КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Риторика и софистика в греческом обществе 2 страница
Его творчества изучено В. Йегером, российским историком В. Исаевой, многими другими. Говорят, что в политику он не пошел потому, что был робкого нрава и чуть заикался. Исократ говорил о себе: «Нет у меня ни достаточно сильного голоса, ни смелости, чтобы обращаться к толпе, подвергаться оскорблениям и браниться с торчащими на трибуне». Видимо, это было скорее формальное объяснение, нежели истинная причина, ибо далее он добавлял: «Я не пал духом и не позволил себе остаться незаметным и совершенно безвестным, но, после того как я потерпел неудачу в политической деятельности, я обратился к занятиям философии, к упорному труду, к изложению в письменной форме того, что было мною обдумано». За свою долгую жизнь Исократ написал около 60 речей (до нас дошли 21 речь и 9 писем). Обучая красноречию, он был твердо убежден в том, что это – искусство богов. Обладающий таким даром одолеет больше врагов с помощью речи, чем целая армия (так он считал). Тот, кто научился красноречию, в состоянии не только сам стать лучше, но привести к достойной, нравственной жизни немало сограждан. Одни называли его сторонником олигархии, другие – противником демократии. Правильнее сказать, что Исократ был противником того и другого. В нем всегда жил свободный человек, чей вольнолюбивый дух служил народу. Порой его называют еще и создателем историко-публицистического жанра, жанра, где «переплелись элементы истории и политической пропаганды». Его интересно читать, поскольку он умел отбросить всю шелуху, которой политиканы так любят забивать уши несведущему народу. Он был очень популярен как учитель. Известно, что к нему приезжали издалека, чтобы насладиться мудростью. У Исократа было больше учеников, чем у других риторов, вместе взятых. Проходившие у него курс оставались в его школе три или четыре года. В основном это были богатые люди. Среди его учеников находим Лизетеида, одного из богатейших афинян того времени, Андротиона, представителя богатого рода, Эвнома, Каллина, Онетора, Антикла, Филонида, Филомела, Хармантида и др. Все они отличились на поприще услуг, оказанных республике, и были награждены золотыми венками. С афинских слушателей Исократ денег не брал (хотя те с ним расплачивались дорогими подарками, а его друг Тимофей однажды подарил ему целый талант), но с чужеземцев он брал по тысяче драхм (седьмая часть таланта). И вообще Исократ был не беден. Его талант отмечали даже цари. Так, к примеру, царь Кипра, Никокл, заплатил 20 талантов за написанную специально для него речь. Холм Пинкс – место речей и народных собраний в Афинах Речи дают представление об уровне его мастерства и взглядах. В «Ареопагитике» он подвергает жестокой критике государственный строй Афин, утверждая, что к власти пришли коварные люди, воспользовавшиеся инструментами демократии для обмана народа. Исократ видел мелочность и ничтожество иных риторов, что не просвещают народ, но долгими и бесплодными дискуссиями наносят стране страшный вред, забалтывая истину. Знаменательно расхождение взглядов на роль знания в жизни между Платоном и Исократом. Исократ отверг узкую трактовку пользы знания, отстаиваемую Платоном. Философию он воспринял как духовную культуру in toto, включающую литературу, историю, философию, образование, медицину, право, риторику. То была первая гигантская битва между старой и новой философией (В. Йегер). В его речах предстала как бы вся жизнь эллинов, где кипит яростная битва этико-политических концепций. В жизнь Афин ворвалось новое поколение общественных деятелей, воспитанных при Перикле. В сфере внутренней и внешней политики они попытались выработать новую концепцию строя, создав иные культурно-этические принципы (насколько это удалось, иной вопрос). Греции именно тогда и потребовались умы, которые могли бы теоретически обосновать новую идеологию, «новый моральный кодекс греков». Исократ и станет такого рода идеологом. Смеем утверждать, что иные его речи («Против софистов», «Об обмене имуществом»), будучи направлены против отжившей свой век старой философии, могут быть с успехом использованы против постулатов «демократии» варваров. Хор всадников (знать на шее народа). Ваза При политике предков в Афинах царила относительная гармония в частных и общественных делах. Власть афинян у греков зиждилась на авторитете, который допускал добровольную гегемонию. Тогда Афины одерживали победы на суше и на море и были грозой варваров, врагов эллинов. Теперь же (при демократах), отмечал Исократ, царят хаос, анархия, нужда. Полис рассорился со всеми своими бывшими союзниками. Афины не вызывают былой веры и уважения. Чем была вызвана близорукая, преступная политика «демократов» первой волны? Одна из причин такой ситуации в том, что к власти тогда пришли те, кого было бы правильнее называть расхитителями общественного состояния, алчными мздоимцами, антипатриотами и льстецами. Исократ называл такой строй «искаженной демократией». Эвфроний. Краснофигурный кратер «Геракл и Антей» Посмотрите на нынешних политиков и демагогов, говорит Исократ, они даже не пытаются найти истину. В профессиональном отношении они ремесленники, руководствующиеся в деле государственного строительства какими-то жалкими экспромтами. Большинство этих людей – циники, воспитанные в рамках старых стереотипов и догм. Им ли создать новый строй?! Немудрено, что, по сути дела, возрождается тирания. Достаточно взглянуть на того, кто управляет страной. Единственный правитель (тиран) обязан быть культурным человеком. Тогда его просвещенная деятельность пойдет на пользу подданным. В противном случае невежда погубит страну, собрав вокруг себя таких же ничтожеств, как и он сам. С отвращением взирает философ на ораторов-болтунов, заменяющих словесами полезную деятельность на благо людей и государства. Талантливый и яркий полемист, Исократ считал себя арбитром истины и совести на службе у простых людей. В то же время он высоко оценивал роль образования, которое, по его мнению, может помочь человеку достичь счастья в жизни. Что же касается самих Афин, то, по его мнению, они должны стать центром философии и образования, объединить вокруг себя разобщенные греческие полисы. Если этого единения не произойдет, то и достигнутые ранее успехи в культурной области не уберегут народ Афин от гибели. Рафаэль. Диспут (левая нижняя часть). 1509 г. Исократ уже тогда говорил о существовании двух видов политики, одна из которых принадлежит прошлому, тогда как другая – будущему. Главной проблемой для перестроечных Афин стало отсутствие в них равенства (как понимали его греки) и культуры среди политических вождей. Политика и тогда зависела не столько от противоречивых постановлений народного собрания (их принимали сколько угодно, по любому поводу), а от состояния добродетели, справедливости, воли в обществе в целом. Нет воли к справедливости – никакие законы и указы не помогут. Исократ как политик и мыслитель выступал за ту демократию, что сохраняла черты былого «золотого века» полисов (гармония меж личностью и государством, порядок и устойчивость законов, высокая нравственность и мораль, воспитание молодежи). И неравенство между людьми в Древней Греции не было столь вопиющим, каким оно стало позже. По мысли философа, распри имели истоком причины скорее экономические, чем политические (недостаток земли и хлеба). Это почти современный подход. В его речах постоянно встречаются ссылки на выгоду, пользу, доходы и т.д. Все главные политические акции рассматриваются им с точки зрения вреда или пользы для уровня жизни и благосостояний тех или иных полисов. В речи «О мире» он выступал убежденным сторонником мирной политики. Исократ говорит, что из-за постоянных войн военные расходы растут, государственная казна пустеет, налоги растут, а жизнь людей все время ухудшается. В Афинах появилось множество бедняков. Они скитаются по всей Элладе и выпрашивают подаяние. Их число столь велико, что уже угрожает самому существованию Афин. Итоги войны между полисами известны – в Афинах дважды свергали демократов (в 411 и 404 гг. до н.э.). Афинская демократия приказала долго жить. На смену ей пришли тираны, что стали осуществлять переустройство полиса в соответствии с законами отцов. Это закономерно. По воле народа верхушку демократов (по словам Аристотеля, 1500 человек) попросту уничтожили. Тираны же вернулись к прошлой конституции. Не все были в восторге от речей Исократа, что совершенно естественно. Иные, правда, считали, что он был «защитником интересов богачей». Мы не убеждены в этом. Известна его речь против банкира Пасиона, которого обвиняли в присвоении доверенных ему денег. Разжившийся вольноотпущенник (то есть раб, которого отпустили) сумел скопить громадное состояние, благодаря которому пользовался большим влиянием у правителя Боспорского царства Сатира. Так вот этого банкира как раз и обвинял Исократ. Правда, философ был сторонником идеи «сильной руки». В 365 году до н.э. он обращался с такой идеей к наследнику спартанского престола Архидаму, затем в 360 году до н.э., прославляя убитого кипрского тирана Эвагора, обращался к его преемнику Никоклу. Когда на севере стал укреплять власть Филипп Македонский, Исократ стал в Афинах представителем его партии и даже обратился к нему с призывом стать во главе всех греков, иначе говоря выступить в роли Объединителя. Исократ выступал за единство эллинов под властью сильного правителя. Он хотел их объединить, к чему одно время стремились Афины и Спарта. Базой объединения должен был стать поход против Персии, за которым последовал бы захват Азии и ее богатств. Не вызывает сомнений то, что Исократ явился идеологом азиатского похода Александра Македонского. «Его произведения читались от одного конца греческого мира до другого, а к влиянию литературному присоединялось еще личное влияние на целый ряд даровитейших юношей, которые отовсюду стекались в Афины к стопам знаменитого учителя и которые позднее сделались духовными вождями нации. Голос такого человека влиял на общественное мнение, как ничей другой, и если Филиппу удалось объединить Элладу, если Александр смог открыть далекую Азию для греческой культуры и греческой предприимчивости, то это в значительной степени было заслугой Исократа…», – писал немецкий историк. Поход казался спасительным решением. Это позволило бы объединить греков и македонцев, удалить из страны немалое число безработных, обеспечить приток огромных средств и новых рабов, добытых в походах. Лозунг Исократа возьмут на воооружение македонские цари. Греки неохотно шли на усилия по поддержанию военной мощи. Их приходилось уламывать чуть ли не силой. Вообще-то нежелание тратить силы и средства на войну понятно, хотя и недопустимо для страны, желающей занимать достойное место в мире, имея благодаря этому существенные экономические выгоды. Даром богатства и привилегии никому не даются. Это и заставило Исократа начать голодовку как вызов недальновидности граждан. И каждое слово «Ареопагитики» – атака Исократа на отсутствие культуры в Афинах. Полиевкт. Статуя Демосфена Представляют интерес его взгляды на науку и образование. Он занял позицию умеренного оптимиста, с немалой долей скепсиса относясь к возможностям наук способствовать социальному прогрессу. Говоря об изобретении философии, частью которой явились астрономия, геометрия и арифметика, он, отмечая полезность этих наук, не вполне уверен, что они способствуют росту добродетели. В древнем мире одни считали, что занятие науками дело абсолютно пустое, бесполезное для успеха в частной и общественной жизни, другие видели в занятиях науками некую пользу. В своих поздних трудах (речь «Об обмене имуществом») Исократ отмечал, что в отличие от других занятий математика помогает не в жизни (если только, конечно, вы сами не преподаете математику), а в процессе обучения. Изучая ее, юноша тренирует, оттачивает ум, укрепляет память и приучает себя к труду. Это помогает в дальнейшем легче и быстрее справляться с более важными проблемами и вещами. Сие еще не «философия» (т.е. образование, необходимое для всех свободных граждан), но лишь «гимнастика души» и «приготовление к философии». Занятие ею вряд ли поможет в навыках ораторского мастерства, т.е. в умении говорить и верно судить о важных вещах. Поэтому Исократ советовал изучать ее в молодости, и то не слишком долго, чтобы ум человека не закостенел от этих занятий. Вместе с тем Исократ добавляет и «ложку дегтя в бочку меда». Не возражая в принципе против общепринятого типа обучения, он предупреждает, что всему свое время: время учиться, а время и дело делать. Взрослые и солидные люди должны заниматься более важными делами, чем математика. Преуспевшие в математике не всегда преуспевают в использовании знаний, нередко оказываясь глупее не только своих учеников, но и своих слуг в жизненных делах. Здесь стоит напомнить и слова Аристотеля: Гиппократ Хиосский слыл глупцом во всем, кроме математики. Хотя разумеется, полезность ее никто не отрицал. Но в таком случае вряд ли можно считать полезными (с точки зрения достижения вершин мудрости) и философию с риторикой. Ведь ни то, ни другое, к сожалению, не помогло Исократу, который умер от истощения. Знаменательна судьба Демосфена (384—322 гг. до н.э.), героя, отдавшего жизнь за родину, но так и не смирившегося с предателями и врагами. Возможно, герой стоит всех Александров Македонских и Цезарей, вместе взятых. Родился он в Афинах. У отца его была мастерская по изготовлению мечей (отец владел двумя мастерскими, где полсотни рабов делали мебель и оружие). При более удачных обстоятельствах Демосфен мог бы рассчитывать не только на известность и карьеру. Однако судьба вначале не была к нему благосклонной. Отец умер, когда ему было 7 лет, оставив сыну, матери, дочери наследство. Управление оным возложил на опекунов, но к 18 годам Демосфен узнал, что от былого его наследства (т.е. от 14 талантов) остались крохи. Родные дяди-опекуны все расхитили. Пришлось искать справедливости в суде. По обычаю афинян истец обязан был сам вести свое дело. Так жизнь сделала из Демосфена оратора поневоле. Он стал прилежно учиться у Исея, считавшегося лучшим адвокатом по делам о наследствах, изучал Платона и Фукидида (Фукидида он знал наизусть, так как переписал его «Историю» 8 раз), штудировал сочинения Исократа, Алкидама, других риторов. Пять раз он выступал в судах и добился все же своего. Суд признал иск Демосфена справедливым, но денег не вернул. История тривиальна и не вызвала бы интереса, если бы не яркая личность Демосфена. Эта борьба развила в нем упорство и настойчивость, обострила ум, закалила волю. Золотая ваза В истории человечества не так много фигур, которым удалось воплотить мечту: достичь в жизни громкого успеха, да еще на поприще, которое, казалось, заказано ему самой природой. По своим физическим данным он был невзрачным и хилым человеком, с тихим, слабым и картавым голосом, часто срывавшимся в фальцет. Говорил Демосфен обычно робко и нерешительно, комкал фразы и мямлил, а при волнении заикался. Во время выступлений он имел привычку нелепо размахивать руками, дергать плечом, как от нервного тика. Первое выступление Демосфена встречено всеобщим хохотом и шиканьем. При таких данных адвокатура или ораторство, казалось, абсолютно противопоказаны, как женщине внематочная беременность… Однако почему-то именно картавых более всего тянет в политику. Впрочем, иные из них, как известно, кое-где добились поистине феноменальных успехов. Вот и Демосфен еще мальчишкой возмечтал стать оратором, выступая публично с речами перед народом. Золотой ритон Так или иначе заслуживает внимания и восхищения то, как упорно и целеустремленно стремился Демосфен к своей цели. По словам Деметрия Фалернского, тот для укрепления легких будто бы взбирался по нескольку раз в день на гору, стараясь как можно реже и глубже дышать; для усиления голосовых связок он произносил целые монологи, стоя на берегу моря и пытаясь звуком своего голоса заглушить шумящий прибой. А чтобы произношение его стало четким и ясным, он набирал в рот мелкие камешки и без устали говорил, говорил, говорил. По нескольку часов в день он упорно тренировал речь. Стараясь произнести букву «р», он учился у рычащего щенка. Пытаясь овладеть мастерством жеста, он скрывался в подземной хижине, где целые месяцы выучивал и оттачивал разные жесты. Позже, отвечая на вопрос, что необходимо для того, чтобы стать хорошим оратором, Демосфен воскликнет: «Жесты, жесты и еще раз жесты!» Хотя фигура с полуобритой головой (чтобы пресечь соблазн покинуть его пещеру), упражняющаяся перед зеркалом, размахивающая руками, видимо, представляла странное, почти сюрреалистическое зрелище. Преодолеть робость и дефекты Демосфену помог некий актер, прочитавший ему Софокла и Еврипида. Это сделано было столь талантливо, выразительно, что юноша понял, как добиться успеха. Он выучивал речи наизусть, тщательно обдумывая слова и общий смысл. Демосфен не позволял себе пустой болтовни. Он строго придерживался предмета выступления. Легенда гласит, что он еще и подвесил над плечом острый меч, чтобы фиксировать позу и не делать лишних движений. (Неплохо иным политикам России, что лгут народу, подвесить такой меч над головой, чтобы с каждым лживым обещанием его лезвие приближалось к их шее…) К 30 годам он стал известным оратором. Время было тревожное. Греческие государства раздирали межплеменные распри и войны. Тогда против Афин выступил грозный противник – македонский царь Филипп. Прежде чем напасть на Афины и Грецию, он готовил почву, работая среди греческой элиты, подкупая ее с помощью золота. Филипп говорил: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость». Принцип сей будет не раз еще с успехом использован и другими (в том числе врагами России в начале и конце XX в.). Ослы в ожидании золотого груза Показательно то, что в Греции прежде всего местные богатеи и крупные рабовладельцы (их «номенклатура») открыто пошли на сотрудничество с врагами родины. В стране обострялись социальные противоречия между богачами и бедняками. Как говорилось в анонимных стихах поэта, «людей покинула Совесть, и они, как Гарпии с крючковатыми пальцами, готовы из каждого камня выдавить прибыль, каждый ищет, где бы пограбить». В обиход греков входит пословица, своего рода девиз времени: «Везде ищи только выгоду, никого и ничего не стыдясь». Некоторые готовы были ради корысти утопить даже родных и близких. Иные в отчаянии восклицали, подобно поэту Фениксу: «Ныне многие из честных и достойных людей вынуждены подыхать с голоду, а те, кто… гроша ломаного не стоят, купаются в богатстве». Возмущенные этим неравенством бедняки требовали раздела имущества и земли богатых мерзавцев. В схватку политиков были вовлечены практически все известные риторы. Каждая из сторон пыталась опереться на сторонников. Демосфен возглавил партию патриотов против царя Филиппа и местных компрадоров-коллаборационистов. Если Исократа отнесем к македонской партии,то Демосфен был главой антимакедонских сил. Он всю свою жизнь посвятил борьбе с царем Филиппом. Хотя, похоже, сам оратор не был кристально чист, занимаясь торгово-ростовщическими операциями. Они принесли ему богатство. Ходили слухи о том, что Демосфен клюнул на взятку Гарпалла: якобы тот наполнил золотой кубок 20 талантами и передал его оратору. Известный оратор и политик Демосфен Тем не менее Демосфена избрали первым стратегом, и он встал во главе Афин. К тому времени положение Афин стало угрожающим, ибо Филипп захватил Фракию, а затем и Олинф (крупнейший город на Халкидике). Промакедонская партия (Евбул и Эсхин) всячески уверяла афинян, как им будет хорошо при власти чужого царя, а чтобы привлечь на свою сторону массы, они подкупали часть народа, давая им те или иные государственные подачки («из закромов родины»). Демосфен громил Филиппа и предателей (его страстные речи затем назовут «филиппиками»). Кстати, афинянам он показал: кто больше всех разглагольствует о пользе мира с грозным противником, на поверку оказались предателями и платными агентами все того же царя Филиппа. Вулкан, приготовляющий оружие в своей кузнице Филократ и Эсхин заключили мир на невыгодных для Афин условиях (346 г. до н.э.). Благодаря Демосфену их разоблачили и обвинили в измене (кто-то из них бежал, кто-то затаился). Демосфен объезжал греческие государства, уговаривая их объединить силы для борьбы с врагом. «Сила македонян, – говорил он, – в слабости и разрозненности греков; если все греки будут едины, то Филипп не осмелится напасть на нас». Коринф, Мегары, ряд других городов Пелопоннеса вступили в союз с Афинами. Затем к этому союзу присоединились Фивы. И хотя Демосфен жаловался на народное собрание, что предпочитало слушать «пьяниц, мореходов и невежд», а не мудрых ораторов, озабоченных судьбами родины, хотя ставил народ в один ряд с самыми злобными тварями (ибо сам был певцом аристократов и богачей, являясь, по словам Динарха, «богатейшим человеком в городе»), можно все же понять его горячую любовь к родине, тоску по сильной власти и сожаление по поводу того, что в Афинах много говорят, тогда как царь Филипп действует. И действует очень успешно. Судьба Греции решалась в битве при Херонее (338 г. до н.э.). Против греков македонцы выставили войско опытных воинов (Филипп, Александр, Антипатр). В битве победу одержали македонцы, греки потеряли тысячу человек убитыми и две тысячи ранеными. Демосфен сражался в центре рядовым гоплитом и ушел одним из последних с поля боя (хотя Плутарх утверждал, что он сбежал). Афинский народ считал иначе, оценил его мужество, поручив ему произнести надгробную речь в память воинов, павших при Херонее. Дальнейшие события были катастрофическими для судеб Афин. Несмотря на смерть Филиппа, Александр Македонский захватил Фивы. К власти в Афинах пришла македонская партия. Уже тогда многим было ясно, что это партия врагов отечества и предателей своей родины. Они тут же набросились на Демосфена, в котором народ всегда видел защитника. Голову великого оратора у афинян потребовал и Александр Великий, но в битве главы компрадоров (Эсхина) и оратора народа (Демосфена) победу вновь одержал последний. Эсхина подвергли штрафу и удалили в изгнание. Демосфена же народ наградил золотым венком за заслуги перед родиной. Борьба греков против македонского господства не утихала. Вначале борьба шла успешно, но в итоге войско греков, состоявшее из многих отрядов наемников, вновь потерпело поражение (322 г. до н.э.). Пришлось идти на позорный мир (платить контрибуцию, пускать в свои гавани чужие гарнизоны). Так в Афинах была уничтожена демократия. Управлять страной захватчики поставят сговорчивых богачей. Демосфена и ряд патриотов приговорили к смерти. Он укрылся в храме Посейдона на о. Калаврии. К нему прислали актера Архия с наемниками для того, чтобы тот силой взял его и выдал в руки македонскому царю Антипатру. Тогда Демосфен, взяв перо, что служило ему на протяжении жизни в написании речей, надкусил его конец, где был запрятан смертельный яд. Афиняне воздвигли ему медную статую на городской площади, где он был изображен со скорбным выражением лица и сжатыми в отчаянии руками. Внизу на постаменте надпись:
Если бы мощь, Демосфен, ты имел такую, как разум, Власть бы в Элладе не смог взять македонский Арей.
Истинные корни причин поражения афинян глубже… О них Демосфен сказал так: «У Филиппа было, граждане афинские, важное преимущество… у эллинов – не у каких-нибудь одних, но у всех одинаково – оказался такой урожай предателей, взяточников и враждебных богам людей, какого еще никогда не бывало прежде, насколько помнят люди. Их он и взял себе в соратники и сотрудники и с помощью их довел эллинов, у которых и прежде были плохие отношения и нелады друг с другом, до еще худшего состояния, одних обманывая, другим что-нибудь давая, третьих всякими способами обольщая, и таким образом разделил их на много партий, а между тем для всех польза была в одном – не допускать, чтобы он становился сильным». Тех людей, которые обрекли Демосфена на смерть, настигла карающая рука судьбы. Подтвердились слова оратора: первыми изменники себя предают. Их казнят сами же македонцы, в глубине души презиравшие предателей. Казнь предателей (месть Одиссея) Не касаясь второстепенных деталей противоборства Афин и Македонии, обрисуем суть спора. В основе конфликта лежали военно-политические и идеологические интересы. Греция, состоящая из городов-государств (Афины, Спарта, Фивы, Олинф), представляла собой «демократию». Македония же была монархией и тоталитарной деспотией. Населенная фракийцами, та казалась грекам варварской страной. Греки смотрели на фракийцев как на клятвопреступников, полудикарей, как на народ с отсталыми политическими учреждениями и слабым войском. Одним словом, то был в их глазах «реликт догомеровской эпохи». Поведение Македонии во время греко-персидских войн, Пелопоннесской войны также не способствовало проявлению к ней симпатий греков. Александр I открыто сотрудничал с персами, состоя при армии Ксеркса в качестве агента влияния. Он советовал афинянам капитулировать, уверяя, что персов им все равно не дано одолеть, и выдал сестру за перса. Если же говорить о планах наследников царя, то Пердикка и Архелай хотели объединить Верхнюю и Нижнюю Македонию и тем самым выдвинуться на передний план общегреческой политики. Архелай усилил войско, предпринял шаги к эллинизации Македонии, был поборником просвещения, покровителем литературы, искусства и наук. Но с убийством Архелая страна погрузилась в пучину анархии. Македонская знать вернулась к охоте, попойкам, содомии как обычной практике их сексуальных развлечений, оставив скучные и однообразные занятия музыкой или литературой. Одним словом, в глазах многих греков они выглядели чем-то вроде дикого Пана. Портрет царя Филиппа I Но вот в 382 году до н.э. на свет появился Филипп II, почти одновременно с Демосфеном (384 г. до н.э.). К тому времени безнравственность и цинизм династии Аргеадов перешла все мыслимые границы. Македонским правителям было наплевать на положение их страны. Они униженно раболепствовали не только перед Афинами, но и перед Фивами, все более набиравшими силу, превращавшимися в могущественный полис. Туда в качестве заложника и был направлен пятнадцатилетний юноша Филиппа. Там он получил возможность пройти прекрасную выучку у знаменитых греческих военачальников – Паммена и Эпаминонда. Последний был известен прежде всего тем, что разбил непобедимых спартанцев при Левктрах. Это был лучший греческий полководец до появления Александра Великого. Филипп понял настоятельную необходимость тщательной выучки и подготовки войска, перенял у фиванцев приемы профессионального отношения к делу. Все, что составляло тайну военного дела (вопросы тактики, взаимодействие родов войск, сочетание тактики и стратегии, планирование действий штаба и непосредственно солдат и офицеров), все было им изучено и взято на вооружение. Македонская фаланга Он усвоил важнейший принцип: «Самый лучший способ с наименьшей затратой сил победить противника – нанести ему удар не с самой слабой, а с самой сильной стороны». В конечном счете он настолько хорошо изучил действия фиванского «священного отряда», что тридцать лет спустя вместе с сыном ему удалось наголову разбить элитное фиванское подразделение. Помимо прекрасной военной выучки, наблюдая за греческими полисами, Филипп понял, быть может, и самое главное – демократия как политический строй не выдерживает в серьезной схватке с грозным противником, если борьба не скоротечна, а продлится долгое время. Он видел, как между различными полисами греков (и даже внутри них) идет постоянная грызня, как порой преступно медленно, неэффективно принимаются решения (часто бесполезные из-за противоборства спорящих сторон), как выборы на деле становятся фикцией, ибо потом власть, ни за что не отвечая, все свои грехи валит на народ (мол, сами же нас избрали), как отсутствие профессионализма в войске и болтовня довершают общую невразумительную картину их правления. Филипп, искусный военачальник и хитрый политик, все это запоминал, брал на вооружение. Он понял, что главное условие успеха любой страны – это железное единоначалие, абсолютное и беспрекословное подчинение воле царя и главнокомандующего. Херонейская равнина Тогда же родилась идея создания македонской фаланги, лучшего на то время в мире соединения тяжелой пехоты, вооруженного длинными копьями-сариссами. Тараном войск служила военная фаланга (Полибий скажет: «страшный зверь, ощетинившийся тысячью копий»). Македонскую фалангу не могли остановить ни боевые слоны, ни страшные колесницы персов, ни скалы Тира. Армия македонцев постоянно тренировалась, училась соблюдать дисциплину и организованность. После ряда успешных войн (с иллирийцами и другими) Македония стала представлять собой весьма грозную силу. Благодаря притоку золота в македонскую казну годовой доход Филиппа возрос до 1000 талантов (для сравнения: столько же в V в. до н.э. имели Афины – от своей огромной морской империи). Филипп стал чеканить и золотую монету – статиры. Он назвал их «филиппами» (видимо, в противовес персидским «дарикам», что были названы по имени царя Дария), а также серебряные шекели. В итоге менее чем за четыре года Македония превратилась из захолустного царства в одно из сильнейших государств Эллады. Так вызревал неизбежный конфликт с Афинами.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |