КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Религия Древнего Рима
Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существованиевсевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности,в почитании капитолийской волчицы, вскормившей Ромула и Рема. Постепенно под влияниемэтрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешлик антропоморфизму. Первый в Риме храм — храм Юпитера на Капитолийском холме — былпостроен этрусскими мастерами. Римская мифология в своем первоначальном развитиисводилась к анимизму, т.е. вере в одушевление природы. Древние италийцы поклонялисьдушам умерших, причем главным мотивом поклонения был страх перед сверхъестественнойих силой. Для римлян, как и для семитов, боги представлялись страшными силами, скоторыми надо было считаться, умилостивляя их строгим соблюдением всех обрядов.Всякую минуту своей жизни римлянин боялся нерасположения богов и, чтобы заручитьсяих благосклонностью, не предпринимал и не совершал ни одного дела без молитвы иустановленных формальностей. В противоположность художественно одаренным и подвижнымэллинам, римляне не имели народной эпической поэзии; их религиозные представлениявыразились в немногочисленных, однообразных и скудных по содержанию мифах. В богахримляне видели только волю (numen), которая вмешивалась в человеческую жизнь. Римские боги не имели ни своего Олимпа, ни генеалогии, и изображалисьв виде символов: Маны — под видом змей, Юпитер — под видом камня, Марс — под видомкопья, Веста — под видом огня. Первоначальная система римской мифологии — судя помодифицированным под самыми различными влияниями данным, которые нам сообщает древняялитература — сводилась к перечислению символических, безличных, обоготворенных понятий,под покровительством которых состояла жизнь человека от зачатия его до смерти; неменее отвлеченны и безличны были божества душ, культ которых составлял древнейшуюоснову семейной религии. На второй стадии мифологических представлений стояли божестваприроды, главным образом рек, источников и земли, как производительницы всего живого.Далее идут божества небесного пространства, божества смерти и преисподней, божества- олицетворения духовных и нравственных сторон человека, а также различных отношенийобщественной жизни, и, наконец, боги иноземные и герои. Наряду с богами римляне продолжали почитать и безличные силы.Расположенными к людям считались мацы — души умерших, гении — духи — покровителимужчин, лары — хранители домашнего очага и семьи, пенаты — покровители дома и всегогорода. Злыми духами считались ларвы — души не погребенных покойников, лемуры — призраки мертвецов, преследующие людей, и др. Уже в царскую эпоху можно заметитьнекоторый формализм в отношении римлян к религии. Все культовые функции были распределенымежду различными жрецами, объединенными в коллегии. Верховными жрецами являлисьпонтифики, осуществлявшие надзор за другими жрецами, ведавшие обрядами, погребальнымкультом и пр. Одной из важных их обязанностей было составление календарей, в которыхотмечались дни, благоприятные для проведения собраний, заключения договоров, началавоенных действий и т.д. Существовали особые коллегии жрецов — предсказателей: авгурыгадали по полету птиц, гаруспики — по внутренностям жертвенных животных. Жрецы-фламниныобслуживали культы определенных богов, жрецы-фециалы следили за точным соблюдениемпринципов международного права. Как и в Греции, жрецы в Риме — не особая каста,а выборные должностные лица.
Культура и искусство Древнего Рима оставило человечеству громадное наследие, значимость которого трудно переоценить. Великий организатор и создатель современных норм цивилизованной жизни Древний Рим решительно преобразил культурный облик огромной части мира. Только за это он достоин непреходящей славы и памяти потомков. Кроме того, искусство римского времени оставило множество замечательных памятников в самых разных областях, начиная от произведений архитектуры и кончая стеклянными сосудами. Каждый древнеримский памятник воплощает спрессованную временем и доведённую до логического конца традицию. Он несёт информацию о вере и ритуалах, смысле жизни и творческих навыках народа, которому он принадлежал, месте, какое занимал этот народ в грандиозной империи. Римское государство очень сложно. Ему единственному выпала миссия прощания с тысячелетним миром язычества и сотворения тех принципов, которые легли в основу христианского искусства Нового времени.
Список литературы 1. Аксенова А.Д. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство.2-е изд., испр. М.:Аванта+, 1999, — 688 с.: ил. 2. Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б., Стратановский Г.А. Жизнеописания знаменитыхгреков и римлян.М., 1988. 3. Браво Б., Випшицкая-Браво Е. Судьбы античной литературы. // Античные писатели.Словарь. — СПб, 1999. 4. Вощинина А.И. Античное искусство, — М.: Издательство Академии Художеств СССР,1962. — 393 с. 5. Герман Н.Ю. и др. Очерки культуры Древнего Рима. — М., 1990. 6. Зарецкая Д.М. Мировая художественная культура, — М.: Издательский центр A3,МСК, 1999. — 352 с. 7. Историки античности: В 2 т. — М., 1989. 8. История всемирной литературы: В 9 т. Т.1. — М., 1983. 9. Кравченко А.И. Культурология. — М., 2001. 10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Авт. и сост. Н.А. Куни А.А. Нейхардт. — М., 1990. 11. Машкин Н.А. История Древнего мира. — Л., 1981. 12. Подосинов А.В. Рим: Боги и герои, — Тверь: Мартин, Полина, 1995.81) с.: ил. 13. Соколов Г. И, Искусство Древнего Рима, — М.: Просвещение, 1996.224 с,: ил.
Краткое содержание: Культура Древнего Рима прошла сложный путь развития,впитав культурные традиции многих народов и разных эпох. На формирование древнеримской культуры повлияли художественныеценности и традиции двух великих культур античного мира: этрусков и греков. Римские города развивались вокруг городскогоцентра, включавшего форум, базилику, термы, амфитеатры, храмы, посвященные местными римским богам, триумфальные арки, административные здания, конные статуи, школыи дороги. Широта градостроительства, развивавшегося не только в Италии,но и провинциях, отличает римскую архитектуру. Восприняв от этрусков и греков рациональноорганизованную, строгую планировку, римляне усовершенствовали ее и воплотили в городахбольшего масштаба. Эти планировки отвечали условиям жизни: торговле огромного размаха,духу военщины и суровой дисциплине, тяготению к зрелищности и парадности. В римскихгородах в известной мере учитывались потребности свободного населения, санитарные нужды, здесь возводились парадные улицы с колоннадами, арками, монументами.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 903; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |