Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инновационные методы обучения. Прием практических навыков по теме занятия




Прием практических навыков по теме занятия.

Задание 1. Синтаксическое моделирование. Составьте предложения, опираясь на данные схемы и правило о постановке запятых на стыке союзов:

 

Запятая между союзами ставится, если нет второй части двойного союза.

Запятая между союзами не ставится, если есть вторая часть двойного союза.

…, что_если…, то (ср.:, что, если…, …)

…, чтобы_ когда…, то

…, что_хотя…, но

…, и_когда…, то

…, и_если…, то

…, но _так как…, то

Он сказал, что если будет свободен, то вечером придёт ко мне.

Он сказал, что, если будет свободен, вечером придёт ко мне.

 

Задание 2. Лингвистическая задача.

В газете помещена статья под таким заголовком:

Конверсия?

Конверсия!

Конверсия…

Каков смысл этого заголовка? Как вы его прочитаете?

Задание 3. Развитие лингвистической догадки.

Изменится ли пунктуация в предложении По аллеям и дорожкам парка и шоссе шли экскурсанты, если опустить слово парка?

 

Задание 4. Игровая процедура. Сколько речевых ситуаций может смоделировать фраза Зачемпоставленатамарка?

 

Задание 5.Моделирование речевого высказывания. Докажите правильность высказываний (на выбор):

А.Б. Шапиро: «…писать и читать, не зная правил пунктуации и не умея ими пользоваться в своей повседневной жизни и работе, недопустимо не только для филолога, но в равной мере для врача, для инженера, для агронома».

А.П. Чехов: «Знаки препинания служат нотами при чтении».

А. М. Пешковский: «Но что же такое правильная расстановка знаков препинания внутри сложного предложения, как не свидетельство о том, что писавший правильно разобрался в том, что писал?»

Задание 6. Анализ речевой ситуации. Исправьте пунктуационные ошибки, которые допустил цирюльник, исправляя ошибки на своей вывеске.

«Здесь зубы, дёргают бороды, бреют оспу, прививают язвы, уничтожают кровь, пускают локоны, завивают ногти, режут головы».

 

Задание 7. Тренинг «диктант-предложение». Вставь пропущенные запятые, выдели обособленные определения и приложения, сравнительные обороты.

Царь Соломон дарил своей возлюбленной ливийские аметисты похожие цветом на ранние фиалки распускающиеся в лесах у подножия гор великолепные аметисты обладавшие чудесной способностью обуздывать ветер смягчать злобу и помогать при ловле диких зверей дарил бирюзу которая приносит счастье в любви прекращает ссору супругов отводит царский гнев и благоприятствует при укрощении и продаже лошадей дарил и кошачий глаз оберегающий имущество и здоровье своего владельца и бледный сине-зелёный как морская вода у берега вериллий добрый спутник странников и разноцветный агат придающий смелости тому кто его носит и нефрит отстраняющий удары молнии и яблочно-зелёный мутно-прозрачный онихий охраняющий хозяина от огня и яспис заставляющий зверей трепетать в момент опасности и чёрный ласточкин камень дающий красноречие и заберзат сияющий как маленькие солнца и жёлто-золотистый хрисолит друг торговцев и сардоникс любимый царями и царицами и малиновый лигирий который находят по поверью в желудке рыси чьё зрение так остро что она видит сквозь стены поэтому и носящие лигирий отличаются зоркостью а кроме того он останавливает кровотечение из носу и заживляет всякие раны.

(По А.И. Куприну)

1. Выпиши в таблицу определения, приложения, сравнительные обороты, вводные слова

Причастные обороты Обособленные определения – им. прилаг. Обособленные приложения Сравнительные обороты Вводные слова
         

Задание 8. Синтаксическое моделирование. Составь предложение из данных синтаксических единиц:

· и как будто не обращая внимания на стоявшего за ней офицера

· А там, дома, в это время роса спадала

· приземистого, темноликого, подпиравшего талию левой рукой

· сад благоухал свежестью

· и сосредоточенно, мрачно следившего за её игрой

· пахло из поварской, топившейся заранее

· наполняя гостиную торжественными, певучими, сладостными и отчаянными звуками полонеза Огинского

· далеко за бескрайними равнинами хлебов

· алый свет смешался с сумраком в углах

· и за серебристыми тополями на окраинах сада

· и за старой заветной баней догорала заря

· сидя спиной к заре

· поминутно поправляя рукава лёгкого и широкого платья из оранжевого шёлка

· ударяя по жёлтым клавишам

· а в гостиной были отворены двери на балкон

· и жёлто-смуглая, черноглазая, похожая и на дедушку и на Павла Петровича барышня,

· пристально смотрела в ноты

7. Выходной контроль:

Справка: в данном тексте 25 запятых, 1 двоеточие, 1 тире, 5 точек с запятыми.

 

…День был жаркий серебряные облака тяжелели ежечасно и синие покрытые туманом уже показывались на дальнем небосклоне на берегу реки была развалившаяся баня врытая в гору и обсаженная высокими кустами кудрявой рябины около ней валялись груды кирпичей между коими вырастала невысокая трава и жёлтые цветы на длинных стебельках. Тут сидел Вадим один облокотясь на свои колена и поддерживая голову обеими руками он размышлял тени рябиновых листьев рисовались на лице его непостоянными арабесками и придавали ему вид таинственный золотой луч солнца скользнув мимо соломенной крыши падал на его коленку и Вадим казалось любовался воздушной пляской пылинок которые кружились и поднимались к солнцу.

Постепенно мысли его становились туманнее и он полусонный лёг на траву и нечаянно взор его упал на лиловый колокольчик над которым вились две бабочки одна серая с чёрными крапинками другая испещрённаявсеми красками радуги как будто воздушный цветок или рубин с изумрудными крыльями отделанный в з олото и оживлённый какою-нибудь волшебницей. Оба мотылька старались сесть на лиловый колокольчик и мешали друг другу и когда один был близко то ветер относил его прочь наконец разноцветный мотылёк остался победителем уселся и спрятался в лепестках. Напрасно другой кружился над ним он был принуждён удалиться…

(По рассказу М.Ю.Лермонтова «Жаркий день»)

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ:

1. Понимать основное назначение русской пунктуации.

2. Знатьпринципы русской пунктуации.

3. Различать типы знаков препинания в русском языке, морфологические и синтаксические особенности постановки современных знаков препинания в тексте.

4. Знать и применять основные правила употребления русской пунктуации: тире в простом и сложном предложении, запятая в сложносочиненном, сложноподчиненном предложениях и др.

7. Задание на следующее занятие:

· Упражнения 6-8 из Пособия по русскому языку и культуре речи. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика/ Учебно-методическое пособие. - Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. - 80с.

· Названия некоторых знаков препинания послужили основой для создания фразеологизмов. Дайте толкование данным фразеологизмам, составьте с ними предложения.

Ø Поставить точку над и;

Ø Ставить точку;

Ø Между ними запятая вышла;

Ø Отправная точка;

Ø Высказывать т очку зрения;

Ø Находиться на мёртвой точке;

Ø Знать от точки до точки;

Ø Доходить до точки;

Ø Попадать в самую точку.

· Составьте диалог с использованием знаков препинания, как в романе А. Белого «Петербург»:

- Этому, послушайте, не бывать: не бывать, Николай Аполлонович, - не бывать никогда!

И на бритом, багровом лице проиграло:

- «?»

- «!»

- «!?!»

Совершенно помешанный!

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2054; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.