Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Апанович 6 страница




Лит.: Лернер И. Я. Дидактическая система методов обучения. – М., 1976; Напольнова Т. В. Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка. – М., 1983.

частотный принцип отбора языковых единиц предполагает включение в учебники, пособия, школьные словари и пр. лишь тех слов, сочетаний, синтаксических конструкций, которые наиболее часто употребляются в практике речи – в художественной и иной литературе, в разговорной практике. Так, при составлении учебных словарей авторы руководствуются Ч. п., т. е. включают в словарь часто употребляемые слова. В букваре сначала изучаются наиболее частотные звуки и буквы. Особенно широко Ч. п. используется в методике русского языка как неродного: на его основе составляются словарные и грамматические минимумы. В учебники включаются упражнения, предусматривающие предупреждение наиболее вероятных (частотных) ошибок в области словоупотребления, синтаксиса, орфографии, пунктуации.

Лит.: Головин Б. Н. Язык и статистика. – М., 1971;Частотный словарь русского языка / Под ред. Л. Н. Засориной – М., 1977

частотные ошибки орфографические. На основе изучения письменных работ учащихся и классификации орфографических ошибок выявляется частотность. Различают частотность абсолютную и относительную: абсолютная определяется по общему количеству допущенных ошибок в данном тексте диктанта или изложения, относительная выводится с учетом частоты орфограммы. Так, по абсолютным подсчетам наиболее частотны ошибки на правописание безударных гласных в корнях и других морфемах. Но орфограммы на безударные гласные очень часты, поэтому по относительной частотности ошибки на безударные гласные не занимают первого места. По разным данным, наиболее частотны ошибки на употребление заглавных букв, на перенос слов, в слитно раздельных и дефисных написаниях.

черновик – средство обучения, создающее благоприятные условия для самостоятельной работы учащихся. Используется при написании сочинений и изложений, при подготовке докладов и отчетов, планов, писем, а также некоторых упражнений по грамматике и орфографии. Методика сочинений рекомендует систему редактирования Ч., совершенствования текста до его переписывания начисто. Удачные исправления, сделанные в Ч., поощряются. Ч. служит также средством изучения процесса работы учащихся,

 

235 Читательские конференции в школе

что весьма важно для понимания встречающихся трудностей и путей их преодоления учащимися. К сожалению, в школе Ч. используются сравнительно редко из-за экономии времени.

чистописание – см. Каллиграфия.

чистоговорка – упражнение, развивающее артикуляционные навыки, тренирующее речевой аппарат и устраняющее недочеты устной речи детей. Ч. – это специально подобранные тексты, содержащие трудные для детей сочетания звуков: [с] – [ш], [л] – [р], [б] – [п] и т. п., а также стечения согласных, звуки [й], [ф] и пр.

числительное в курсе русского языка – одна из тем курса, изучается в V классе (предварительное знакомство с Ч. в начальных классах в настоящее время не проводится). Изучаются подтемы: имя Ч. как часть речи; простые, сложные и составные Ч,; разряды количественных Ч.; собирательные Ч.; порядковые Ч.; Ч., обозначающие целые числа, и дробные Ч.; склонение Ч.; правописание Ч. Программа построена линейно. Трудности усвоения темы в школе: учащиеся плохо овладевают склонением Ч., особенно составных, допускают много ошибок в устном и письменном употреблении Ч. в косвенных падежах; нередко употребляют форму именительного падежа Ч., когда надо употребить косвенный падеж; встречаются ошибки в склонении собирательных Ч. и в их правописании; большое количество ошибок дают сочетания Ч. с именами существительными. Учащиеся допускают ошибки в употреблении ь в Ч. в середине слова или на конце. Плохо справляются с составлением предложений, насыщенных

дробными и составными Ч. (8 3/5 + 4/5). В собственной речи

учащихся Ч. употребляются сравнительно редко: 1 – 2%общего числа словоупотреблений. Школьники избегают в устной речи употребления форм косвенных падежей Ч., а на письме предпочитают обозначать их цифрами. В условиях современной школы необходимо соблюдать единые требования к употреблению Ч. на уроках по разным предметам: по математике, физике, географии и пр.

читательские конференции в школе – вид внеклассной работы, связанной с самостоятельным внеклассным чтением. Проводятся преимущественно в старших классах и служат эффективным средством воспитания социальной активности, приобщения к литературе и развития речи. Последнее социально мотивировано и потому особенно ценно. Нередко материалы Ч. к. оформляются письменно, в виде сборника выступлений или в виде альбома, монтажа, выставки. Ч. к. играют существенную роль в системе языкового развития учащихся.

 

Чтение 236

чтение. 1. Процесс перекодирования графически зафиксированного текста в звуковую речь, ее понимание (при чтении вслух), или непосредственно в смысловые единицы, без звукового оформления (при чтении про себя). Ч. – вид речевой деятельности. Опытный чтец воспринимает отрезки текста, равные 3 – 5 словам, не прибегая к выделению каждой отдельной буквы, делает это лишь в затруднительных случаях, например, когда встретилось незнакомое слово. Ребенок овладевает механизмом Ч., как правило, в результате обучения; однако в современных семьях все чаще наблюдаются случаи самообучения Ч., когда ребенок 5 – 6 лет, играя в буквенные игры, рассматривая книжки, постепенно узнает буквы и начинает читать. В настоящее время в крупных городах до 80% детей приходят в школу со знанием всех или большинства букв; до 10% читают. (См. статью Обучение грамоте.)

2. Учебный предмет в начальных классах, часть предмета «русский язык». Задачи Ч.: формирование навыка правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения; приобщение школьников к чтению художественной литературы, к ее пониманию, правильному восприятию ее образов и идейного содержания; обогащение учащихся новыми знаниями об окружающем мире, о жизни общества, воспитание на лучших образцах литературы; развитие речи учащихся, обогащение их словаря, развитие синтаксического строя их речи, обогащение фразеологии.

Лит.: Егоров Т. Г. Очерки психологии обучения детей чтению. – М., 1953; Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1963; Адамович Е. А., Яковлева В. И. Чтение в начальных классах. – М., 1967; Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / Под ред. М. С. Васильевой и др. – М., 1977.

чутье языка (чувство языка) – неосознанное владение закономерностями языка, в первую очередь – грамматикой. Ч. я. начинает развиваться в раннем детстве в процессе восприятия речи и говорения. В результате многократного восприятия и использования в собственных высказываниях сходных аналогичных форм, конструкций у ребенка на подсознательном уровне формируются аналогии, а затем им усваиваются закономерности, которыми он пользуется все более свободно. Этим, в частности, объясняется то, что ребенок 2 – 5 лет сравнительно легко запоминает склонения, спряжения, сочетаемость слов, синтаксические конструкции, но с огромным трудом усваивает неправильные формы и исключения из правил. В школе Ч. я. продолжает формироваться главным образом на основе изучения грамматики, фонетики, стилистики и пр., а также на основе чтения образцовых произведений литературы и речевых упражнений. Опора на Ч. я. – один из важнейших принципов обучения родному языку.

 

237 Экзамены по русскому языку

Лит.: Жинкин Н. И. Механизмы речи. – М., 1958, Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961; Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973.

 

штампы речевые – вид речевых ошибок, состоит в неоправданном использовании слишком часто употребляемых образцов, оборотов речи, в силу чрезмерно частого употребления потерявших свою яркость и выразительность: «светлые образы», «красной нитью проходит», «жизнь поставила во весь рост проблему», «вера в светлое будущее» и др. Ш. р. весьма часто встречаются в сочинениях учащихся старших классов. Устраняются путем анализа текста и замены другими, не стандартными сочетаниями.

 

 

эвристическая беседа по русскому языку – один из видов беседы (ср. вводная б., обобщающая б.), состоит в задавании учителем ряда специально подобранных вопросов, подводящих учащихся к самостоятельному открытию нового на основе анализа языка, выполнения определенных операций, проведения эксперимента. Учащиеся сами, на основе своего опыта, ранее полученных знаний, выводят новые понятия, формулируют грамматические определения и правила. Обычно Э. б. переплетается с другими видами активной познавательной деятельности учащихся; записью слов и предложений, их анализом, формулированием ранее усвоенного, выполнением письменных и устных упражнений, решением грамматических, орфографических, словообразовательных задач и пр. Э. б. – наиболее употребительный метод преподнесения нового материала по принципу индукции.

экзамены по русскому языку – организационная форма проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся по всему курсу. Проводятся в современной школе по окончании VIII класса и начиная с III класса экспериментально, а также при поступлении в вузы и техникумы. Э. по р. я. за курс средней школы проводится в виде сочинения, т. е. проверяется овладение речью, за курс восьмилетней школы – письменно и устно. На устном Э. по р. я. проверяется знание теоретического материала по грамматике, лексике, словообразованию, орфографии, фонетике, умение применять его в решении грамматических и орфографических задач, при языковом анализе. Грамматический разбор дается в виде отдельного вопроса. На экзамене учитывается правильность и культура устной речи, умение построить свой ответ

 

Эксперимент по методике русского языка 238

Письменный Э. по р. я. проводится в виде диктанта, изложения и сочинения, позволяющих проверить не только орфографические умения и навыки, но и, главное, владение синтаксисом и морфологией, речевыми навыками, проверить богатство словаря, стилистические умения, а также логику речи, композиционные умения, умение раскрыть тему и пр. Ответ на Э. по р. я, или письменная работа оцениваются по пятибалльной системе, причем в настоящее время за сочинение выставляются две оценки: по литературе и по русскому языку отдельно.

Лит.: Повторение и обобщение при подготовке к экзаменам по русскому языку. – М., 1988.

эксперимент по методике русского языка – один из важнейших методов исследования. С помощью Э. осуществляется поиск новых форм обучения, проверяются системы обучения, отдельные приемы, упражнения, уроки и их циклы, учебники, пособия, программы и пр. Э. состоит в специально организованном обучении отдельных учащихся, их групп, классов, целых школ и районов, в которых используются новые методики, новые учебники и пр. Как правило, план и методика Э. утверждаются научно-педагогическими учреждениями и разрешаются Государственным комитетом СССР по народному образованию и республиканскими, областными, городскими органами народного образования. Виды Э. по методике русского языка: поисковый, или ориентирующий, Э.; констатирующий Э., устанавливающий уровень знаний, умений, навыков; формирующий, или обучающий Э., – основной вид Э.; корректирующий Э.; контрольный, или проверочный, Э. В любом виде Э. существенную роль играют сопоставления экспериментальных и контрольных классов. Итоги Э. обычно подводятся в виде статистических обобщений, в количественном выражении: характеризуется успеваемость учащихся, их орфографическая грамотность, их речь, навык чтения и пр.

Лит.: Проблемы методологии педагогики и методики исследований / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. – М., 1971; Теория и практика педагогического эксперимента / Под ред. А. И. Пискунова, Г. В. Воробьева. – М., 1979.

 

 

юмористические рассказы учащихся – вид сочинений, наиболее свободный и живой: юмористическое описание какого-либо случая и т. п. Первый шаг к художественному творчеству детей.

Лит.: Система обучения сочинениям на уроках русского языка (IV – VIII классы). – М., 1978.

 

239 Языковой анализ

 

 

языковая подготовка текста сочинения, изложения. На подготовительных этапах к письменному или устному сочинению, к изложению проводится специальная, руководимая учителем подготовка языковых средств в связи со сбором материала и его систематизацией, с составлением плана, обдумыванием композиции и пр. Я. п. т. предполагает: а) отбор слов, составление словарика предстоящего сочинения в соответствии с темой и материалом, выбор наиболее точных слов; б) подготовку правописания нужных слов, предупреждение возможных ошибок в них; б) подготовку оборотов речи, изобразительных средств, фразеологических единиц, цитат; г) написание небольших фрагментов предстоящего текста, черновых набросков. На этапе Я. п. т. используются словари, образцовые тексты; подготовленный языковой материал может быть обсужден с учителем. В процессе написания текста сочинения или изложения разрешается пользоваться подготовленным языковым материалом (кроме контрольных

работ); важно, чтобы подготовленные средства языка были действительно использованы. При оценке написанного сочинения, изложения и устных выступлений учитывается богатство и разнообразие лексики, синтаксических конструкций, умение пользоваться средствами языка, характерными для научного стиля, для художественного сочинения и пр.

Лит.: см. статьи Сочинение школьное и Изложение.

языковой анализ, или анализ языка – совокупность методических приемов, иногда именуемая методом (А. В. Текучев), систематически применяемых при изучении всех сторон языка: фонетики, грамматики, лексики, словообразования, орфографии, стилистики – с целью выявления структуры, типов языковых единиц, их форм и способов образования, целесообразности их использования в тексте и пр. Виды Я. а.: так называемые наблюдения над языком, грамматический разбор различных видов, словообразовательный анализ, орфографический разбор и комментированное письмо, анализ языка художественных произведений, фонетический разбор и пр. Все виды Я- а. принадлежат к числу активных методических приемов, они связывают теорию с практикой, обеспечивают постоянное повторение изученного. Я. а. входит как составная часть во многие упражнения: списывание, диктант; проводятся изложения и сочинения с заданиями аналитического характера и пр,

Лит.: Шаповалова М. А. Грамматический разбор на уроках русского языка. – М., 1962; Текучев А. В. Грамматический разбор в школе. – М, 1963; Палей И. Р. Очерки по методике русского языка. – М., 1965; Новиков Л. А. Лингвистическое толкование художественного текста. – М., 1979; Виды разбора на уроках русского языка. – М., 1985.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.