КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Шаг 4. Оценка доказательств
Методов обучения индуктивному рассуждению существует множество, и некоторые из них достаточно сложны и требуют солидной подготовки в области философии научной методологии. Для клинической же практики существует более легкий метод, обеспечивающий подобные результаты. Он называется анализом графиков. Терапевт и клиент ищут корреляции между двумя и более переменными, которые могут иметь отношение к симптомам клиента. Это сложный процесс. С любым симптомом может быть связано огромное множество факторов. Анализ графиков предоставляет способ изучить только те переменные, которые |:утся многообещающими. Упражнение ■ На чертежной бумаге постройте график двух переменных, орые могут быть важными для вас и вашего клиента. • Обсудите с клиентом отношения между переменными. Шаг 5. Решение и обязательства Упражнение ■ Скажите клиенту, что решение о том, является ли В ис-Инньщ или ложным, он должен принять здесь и сейчас. *• Если В истинно, то клиент должен.сделать что-либо, что-ы изменить ситуацию, или, если это невозможно, принять ее. 3- Если В ложно, пусть клиент возьмет на себя обязательст-Раоотать против него в мыслях и действиях, независимо от °> сколько это может занять времени. • Пусть клиенты запишут решение и заключат контракт г°м, что они собираются сделать, чтобы изменить мысли. Доказательством принятого обязательства становятся д» ствия. 5. Терапевт иногда оказывается в ситуации, когда клие убежден в истинности суждения, а он считает иначе. Если кд ' ент прошел все стадии процесса логического анализа, очень ва» но, чтобы терапевт поддержал его решение, даже если сам с ни не согласен. Клиент имеет право не работать над когницией и верить даже в то, что вы считаете иррациональным. Вы можете указать на результаты такого образа мыслей, отдаленные последствия, но принятие решения зависит от клиента. Акт принятия решения сам по себе психотерапевтичен, и клиенты позднее могут егоизменить, если оно иррационально. Техника 8. Поиски уважительной причины Упражнение Вероятно, наилучший метод пресечь эту ошибку — сказать клиенту, чтобы он признал человеческую склонность отыскивать уважительные причины и компенсировал это активными поисками неблаговидных причин. Можно сказать клиентам: «Идите и найдите самую неблаговидную причину своей убежденности и сопоставьте это с вашей лучшей уважительной причиной. Затем, когда обе причины будут у вас в голове, вам будет легче увидеть действительный источник ваших проблем». Метод 9. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ Несмотря на то что разные изменяющие восприятие техники сильно отличаются по своей методологии, все они отражают следующие общие положения. 1. Мозг выборочно отражает сенсорную и проприоцелтив-ную информацию. 2. Мозг формирует эти данные в паттерны. 3. Паттерны, сформированные мозгом, подвержены влиянию поступающей информации, но остаются отличными от яее- 4. В большинстве случаев эти паттерны заучиваются мозге* так же, как и любая другая информация. Тем не менее, некото рые паттерны являются инстинктивными, они запускают авто матические эмоциональные и поведенческие реакции. - Несмотря на то что существует неопределенное число ожных паттернов, мозгом используются лишь некоторые 'Унифицированные схемы. Раз сформировавшись, паттерны имеют тенденцию оста-ся неизменными до тех пор, пока они не забудутся. В у Большинство паттернов усваиваются от «значимых других» (семья, референтная группа, культура). g t[eM чаще воспроизводится паттерн, тем жестче он становится, и тем труднее его удалить или заменить. 9. Паттерны легче формируются и дольше сохраняются в более молодом мозге. 10. Эмоциональные и поведенческие реакции запускаются скорее мозговыми паттернами, нежели отдельными стимулами, хотя именно эти стимулы ошибочно считаются единственным источником ответных реакций клиента. 11. При помощи классического и оперантного обусловливания эмоции и действия могут связываться в паттерны. 12. Внешние стимулы могут стать условными по отношению к паттернам. Позднее эти стимулы могут приобрести способность самостоятельно запускать паттерны. 13. Язык и образы — это способы описания паттернов, но паттерны возникают раньше лингвистических или визуальных репрезентаций. 14. Изменение репрезентативных описаний паттернов может изменить сам паттерн, но их отношения не относятся к типу «один к одному». 15. Паттерны обычно строятся не на логической основе, а на эмоциональном опыте. 16. Если паттерн не завершен, мозг достраивает его автоматически. 17. Некоторые паттерны неизменяемы. i0- ьсли паттерн не может быть проверен незамедлительно, в°зникает состояние паники. 19. Самый быстрый и законченный метод модификации не- ивных эмоций и дезадаптивного поведения — изменение "Штернов, которые их вызывают. *v. Паттерн — это способ организации мозгом сырых дан->1Х> которыми может быть все, что доступно мозгу: информа- 1я' поступающая от органов чувств, подкорковых зон мозга, памяти или телесных ощущений. Техника 1. Базовый перцептивный сдвиг Упражнение 1. Попросите клиента начертить четыре колонки на бодь. шом листе бумаги (табл. 6.2). В первой колонке попросите его перечислить все мысли или убеждения, которые в определенной ситуации вызывают у него негативные эмоции. Очевидно что список не может продолжаться до бесконечности. Тем не менее, даже если некоторые мысли кажутся повторяющимися лучше включить их, чем оставить какой-либо паттерн незафиксированным. Таблица 6.2 Рабочий бланк по перцептивному сдвигу
2. Помогите клиенту решить, полезно или нет каждое убеждение. Найдите доказательства как «за», так и «против», и выберите, какие сильнее. Важно, чтобы клиент принимал решение на основе объективных данных, а не под влиянием субъективных чувств. Оценку полезности убеждения клиент ставит во второй колонке.. 3. В третьей колонке клиент должен записать лучший аргУ" мент «против» для каждой мысли или убеждения. В идеале этот аргумент должен быть как эмоционально убедительным, так и рационально звучащим. 4. "В последней колонке клиент должен привести доказа' тельство из собственного опыта в поддержку каждого аргумен та. Это ключ к технике перцептивного сдвига. С помощью тера певта клиент должен доказать справедливость аргумента, п° дыскав подтверждение из своего жизненного опыта. ЧтоО гществить актуальный перцептивный сдвиг, клиенту необхо-мо как минимум по 30 минут в день медитировать на те кри-ческие события прошлого, которые доказывают ложность иррациональных убеждений. Техника 2. Рационально-эмотивное воображение Упражнение 1. Для клиента будет полезным расслабиться перед упражнением, так как это улучшает концентрацию. 2. Составьте иерархию ситуаций, которые расстраивают клиента. Ситуации должны быть описаны достаточно детально, чтобы клиент мог их себе хорошо представить. Посмотрите, нельзя ли привести их к какому-то общему знаменателю, чтобы у вас получилось уменьшить их число до нескольких центральных тем. Важно, чтобы клиент подтвердил, что конечный список точно отражает главные источники его дискомфорта. 3. Попросите клиента мысленно представить каждую ситуацию, ассоциирующиеся с нейЧувства и те ключевые моменты, которые лучше всего характеризуют эти чувства. Попросите его работать до тех пор, пока он не начнет чувствовать изменения в своих эмоциях. 4. Пусть клиент начнет с любого из этих ключевых моментов и сосредоточится на связанных с ним чувствах, используя для модификации этих чувств любую придуманную им стратегию. Клиент должен продолжать работать, пока не почувствует изменения в своих эмоциях. 5. Скажите клиенту, что для того, чтобы произвести изменения в эмоциях, он должен сосредоточиться на том, что он говорит самому себе. Пусть он запишет советы, которые он дает сам себе, если это поможет ему лучше сосредоточиться и более четко их припомнить. Добейтесь, чтобы он начал полностью осознавать свои убеждения. 6. Клиент должен практиковаться по пятнадцать минут в День, пока он не сможет устойчиво воспроизводить альтерна-гивные эмоции. Как только он проделает всю процедуру с пер-в°й выбранной им центральной темой, он должен применить ЭтУ технику, начиная со второго шага, и в отношении оставшихся в составленном им списке ведущих тем. 7. Чтобы клиенту было легче обрести контроль над своими эмоциями, он должен тренироваться вызывать у себя различные эмоции в процессе представления исходных ситуаций, которые были перечислены в пункте 2. Он может тренироваться чувствовать себя счастливым, грустным, рассерженным, уверенным расслабленным или каким угодно, изменяя только свой внутренний диалог с собой. Техника 3. Техники с использованием воображения Упражнение 1. Для того чтобы превратить языковые техники в трансформирующие, проделайте первые три шага: определите центральные метафизические идеи клиента, объективно проанализируйте их достоверность или ложность и придумайте серию, контраргументов или замещающих рациональных идей. 2. Определите способности клиента к воображению, используя одну из шкал, разработанных Лазарусом (Lazarus, 1977, 1981, 1982, 1989, 1995, 1998). Эти шкалы помогут определить общую способность клиента к визуализации и укажут области, нуждающиеся в развитии. Шкалы исследуют способность клиента воссоздавать образы себя и других, прошлого, настоящего и будущего, приятного и неприятного и многих других. 3. Если клиент показывает низкие значения по своей способности к визуализации, вы можете попробовать описанные Лазарусом техники построения образа (Lazarus, 1982). 4. Для того чтобы помочь своему клиенту перейти от иррациональных убеждений к рациональным, отберите конкретные образы. Поскольку представление не задействует язык, клиентам зачастую удается более быстро изменить восприятие, используя только визуальные образы, а не семантику. Для создания таких перцептивных сдвигов вы можете использовать множество различных типов образов. Ниже приводится список основных типов. • Образы совладания, в которых клиент представляет себя успешно справляющимся со сложными ситуациями, ис" пользуются для коррекции пассивного, избегающего мышления: «Представьте себе, что вы просите своего начальника о повышении вашей зарплаты». Расслабляющие. образы, включающие сцены природы я чувственные визуализации, используются для противопоставления мыслям, продуцирующим страх или тревогу. Часто используются как часть когнитивной десенсибилизации. • Образы достижений, в которых клиент воображает, что он выполнил какое-либо задание в совершенстве, противопоставляются иррациональным мыслям о беспомощности и неудачливости: «Представьте себе, что у вас удачный, счастливый брак». • Образы подетального совладания, которые сфокусированы на частностях, помогают клиентам, которые чувствуют себя задавленными неразрешимыми проблемами. Используя этот метод, клиент может разбить главную проблему на серию более мелких и представить себе, как он преодолевает эти небольшие сложности. • Моделирующие образы могут использоваться в случае, если клиент испытывает сложности в представлении составных шагов решения проблемы или овладения тем или иным навыком. В этой технике клиент представляет себя человеком, который образцово выполняет данное ему задание. • Неприязненные образы используются в обусловливании отвращения, отстранения и избегания в качестве противовеса нежелательному поведению: «Представьте, что ваша привычка курить вызывает у ваших детей эмфизему». • Идеализированные образы используются, когда клиенты не могут подумать о своей конечной цели: «Где вы хотели бы жить через десять лет, с кем? Что вам хотелось бы делать?» • Представления о вознаграждении подкрепляют реалистическое мышление: «Что произойдет хорошего, если вы завершите проект?» • Нивелирующие образы уменьшают негативные эффекты неприятных, устрашающих визуализаций: «Представьте своего начальника в костюме утки, крякающего». "^концептуализирующие образы изменяют интерпретацию событий: «Представьте, что ваша жена не была на вас Рассержена, просто у нее были неприятности на работе». Негативные и позитивные образы — визуализация негативных ситуаций на позитивном фоне, как и обусловливание высшего порядка, может изменить эмоциональную валентность ситуации: «Представьте, что ваш противник крити- кует вас, а вы сидите в тропической лагуне в теплый г нечный день». • Корректирующие образы исправляют ошибки, допущр ные клиентом в прошлом: «Представьте, как бы вы эт сделали, если бы пришлось это делать снова». • Обобщенные корректирующие образы позволяют клиенту исправить все прошлые инциденты определенного типа. Например, пассивный клиент может представить, что он вел себя ассертивно в те моменты, когда отступал от проблемы • Образы будущего заставляют клиента оглянуться на настоящее из будущего времени, таким образом проясняя главные ценности: «Представьте, что вам 85 и вы оглядываетесь на прожитую жизнь. Что вы теперь сочтете важным и что — ничего не значащим?» • «Аварийные» представления учат клиента справляться с худшими возможными последствиями события: «Что может произойти самого плохого в результате того, что вы потеряете работу?» ' ' • Визуализация маловероятных образов предполагает, что клиент представляет себе все возможные «ужасные» события, которые могут с ним произойти, для того чтобы научиться уходить от попыток контролировать все вокруг. В парадоксальных техниках часто применяется этот прием: «Что ужасного может с вами произойти, когда вы смотрите телевизор? Когда вы принимаете ванну? Когда лежите в своей постели?» • Представление ассертивных ответов может быть сопоставлено для контраста с представлениями пассивных, агрессивных и пассивно-агрессивных реакций, так, чтобы клиент увидел последствия каждого из ответов: «ПреД' ставьте, что вы пассивно, агрессивно или ассертивно пр°" сите, чтобы вам вернули ваши деньги». • Представление итоговых последствий требует, чтобы кли енты визуализировали приносящее беспокойство событи через неделю, месяц, год после того, как оно произошл > чтобы определить отсроченные последствия: «Если вы п<^ кончите с собой, представьте, как сильно будет пере* вать ваша девушка восемь лет спустя?» • Эмпатические представления учат клиента восприняв мир с точки зрения другого человека: «Как к вам относ ся человек, которого вы обидели?» Катпарсические образы позволяют клиентам представить,. что они выражают не проявленные прежде эмоции, такие как гнев, любовь, ревность или печаль: «Представьте, что вы кричите в ответ на вашего друга». i Представление нулевой реакции предполагает, что клиент визуализирует, как он воспринимает в фобических ситуациях только нейтральные последствия. Эти образы часто используются в процедурах погашения условных связей: «Представьте, что вы встали перед всеми собравшимися и вышли. Представьте, что никто этого не заметил и никому до этого не было дела». > Фантастические образы разрешают в воображении такие проблемы, которые невозможно решить в реальности: «Представьте, что ваша умершая бабушка предстала сейчас перед вами. Какой она вам даст совет? Как она отнесется к тому,что вы сделали?» • Превентивные образы используются для того, чтобы подготовить клиента справиться с проблемами, с которыми он может столкнуться в будущем, например, смерть, отвержение значимым лицом, физическое заболевание, бедность и т. д. • Негативные подкрепляющие образы вызывают представление о страшной ситуации, которая избавляет от ситуации еще более ужасной: «Представьте, что, держа в руках змею, вы избавляетесь от критики ваших сверстников». • Образы безопасности дают клиенту чувство уверенности в пугающей ситуации: «Когда вы находитесь в самолете, представляйте себе, что мама держит вас в теплом розовом одеяльце». • Пресыщающие образы, использующиеся в процедурах «скрытого наводнения», воспроизводят одну и ту же визуализацию снова и снова, пока клиенту не надоедает ее представлять: «В течение следующих двух недель по 50 раз в день представляйте себе, что ваша жена занимается любовью с каждым мужчиной, которого вы встречаете». • Альтернативные образы используются, когда клиент должен определиться между двумя линиями поведения: «Представьте, на что будет похожа ваша жизнь в Москве и Житомире, и сопоставьте эти два образа». Воображение негативных последствий выявляет неприятные эффекты того, что кажется клиенту позитивным: «Представьте, что вы разбогатели... и вас похитили бандиты и пытают, требуя выкупа». • Представления, противостоящие искушениям, превращу ют желанные объекты в неприятные: «Представьте, что ваша сигарета — это высушенные куски навоза». • Образы, опережающие время, позволяют клиентам отстраниться от травмирующего события, представляя, что они переместились во времени (например, на полгода вперед) и оглядываются на произошедшее: «Представьте, как вы будете через шесть месяцев относиться к тому, что ваш друг бросил вас». 5. Попросите клиента практиковаться в визуализации до тех пор, пока выбранный образ не станет четким. 6. После того как клиент закончит работать с образами, повторно обратитесь к лингвистическому компоненту, попросив его суммировать изменения в системе его убеждений: «Теперь, когда при помощи этих образов вы изменили эмоции, к каким вы пришли выводам? Каким иррациональным мыслям вы были подвержены? Какие рациональные мысли у вас есть сейчас?» Метод 10. ПЕРЦЕПТИВНЫЙ СДВИГ: НАВЕДЕНИЕ МОСТОВ Техника 1. Связующие элементы восприятия Упражнение 1. Используйте основной список убеждений клиента. 2. Составьте сопутствующий список возможных замещающих убеждений, проверяя, согласен ли ваш клиент с тем, что это восприятие будет более полезным, если его достоверность можно продемонстрировать. 3. В процессе консультации найдите установки, которые у»е приняты клиентом и могут связать старое воспоминание с новым. Выбирайте такие связки-мосты, которые обладают для клиента наибольшей личной значимостью и могут быть непосредственно привязаны к Я-концепции. 4. Как только мосты определятся, попросите клиента поработать над изменением своих убеждений от старых к новым-Практика должна продолжаться до того момента, пока старая установка не будет замещена новой. I Техника 2. Иерархия ценностей как связующее звено Упражнение 1 Исследуйте личную иерархию ценностей клиента. Это можно сделать при помощи стандартных тестов на ценностные ориентации, но лучше всего — при помощи вопросов, в которых необходимо выбрать ту или иную ценность. Например, благодаря следующей серии вопросов и ответов становится ясно, что клиент ценит свободу больше, чем богатство, а богатство — больше, чем личные взаимоотношения. Что вы предпочтете: • Богатство или популярность? • Безопасность или независимость? • Богатство или независимость? • Много друзей или богатство? • Здоровье или много друзей? • Друзей или свою независимость? • Хорошую зарплату или должность начальника? 2. Составьте список старых, деструктивных убеждений и попросите клиента связать каждое утверждение с той или иной ценностью из их персональной иерархии. (Любое убеждение, не вписывающееся в иерархию, сигнализирует, о несоответствии с реалиями клиента.) Составьте список новых, предпочтительных убеждений и попросите клиента связать каждое с конкретной ценностью из их персональной иерархии. Эти новые убеждения (в противоположность обозначенным старым) можно четко сопоставить с более высокими ценностями. Сведите старую и новую иерархии ценностей в единую таблицу (табл. 6.3). Клиент после этого должен практиковаться в восприятии более высоких Ценностей всякий раз, когда он думает о новом убеждении. Таблица 6.3 Рабочий бланк: иерархия ценностей
ГЛАВА 6 3. В качестве повторения клиент тренируется в представ i нии высших ценностей в различных ситуациях. Это можно сдр лать с использованием воображения в терапевтическом кабинете или подождав, пока стимулы внешней среды не вызовут нужную мысль. Терапевту важно помнить, что он строит мосты, опираясь на систему ценностей клиента, а не на свою. Неважно, что думает терапевт о ценностях клиента, имеет значение лишь то, что о них думает сам клиент. Техника 3. Мосты — словесные ярлыки Упражнение 1. Словесные ярлыки 1. Составьте список конкретных событий или ситуаций (референтных ситуаций), с которыми у клиента ассоциируются негативные слова. Например, какие референтные ситуации и события визуализирует клиент, произнося слова «неполноценный», «больной» или «слабый»? 2. Опишите эти референтные события в объективных, безоценочных терминах. Что записалось бы на видеокамеру в этой ситуации? Что могло бы случайно услышать объективное третье лицо? 3. Перечислите основные негативные ярлыки, которые использует клиент при описании ситуаций. 4. Помогите клиенту перечислить нейтральные или позитивные обозначения, которые можно использовать при интерпретации референтных событий. Объясните, как эти новые обозначения можно связать с более позитивными эмоциями. 5. Попросите клиента каждый день практиковаться в использовании новых обозначений, записывая ситуацию, подыскивая для нее негативный ярлык и связывая ее с более позитивно окрашенным словом. Пример бланка таких записей приведен в табл. 6.4. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ Таблица 6.4 Негативные и позитивные характеристики Упражнение 2. Символические ярлыки 1. Идентифицируйте убеждение, вызывающее проблему. ^ 2. Помогите своему клиенту обнаружить персональный символ, который представлял бы проблемную область. Символы должны быть глубинными, уходящими эмоциональными корнями в прошлое клиента. 3. Помогите клиенту определить позитивное или содействующее разрешению проблемы убеждение. 4. Помогите клиенту найти специфический символ, который мог бы перекинуть мостик от деструктивного убеждения к способствующей решению установке. Нет символов, которые можно было бы счесть за крайности, и терапевту нет необходимости понимать, почему они так важны, если это ясно клиенту. 5- Попросите клиента работать над формированием ассоциации между этими двумя символами. Начните с символа проблемной области и попросите клиента перейти к символу спо-с°оствующего убеждения. Техника 4. Наведение мостов высшего порядка Упражнение 1. Попросите клиента сосредоточиться на старом убеждении и создать в своем воображении модель типичной сцены где оно проявляется особенно выраженно. Сцену необходимо представить в ярких деталях, задействуя все виды ощущений 2. Запишите все перцептивные и понятийные переменные, связанные с образом.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 535; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |