Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вершины греческой философии 3 страница




в мирную тишь…

 

В этом споре Правды с Кривдой образ Сократа ассоциируется у нас с Правдой. В его лице мы видим общегражданского воспитателя граждан Афин. «Сократ был человеком своего времени в самом прямом смысле этого слова. Вокруг него веет ветер истории» – так выразился о нем Вернер Йегер. Он учил афинских юношей не только основам знаний, но и правильному мышлению, выступая в роли судьи, вменяя в обязанность образованным людям умение различать лучшее и худшее. Его можно считать создателем и основ народной философии, хотя иные видят в нем лишь «творца новой нравственности» (Г. Майер). Сократ ничего не написал. Он считал, что живое слово доносит мысль лучше писаного. Если он и пытался порой запутать учеников всевозможными хитростями и тонкостями диалогов, которыми злоупотребляли другие учителя и философы, то только для того, чтобы вернее помочь им отыскать путь к добру и истине. Так считали Платон и Ксенофонт.

Тюрьма Сократа

Любопытно и то, как решает Сократ извечную проблему соотношения знаний, власти, богатства. В романе «Сократ» писателей Й. Томан и М. Томановой он вновь касается этой важнейшей для любой страны темы. Он говорит ученикам, среди которых и Платон, сколь почетна и благородна эта задача – править своей страной. «Искусство правителя – самое сложное из всех человеческих занятий. Человек, поставленный на первое место в общине, обязан многое знать, уметь, быть рассудительным и отважным, и надо, чтобы в разуме его и в сердце была гармония добра и красоты». Сократ утверждает, что искусству правления можно научиться. Но тот, кто претендует на это, должен обладать чувством справедливости и правды. Без этого просто нет и не может быть истинно великого государственного деятеля. У многих правителей на первом месте – властолюбие, на втором – богатство, на третьем – желание прославиться. Эти господа всегда будут жестокими волками, а не добрым пастырем народного стада.

Изображение античной пары

С ними надо поступать как с волками: устроить на них облаву и снять шкуру.

Уроки Сократа вполне могут стать чашей жизненной философии. У него многому стоило бы поучиться… Прежде всего равнодушию к богатству, роскоши, почестям и даже к чувственным наслаждениям (в пожилом возрасте). В то же время брак он рассматривал как необходимость, которая временами скорее даже напоминает наказание Господне. Оттого-то Сократ и отвечал на нелегкий вопрос молодежи, следует ли жениться или нет, довольно уклончиво: «Как бы ни поступил, все равно будешь раскаиваться». Имея двух жен (иные уверяют, двух одновременно – одну в ранге официальной, другую – как сожительницу), он часто изменял и той, и другой. Однако не с женщинами (и даже не с мужчинами), а с философией! Одним словом, говоря, пожалуй, о самом знаменитом из греческих философов, мы вправе сказать о нем: «Он жил как учил, и учил, как жил». Стиль его жизни – это, по сути, и есть смысл его учения. «Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры» (Сократ). В отношениях с женой Ксантиппой, которая все время ворчала, бранилась, досаждала, он был философски невозмутим. Сократ говорил, что привык к ее брани, как к вечному скрипу колеса. Перенося ее выходки, то, что обычно называют дурью, ему легче было общаться и с другими.

Отдаленные миры

Когда Афины стали свободными, ему пришлось резко обрушиться на политику вождей демократов. Оная привела к тому, что от могущественных Афин остался маленький клочок земли, разоренный дотла. Всему виной было то, что демагог Анит и ему подобные совершенно выпустили вожжи правления из рук. Вместо порядка в стране воцарились полнейший произвол и анархия. Таких людей нельзя называть «демократами». Это – демагоги, зараженные пустой софистикой. Объяснять народу они еще что-то ухитрялись, а решить и поправить дело – никак! И тогда Сократ попытался открыть афинянам глаза на истинное положение вещей в стране и обществе. Это в его понимании и было подлинной философией, образованием и воспитанием народа. Уроки гражданственности и совести – одна из важнейших сторон античной школы.

Особо стоит рассказать о смерти Сократа… Великий философ видел смысл своей жизни и деятельности в воспитании, обучении достойного молодого поколения. Он даже говорил, что это было главным делом его жизни. А так как он преподавал бесплатно, то Сократ дошел до бедности («так и дошел я до крайней бедности из-за служения богу»). Не этим были озабочены другие. Если вспомним, что Сократ жил в рабовладельческом государстве, что богатство афинян – дело рук рабов, которые владели ремеслом, и что в Афинах почти вся полиция состояла из скифов (это 1200 человек), что в Эпидамне все производство было сосредоточено в руках рабов, если укажем, что «законник» Солон покупал женщин, чтобы основать публичные дома, собирая в храмы тысячи гетер, то, видимо, придется согласиться с вердиктом – не все, далеко не все обстояло так уж благополучно в Афинском государстве. Кстати, ее и демократией-то можно назвать лишь с большой натяжкой. А. Валлон писал: «Чего больше всего здесь боялись – это численного увеличения членов общин. Законодатели видели в этом затруднение для своих строго установленных конституций, а граждане – уменьшение привилегий, достающихся на долю каждого из них. Как раз при помощи рабов стремились увеличить ресурсы государства; и, в противоположность мнению великих политиков и самых мудрых философов, рабов даже предпочитали поселившимся в стране иностранцам, так как они гарантировали, что исключительно граждане будут пользоваться всеми выгодами от цветущего производства и растущей торговли. Это было плохое предвидение будущего».

Западный фронтон храма Афины на острове Эгине. Реконструкция

За что афиняне подвергли казни Сократа? Объяснения встречаем у Ксенофонта в «Меморабилии», у Платона и у Диогена Лаэртского. «В постановлении против него было сказано приблизительно так: Сократ виновен в том, что не признает богов, признаваемых государством, а вводит другие, новые божества; виновен также в том, что развращает молодежь» (Ксенофонт). Платон писал: «Кажется так: Сократ, говорят они, преступает закон тем, что развращает молодых людей и богов, которых признает город, не признает, а признает другие, новые божественные знамения. Таково именно обвинение». Диоген Лаэртский добавлял, что он виноват в развращении юношества и в вводе новых божеств, «а наказание за это – смерть». Истинной причиной казни явились зависть и его непримиримая борьба с тридцатью тиранами. Критий, хорошо знакомый со взглядами Сократа, так как и сам некогда учился у него, из-за ревности запретил ему обучать молодежь, заявляя: «Нет, тебе придется, Сократ, отказаться от этих сапожников, плотников, кузнецов: думаю, они совсем уже истрепались оттого, что вечно они у тебя на языке». Как видите, и в Греции правители очень не любили «оводов» (так называл себя в кругу друзей философ Сократ), которые все время жалят и жалят. Поэтому многие норовили его «прихлопнуть».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.