Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Англо-саксонская модель




Для англо-саксонской модели характерны ограничение роли государства в системе дошкольного образования, с одной стороны, и плюрализм теорий - с другой стороны. В основе различных концепций воспитания лежит утверждение, что ребенок - это независимая личность, имеющая право на самоопределение.

Государство практически не финансирует детские учреждения — эти функции выполняют местная власть, различные общественные организации и частные лица. В этих странах существует разнообразие программ, учитывающих местные условия и традиции, требования различных слоев населения, нужды детей разного возраста, особенности и уровень обеспеченности семей. К отличительным чертам модели относится и обязательное участие родителей в воспитательном процессе (каждый день кто-то из родителей помогает воспитателям).

Современная система общественного дошкольного воспитания в Великобритании характеризуется разнообразием типов дошкольных учреждений: муниципальные (государственные) и частные дневные ясли, ясельные школы, ясельные классы, игровые группы для ухода за детьми и их воспитания, группы «возможностей». Дошкольные учреждения находятся в двойном подчинении: департаменты образования и науки отвечают за образовательную часть, а муниципальные департаменты социальной службы — за организацию разных форм дневного ухода.

В стране отсутствует единая национальная программа воспитания, что привело к вариативности в содержании воспитательной работы. Характерной особенностью, объединяющей все воспитательные программы, является личностный подход и гуманистическая направленность, создание благоприятных условий для развития потенциальных возможностей ребенка. Образование, получаемое детьми, — это прежде всего результат их взаимодействия с окружением, в которое входят люди, материалы и знания.

Интеллектуальное, физическое, эстетическое, нравственное и социальное развитие дошкольников реализуется в контексте формирования и становления их индивидуальности. Детство считается самоценным — оно представляет собой часть жизни, а не просто подготовку к обучению на следующей ступени образования. Ребенок воспринимается как целостность, все стороны развития которого взаимосвязаны, поэтому обучение не разделяется на отдельные предметы. Важны внутренняя мотивация к учению, самостоятельность и самодисциплина. Обучение эффективно, когда оно представляет собой процесс приобретения детьми собственного опыта. Образование начинается с определения того, что дети могут делать, а не с того, чего они не умеют.

Во всех типах дошкольных учреждений отсутствуют обязательные групповые занятия, интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в игровой деятельности. Большое внимание уделяется подбору игрушек и игрового оборудования, использованию неформальных форм и методов обучения. Игра понимается как необходимое условие для развития ребенка, как средство формирования у детей социальных навыков, помогающее им овладевать ситуацией.

Детские сады обычно посещают дети с трех до пяти лет. Замечено, что дети, находящиеся в детских садах и дошкольных классах, в целом развиваются более разносторонне, чем ученики начальных классов школ. Связано это с четко спланированной и организованной деятельностью детей (целенаправленная игра, исследовательская деятельность и т.п.), лучшим соотношением количества детей и взрослых, хорошим материальным обеспечением.

Английская дошкольная педагогика придерживается мнения о необходимости воспитания ребенка трехлетнего возраста в домашних условиях, что накладывает отпечаток на организацию воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. В частности, там функционируют разновозрастные группы, в которых создаются условия воспитания, напоминающие семейные.

Воспитание в яслях при школах считается более дешевым, на одного взрослого там приходится не более 13 детей. Если дошкольное учреждение существует независимо от школы, туда принимают детей от 2 месяцев до 5 лет. На одного взрослого приходится не более 3 малышей и не более 5 детей постарше.

Большое распространение в последние годы получил новый тип дошкольного учреждения — игровые группы для детей от 2 до 5 лет, которые создаются по инициативе и на средства родителей. Их цель — организация разнообразной игровой деятельности дошкольников под руководством воспитателя, имеющего специальную подготовку.

Канада отличается слабым развитием исследований в области дошкольного воспитания, в работе дошкольных заведений отчетливо просматривается влияние принципов американской педагогики.

Дошкольные учреждения, в основном частные (многие из них содержит церковь), разделены на три основных типа: ясли (от полутора до трех лет); школы для малышей (от трех до четырех лет); детские сады (от пяти до семи лет). Последние почти во всех провинциях являются составной частью начальной школы. В детских садах, где детей готовят к поступлению в школу, они проводят обычно 3-4 часа в день.

Вследствие отсутствия серьезных научно-методических исследований в области дошкольного образования даже лучшие детские сады не имеют учебных программ. В США государство активно способствует совершенствованию обучающих функций дошкольных заведений, оказывает финансовую помощь в получении дошкольного образования и подготовке к школе. Считается, что за счет раннего массового вовлечения детей в процесс обучения и воспитания повышается общий уровень школьного образования.

Перед дошкольным образованием ставятся задачи ранней социализации детей, их интеллектуального развития, поощрения любознательности, воспитания хороших манер и готовности к сотрудничеству, развития воображения. Педагоги уделяют большое внимание формированию умений выражать свои мысли, желания и чувства.

Важной особенностью американской педагогической системы является формирование чувства независимости, честолюбия и уверенности в себе, стремления к свободе во всех ее проявлениях — в игре, занятиях, творчестве, отстаивании собственного мнения и т.д. Детей приучают толерантно относиться к людям с иным цветом кожи, другим происхождением, по-иному ведущим себя.

Большое влияние на развитие системы дошкольного образования оказала реализация со второй половины 60-ых годов проекта «Главный старт», в задачи которого входила компенсация плохих условий жизни детей из бедных семей, не получающих в условиях своей семьи достаточной поддержки своим способностям, не имеющих материально-культурной базы и необходимого окружения для полноценного развития.

Конечными целями проекта являлись: развитие физического здоровья и физических навыков детей; поддержка эмоционального и социального развития, когнитивных умений; формирование установок и ожиданий, приводящих к дальнейшим успехам в учебе; воспитание у детей и их родителей чувства ответственности перед обществом; поощрение общества в стремлении помогать бедным; развитие самоуважения и чувства собственного достоинства у ребенка и семьи.

Америка стала инициатором научно подготовленного прецедента включения в обычную группу детского сада детей с недостатками развития. В результате эксперимента было доказано, что в интегрированной группе дети со специальными нуждами лучше и быстрее развиваются в социально-коммуникативном плане, а также в плане приобретения функциональных навыков. Остальные же дети приобретают опыт сочувствия и поддержки более слабых и нуждающихся в помощи.

Однако при всех достижениях и успехах одной из главных проблем в дошкольном воспитании США, в отличие от финской, является недостаточно высокий уровень профессиональной подготовки квалифицированного персонала, способного к педагогическому творчеству.

В Германии отсутствует единая программа для дошкольных учреждений, их деятельность объединяют провозглашенные в стране демократические принципы раннего воспитания:

  • единое образование для всех детей;
  • право родителей участвовать в определении форм и содержания воспитания;
  • децентрализация руководства и отмена контроля (детские учреждения должны создаваться по месту жительства и быть подотчетными);
  • принцип возрастной гетерогенности (объединение разных по возрасту и полу детей в одной группе);
  • отрицание школьного содержания и методов преподавания;
  • право каждого ребенка на свободу внутри границ сообщества.

В центре педагогического процесса в детском саду находятся свободная игра и общение во время настольных игр, конструирования, ролевых игр. Кроме этого — подвижные игры, ручной труд, чтение иллюстрированных книг, рисование.

В Германии существуют разные типы дошкольных учреждений:

  • функционально-ориентированные, в которых много времени уделяют занятиям с детьми;
  • ситуационно-ориентированные, в которых дети предоставлены сами себе.

Последних больше, поскольку германские ученые считают, что интенсивное обучение дает краткосрочные положительные результаты, в то время как интенсивное проживание обыденной жизни, в том числе и в смешанных по возрасту группах, имеет более важное значение для детей вообще и, особенно, из социально неблагополучных семей.

Детские сады принадлежат местным властям, частным лицам или церкви. Финансирование осуществляется из государственного бюджета или бюджета церкви. Плата за пребывание ребенка в дошкольном учреждении определяется доходами семьи и количеством часов, проводимых им в детсаду.

В большинстве дошкольных учреждений дети (от 3 до 6 лет) находятся половину дня; около 12 % детских садов работают целый день. В стране ощущается острая необходимость в расширении системы дневного ухода за детьми младше трех лет — лишь незначительная часть таких детей имеет возможность посещать ясли (считается, что туда попадают дети из социально неблагополучных семей).

Австралийские дошкольные учреждения для детей от трех до шести лет, главным образом, частные, функционируют и как самостоятельные учреждения, и как дошкольные отделения при начальных школах. Небольшое количество их не в состоянии охватить всех детей, нуждающихся в дошкольном воспитании: яслями, детскими садами и другими подобными учреждениями охвачено менее 1/5 части детей соответствующего возраста.

В стране существует два типа дошкольных учреждений — полного (8 часов) и укороченного (3 часа) дня — это детский сад (child care), семейный детский сад (family day care) и услуги няни (babysister).

Дошкольное воспитание в Австралии, в отличие от американской системы, не предполагает собственно обучения, потому что здесь довольно ранний срок начала обязательного обучения в школе — с пяти лет. Основная масса австралийских детей попадает в школу, минуя дошкольные учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 5376; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.