать слова и текст, соблюдать устойчивый размер букв, их наклон и пр. К старшим классам у учащихся должен сформироваться индивидуальный почерк, не противоречащий общепринятому начертанию букв. Темп письма программой не определен; на практике – около 20 слов в минуту к концу средней школы. У учащихся должна быть выработана потребность письма – письменного выражения мыслей.

Лит: Ветвицкий В. Г. и др. Современное русское письмо. – М., 1974; Соколова Е. Н. Методические указания по формированию графических навыков письма. – М., 1978; Горецкий В. Г. и др. Прописи. – М., 1987.

умения учащихся по русскому языку. Учащиеся усваивают знания, У. и навыки. У. определяется как готовность к выполнению практического или теоретического действия на основе усвоенных знаний или имитации (по образцу). В результате тренировки У. может стать навыком, автоматизироваться. В курсе русского языка учащиеся овладевают следующими У.: У, читать, т. е. различать буквы, соотносить их со звуками, сливать звуки в слоги и слова, произносить без ошибок и в быстром темпе напечатанный текст, понимать прочитанное и пр.; У. писать, т. е. правильно и быстро переводить звучащий или мысленный текст в буквенные комплексы, изображая их на бумаге, соблюдать при этом правила русской графики и орфографии; У. орфографические, т. е. У. находить орфограммы, способы их проверки, использовать правила, подбирать проверочные слова и т. п.; У. строить словосочетания всех основных типов, предложения и текст; У. выражать свои мысли, знания в сочинении, докладе и т. п.; У. проверять свой или чужой текст, совершенствовать его, исправлять ошибки устной и письменной речи; У. производить языковой анализ: фонетический, словообразовательный и морфемный, морфологический и синтаксический; У. склонять имена, спрягать глаголы, правильно употреблять в собственной речи все грамматические формы; У. быстро и точно выбирать необходимые слова и употреблять их в собственной речи; У. различать стили речи и создавать текст в публицистическом, научном и других стилях; У. различать типы текста (повествование, описание, рассуждение) и создавать текст этих типов; У. выразительно читать и говорить и др.

умения учащихся по словообразованию – составная часть умений

 

Умения учащихся по фонетике и графике 216

по русскому языку при завершении курса русского языка (в современных программах разработаны перечни умений для отдельных классов). Учащиеся должны уметь: отделять окончание от основы, членить основу на части (морфемы) с учетом исторических чередований (простейшие случаи); подбирать однокоренные слова и слова с одинаковыми приставками и суффиксами, устанавливать смысловые связи между однокоренными словами и определять, с помощью каких морфем и от какой основы образовано данное слово (кроме трудных случаев); производить морфемный и словообразовательный разбор слов с ясной структурой, связывая его с фонетическим разбором; использовать понимание состава слова и его словообразования для проверки его правописания; исправлять орфографические ошибки на основе словообразовательного анализа; осознавать и объяснять уместность употребления в текстах разных стилей (научном, художественном и пр.) слов того или иного морфологического состава.

Лит.: Скорнякова М. Ф. Работа над значащими частями слова в аспекте развития речи // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980; Потиха З. А. Методика словообразования // Основы методики русского языка в 4 – 8 классах. – М., 1983; Жуковская О. А., Шаповалова Т. А. Изучение словообразования в восьмилетней школе. – М., 1983.

умения учащихся по фонетике и графике – составная часть умений по русскому языку к моменту завершения изучения материала, т. е. к концу IV класса (соответствующий материал – в программе I – IV классов). Учащиеся должны уметь: делить слово на слоги, определять ударные и безударные слоги, определять состав слога; делить слово на звуки, соотносить их с буквами, а также определять звуковое значение букв в написанном (напечатанном) слове; производить фонетический разбор слов, давая характеристику каждому звуку в слове; различать в слове безударные и ударяемые гласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные; правильно, отчетливо произносить все звуки речи; находить в орфоэпических словарях справки о произношении и ударении в словах; правильно ставить ударения в устной речи, в словах; видеть несоответствия между произношением и написанием букв в словах; устранять ошибки и недочеты в произношении и в ударениях, совершенствовать собственную речь и речь других учащихся. У. у. по ф. и г. неотделимы от умений по орфографии и орфоэпии.

Лит.: Богуславская Н. Е. Работа над звуковой стороной речи // Методика развития речи на уроках русского языка. – М., 1980; Гребенкина Р. Т. Изучение фонетики и графики русского языка в школе. – М., 1984; Обучение русскому языку в IV классе. – М., 1985; Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. – М., 1986.

 

217 Упреждающий синтез речи

умения учащихся по чтению – составная часть умений по русскому языку; в современных программах У. у. по ч. определены лишь для начальных классов, хотя развитие умений и навыков по чтению продолжается на протяжении всех классов средней школы. Учащиеся должны уметь: правильно, т. е. без ошибок и искажений, бегло, т. е. в темпе свободной речи, сознательно, т. е. с пониманием не только общего смысла текста, но и всех его элементов и языковых средств, выразительно читать текст разных стилей и жанров. Чтение про себя (тихое чтение) по скорости превышает громкое чтение в 3 – 5 раз, и к нему предъявляется требование полного или ознакомительного понимания. (См. статьи Чтение, Навыки учащихся по русскому языку.)

Лит.: Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М., 1979.

упражнения по русскому языку – виды учебной деятельности учащихся, ставящие их перед необходимостью многократного и вариативного применения полученных знаний в различных связях и условиях. Выполнение У. постоянно ставит учащихся в условия поиска, решения проблемы, задачи – иногда высокой сложности. У. по р. я. подразделяются на: а) наблюдения над языком с заданиями обнаружить то или иное явление, те или иные его свойства и пр.; б) различные виды разбора – грамматического, фонетического, словообразовательного, орфографического и пр.; в) различные виды списывания с заданиями: подобрать проверочные слова, подчеркнуть изучаемые формы, изменить формы слов, вставить пропущенные буквы и пр.; г) конструирование слов по заданным моделям и без них, словосочетаний и предложений, образование грамматических форм; д) творческие У.: составление связного текста по заданной теме или без нее, по картине и пр. с целью свободного использования тех знаний и умений, которые накоплены учащимися. На уроках русского языка различные У. занимают около 80% времени, следовательно, очень важно, чтобы они обеспечивали высокую активность и самостоятельность учащихся. Необходимо добиваться, чтобы каждое У. не только формировало навык, но составляло решение задачи.

Лит.: Попков Ф. С. и др. Сборник упражнений по развитию речи учащихся V – VIII классов. – М., 1964; Сборник упражнений по русскому литературному произношению и ударению. – М., 1964; Шаповалова Т. А. Стилистические упражнения на уроках русского языка. – М., 1966; Вульфсон Р. Е. и др. Упражнения по лексике и фразеологии (V – VIII классы). – М., 1967.

упреждающий синтез речи – элемент процесса порождения высказывания, устного или письменного. В механизме оперативной

 

Урок закрепления знаний, умений и навыков 218

речевой памяти подбираются и связываются слова всегда с некоторым опережением, особенно в письменном варианте. Теория У. с. р. разработана психологом Н. И. Жинкиным, он пишет: «Как правило, должны удерживаться и упреждаться два соседних синтаксически связанных слова, далее – следующие два и так в цепи слов всего предложения. (...) Подчинительные конструкции предъявляют большие требования к короткой памяти, чем сочинительные» (Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966. – С. 16). Опорами при связывании, синтезе слов в упреждении служат так называемые ключевые слова. По данным Н. И. Жинкина, объем У. с. в письменной речи учащихся VII класса – до 7 слов. Такой объем У. с. не может обеспечить синтез всего предложения до его записи, так как средний размер предложения семиклассника – 9 слов; так возникают ошибки в построении предложений, в связи между словами, а также пунктуационные ошибки. Задача школы – развивать объем У. с.

Лит: Жинкин Н. И. Развитие письменной речи учащихся III – VII классов//Изв. АПН РСФСР. – М., 1956. – Вып. 78; Граник Г. Г., Бондаренко С. М. Секреты пунктуации. – М., 1986.

урок закрепления знаний, умений и навыков – вид уроков грамматики, орфографии, лексики и пр., наряду с уроками сообщения новых знаний, контрольными и обобщающими уроками и т. д. У. з. включает повторение изученного на предыдущем уроке, упражнения различных типов, развитие речи учащихся, проверку усвоения. На У. з. нет новой темы, но углубление знаний происходит за счет все возрастающей сложности примеров, за счет практического применения полученного знания по теме все в новых и новых условиях, с возрастающей степенью самостоятельности; происходит также перестройка последовательности, перегруппировка материала. На У. з. формируются навыки письма, чтения, речи, орфографии, пунктуации, орфоэпии, совершенствуется культура речи учащихся.

урок комбинированный – название, введенное в конце 50-х годов; обозначает сочетание в одном уроке разных элементов: нового материала, закрепления, повторения, проверки знаний, обобщения. Можно говорить о преобладании того или иного элемента. У. к. широко применяется в обучении русскому языку, однако его обычно называют, по преобладающему элементу, уроком сообщения новых знаний, уроком закрепления и пр.

урок обобщающий – вид уроков грамматики, орфографии, чтения (в начальных классах) и пр. (см. статью Урок), наряду с уроками сообщения новых знаний, закрепления, проверки знаний. Проводится в конце изучения крупной темы и раздела курса,

 

219 Урок проверки знаний, умений и навыков

например темы «Склонение имен существительных», а также в процессе повторения. У. о. может объединять материал тем, очень отдаленных друг от друга в программе, например «Правописание н и нн в прилагательных, причастиях и наречиях», «Правописание не с различными частями речи». На У. о. используются различные средства повторения: обобщающая беседа, доклады и сообщения учащихся, построение обобщающих таблиц, схем, моделей; используется справочная литература. По типу У. о. строятся некоторые уроки внеклассного чтения. Формой обобщения может быть сочинение по изучаемому предмету, например сочинение на тему «Словари русского языка» (VII – VIII классы).

урок обучения грамоте – вид уроков русского языка в начальных классах (I класс). Его цель – обучение элементарному чтению и письму с опорой на букварь («Азбуку»), воспитание первоклассников, развитие их речи и мышления, сообщение им элементарных умений в области учебного труда. Разновидности: урок в добукварный период: продолжительность 35 мин, беседы, выделение предложений из речевого потока и составление их, выделение слов из предложений, постановка вопросов к ним, деление слов на слоги и звуки, рисование орнаментов и начертание элементов букв, слушание речи учителя и чтения, В букварный (основной) период обучения грамоте на уроке чтения – развитие речевого аппарата, выделение нового звука, знакомство с буквой, чтение слов и предложений с новым звуком и новой буквой, развитие речи, обогащение словаря и т. п. На уроке письма – знакомство с письменным вариантом новой буквы, ее анализ, письмо, отработка связей с другими буквами, письмо слов и предложений, в том числе самостоятельно подобранных или составленных; простейшие сочинения; звуко-буквенный анализ слов до записи; работа на наборном полотне – составление слов и предложений из букв и слогов разрезной азбуки. У. о. г. подразделяются на подвиды – урок, на котором вводится новый звук и новая буква, и урок закрепления.

урок проверки знаний, умений и навыков (контрольный урок) по русскому языку – вид уроков русского языка, главным образом грамматики и орфографии, а также развития речи. Чаще всего проводится как контрольный диктант по материалу изученного раздела, как контрольное изложение или сочинение, как письменный грамматический или иной языковой анализ, как любое другое письменное грамматико-орфографическое упражнение, организованное как контрольное. Нередко проводится также как фрагмент урока – 20 – 25 мин: выполнение какого-либо упражнения в строгих условиях проверки. Фрагменты могут быть проведены в устном варианте: фронтальный опрос, беседа, доклады и сообщения учащихся, устный разбор на оценку, устные формы самостоятельной речи учащихся и пр.

 

Урок работы над ошибками 220

урок работы над ошибками – вид уроков русского языка, проводится по следам контрольных работ или по мере накопления сведений об ошибках учащихся – в конце изучения крупной темы. Иногда представляет собой не целый урок, а его фрагмент – 20 – 25 мин. На У. р. над о. используются классификации ошибок класса, индивидуальные «лицевые счета», «кассы ошибок» и другие формы их учета, организуется самостоятельная работа учащихся по исправлению и объяснению допущенных ранее ошибок, повторяются правила, плохо усвоенные большинством учащихся класса. У. р. над о. бывает тематическим, т. е. работа ведется над ошибками определенного типа; может проводиться работа и над разными ошибками – орфографическими, речевыми, логическими, композиционными и т. п. У. р. над о. бывает тесно связан с системой индивидуальной работы учащихся над ошибками, поскольку большая часть последних свойственна лишь отдельным ученикам, а не большинству класса. Работа по исправлению и предупреждению ошибок проводится не только на специальных, но и на обычных уроках.

урок развития речи учащихся – сочинение, изложение, другое упражнение по самостоятельному построению текста, связной речи. Нередко продолжительностью 90 мин и более (в старших классах сочинение – до 4 час.); до VI класса – обычно до 45 мин. У. р. р. может носить характер подготовки к сочинению: сбор и систематизация материала, составление плана, языковая подготовка и пр. У. р. р., как правило, носят обучающий характер, но могут быть посвящены контрольному изложению или сочинению. У. р. р. связываются с текущим материалом, изучаемым на уроках грамматики, фонетики, лексики и пр., на них осуществляется связь языкового курса с развитием речи учащихся. Несмотря на наличие специальных уроков, развитие речи является «аспектом» изучения русского языка, и элементы развития речи вплетаются в каждый урок русского языка: словарная работа, словосочетание и предложение, элементы стилистики и культуры речи, беседы, связные развернутые ответы по грамматике, сочинения и изложения малых форм – все это создает непрерывную систему развития речи учащихся, вехами же этой системы служат У. р. р.

урок русского языка. 1. Основная организационная форма обучения русскому языку в школе; его задачи: воспитание учащихся, привитие любви к русскому языку; сообщение знаний по фонетике, грамматике, словообразованию, лексике, стилистике, орфографии, развитие устной и письменной речи учащихся: обогащение их словаря, формирование грамматического строя их речи, обучение построению текста; формирование умений и навыков в области письма и орфографии, чтения и орфоэпии, граммати-

 

221 Урок чтения в начальных классах

ческого разбора, других видов языкового анализа н пр. Разновидности: У, сообщения новых знаний, У. закрепления, У. обобщения, контрольный У., а также по содержанию – У. грамматики, У. фонетики, У. развития речи и пр. В начальных классах к числу У. р. я. относят также У. чтения, У. обучения грамоте, У. внеклассного чтения. Важнейшие структурные элементы У. р. я.: сообщение нового материала, упражнения с целью закрепления и повторения, выработки умений и навыков; задания для самостоятельной работы дома; проверка домашнего задания; проверка знаний, умений, навыков (опрос); обобщение, подведение итога урока. Учитель обеспечивает высокую познавательную активность учащихся на У.

2. Глава в учебнике русского языка (обычно – с порядковым номером), рассчитанная на один или несколько уроков-занятий в классе и дома, обычно – в учебниках неродного языка: «Урок 5»; в него входит текст на определенную тему, лексика, грамматический материал, упражнения, вопросы и задания и пр.

Лит.: Махмутов М. И, Современный урок. – М., 1981; Онищук В. А. Урок в современной школе. – М., 1981; Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе – М., 1980; Современный урок русского языка. – М., 1984; Панов Б. Т. Типы и структура уроков русского языка. – М., 1986; Соколова Г. П. Уроки русского языка в 5 классе. – М., 1986; Богданова Г. А. Уроки русского языка в 6 классе. – М., 1987.

урок сообщения новых знаний – вид уроков русского языка, главным образом по грамматике, фонетике, лексике, словообразованию, стилистике. На У. с. н. з. вводится новая тема, часть темы, новая ступень изучаемой темы, т. е. на уроке новый материал является определяющим фактором, он определяет структуру, содержание урока. Обычно введение нового материала подготавливается повторением тех сведений, которые нужны будут для наилучшего восприятия нового. Принято считать, что наиболее благоприятное время для работы над новым материалом – через 10 мин после начала урока, когда снято возбуждение, возникшее на перемене, познавательная активность учащихся достигла достаточно высокого уровня. Новый материал по русскому языку вводится чаще всего на основе анализа языковых образцов, эвристической беседы; однако возможна и небольшая лекция учителя, и самостоятельная работа учащихся по учебнику или по специально подготовленным программированным материалам. На У. с. н. з. происходит первичное закрепление изученного, а также имеет место развитие речи учащихся, грамматический разбор, орфографическая работа и пр.

урок чтения в начальных классах – вид уроков русского языка; его главные задачи: воспитание учащихся, приобщение их к образцам литературы, образцам русского языка; формирование

 

Успеваемость учащихся по русскому языку 222

навыка достаточно быстрого (беглого), правильного, сознательного и выразительного чтения; обучение анализу и пониманию идейно-художественных особенностей произведения; обогащение словаря, развитие речи учащихся – главным образом путем бесед, пересказов, составления плана, рассказов. Разновидности У. ч: У. ч. произведений разных жанров – рассказов, басен, лирических стихотворений и пр.; обобщающий урок; кино- и телеурок; урок-экскурсия; урок внеклассного чтения. Структура уроков чтения свободная, но есть требование; основную часть времени на У. ч. посвящать выработке навыка чтения. Основные виды работы на У. ч.: чтение – подготовленное и неподготовленное, вслух и про себя, выборочное и в лицах, индивидуальное и хоровое и т. д.; анализ содержания – беседы, ответы на вопросы, составление плана, озаглавливаете частей; отработка выразительности чтения, заучивание стихотворений наизусть, декламация, драматизация; пересказы различных видов, изложения, иллюстрирование, творческие пересказы, анализ языка, словарная работа, рассказы учащихся и пр.

успеваемость учащихся по русскому языку – степень усвоения знаний, умений и навыков, установленных государственной программой, с точки зрения их полноты, глубины, прочности, сознательности. При определении У. у. по русскому языку особенное внимание обращается на практические умения и навыки в области речи – умение выражать свои мысли, умение читать, орфографически грамотно писать, умение производить грамматический и иной языковой анализ и т. д. Знание закономерностей, правил обязательно проверяется практически – путем их применения на письме, в речи, в различных упражнениях: диктантах, разборе, сочинениях, изложениях. У. у. оценивается по пятибалльной системе: «5», «4», «3», «2», «1». Русский язык дает сравнительно низкую У. у. главным образом за счет большого количества орфографических и пунктуационных ошибок, а также ошибок речевых (стилистических). Снижает У. у. бедность словаря, примитивный синтаксис сочинений и пр. Различают У. у. абсолютную, т. е. отсутствие неудовлетворительных оценок, и качественную – наличие оценок «4» и «5». Уровень успеваемости – не только показатель усвоения знаний, умений и навыков, но и средство воспитания личности.

устная и письменная речь – виды речи. Свойства У. р.: быстрота ее порождения, неподготовленность; отсюда – сравнительно простой синтаксис, редкое употребление придаточных предложений, обособленных и вводных конструкций, частое употребление эллиптических конструкций; ситуативная У. р. содержит много обращений, междометий, частиц, вводных слов; сравнительно часты лексические и синтаксические повторы; существенную роль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 806; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.