КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дополнительная. ТЕМА: Официально-деловой стиль речи
Основная РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ (МАТЕРИАЛЫ) ДЛЯ СТУДЕНТОВ №9 ТЕМА: Официально-деловой стиль речи. Жанры. Элементы общения, деловое общение. Оформление документов, используемых в медицинской практике. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в деловой коммуникации позволяет сделать вывод, что большинство отрицательных результатов, непонимание между участниками общения возникает из-за отсутствия или недостаточной развитости речевых навыков и умений в устном и письменном деловом общении. В связи с этим всегда остается актуальным вопрос о необходимости овладения стилистикой официально-делового общения, лексическими и грамматическими навыками построения текстов сообщений, протоколов, договоров, выступлений. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Сформировать систему знаний по языковым признакам официально-делового стиля. Закрепить владение нормами официально-делового стиля. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: анализ речевой ситуации, игровая процедура, лингвистическая игра, развитие лингвистической догадки, речевое моделирование, синтаксическое моделирование. ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ: 1. Сфера функционирования. Жанровое разнообразие. 2. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. 3. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. 4. Язык и стиль распорядительных документов. 5. Язык и стиль коммерческой корреспонденции. 6. Язык и стиль инструктивно-методических документов. 7. Реклама в деловой речи. 8. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе. 9. Типичные нарушения норм официально-делового стиля.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Русский язык и культура речи: Учебник для вузов/ Под ред. В.Д.Черняк. –М., 2007. 2. Ковынёва И.А., Рубцова Е.В. Культура речевого общения: теория и практика. - Курск, 2010. (Электр.).
1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. - РАГС, 2010. 2. Культура русской речи: Учебник для вузов / Под ред. Л.К. Граудиной, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 3. Рубцова Е.В. Пособие по русскому языку и культуре речи для студентов факультета клинической психологии и социальной работы 1 года обучения.- Курск, 2009. 4. Ковынева И.А. Голофразис как потенциальный способ русского словообразования. – Курск: ГОУ ВПО КГМУ Росздрава, 2010. 5. Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. - М., 2008. 6. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка.- М., 2008. 7. Культура речи и эффективность общения / Под ред. Л.К. Прудкина, Е.Н. Ширяева. – М., 2006. 8. Головин Б.Н. Основы хорошей речи.- М., Высшая школа, 2005. 9. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. М., Высшая школа, 2003. 10. Русский язык и культура речи: учеб. для студентов учеб. заведений/ под ред. В.И.Максимова. - М.: Гардарика, 2009. 11. Межкультурная коммуникация: вопросы теории и практики / Материалы Международной научно-практической конференции 1. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте определение официально-делового стиля. 2. Назовите основные функции официально-делового стиля. 3. каковы стилеобразующие факторы официально-делового стиля речи. 4. Назовите основные виды деловых документов. 5. Какое место занимает речи в системе функциональных стилей русского языка?
2. Контроль и коррекция исходного уровня знаний (входной контроль): 1. Распределите виды документов в соответствии с таблицей:
Автобиография, план, закон, постановление, акт, резюме, заявление, протокол, справка, приказ, справка, деловое письмо, доверенность, расписка, докладная записка, служебная записка, положение, характеристика, объяснительная записка, устав, рекомендация, отчёт.
3. Методические советы по выполнению практических заданий: выполняя предложенные задания, обратитесь к материалам лекции, орфографическим словарям, электронным версиям словарей, учебнику Е.В. Орловой «Русский язык для медицинских вузов» и пособию И.А. Ковынёвой и Е.В. Рубцовой «Культура речевого общения: теория и практика». 4. Ориентировочные основы действий в ходе выполнения практической работы: 1. Расставьте в нужном порядке реквизиты автобиографии. 1. Дата (слева), подпись и расшифровка подписи (справа). 2. Местожительство. 3. Я, ФИО (полностью). 4. Год и место рождения. 5. Семейное положение (сведения о членах семьи: для не имеющего семьи – сведения о родителях, для имеющего свою семью – сведения о муже, жене, детях). 6. Этапы жизненного пути: школа, колледж, училище, вуз, место работы (по порядку). 7. Название вида документа (в центре).
2. Найдите соответствия реквизитам и их содержанию.
3. Составьте схему построения резюме, добавив новые реквизиты с опорой на предыдущее задание. Название документа, гражданство, адрес и телефон, личные качества, рекомендации, дата, подпись и расшифровка подписи.
4. Сравните два заявление и исправьте ошибки в неправильном варианте.
5. Используя типичные языковые конструкции, составьте предложения.
6. Напишите заявление с просьбой: ü Оказать вам материальную помощь; ü Перевести вас с одного факультета на другой; ü Продлить вам экзаменационную сессию; ü Изменить расписание занятий. 7. Используя типичные языковые конструкции из предыдущего задания, отредактируйте фрагменты заявлений. · В силу того что изменилось расписание поездов · Из-за того что я не имею денег на покупку билетов на самолёт · Так как я болел в течение целого семестра · Вследствие того что я опоздал на вокзал · Поскольку расписание движения поездов было изменено. 8.Назовите реквизиты доверенности.
9. Найдите 5 ошибок в приведённой ниже доверенности. Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
10. Напишите доверенность: § на получение 20 000 рублей с вашего вклада в банке каким-либо юридическим лицом; § на покупку автомобиля на ваше имя. 11. Проанализируйте реквизиты расписки, сравните с реквизитами заявления и доверенности, найдите сходства и отличия, сделайте вывод. v Наименование документа; v ФИО, должность лица, дающего расписку; v Точное наименование полученного с указанием количества или суммы (цифрами, а затем прописью); v Подпись получателя (справа); v Дата составления расписки (слева). 1) Прочитайте образец расписки, найдите необходимые реквизиты.
2) Напишите расписку в получении мультимедийного проектора: 1. для проведения научной конференции аспирантов и молодых учёных; 2. экспонатов из музея КГМУ для проведения научной конференции.
3) Изучите структуру рекламного текста. Прочитайте примеры рекламы, найдите в каждой них слоган, зачин, информационный блок, справочные сведения и ответьте на вопрос: «Соответствует ли реклама предъявляемым требованиям?» Задание из учебника под ред. Е.В. Ганапольской, А.В. Хохлова Русский язык и культура речи. Семнадцать практических занятий. – СПб.: Питер, 2010. – 336с.: ил.» Структура рекламного текста: 1. Рекламный лозунг (слоган). Цель – служить «»визитной карточкой товара, слоган должен быть нестандартным и запоминаемым. 2. Зачин (вступление). Цель – привлечь внимание, заставить прочитать весь текст, зачин должен быть неожиданным, захватывающим, притягивающим внимание. 3. Основная часть – информационный знак. Цель – проинформировать читателя о достоинствах, преимуществах предлагаемого товара. 4. Заключение – справочные сведения (адрес, телефон, время работы фирмы).
5. Самостоятельная работа студентов на занятии: Задание 1. Составьте заявление о приеме на работу. Задание 2. Напишите доверенность на получение стипендии. Задание 3. Заполните образец резюме.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1396; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |