Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. ТЕМА: Официально-деловой стиль речи




Основная

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ)

ДЛЯ СТУДЕНТОВ №9

ТЕМА: Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в деловой коммуника­ции позволяет сделать вывод, что большинство отрицательных результа­тов, непонимание между участниками общения возникает из-за отсутствия или недостаточной развитости речевых навыков и умений в устном и письменном деловом общении. В связи с этим всегда остается актуальным вопрос о необходимости овладения стилистикой официально-делового общения, лексическими и грамматическими навыками построения текстов сообщений, протоколов, договоров, выступлений.

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по языковым признакам официально-делового стиля. Закрепить владение нормами официально-делового стиля.

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ речевой ситуации, игровая процедура, лингвистическая игра, развитие лингвистической догадки, речевое моделирование, синтаксическое моделирование.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

1. Сфера функционирования. Жанровое разнообразие.

2. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов.

3. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи.

4. Язык и стиль распорядительных документов.

5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции.

6. Язык и стиль инструктивно-методических документов.

7. Реклама в деловой речи.

8. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

9. Типичные нарушения норм официально-делового стиля.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007.

2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).

 

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура

речи. - РАГС, 2010.

2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009.

4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010.

5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008.

6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008.

7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006.

8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005.

9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая

школа, 2003.

10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009.

11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции
(6-7 апреля 2011 г.) / В авторской редакции. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России, 2011. – [Электронное издание].

1. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение официально-делового стиля.

2. Назовите основные функции официально-делового стиля.

3. каковы стилеобразующие факторы официально-делового стиля речи.

4. Назовите основные виды деловых документов.

5. Какое место занимает речи в системе функциональных стилей русского языка?

 

2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль):

1. Распределите виды документов в соответствии с таблицей:

Организационно-распорядительные Информационо-сиравочные Частные деловые бумаги
     

 

Автобиография, план, закон, постановление, акт, резюме, заявление, протокол, справка, приказ, справка, деловое письмо, доверенность, расписка, докладная записка, служебная записка, положение, характеристика, объяснительная записка, устав, рекомендация, отчёт.

 

3. Методические советы по выполнению практических заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика».

4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы:

1. Расставьте в нужном порядке реквизиты автобиографии.

1. Дата (слева), подпись и расшифровка подписи (справа).

2. Местожительство.

3. Я, ФИО (полностью).

4. Год и место рождения.

5. Семейное положение (сведения о членах семьи: для не имеющего семьи – сведения о родителях, для имеющего свою семью – сведения о муже, жене, детях).

6. Этапы жизненного пути: школа, колледж, училище, вуз, место работы (по порядку).

7. Название вида документа (в центре).

 

2. Найдите соответствия реквизитам и их содержанию.

Реквизиты Содержание реквизитов
1. Персональные данные А. Иностранные языки; конкретные навыки, имеющие отношение к искомой должности; владение компьютером, работа в общественных организациях и т.п.
2. Цель трудоустройства Б. Краткое описание характера работы с указанием дат и занимаемых областей (в хронологической последовательности).
3. Образование В. ФИО, год и место рождения, семейное положение, дата рождения детей (если есть).
4. Опыт работы Г. Какую именно работу или должность хотел бы получить претендент.
5. Дополнительная информация Д. Перечисление идёт в обратной хронологической последовательности, начиная с последнего места учёбы.

 

3. Составьте схему построения резюме, добавив новые реквизиты с опорой на предыдущее задание.

Название документа, гражданство, адрес и телефон, личные качества, рекомендации, дата, подпись и расшифровка подписи.

 

4. Сравните два заявление и исправьте ошибки в неправильном варианте.

Декану лечебного факультета ГБОУ ВПО КГМУ профессору Герасименковой Е.В. студентки группы 2-3леч. Дмитриевой Д.И. заявление. Прошу разрешить мне досрочно сдать экзамены в весеннюю сессию 2010-2011 уч. года в связи с болезнью матери и необходимостью уехать домой в г. Елец. 20 мая 2011 подпись и расшифровка  

 

Декану лечебного факультета Проф. Герасимовой Е.В. От Дмитриевой И.И. Заявление. В связи с тем, что я устроился на работу в филиал фирмы «Оникс», прошу перевести меня на вечернее обучение, так как я не могу учиться в дневное время. 20 мая 2011 подпись и расшифровка  

 

5. Используя типичные языковые конструкции, составьте предложения.

Конструкция Пример употребления
Ввиду (чего?) Ввиду срочного отъезда из города
В силу (чего?) В силу отсутствия средств
Вследствие (чего?) Вследствие изменения расписания
За неимением (чего?) За неимением средств на покупку аппаратуры
По причине (чего?) По причине болезни
Согласно (чего?) Согласно утверждённому плану
В связи (чего?) В связи с отсутствием денежных средств
Благодаря (чего?) Благодаря помощи коллег по работе
За недостатком (чего?) За недостатком средств

 

6. Напишите заявление с просьбой:

ü Оказать вам материальную помощь;

ü Перевести вас с одного факультета на другой;

ü Продлить вам экзаменационную сессию;

ü Изменить расписание занятий.

7. Используя типичные языковые конструкции из предыдущего задания, отредактируйте фрагменты заявлений.

· В силу того что изменилось расписание поездов

· Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолёт

· Так как я болел в течение целого семестра

· Вследствие того что я опоздал на вокзал

· Поскольку расписание движения поездов было изменено.

8.Назовите реквизиты доверенности.

  Доверенность   Я, Голиков Павел Иванович, студент педиатрического факультета Курского государственного медицинского университета, доверяю Петровой Алине Сергеевне, проживающей по адресу: 305018, г. Курск, ул. Гагарина, д.5, кв.135, паспорт: серия 4009№ 137246, выдан ОМ №2 УВД г. Курска 29 марта 1986 года, получить мою стипендию за июнь 2010 г. в сумме 850 (восемьсот пятьдесят) рублей.   ___________________П.И. Голиков 25.05.2010г. Подпись Голикова П.И. удостоверяю, декан педиатрического факультета И.И. Иванов 26. 05.2010г. Печать

 

9. Найдите 5 ошибок в приведённой ниже доверенности. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

Я, Васильева Вера Ивановна, доверяю получить мою стипендию студентке факультета клинической психологии Коровиной Анне, паспорт 4038 123456, выдан 40 отделом милиции, получить мою стипендию за январь в связи с моей поездкой в Финляндию.

 

10. Напишите доверенность:

§ на получение 20 000 рублей с вашего вклада в банке каким-либо юридическим лицом;

§ на покупку автомобиля на ваше имя.

11. Проанализируйте реквизиты расписки, сравните с реквизитами заявления и доверенности, найдите сходства и отличия, сделайте вывод.

v Наименование документа;

v ФИО, должность лица, дающего расписку;

v Точное наименование полученного с указанием количества или суммы (цифрами, а затем прописью);

v Подпись получателя (справа);

v Дата составления расписки (слева).

1) Прочитайте образец расписки, найдите необходимые реквизиты.

Расписка Я, Черненко Галина Николаевна, заведующая кафедрой педиатрии, получила со склада фирмы «Кентавр» 1 (один) чёрно-белый принтер марки «Самсунг» для использования на кафедре. Черненко 1 февраля 2012г.

2) Напишите расписку в получении мультимедийного проектора:

1. для проведения научной конференции аспирантов и молодых учёных;

2. экспонатов из музея КГМУ для проведения научной конференции.

 

3) Изучите структуру рекламного текста. Прочитайте примеры рекламы, найдите в каждой них слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения и ответьте на вопрос: «Соответствует ли реклама предъявляемым требованиям?» Задание из учебника под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. – СПб.: Питер, 2010. – 336с.: ил.»

Структура рекламного текста:

1. Рекламный лозунг (слоган). Цель – служить «»визитной карточкой товара, слоган должен быть нестандартным и запоминаемым.

2. Зачин (вступление). Цель – привлечь внимание, заставить прочитать весь текст, зачин должен быть неожиданным, захватывающим, притягивающим внимание.

3. Основная часть – информационный знак. Цель – проинформировать читателя о достоинствах, преимуществах предлагаемого товара.

4. Заключение – справочные сведения (адрес, телефон, время работы фирмы).

 

«Бастион» покоряется только хозяину! «Бастион» - замок повышенной секретности! ü 20 тысяч неповторяющихся комбинаций. ü Мощная сталь, противостоящая любому натиску. ü Предохранитель для рассеянных хозяев. ü Возможность установки в любую дверь. Замки «Бастион» можно купить в магазинах «Дом и быт» по адресам:… Часы работы магазинов:…

5. Самостоятельная работа студентов на занятии:

Задание 1. Составьте заявление о приеме на работу.

Задание 2. Напишите доверенность на получение стипендии.

Задание 3. Заполните образец резюме.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.078 сек.