КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Злаки и плевелы в наследии эллинов 5 страница
Якоб Йорданс. Нимфы у фонтана любви. 1630 г. Мифология греков и римлян полна сцен любовного насилия. Взгляните, как вели себя Зевс, Аполлон и Посейдон… Узнав, что богиня плодородия Деметра, устав от ее дочери, превратилась в кобылицу, Посейдон тут же принял облик жеребца, настиг прятавшуюся в табуне Деметру-кобылицу и силой овладел ею. Ценитель дамских прелестей красавец Парис назвал Афродиту самой красивой богиней и отдал ей подкинутое богиней раздора Эридой золотое яблоко. Как признание его заслуг Афродита отправила его в Спарту, где мирно жили в любви и согласии муж Менелай и жена-красавица Елена. Парис вошел в дом Атридов как друг, но закон преступивши, жену у хозяина выкрал. А так как преступление не должно остаться безнаказанным, сразу началась Троянская война. В отношениях между мужчиной и женщиной греки неоднократно являли миру образец неверности и коварства. На одну верную Пенелопу, супругу Одиссея, что прождала его 20 лет, сохраняя мужу верность, несмотря на приставания к ней толп женихов (иные авторы выражают сомнения), приходятся сотни ветреных мужчин. И можно разделить возмущение юной пленницы Кассандры, которую привез домой вернувшийся после покорения Трои Агамемнон. Она бродит по дому Клитемнестры, бормоча бессвязные фразы, в которых предсказание страшной трагедии, что вскоре и обрушится на дом Атридов. Б. Торвальдсен. Купидон и Ганимед. Копенгаген Ганимед с орлом. Ватикан В устах Эсхила эти ее угрозы звучат так: «Лев без сердца замышляет репрессии… Хозяин дома, опустошитель Илиона, он даже не подозревает о том, что скрывается под улыбкой гнусной суки, о коварном вероломстве на свою беду… Самка осмеливается убить самца… Какой ужасный крик она издала, дерзкий, словно крик победы на полях сражений… А меня вместо алтаря Приама ждет обеденный стол. Там я упаду под ударами окровавленного кинжала. По крайней мере я не умру не отомщенной, боги позаботятся об этом. Однажды сюда придет другой, чтобы покарать преступление, сын – убийца своей матери, мститель за своего отца… Дом пахнет смертью. Ах! Какой запах крови!» Хотя ведь и Клитемнестру можно понять по-человечески. Столько лет жить без мужа. Фаллоимитаторы – бабуоны, олбисы, обереги, о чем рассказывает Геронд в «Двух подругах», тут не помогут. Мужчины решали извечный вопрос проще, т. е., как говорили греки, попросту обслуживали себя рукой, как Ганимед. Любовная весточка. Бронзовые обереги Статуя сатира. II в. н.э. Греция По мере того как деньги захватывали власть в обществе, человек получил свободу от моральных и общественных ограничений. Стремительно клонилась к упадку и мораль. В Греции даже вошло в моду сожительство холостяков с куртизанками. Свободные союзы (ныне это называют гражданским браком) потеснили законный брак. «Разве не предпочтительнее иметь не жену, а наложницу? – вопрошал персонаж одной из комедий. – На стороне первой – закон, который принуждает тебя жить с ней, сколь бы отвратительна она ни была, а наложница знает, что должна удержать мужчину хорошим поведением, в противном же случае ей придется подыскивать себе другого». Известно же, что Пракситель, а после него Гиперид жили с Фриной, Аристипп – с Лаидой, Стильпон – с Никаретой, Лисий – с Метанирой, строгий Исократ – с Лагискион. «Молодые люди проводят все свое время среди флейтисток и куртизанок; те, что чуть постарше, предаются азартным играм и распутству, а целый народ тратит на публичные застолья и развлечения больше, нежели на то, что необходимо для благополучия государства», – пишет Феопомп. Если тут и есть некоторые преувеличения, то не очень значительные. Все чаще молодые люди и семейные пары вообще стали ограничивать деторождение, прибегая к услугам контрацепции или абортов. Как отмечал Аристотель, некоторые женщины взяли за привычку предохраняться от зачатия, «натирая ту часть лона, куда падает семя, кедровым маслом, свинцовой мазью или ладаном, смешанным с оливковым маслом». Семьи рушились. Нередки стали и случаи детоубийства. Старинные и почтенные семейства вымирали, сохраняясь, по словам Исократа, только в склепах. Так, число граждан, обладавших всеми правами и составлявших главную силу государства, сократилось в Аттике с 43 000 в 431 году до н.э. до 22 000 в 400 году до н.э. и 21 000 – в 313 году до н.э. Правда, зато численность низших классов постепенно росла. За этим последовало и сокращение призыва граждан на военную службу. Понятно, жизнь в покое, удовольствии, уюте и тепле куда предпочтительнее. Одним словом, все или почти все происходило точно по той же схеме, как и в нынешней России… О. Бердслей. Аполлон, преследующий Дафну. 1896 г. «Мастер Пана». Артемида с лебедем. Лекиф Нередко женщины были причиной раздора. Их было мало, и за ними шла охота. За дам дрались с соседями греки и римляне. Вспомните попытку толпы женихов заполучить замужнюю Пенелопу, похищение Елены Парисом, спор Агамемнона и Ахиллеса за обладание прекрасной рабыней, бога Диониса, отнявшего у Тесея его невесту, Ариадну, и десятки, нет, сотни других случаев, итогом которых были конфликты и ссоры из-за женщин. В Спарте младшие братья не имели часто никакой возможности завести свою семью и жену, поскольку законы в области землевладения устанавливали неотчуждаемость, неделимость участков земли. В итоге, отмечал Полибий, нередки были случаи, когда три-четыре брата вынуждены были делить ложе с одной общей женой. Поэтому Ликург и советовал оставлять не более одного наследника. Надо ли говорить, что такой порядок не способствовал увеличению народонаселения Спарты. Кроме постоянных войн, негативную роль в балансе общественных отношений сыграла специфика законодательства. Женщина в Спарте стала сосредотачивать в руках все больше прав. Частые случаи женского наследования, а также установившийся обычай давать за даму приданое привел к тому, что в скором времени в руках женщин сосредоточилось 2/5 всех земель Спарты. Итогом этого стала гинэкократия, или женовластие. Имея деньги и землю, те стали главными лицами в государстве. А какая разница, говорил Аристотель, управляют ли женщины правителями страны, или они управляют государством. Если не быть сторонником мужского шовинизма, следует признать разумным и необходимым участие женщин в управлении страной. Хотя должно было пройти не менее 2,5 тысячи лет, прежде чем порядки эти стали естественным, закономерным правилом для цивилизованных стран. Участие женщин в парламентах не вызывает ныне ту бурю эмоций, что вызвали некогда «Женщины в народном собрании» Аристофана. И свобода сексуальных контактов стала общепризнанной. Сложнее дело с признанием законными наследниками детей, прижитых в «браке левой руки» (правильнее его было назвать «браком левой ноги»). Института гетер в Спарте не существовало, поэтому женщина вынуждена была выполнять, как и у нас с вами, одновременно роль жены, матери и любовницы. Мужчина же не только оказался отстранен от воспитания детей, но и от хозяйства. Оставалась функция воина и детопроизводителя. Итогом этих порядков становилось официальное распутство, а семя мужчины, как, впрочем, и женщин, становилось как бы «своего рода общинной собственностью». Оно блуждало, где хотело, и оставалось, где хотело. Но мог ли быть действительно прочным такой строй?! Теперь вы понимаете, почему и дни свободной Греции были сочтены? Когда мужчины перестают быть мужчинами, а ключевые умственно-управленческие функции де-факто сосредотачиваются в руках сильных, властных, умных женщин, вырождение такой цивилизации неизбежно. Ж. Лагрене. Федра, обвиняющая Ипполита перед Тесеем Может, греки на первое место ставили интересы государства, а не корысть? Увы, за исключением небольшого числа граждан, так или иначе равнодушных к деньгам, все не упускали случая нажиться – и не только на труде рабов, что казалось тогда естественным, но и на страданиях своих сограждан и на бедах отечества. Подобно ферскому правителю Ясону, иные испытывали чувство, что сродни голоду, если не могли править как тираны. Это понятно, ибо можно запускать руку в общую казну. Алкивиад, узнав, что Перикл готовит отчет народу, цинично заметил: «А не лучше ли было бы ему подумать о том, как вообще не давать отчетов?» Правители России последних 12—15 лет успешно воплотили сей замысел Алкивиада. А как повел себя прославленный оратор греков Демосфен, когда сатрап Сирии и Вавилона Гарпалл, завладев сокровищницей Александра, свыше 700 талантов, явился в Афины. По предложению Демосфена сатрапа заключили в тюрьму, а деньги поместили на хранение в Акрополь. Когда спустя некоторое время Гарпалл бежал, выяснилось, что в хранилище недостает крупной суммы. После скандала и расследования стало ясно, что Демосфен и его друзья получали крупные взятки от Гарпалла (а ведь Демосфен был официальным лицом – членом комиссии по надзору за общественными деньгами). В найденной книжке счетов сатрапа имя Демосфена отсутствовало. После тайного шестимесячного разбирательства и обсуждения ареопаг обвинил Демосфена во взятке в 20 талантов. Народ был ошеломлен, так как патриотизм оратора был широко известен. Дело до конца так и не довели. Ясно, что дыма без огня не бывает. Во-первых, сам Демосфен признался, что взял из этих денег 20 талантов. Во-вторых, против него тогда высказались народный суд, глубоко почитавший его, а также друг и товарищ Гиперид. В-третьих, выяснилось, что он долго скрывал от Народного собрания Гарпаллову декларацию относительно количества привезенных в Афины денег. Это объясняет то, почему даже Сократ заявлял: «Я не знаю, что такое справедливость». Вероятно, уже в его время Афины стали не столько оплотом демократии, сколько бастионом античной коррупции. Те, кто не мог этого видеть без возмущения и переносить, уходили из жизни. Таких были единицы. Монастырь Св. Николая Анапафса на Метеоре Разложение афинского общества вело к исчезновению прежнего образа жизни. Старый строй давал людям, несмотря на патриархальное правление и наличие рабства, некие привилегии (безопасность, стабильность и т.д.). И все почувствовали себя неуютно, когда этот стабильный мир стал разрушаться. Однако ведь сами же греки и разрушили свои социальные устои. Ведь не кто иной, как Аристотель счел возможным заявить, что похищение людей у варваров, их массовое обращение в рабство допустимо (якобы это в интересах самих варваров, которые не способны к самоуправлению). Еврипид высказал убеждение греков в «Ифигении в Авлиде»: «Пусть чужеземец всегда служит греку; мы свободны, они – рабы». При торжестве такой вот массовой философии стоит ли удивляться, что вскоре и сама Греция стала напоминать прибежище рабов. Нет, не зря Аристофан клеймил воинственный дух Афин в «Ахарнянах», не зря обливал презрением афинскую элиту и народных депутатов во «Всадниках», не зря наносил болезненные уколы утвердившимся в обществе взглядам в «Осах», осуждая страсть греков к спорам, склокам, сварам, грабежам, воровству и обману. Он же показал в «Облаках», к каким страшным последствиям может привести новое «демократическое» воспитание и образование. Воспитанный демагогами в «духе свобод» юнец стал доказывать отцу, что теперь в условиях «демократии» он имеет полное право даже побить отца, научив его уму-разуму, так как тот отстал от «рынка» и вообще от жизни… Отец, не будучи в состоянии аргументированно и убедительно оспорить разглагольствования своего сопляка, всю эту никчемную софистику, покорно того слушает. И лишь когда сын начинает его убеждать в том, что теперь он может в грошь не ставить даже родную мать, чаша терпения отца переполняется… Но вместо того, чтобы вздуть сына, он отправляется поджигать дом его учителя, что вбил в голову эти позорные мысли. Однако и палка бессильна там, где нужна плаха… И даже Фукидид вынужден был признать, что симпатии всего образованного мира «отвернулись от Афин». Отныне свободные Афины предстали в его глазах своего рода Содомом и Гоморрой. Праздничная площадь в Олимпии Можно сказать, что афиняне, да и греки в целом, потеряли не только этос (то есть «образ жизни», формы поведения, нравственное сознание, религиозную традицию, способ мысли), но и весь этнос (народ Эллады). Все классы Греции вдруг почти в одночасье увлеклись торговлей, добычей денег. Заниматься литературой, наукой, искусством им стало просто некогда. Как пишет Плутарх, даже известные ученые Фалес и математик Гиппократ занимались торговлей, а Платону продажа масла в Египте доставила деньги на его заграничное путешествие. Зенон возил пурпур в Аттику. Распродав его, он решил заняться изучением философии. Порой и ученые вынуждены были заниматься торговлей, ибо философия и наука не прокормят. Афина, Ясон, дракон и золотое руно Ф. Жерар. Купидон и Психея Близился закат и великих Олимпийских игр… Точка поставлена при императоре Феодосии. В летописях последним чемпионом значился армянин Варастад, ромей. Его именем заключат длинный список победителей. Затем и великое греческое искусство приказало долго жить. Афина не смогла сберечь некогда золотое руно. Вот и греки не смогли сберечь даже своих богов. Статую Юпитера Олимпийского перевезли в Константинополь, где та и погибла во время пожара. Увезли и статую Минервы, которая, по убеждениям язычников, спасла их город от воинов Алариха. Произведения великого Фидия покинули Грецию. Разрушен будет и грандиозный олимпийский храм. Греки перестали состязаться в красоте тела и духа, но стали состязаться в искусстве торгового обмана. Славным и знаменитым считался не тот, кто силен, умен, красив, а кто был ближе к власти и деньгам. В интеллектуальной сфере свободе мысли и дискуссий был нанесен самый страшный удар с тех пор, как император Феодосий II лично стал вмешиваться в действие системы образования и контролировать общественное мнение. Цезарь назначал угодных ему профессоров, выделял их и поддерживал, при этом, под угрозой изгнания, воспретив частным преподавателям публичные лекции. Тем самым лишил их свободы исследования. Учителя философии, пользовавшиеся довольно большой свободой в Греции, с той поры словно оказались «заключены в оковы в Афинах». Право на преподавание получат те, кого одобряла и поддерживала императорская власть. Соревнование в науках практически исчезло, вместе с ним исчез и гений, внушающий подозрение рутинерам. Лишившись свободы мысли, люди скоро и вовсе перестали мыслить. Возможно, анализ судьбы античной Греции можно завершить стихотворением Паллада, который жил в Александрии в конце IV – начале V в. н.э. Этот эллин стал свидетелем заката античной цивилизации. Он говорил, обращаясь к грекам:
Мне кажется, давно мы, греки, умерли, Давно живем, как призраки несчастные, И сон свой принимаем за действительность, А может быть, мы живы, только жизнь мертва? О, худшее из зол – зло зависти, вражда К любимцам божества, счастливым меж людьми! Безумцы, ею так ослеплены мы все, Так в рабство глупости спешим отдать себя! Мы, эллины, лежим во прах повержены И возложив свои надежды мертвые На мертвецов. Так все извращено теперь.
Конечно, безумно жалко, что до нас дошло далеко не все из того, что свершили на земле богоподобные греки… «И храм Артемиды, и Галикарнасский мавзолей, и Родосский колосс простояли бы гораздо дольше, если бы строители наряду с гибким основанием обеспечили пространственную жесткость конструкций… Незнание великим Фидием природы материалов также явилось причиной того, что жизнь его знаменитой статуи Зевса оказалась столь краткой. Конечно, это было божественно красиво, но, если бы скульптор знал о большой разнице коэффициентов температурного расширения золота и слоновой кости, он бы попытался сделать соединения между ними менее жесткими». Много чего не знали греки. Но, как видите, и мы удержались от того жалкого размалевывания греков в идеал, которое «классически образованный» юноша уносит с собою в жизнь» (Ницше). Каким же нам видится это идеальное государство – демократией, как в Афинах, или военной демократией уравнительного типа вроде той же Спарты? Афина Паллада. Ватикан Отвечая на сей вопрос, следует четко понимать, что афинская демократия, если бы ее можно было внедрить у нас, не имела бы ничего общего с тем режимом, что ложно именуется «демократией», но который, по сути, был и остался олигархией. Хотя и греческая демократия – актерская маска, часто скрывающая лицо убийцы, бандита и рабовладельца. Возможно, наиболее яркое тому подтверждение Хиос, первый греческий город, где в течение всего периода античности существовал крупнейший рынок рабов (вот суть демократии), тут впервые стали использовать их и как рыночный товар. Однако на Хиосе в 600 году до н.э. действовала и одна из первых демократических конституций! Демократия в облике Горгоны Медузы! Фидий. Гибель Ниобидов Платон писал, правда, что идеала достичь трудно, хотя и возможно. Но это может случиться тогда, «когда властителями в государстве станут подлинные философы». Будет ли их несколько или хотя бы один, возглавивший всю страну, «нынешними почестями они пренебрегут, считая их низменными и ничего не стоящими, и будут высоко ценить порядочность и ту честь, что с нею связана, но самым великим и необходимым будут считать справедливость; служа ей и умножая ее, устроят они свое государство». Только при таких условиях «государство расцветет, а народ, у которого оно возникнет, для себя извлечет великую пользу». Мечта философа не только не исполнилась, но Греция все дальше и дальше удалялась от этого идеала. Глядя на происходящее вокруг, она каменела и застывала, как несчастная Ниоба, превратившись со временем в один огромнейший музей под ясным небом Эллады. Голова Ниобы И все же интерес к Древней Греции, к ее великой культуре не утихал и в дальнейшем. После И. Винкельмана (1830 г.) в среде немецких ученых сформировалось особое направление в изучении древнегреческого искусства, известное как филологическая археология. Главные его представители: Генрих фон Брунн (1822—1894), К. Фридерикс и Адольф Фуртвенглер (1853—1907). Они видели свою задачу в собирании, исправлении, классификации, критическом анализе литературных источников по истории греческого изобразительного искусства. Другие его представители сличали полученные данные с римскими копиями с произведений греческого искусства, в основном скульптурными. В ходе работ устанавливали авторов, давалась датировка, история возникновения произведений, выносились вкусовые, эстетические оценки. Итогом трудов этой группы ученых стало появление двух фундаментальных исследований Г. фон Брунна – «История греческих художников» (1859) и «История греческого искусства» (1893—1897). В них дана была широкая историческая панорама становления, развития древнегреческого искусства. Работу ученого продолжил И. Овербек, создавший обширный свод материалов – «Античные письменные источники по истории греческого искусства» (1868). Несмотря на его неполноту (нет источников по истории архитектуры, а также тех трудов, что дошли в переводах и пересказах), «Античные письменные источники» сохраняют свое значение и по сей день. Примером такой идентификации памятника греческого искусства стала статуя Апоксиомена работы Лисиппа (мраморная копия, найденная в 1849 г. в районе Рима Трастевере и хранящаяся в Ватикане, была уникальной в своем роде, что, конечно же, затрудняло работу ученых). Вслед за Апоксиоменом последовало опознание (по копии, находившейся в Неаполитанском музее) статуи Дорифора скульптора Поликлета. Так, тщательно изучив труды Плиния Старшего, Г. Брунн в «Истории греческих художников» указал на связь между статуей «Умирающего галла» (прежде ее называли «Умирающий гладиатор») и группой Лудовизи, определив последнего как изображение галльской четы. Направление получило яркого выразителя в лице А. Фуртвенглера, выпустившего «Шедевры греческой пластики» (1893). Пользуясь достижениями фотографической техники, он осуществил в труде множество идентификаций и реконструкций оригиналов греческого искусства, сделав его доступным. Состязание бога Аполлона и сатира Марсия С каждым годом новые открытия совершаются в различных частях Пелопоннеса. Плеяда исследователей нового поколения, состязаясь друг с другом, нашла массу интереснейших деталей (Кристос Цунтас, Ален Дж. Вейс, Георгий Милонас, Карл Бледжен, Пападимитриу, Курунистис, Спиридон Маринатос и др.). В частности, греко-американская группа обнаружит дворец легендарного Нестора, его потомков, а также архивы или, точнее, бухгалтерию царского дома Пилоса. Поль Фор пишет: «Невероятное сокровище, несравнимо более драгоценное, чем все килограммы микенского золота, ибо оно позволило увеличить почти на 500 лет письменный период истории эллинской цивилизации! Плюс к тому мы увидели двадцатый дворец микенской эпохи в Греции и на островах… Какая громадная разница между этими терпеливыми «воскресителями» уснувшего мира, с почтением относящимися к любому черепку или обгорелому кусочку дерева, самым обычным следам на камне или глине, и Артуром Эвансом, знаменитым «раскопщиком» Кносса, не заметившим или не пожелавшим заметить, что последние слои и архивы его так называемого «дворца Миноса» принадлежат исключительно микенскому периоду!» И новые открытия продолжают сыпаться, как из рога изобилия: с 1984 по 1992 год экспедиция М. Кофманна открыла порт ахейцев возле Бешиктепе и внушительный город Илион у подножия Гиссарлыка. Причем за последние полвека толпы археологов из европейских стран и США прибывают в огромных количествах и работают так интенсивно, что каждая группа публикует ежемесячный отчет по 3—4 тысячи печатных страниц. Однако и эти находки часто отступают перед неожиданными удачами строителей, предпринимателей, крестьян, искателей сокровищ. Древняя земля Эллады стала одной большой Троей. Если в гомеровской «Илиаде» (II песнь) упоминается лишь 164 поселения, по большей части микенских, то к 1969 году только в континентальной Греции число поселений составило 413, а ведь еще обнаружено более 150 на Крите, Кипре, Сицилии и пр. Музей под открытым небом Так что Греция была и остается для всего мира, особенно европейцев, извечным храмом, алтарем культуры, куда мы и по сей день идем с глубочайшей благодарностью и любовью. Вскоре не только Европа, но и полуазиатская Россия уже заговорит языком и голосом греков.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |