Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика скандинавской модели воспитания




Скандинавской моделью дошкольного воспитания охвачены практически все дети до семи лет, а также ученики начальной школы, чьи родители работают. Наиболее ярко характеризует скандинавскую модель шведская система, особенность которой в том, что все ее компоненты (число детей в группах, количественное соотношение воспитателей и детей, уровень квалификации работников детских учреждений) обоснованы результатами научных исследований и контролируются специальными органами. Программы дошкольного образования финансируются государством; родители платят не более 10 % от заработной платы. С 1991 года всем детям, достигшим полутора лет, гарантируется место в дошкольном учреждении.

Опыт и традиции финского общества в воспитании детей достаточно универсальны, и единой программы не существует. Воспитатели и их помощники руководствуются в своей повседневной работе составленным совместно с коллегами планом, собственным профессиональным отношением к детям и любыми пособиями. Основной акцент делается на создании благоприятной среды для всестороннего развития и обучения ребенка, признается уникальное значение игры для этого развития. Шестилетние дети должны, помимо общего развития, научиться работать в группах, овладеть необходимыми для обучения в школе навыками.

Для финской системы дошкольного воспитан ия чрезвычайно важно, чтобы ребенок постоянно находился в атмосфере доброжелательных человеческих взаимоотношений, мог включаться в разнообразную деятельность, способствующую его развитию. Не менее важно физическое, социальное, эмоциональное, эстетическое, интеллектуальное и религиозное формирование личности детей в соответствии с возрастом и индивидуальными потребностями и с учетом общекультурных требований и традиций.

Финские педагоги считают, что детский сад должен воспитать ребенка самостоятельной, ответственной, независимо мыслящей личностью, подготовить его к активному участию в жизни общества. Под активным вступлением детей в общественную жизнь понимается умение находить свое место в коллективе, выбирать занятие по душе, партнеров в игре, выполнять определенные обязанности, осознавать свои желания и удовлетворять их не в ущерб другим. Ребенок должен научиться вести себя осмотрительно, отвечать за свое поведение, критиковать и принимать критику, переживать конфликты. Важная роль отводится воспитанию самоидентичности и процессу саморазвития детей дошкольного возраста.

Детские сады в Финляндии обычно работают полный день, в каждой группе может быть от 12 до 21 ребенка, в зависимости от возраста (считается, что один ребенок младше 3 лет занимает как бы 2 места, так как требует двойного внимания). В каждой группе должен быть минимум один воспитатель и два помощника. Если все дети старше четырех лет, то желательно, чтобы были два воспитателя и один помощник. Рабочий день воспитателя равен семи часам, а помощника воспитателя — восьми.

Работа организована по темам, которые проходят во всех видах деятельности в течение недели, месяца, полугода или даже года (например, «Вода», «Животные», «Город», «Ночь», «Театр»). Прогрессивными формами считаются:

  • совместная работа малой группы детей и воспитателя по какому-нибудь проекту в течение года (например, жизнь дерева, камня, фотографирование, выпуск журнала детского сада);
  • закрепление помещений детского сада за определенными видами деятельности и переход из одного помещения в другое;
  • распределение воспитателей по тематическим группам (например, «Театр», «Музыка», «Искусство») и создание определенных программ по отдельным видам деятельности;
  • создание внутри группового помещения зон и уголков для занятий определенными видами деятельности;
  • совместная работа с детьми и родителями по большим проектам, связанным с оригинальными умственными, практическими, художественными, физическими усилиями;
  • работа всего детского сада по определенным проектам совместно с учеными.

Гордостью финской системы дошкольного образования являются высокообразованные квалифицированные воспитатели, педагогические действия которых основываются на профессионально приобретенных навыках: конкретных знаниях, прогрессивных методах работы, определенной позиции по отношению к ребенку, коллегам, родителям.

Дошкольные учреждения в Финляндии посещают около 30 % детей в возрасте до 3 лет и 60% детей от 3 лет до поступления в школу. Принят закон, согласно которому все шестилетние дети имеют право на место в подготовительной группе детского сада или подготовительном классе школы.

По данным социологов, большинство финских семей довольны дошкольными учреждениями. Наибольшее удовлетворение вызывает личность самих воспитателей, характер и содержание их деятельности, количество и качество детских игр.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 4447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.