Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Техника 2. «Антикатастрофицирующая» практика




Упражнение

1. Перечислите ситуации, в которых клиент «катастрофизи-

2. Запишите предрекаемый им: в каждой ситуации урон.

3. На шкале от 0 до 10 отметьте значение того урона, который клиент предполагает («1» равнозначна отсутствию каких-либо потерь, «10» — ужасающим потерям).

4. После дискуссии, опровергающей преувеличение, попросите клиента представить лучший возможный исход для каждой ситуации. Отметьте этот исход на той же шкале от 0 до 10.

• 5. Пусть клиент решит, опираясь на прошлый опыт, что более вероятно — наилучший исход или катастрофа.

6- Если необходимо, попросите клиента использовать шка-

КУ Для предсказания опасности в предстоящей ему ситуации, °торой он боится. После того как событие произойдет, пусть лиент сверится со шкалой и оценит, насколько точно он пред-казал степень опасности.

7. Клиенты должны упражняться в антикатастрофицирова-нии регулярно, пока они не будут оценивать предполагаемую опасность более реалистично.

Техника 3. Преодолевающие утверждения Упражнение

1. Составьте иерархию тех ситуаций, в которых клиент чувствует себя тревожно или подавленно.

2. С помощью клиента подготовьте ему диалог с самим собой, который мог бы использоваться им в стрессовой ситуации. В диалоге должны реалистически предусматриваться ошибки, недочеты, отрицательные эмоции и включаться пошаговые инструкции, как преодолеть эти проблемы. Он должен захватывать время до, в течение и после тревожащей ситуации.

3. Воспроизведите диалог по каждому компоненту иерархии | вслух вместе с клиентом. Для лучшего эффекта используйте моделирующую процедуру (Meichenbaum, 1993, 1994), в которой терапевт произносит диалог, а клиент сначала повторяет его, затем воспроизводит в своем воображении. Следите за клиентом во время выполнения задания и корректируйте любые ошибки.

4. Поддержите клиента в упражнении в техниках совладения.. Клиент может выбрать метод, который окажется для него. наиболее эффективным. Например, некоторые клиенты считают полезным пассивное прослушивание записанного на аудиокассету прочитанного терапевтом диалога, в то время как другие предпочитают кассету с детальным обсуждением каждой ситуации из иерархии, что позволяет им тренировать диалог про себя. Другие носят диалоги на карточках и читают их, когда сталкиваются с реальной ситуацией. В большинстве случаев клиентам необходимо практиковать свои сценарии в течение по крайней мере шести недель.

Техника 4. Скрытое угасание Упражнение 1. Поведенческая практика in vivo

Пусть клиенты тренируются с пугающим их событием в реальной жизни до тех пор, пока не произойдет угасание страха-

Упражнение 2. Поведенческая практика in vitro

Пусть клиент мысленно представит, что он выполняет вызы-щую страх деятельность без каких-либо неприятных последствий. -

Упражнение 3. Угасание убеждения

1. Составьте список мыслей, которые стали у клиента ассоциироваться с источником тревоги.

2. Пусть клиент представит, как в различных ситуациях, но без негативной эмоциональной реакции у него появляются эти мысли.

3. Клиенту может понадобиться повторить опыт несколько сот раз, чтобы мысли больше не создавали условную реакцию.

Упражнение 4. Временное угасание

Попросите клиента подождать, когда он снова будет чувствовать себя счастливым и уверенным, а затем прочитать или восстановить в уме свои иррациональные мысли. Скажите, чтобы он немедленно прекратил читать или думать о них, если почувствует, что расстраивается. Проинструктируйте его не выполнять процедуру тогда, когда он не чувствует себя счастливым.

Упражнение 5. Нейтральные образы

1. Составьте список иррациональных мыслей клиента и тех ситуаций, в которых они чаще всего появляются.

2. Составьте список нейтральных образов — таких, по отношению к которым клиент испытывает мало эмоций, например, Росмотр газеты, принятие пищи или чтение книги. Попроси-е клиента подтвердить, что данные образы вызывают только

нейтральные эмоции.

3. Свяжите иррациональные мысли с нейтральными сцена-'и. Скорее всего, вам потребуется около сотни повторений.

Упражнение 6. Сформированное скрытое угасание

Попросите клиента представить составляющие условный Имул компоненты таким образом, чтобы условная реакция не Зникала. Например, тревожный водитель представляет себя Дящим на водительском сиденье или держащим руль. По-

скольку условный стимул предъявлен не в полном объеме и сила не превышает пороговых значений, то условная реакци° не происходит. Постепенно увеличивайте силу условного ст" мула, не выходя за пределы пороговых значений, пока стим? в целом не будет вызывать никакой реакции. В частности:

1. Составьте список иррациональных мыслей клиента.

2. Разбейте мысли логически на составные части. Например клиент думает: «Я никчемный человек, если у меня ничего не получается». Вы можете разделить «ничего» на множество различных оплошностей, например, поломанный карандаш, не выгулянная собака, пропущенная при вязании петля и т. д.

3. Пусть клиент представит составные части своей мысли много раз. Убедитесь, что такое сосредоточение не вызывает никакого дискомфорта. Вы можете использовать биологическую обратную связь или самоотчет клиента, чтобы определить, появляется у клиента условная реакция или нет. Если появляется, разбейте мысль еще больше.

4. Добившись отсутствия эмоциональной реакции, продолжайте достраивать мысль, приближаясь к ее первоначальной форме. Делайте это до тех пор, пока исходная мысль в целом не будет вызывать ни одной негативной эмоции.

5. Еще один тип сформированного скрытого угасания варьирует не мысли, а вызывающие страх образы. Например, боязнь ездить в лифте можно расчленить на образы большего лифта, стеклянного, пустого, такого, что поднимает только на один этаж вверх, и такого, что поднимает на сорок. Могут меняться и сами образы, если клиент посмотрит на себя в фобической ситуации с разных сторон. Клиент может вообразить, что он видит себя едущим в лифте по телевизору, смотрящим на себя из будущего, в обществе друзей, наблюдающих его поведение в лифте, и т. д. Во всех случаях составные части образа преподносятся так, что эмоциональная реакция клиента не выходит за пределы пороговых значений.

Техника 5. Непатологическое мышление Упражнение

1. Составьте основной список центральных убеждений кл* ента, которые связаны с его негативными эмоциями.

2. Пройдите по каждому убеждению и идентифицируй1"6 в признаки, которые клиент определяет как психологичес расстройство.

о Подробно объясните неправомерность ярлыка «болезнь» каждом убеждении подставьте понятия теории научения.

4 На протяжении всех терапевтических сеансов помогайте

центу изменять мысли или слова, которые подразумевают за-'очевание. Обращайте внимание на такие выражения, как «ненормальный», «психически больной», «сумасшедший», «разба-яансированный», «разваливающийся на части», «нервный срыв», «странное поведение», «слабый», «больной», «нездоровый», «неустойчивый» и т. д.

5. Замените медицинскую модель моделью социального научения. Обращайтесь с клиентами как со студентами, находящимися под вашим руководством, а не как с пациентами, которых вы лечите. Покажите клиентам, что вы ожидаете от них выполнения домашних заданий, изучения ваших принципов и того, что они будут спорить с вами, если в чем-то не согласны. Поясните, что вы рассматриваете консультации как совместный проект, пятьдесят на пятьдесят. Вы даете инструкции — они учатся.

Техника 6. Скрытое подкрепление

Упражнение 1. Лучшее возможное убеждение

1. Создайте иерархию проблемных ситуаций и сопутствующих им мыслей — 10 или 15 компонентов.

2. Для каждой ситуации создайте список рациональных убеждений.

3. Пусть клиент в состоянии релаксации представит наилучший способ, которым можно справиться с каждой ситуацией, вопросите его, будучи погруженным в ситуацию, подумать 5 самых разумных и реалистических из возможных убеждений и представить эмоции и поведение, которые порождает новое мышление.

4- После того как вышеупомянутые образы будут очень от-йтливыми, попросите клиента представить возможные по-Ледствия нового мышления не только в данной, но и во всех п°Добных ситуациях.

J- Повторите упражнение как минимум три раза для каждой

)3иции. Делайте это до тех пор, пока клиент не сообщит, что

его не возникает негативных эмоций при визуализации сце-

"• Для оценки уровня ответной реакции клиента можно ис-

Льзовать самоотчет или биологическую обратную связь.

6. Продолжайте упражнение, продвигаясь вверх по иерап хии, которая была установлена в первом шаге.

7. Упражнение обычно записывают, и клиентам рекоменду ется прослушивать кассету три раза в неделю.

Упражнение 2. Стандартные подкрепляющие образы

В этой технике выполняются те же шаги, что и в описанной выше процедуре, за исключением шага 4. Вместо того чтобы просить клиента создавать свои образы наилучших возможных последствий рационального мышления, терапевт делает это сам. Эта модификация годится для клиентов, которые с трудом могут конструировать позитивные образы с интенсивностью, обеспечивающей их самоподкрепление.

Представьте, что по мере того как вы начинаете мыслить все более и более реалистично, вы становитесь увереннее в себе. Сложности, которые были для вас проблемой, вы теперь разрешаете с относительной легкостью. Взаимоотношения, карьера и материальное положение — все начинает улучшаться. Когда проблемы все-таки случаются, вы разумно с ними справляетесь и движетесь к новым целям. Вы начинаете осуществлять свои стремления и те планы, которые себе наметили.

Упражнение 3. Внешние вознаграждения

Рациональные убеждения клиентов могут подкрепляться при помощи внешних вознаграждений. Согласно принципу Премака (Premack, 1965), любые действия, которые выполняются достаточно часто (например, поедание конфет), могут выступать в ка-. честве положительного подкрепления для более редких поступков (рациональное мышление). Следовательно, клиент может вознаграждать себя каждый раз, когда он замещает иррациональную мысль рациональной.

Клиенты могут намеренно связывать положительное поД-крепление с желаемой мыслью или действием всегда, когда по желают, и их нужно к этому поощрять. Необходимо поддержи' вать их в том, чтобы в своей практике они могли аккумулир0' вать маленькие вознаграждения в большие в зависимости ° значимости тех перцептивных и поведенческих барьеров, кото рые они захотели бы преодолеть. Таким образом, конфета М жет быть существенным подкреплением для преодоления я

того препятствия, но в качестве вознаграждения за побе-°оЛЬ действительно крупной проблемой клиент может поста- ^ себе целью взять большой отпуск.

МЕТОД 6. ОБЪЕКТИВНЫЕ ТЕХНИКИ ОПРОВЕРЖЕНИЯ

Ниже следуют отдельные ключевые принципы, лежащие в основе различных типов объективного опровержения.

• Пусть клиент идентифицирует основные центральные убеждения, которые приводят к негативным эмоциям.

• Помогите клиенту разбить каждое утверждение на его основные логические компоненты. Скрупулезно избегайте субъективных суждений как о самом убеждении, так и о составляющих его частях.

• С помощью клиента исследуйте каждое убеждение с позиций индуктивной и дедуктивной логики. Вместе с клиентом решите, является ли убеждение логичным.

• Если клиент оценивает суждение как ложное, пусть он запишет все логические доводы для такого опровержения.

• Попросите клиента вспоминать все эти опровергающие доводы каждый раз, когда возникает ложное убеждение, пока оно не перестанет повторяться совсем.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.