КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В золотой шкатулке из усыпальницы Вергина хранился прах Филиппа
Так, уже упомянутый Андроникос уверен, что это был прах Клеопатры, любовь к которой и стоила якобы Филиппу жизни. С этим предположением трудно согласиться. Да и как могла допустить Олимпиада посмертное торжество ее счастливой соперницы? Появление останков Клеопатры в царском склепе иные готовы представить себе следующим образом. Погребальный склеп Филиппа при жизни Александра не засыпался землей. После смерти завоевателя Азии возникли споры о месте его захоронения. Македонская партия настаивала на возвращении тела Александра на родину и захоронении его в отцовском склепе или рядом с ним. Египетская партия во главе с Птолемеем полагала, что душе Александра надо находиться ближе к его египетскому «отцу» Аммону. Большинство полководцев выступали за отправку останков Александра в Македонию. Но Птолемей уже в Македонии похитил саркофаг и отправил в Египет, где тот хранился близ царского дворца в Александрии. Через некоторое время родственники Клеопатры поместили и ее останки в преддверии гробницы Филиппа, а сама гробница была ими засыпана. «Сидонский саркофаг» Александра Легенд о смерти Александра множество, ничуть не меньше, чем разного рода «Александрий», то есть рассказов о нем… Источники утверждают, что Александр, прослышав про оазис Сива с древним храмом, направился туда через пустыню (300 км). Принявшие его жрецы объявили его сыном Амона. Выйдя от них, он заявил: «Я узнал то, что он хотел узнать, и ответы мне пришлись по сердцу». Биограф македонского царя Кальсиниас писал, что после встречи с оракулом Александр и выразил желание быть похороненным в Сива, рядом с храмом Амона-Ра. В 1989 году греческие археологи, проведя в тех краях раскопки, вскоре обнаружат целый комплекс в виде гробницы (30 м длиной, 7 м шириной). В оформлении видны элементы, характерные скорее для македонской, нежели для древнеегипетской гробницы. Александр Великий в львином шлеме Найдены обломки саркофага, барельеф с восьмиконечной звездой – символом Александра, тайный проход из гробницы в храм Амона-Ра и стелы с надписями на древнегреческом языке. На главной стеле написано: «Александр, Амон-Ра. Во имя почтеннейшего Александра я приношу эти жертвы по указанию Бога и переношу сюда тело, которое такое же легкое, как самый маленький щит, в то время, когда я являюсь господином Египта. Именно я был носителем его тайн и исполнителем его распоряжений, я был честен по отношению к нему и ко всем людям. И так как я последний, кто еще остался в живых, то здесь заявляю, что я исполнил все вышеупомянутое ради него». Тут же стоит дата – 290 год до н.э. Автор текста – ближайший сподвижник Александра Македонского, Птолемей Лаг. Ему великий македонец и завещал перенести останки в Сиву. Вторая стела сообщает причину смерти царя: «Первый и неповторимый среди всех, который выпил яд, ни мгновения не сомневаясь». Говорят, был у македонцев обычай: когда человек достигал вершины славы и хотел, чтобы его имя осталось навечно в памяти потомков, он должен был принять яд. Третья стела указывает на число людей, проживающих в районе в момент погребения, – 400 000 человек (100 000 из них служат в армии, 30 000 охраняют гробницу). Дальнейшие раскопки могли бы дать ответ на всех волнующий вопрос: осталась ли мумия Александра в одном из помещений? Но египетские чиновники по какой-то причине не позволили вести раскопки и разорвали контракт. Загадки остаются. Возможно, в Александрии находилась официальная гробница, в Сиве – оригинал гроба с останками Александра. Высказывали версию: тело сожжено, прах помещен в сосуд и его потомками отправлен в Македонию. Сцены войны. «Сидонский саркофаг» Александра Мы опускаем богатую событиями страницу, посвященную борьбе наследников Александра (диадохов) за власть. Пока был жив Антипатр, империя держалась. Но через два года, в 319 году до н.э., он умер. Началась серия убийств. Семья Александра словно сошла с ума. Все желали стать наследниками. Мать его, Олимпиада, замуровала в подвале царского дворца внучку Александра, Евридику, и сына Филиппа Арридея. По ее приказу слабоумного беднягу расстреляли из луков. Она принудила к самоубийству Евридику. Сотни представителей македонской аристократии были казнены по ее воле. Когда Кассандр пришел к власти, он убил кровавую мать Александра. Жена Роксана уничтожила добрую Статиру (дочь Дария), вторую жену Александра Македонского, заманив ее обманом к себе и убив вместе с ее сестрой. Но и Роксана кончила жизнь печально – ее закололи вместе с сыном, Александром IV. Видите, к чему привели подвиги покорителя мира. Дали обильную пищу смерти… Прав был Антигон, когда, став царем, задумчиво произнес: не счесть зла, что таится в его диадеме, то есть в символе власти. «Если бы вы знали об этом, вы не подняли бы ее даже с навозной кучи». Таким же завоевателем был Деметрий Полиоркет, сын Антигона Одноглазого (род. в 336 г. до н.э.), да и другие. Однако с тех пор политики всех стран и народов идут на любые ухищрения, чтобы взбираться на самую вершину этой «кучи». И ее запахи их не смущают… У главарей партий на устах были красивые слова: «равноправие для всех» или «умеренная аристократия». Они утверждали, что борются за благо государства, в действительности же вели между собой борьбу за личное господство и за богатства, которые приносит власть. Карта государства Александра и его наследников (диадохов) Мало кто из пишущих на исторические темы обошел вниманием фигуру великого полководца. Российский писатель И. Ефремов дает такую оценку его деяниям (из уст героя, египетского жреца): «Еще не бывало, чтобы великий гений, полководец, владыка, какому бы народу он ни принадлежал, принес бы счастье людям! Чем более он велик, тем больше беды. Люди обычные повинуются тысячелетним законам, выросшим из здорового опыта поколений. Они связаны необходимостью жизни, верой и службой богам и власти. Великий человек ставит себя превыше всего общечеловеческого, разрушая устои бытия, и совершает вечную ошибку, сводящую на нет его деяния и низвергающую его в бездну Тьмы. Богоравные люди только тогда приносят счастье, когда они не имеют власти: философы, врачи, поэты или художники… Еще не взвешены его (т. е. Александра Македонского) деяния на весах времени, еще боги-судьи не считали белую и черную стороны его жизни. Одни историки, вроде Драйзена, восторгаются деятельностью Александра и его политикой. Другие, наподобие Нибура, считают всех македонцев «разбойниками» и хотели, «чтобы земля разверзлась и поглотила всех македонцев». Спору нет, лучше быть историками, писателями, поэтами, врачами, инженерами, нежели испытывать судьбу царей, полную превратностей. Но иные и по сей день грезят о славе Александра Великого… Не обладая храбростью и волей Александра, не имея желания обрести хотя бы каплю глубоких знаний, иные ограничились, впрочем, грабежом страны и умножением собственных богатств, «взяв разом то, что копилось веками в большом народе, в огромной стране». И нас еще пытаются убедить, что это справедливо. Перге в Малой Азии. По стопам Александра У моряков существовало поверье: когда в Эгейском море бушует шторм, якобы это демоны глубин борются за душу Александра. Правильнее было бы сказать, что демоны войны и насилия овладели им, так и не выпустив из своих объятий до самой смерти. Во многом знаменательны и слова Августа, которые приводит Плутарх в «Застольных беседах». Услышав, что в тридцать два года Александр, покорив весь мир, вдруг затревожился, что ему делать дальше, Цезарь Август подивился тому, что великий Александр предпочитал завоевания разумному управлению тем, что у него уже есть. Чтобы завоевать чужие земли, конечно, нужны мужество, доблесть, военная удача, определенные таланты полководца и кое-что еще. Но чтобы разумно и эффективно управлять собственной страной и своим народом, необходимы мудрость, глубокие знания, честь, справедливость, любовь, способность предвидеть будущее – т.е. нужны истинные добродетели. Ими владеют немногие. Сцены из жизни властителей и царей Что остается в памяти человеческой по прошествии многих веков? Что надо совершить такое, чтобы люди сразу стали создавать легенды о человеке, считая его то «непобедимым богом», то сверхчеловеком, то просто «великим человеком»? Почему воспели деяния Александра Великого, от которого не осталось и праха?! Возможно, дело в том, что для многих он сочетал в себе качества, непостижимые для смертных. Он был воином и поэтом, мечтателем и прагматиком, царем и философом, революционером и тираном, человеком Запада и Востока. Он хотел покорить даже не мир, а Пространство, покорить не народы, а само Время! Это казалось совершенно немыслимым, особенно тогда, ибо эпоха, в которую он жил, была, строго говоря, сугубо замкнутой, ограниченной и провинциальной. И вот явился Александр Македонский! Появился тот, кто разбудил в народах дерзновенную Мечту! Пытаясь найти скрытые причины столь удивительной популярности героя, автор книги о нем, П. Фор, счел, что в основе этого обожания лежат религиозные корни. Но Александр – выражение не только коллективной веры, но и коллективной мечты: «Ему приписывают даже то, что было лишь замыслом или мечтой, – покорение Аравии, завоевание Запада, всемирное царство, усвоение всей мудрости, и это происходило в то время, когда диадохи, наследники, буквально рвали друг друга на части; тогда-то и получили хождение всякого рода вымыслы: тенденциозные мемуары, анонимные сочинения, подложные письма, вымышленные посольства (такие, как посольство римлян, якобы явившееся в Вавилон), рассказы о вымышленных путешествиях (паломничество Александра в Иерусалим). Все великие завоеватели, от Пирра и до Марка Аврелия, которые, будучи не в состоянии сохранить трезвость мысли и вдохновляясь идеей всемирного господства, внесли свой вклад в создание нового образа Александра. «Роман об Александре» (если быть точным, «Книга о достославных деяниях и жизни Александра»), безосновательно приписываемый Каллисфену, начал писаться в людских умах и сердцах с самого начала эллинистической эпохи». Подобно тому как три с половиной века спустя Христос овладеет сердцами людей, поверивших в чудо воскресения, Александр овладел сердцами верховных властителей как демон-искуситель. В его облике Власть обретала (в легендах) те добродетели, которыми по самой сути она и должна быть наделена. В образе Александра Македонского, как представляется, не столько человечество, сколь сильные мира сего создали себе кумира, не поняв вполне ни феномена Александра, ни его предназначения. В действительности власть царей зачастую примитивна, глупа, слаба и ничтожна, и не в состоянии поддерживать не то что вечный мировой Порядок, но порядок в их стране, ибо первая и является источником беззаконий и беспорядков. Но хочется выглядеть сильной и победоносной! Аристотель в раздумье. Чего же он достиг? Им восхищались даже римляне, ревностно относившиеся к любой чужой славе. В фигуре повелителя Вселенной они увидели прекрасный пример для подражания и следования по его пути. Хотя философы и историки выпустили в направлении Александра Македонского немало язвительных стрел, не было полководца, что не желал бы сравняться с ним бранной славой или превзойти его (хотя бы в мечтах). Император Октавиан носил перстень с изображением Александра, Коммод чеканил монеты с изображением – своим и Александра, Каракалла, следуя его примеру, не только создал фалангу по македонскому образцу, но принял конституцию, давшую римское гражданство свободным обитателям империи и тем самым, как и Александр, уравняв людей Запада и Востока. Преемник Элагабала, император Север принял имя Александра, так что Римская империя почти уверовала в то, что явился наследник великого македонца. По словам Фора, тот «никогда окончательно не уходил из жизни» и «не переставал вдохновлять глав западных государств, в том числе трех Александров – российских самодержцев, поскольку он никогда не переставал быть любим поэтами и сказителями». Порою мне кажется, что человечество увидело в нем прообраз Хозяина Земли. Это – личность-идея, которая сильна не столько грезами о всемирном господстве, что вряд ли могло бы послужить прочной основой для долгой памяти, сколь своими планами по объединению различных культур, языков, народов, вер, континентов. Возможно, мы живем в преддверии явления чуда «нового Александра» (кто знает!), который своим божественным гением создаст-таки единое государство будущего – Империю Народов. Александр Великий с телом Дария. Персидская миниатюра. XVI в. Что же касается Аристотеля, то после смерти македонского царя его обвинили в преступлениях против религии (из политической ненависти или из зависти). Может, ему не простили, что он, относясь с пренебрежением к мнению афинян, терпеть не мог, чтобы ему предписывали, что тот должен делать. Множились слухи, что он якобы спустил все свое состояние и вынужден был изготавливать лекарства для тех, кто в них нуждался. Может быть, сыграло роль и то, что он был невысокого мнения о женщинах, хотя и любил их. Во всяком случае, «в узде» он себя отнюдь не держал (как советовал ему Платон). Полагаю, толпа не могла ему простить презрения к ней. Один из древних писателей сказал об этом: «Во дни Соломона мудрость подняла голос на площадях, но не была услышана. Так продолжается и до сих пор. На площадях нет места для мудрости. Мудрость требует спокойного размышления; на площадях же всегда шум и суматоха. Аристотель проникнут презрением к толпе, а толпа, в свою очередь, питает инстинктивное презрение к Аристотелю. Крайние мнения, выраженные резким языком, имеют в толпе наибольшую популярность». Детище Аристотеля, философская школа Ликей, просуществует до конца античного мира. Он соединял разносторонние познания с самостоятельностью суждений, проницательностью, широким кругозором, глубокой аналитикой и гуманизмом, что делает его совершенно исключительным явлением в истории древности. И хотя отдельные положения из его философии современник вряд ли полностью приемлет, в целом его значение в истории науки и философии огромно. Он бежал в Халкиду на Евбее, где летом 322 года до н.э., всего через несколько месяцев после смерти Демосфена, и умер от желудочной болезни. Это был благородный, смелый и чистый ум. Оплакивание Александра Великого. Персидско-монгольская миниатюра. XIV в. Мечеть, посвященная Наби Даниилу, под которой возможно находится гробница Александра Великого
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 497; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |