КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы для самоподготовки к занятию. 1.Система дыхания, ее основные компоненты, значение дыхания для организма основные этапы дыхания
ТЕМА: ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ФИЗИОЛОГИЯ ДЫХАНИЯ». 1.Система дыхания, ее основные компоненты, значение дыхания для организма основные этапы дыхания. 2. Биомеханика вдоха и выдоха. Внутриплевральное давление, его значение. 3. Состав и парциальное давление газов во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе. 4. Показатели внешнего дыхания (легочные объемы, емкости, вентиляция легких). 5. Перенос газов кровью. Кривая диссоциация оксигемоглобина. Особенности транспорта углекислого газа. 6. Газообмен между альвеолярным воздухом и кровью. Газообмен между кровью и тканями. 7.Дыхательный центр. Современные представления о его структуре и функции. Автоматия дыхательного центра. 8. Спинальный уровень регуляции дыхания. Роль проприорецепторов дыхательных мышц в регуляции дыхания. 9. Роль продолговатого мозга и варолиева моста в поддержании периодики и оптимального уровня легочной вентиляции. 10. Роль гипоталамуса лимбической системы и коры больших полушарий в регуляции дыхания при различных приспособительных реакциях организма. 11. Гуморальная регуляция дыхания: опыты, регистрирующая роль кислорода и углекислого газа. 12. Дыхание в условиях повышенного и пониженного атмосферного давления. Кессонная болезнь. Горная болезнь. 13. Механизм первого вздоха новорожденного. Проанализируйте ситуационные задачи: 1. Скорлупа птичьих яиц состоит из углекислого кальция, который непроницаем для газов. Как же в таком случае происходит газообмен у развивающихся птенцов? 2. Ежи во время зимней спячки находятся в скрученном состоянии. При этом значительно увеличивается мертвое пространство верхних дыхательных путей. В результате снижается количество кислорода в крови и повышается количество углекислого газа. Тем не менее тяжелая одышка, характерная для подобных состояний, не возникает. Почему? 3. В сосудах легких содержится относительно большое количество крови. Поэтому легкие иногда рассматривают как депо крови, хотя и не основное. Не можете ли Вы предположить, какова скорость пульсовой волны в сосудах легких? Выше она или ниже, чем в других сосудах? 4. Существует понятие неравномерности вентиляции. Суть его в том, что различные участки легких могут вентилироваться неодинаково. Например, верхушки легких вентилируются хуже, чем другие части легких. А может ли быть неравномерной вентиляция в пределах одного и того же ограниченного участка легких? 5. На газообмен в легких и тканях влияют пять факторов: градиент напряжения газов в крови и тканях коэффициент диффузии, состояние мембран, через которые проходят газы, площадь диффузии, расстояние, которое должны пройти молекулы газов в ходе диффузии. Какой из этих факторов играет ведущую роль при изменениях газообмена, происходящих в следующих ситуациях: 1) увеличение количества действующих капилляров; 2) дыхание гипероксической смесью; 3) отек легких; 4) изменение свойств молекул газа; 5) заболевание бериллиозом (оно сопровождается значительным загрублением ткани альвеол). Не забудьте проверить понимание всех терминов, упоминаемых в условии задачи. 6. У больного резко нарушен транспорт кислорода гемоглобином. Какое терапевтическое воздействие может помочь в обеспечении тканей кислородом? 7. Человеку необходимо пройти по дну водоема. В такой ситуации, если отсутствуют специальные приспособления, дышат через трубку, конец которой выходит из воды. Имеются три трубки. Длина каждой 1 метр, а внутренний диаметр соответственно 68 мм, 30 мм, 5 мм. Какую трубку нужно использовать? Обоснуйте Ваш ответ соответствующим расчетом. 8. Около сорока лет назад была раскрыта причина болезни новорожденных, которые умирали сразу же после рождения, будучи не в состоянии сделать вдох. Разгадка была найдена, когда начали готовить гомогенаты из ткани легких таких детей и детей, умерших от других причин. В этих гомогенатах измеряли и сравнивали между собой некоторый физико-химический показатель. Что при этом обнаружили? Можно заглянуть в задачу № 37. 9. При сужении дыхательных путей течение воздуха становится турбулентным. Это требует значительных затрат энергии и больному трудно дышать. Состояние улучшается, если воздух заменить кислородно-гелиевой смесью (в ней вместо азота содержится такое же количество гелия). Объясните причину улучшения состояния больных. 10. Чемпионы по нырянию погружаются на глубину до 100 м без акваланга и возвращаются на поверхность за 4-5 минут. Почему у них не возникает кессонная болезнь? 11. У двух животных разных видов в результате травмы произошло одностороннее повреждение грудной клетки с разгерметизацией плевральной полости (пневмоторакс). В результате одно животное погибло, а второе осталось живым. В чем причина столь разных последствий пневмоторакса? 12. В опыте на курарезированном кролике осуществляют искусственное дыхание (почему?). Для этого используют специальный аппарат. Однако экспериментатор не может знать истинные потребности организма в кислороде в каждый данный момент. Можно ли поставить эксперимент так, чтобы искусственное дыхание было оптимальным (точно соответствовало потребностям организма)? Чисто технические трудности во внимание не принимать. 13. Если у новорожденного при перевязке пуповины затягивать лигатуру очень медленно, то первый вдох может не наступить, и ребенок погибнет. Почему это произойдет? 14. Если изолировать продолговатый мозг, сохранив его кровообращение, будет ли в этих условиях продолжать работать дыхательный центр? Прежде чем приступить к решению, попробуйте сформулировать поставленный вопрос иначе. Обоснуйте Ваш ответ и его экспериментальные доказательства. Рекомендуемая литература: 1.Материал лекций. 2.Физиология человека: Учебник/Под ред. В.М.Смирнова 3.Нормальная физиология. Учебное пособие./ В.П.Дегтярев, В.А.Коротич, Р.П.Фенькина, 4.Физиология человека: В 3-х томах. Пер. с англ./ Под. Ред. Р. Шмидта и Г. Тевса 5. Практикум по физиологии /Под ред. М.А. Медведева. 6.Физиология. Основы и функциональные системы: Курс лекций/ Под ред. К. В.Судакова. 7.Нормальная физиология: Курс физиологии функциональных систем. /Под ред. К.В.Судакова 8.Нормальная физиология: Учебник/ Ноздрачев А.Д., Орлов Р.С. 9.Нормальная физиология: учебное пособие: в 3 т. В. Н. Яковлев и др. 10.Юрина М.А Нормальная физиология (учебно-методическое пособие). 11.Юрина М.А. Нормальная физиология (краткий курс лекций) 12.Физиология человека / Под редакцией А.В. Косицкого.-М.: Медицина, 1985. 13.Нормальная физиология / Под ред. А.В. Коробкова.-М.; Высшая школа, 1980. 14.Основы физиологии человека / Под ред. Б.И. Ткаченко.-Спб.; 1994. 15.Физиология человека и животных / Под ред. А.Б. Когана. Часть 1 глава 16.Основы физиологии / Под ред. П. Стерки. Глава 17.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 678; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |