Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 2. История социологии, парадигмы социологических исследований




Все социологические парадигмы по характеру принципиальных методологических подходов к анализу общества можно разделить на 3 большие группы:

– структурные парадигмы - рассматривают организацию, функционирование и развитие общества как единого целого и на макроуровне (функционализм, конфликтные парадигмы); Относятся ко всему обществу в целом.

– интерпретивные парадигмы - делают акцент на изучении и интерпретации человеческого поведения на микроуровне (парадигма соц. действия, символический интеракционизм, феноменология, этнометодология); Наборы знаний, позволяющие объяснить поведение 1 человека или группы лиц.

– интегральные и объединительные парадигмы - выражают взаимосвязь соц. структур и деятельных соц. агентов (интергральная парадигма П.Сорокина, структурация А. Гидденса, структуралистский конструктивизм П. Бурдье).

Т. Кун (парадигма - признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают модель постановки и решения проблем и их решений научному сообществу; скелет, основа, на которой крепятся все знания.)

Парадигма Классика Модерн Постмодерн
Основной элемент Основной вопрос Основная проблема Основная ценность Основное ограничение Объект познания Что познается? Объяснение Объективность Догматизм Метод познания Как? Понимание Рациональность Технократизм Субъект познания Кто? Описание Креативность Субъективизм

Свою хронологию социологии предложил известный американский социолог Алвин Гоулднер. Он начинает отсчет сразу с ХIХ в. Получившийся отрезок времени разбивает на 4 периода. Первый период называется социологическим позитивизмом. Он начался в первой четверти ХIХ в. и формировался под влиянием идей Сен-Симона и О. Конта. Второй период называется марксизмом. В марксизме немецкая идеалистическая философия органично соединилась с французским утопическим социализмом и английской политической экономией. Первые этапы формируются под эгидой утилитаризма в эпоху раннего капитализма. Третий период - классическая социология - послужил соединительным мостом между двумя предыдущими и четвертым периодами. В это время были созданы классические учения М.Вебера, Э.Дюркгейма и В.Парето. Он продолжался до Первой мировой войны. Четвертый период ознаменован господством парсоновского структурного функционализма. В 30-е годы ХХ века Т.Парсонс создал фундаментальную общесоциологическую теорию, отдельные положения которой развивались в дальнейшем группой молодых коллег Парсонса по Гарварду: Р. Мертоном, К. Дэвисом, У. Муром, Р. Уильямсом и др.

КЛАССИКА (Европа).

(Где-то «вне» нас есть законы, которые определяют наше поведение. Мы как зомби просто исполняем эти законы и все).

Объектом познания в классике является само общество.

Идеал – превратить социологию в физику, - «точную» науку.

 

Коротко охарактеризуем методологические установки классической физики. К ним следует отнести следующие методологические представления:

- признание объективного существования физического мира;

- абстрактный образ свободных объектов, предметоцентрическое видение мира, каждый предмет рассматривается в отрыве от его системных связей;

- атомистическая концепция: мир состоит из атомов - мельчайших неделимых частиц; на этой основе формируется атомно-молекулярное учение в физике и химии:

- лапласовский детерминизм (отрицание объективного существования случайности и вытекающие из него представления о абсолютных прогностических возможностях науки);

- признание исчерпывающей познаваемости мира;

- основа и критерий познания - эксперимент, исследователь свободен в выборе условий эксперимента;

- в процессе исследования объект не зависит от условий познания, воздействие субъекта на объект всегда можно учесть, внести на него поправку;

- постулат возможности обособления элементов физического мира: все свойства объекта могут экспериментально определяться одновременно;

- в принципе возможно получение абсолютно объективного знания, не содержащего ссылок на условия познания;

- критерий объективности - отсутствие ссылок на субъект познания, однозначное применение понятий, наглядное моделирование и др.;

- физические законы должны быть сформулированы на языке математики (программа Галилея);

- уверенность в том, что структура познавательной деятельности универсальная и качественных изменений не претерпевает, классический механический способ описания вечен и неизменен; и др.

– Основателем социологии считается О. Конт (1798-1857 гг.) В чем же заслуга Конта? – Кратко – он первый назвал социологию наукой. socio + logos.

Огюст Конт – основатель социологии, французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки. Основные труды: «Курс позитивной философии» (1830—1842) и «Система позитивной политики» (1851—1854).

Закон интеллектуальной эволюции человечества

1. Теологическая стадия (все явления объясняются на основе религиозных представлений);

2. Метафизическая стадия (появление абстрактных понятий);

3. Позитивная стадия (истинная наука)

Социология: Социальная статика (структура общества);Социальная динамика (механизмы функционирования и развития общества)

Теория общественного прогресса: «Человечество беспрерывно развивается во время хода цивилизации с физической, нравственной, умственной и политической точек зрения.» О.Конт

Решающий фактор общественного прогресса – духовное, умственное развитие человечества.

Конт предлагает исключить все знания, которые невозможно доказать экспериментально. Он предложил критерии научности, предлагал все перепроверять и все доказывать экспериментально

В то время, под влиянием теории Дарвина господствовали организмические взгляды на общество. Наряду с Контом можно привести более позднего представителя – Г. Спенсера (1820-1903). Общество сравнивалось с организмом, который последовательно развивается по своим законам.

Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Он первый пытался исследовать общество. Ввел принцип солидарности(на разделение труда в обществе)

Эмиль Дюркгейм - французский социолог, основатель французской социологической школы, один из создателей социологии как самостоятельной науки.

Основное направление научных исследований — социальная девиация.

Теория строения и эволюции общества

Социальная солидарность – главная сила, сплачивающая общество.

n Механическая солидарность (все индивиды выполняют одинаковые функции);

n Органическая солидарность (люди взаимодополняют друг друга).

 

Учение о социальных фактах

Социальные факты – политические, правовые, моральные, религиозные и другие идеи, нормы и ценности, вырабатываемые коллективным сознанием людей и заставляющие отдельных индивидов действовать в соответствии с этими идеями, нормами и ценностями.

 

Социальные факты делятся на Факты коллективного сознания и Морфологические факты.

"О разделении общественного труда"; "Правила социологического метода", "Самоубийство"; "Элементарные формы религиозной жизни". Социологизм, концепция особой и автономной соц. реальности как системы соц. фактов, которые нужно рассматривать как вещи. Их наиболее характерные черты – объективность, независимое от индивидов существование и способность оказывать на поведение индивидов принудительное воздействие. Поведение людей определяются не столько свойствами и особенностями личности, не индивидуальными причинами и факторами, а сложившейся совокупностью соц. фактов. При этом один соц. факт следует выводить из другого, из самого общества, а не их аналогий с физическими или биологическими явлениями (логицизм, - сейчас все меня слушают потому, что я говорю). Общество превращалось в вещь, механизм, ведущий себя по строго определенным законам.

Исследовал нормативность общества (ценностно-нормативная система) и его аномии. Аномия нарушает социальную солидарность (разделении труда, 2 вида механическая (одинаковость) и органическая (различие и уважение)).

Альтернатива социологизма признание положения, что общество внутренне противоречиво (нельзя делать прямые логические умозаключения) и развивается скачками (нелинейные процессы). Г.В.Ф. Гегель (1770-1831), диалектика, два из законов которой – законы единства и борьбы противоположностей и отрицания отрицания. Вслед за Гегелем Маркс применяет диалектический аппарат на практике поставив его идеи, как он выражается, с головы на ноги. Маркса с большей справедливостью можно назвать социологом, чем философом (по крайней мере, его работы не изобилуют метафизикой (бытие, трансцендентное, логос и т.п.), наоборот, выполнены в духе позитивизма). При этом его уже с трудом можно отнести к классической парадигме.

Герберт Спенсер -английский философ и социолог, один из родоначальников эволюционизма, основатель органической школы в социологии. Его социологические взгляды являются продолжением социологических воззрений Конта.

Г. Спенсер перенес законы Дарвина на общество людей с помощью интеллектуальной борьбы. Вторая его идея ―привнести органицизм в социологию. Общество – это организм со своей структурой и организацией.

Органическая теория общества

Сходства между организмом и обществом Отличие
1. Общество на протяжении большей части жизни растет, увеличивается в объеме; 2. По мере роста общества его структура усложняется; 3. В ходе эволюции происходит специализация составляющих их структур; 4. Оба продолжают жить как целые, хотя составляющие их единицы постоянно появляются и исчезают. В живом организме элементы существуют ради целого, в обществе – наоборот- оно существует для блага своих членов.

Подсистемы общества

1) поддерживающая (производство источников питания);

2) распределительная (взаимосвязь между отдельными частями общества);

3) регулирующая (подчинение отдельных частей целому).

Типы социальных институтов

· Домашние институты;

· Обрядовые (церемониальные);

· Политические;

· Церковные;

· Профессиональные;

· Промышленные.

 

Основные типы общества

· Военный тип (централизованный контроль);

· Промышленный (индустриальный) тип – политическая свобода;

· Наихудший тип (процветание слабейших).

Теория социальной эволюции

Три формулы социальной эволюции:

· «естественный отбор»,

· «борьба за существование»,

«выживание сильнейшего».

Карл Маркс (1818 –1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895). Положительное:

1) Системный подход. Центральный термин - «общественная формация», как соц. системы, включающей ряд подсистем. Способ производства - системообразующий компонент соц. системы, определяет качественную характеристику данной формации и ее отличия от них.

2)Эмпиризм, критика метафизики

3)Понимание соц. истории как естественно-исторического процесса, основанного на последовательной и закономерной смене общественных.

4)Являются одними из основателей конфликтологического направления в социологии. Конфликты – источник соц. развития, двигатель истории, должен постоянно поддерживаться.

5)Одна из первых попыток создания теории стратификации – классовая теория. Неравенство между господствующим и подчиненным классами

6)Положение Маркса о личности как субъекте, носителе всей совокупности общественных отношений. Личность не только объект воздействия соц. среды, но и активный субъект ее изменения. Проблема взаимодействия личности и общества.

Ограниченность социологии марксизма:

1)Недооценка нематериалистических факторов социального развития.

2)Сведение истории к борьбе классов.

МОДЕРН (Европа и США).

(Законы нашего поведения в нас самих и живут по объективным закономерностям. Люди строят объективную структуру и мы в ней живем, надо просто подобрать метод).

ВЕБЕР Макс (1864-1920), Взгляды В. сформировались под влиянием неокантианства. Совместно с Риккертом и Дильтеем В. разрабатывал концепцию идеальных типов.

Человек сам выбирает себе ценности, сам решает что для него важно. В обществе нет объективных законов, но есть поведение, которое подчиняется определенным ценностям.Выбор ценностей субъективен, для каждого человека свой набор.

Смысл идеальной типологии — в конструировании нек-рых образов-схем, позволяющих наиболее удобным способом упорядочивать эмпирич. материал, поставляемый конкретными исследованиями и жизненными впечатлениями ученого. (критикуемо марксистами – общ. Формации не реальны, а идеальны). О теории соц. действия см. стр. 55 данного конспекта.

«Протестантская этика и дух капитализма» - протестантские идеи сопутствуют развитию капитализма – потворничество старательности, бережливости и т.п.

Пьер Бурдье (1930) создал концепцию структуралистского конструктивизма, в которой попытался соединить объективное (влияние соц. структуры) и субъективное (конструирование личностью объектов) в соц. познании, преодолеть односторонность как объективизма, так и субъективизма. 2 принципиальных подхода:

1)структурализм - в соц. системе существуют объективные структура, не зависящие от сознания и воли людей, но способные стимулировать те или иные их действия и стремления; 2)конструктивизм - действия людей, обусловленные жизненным опытом, процессом социализации, "формируют соц. агента как истинно практического оператора конструирования объектов". На этой основе он стремится внести свой вклад и в преодоление противопоставления макро- и микросоциологии.

СТРУКТУРАЦИЯ английский социолог и политолог Энтони Гидденс (1938) В общественной жизни действия и структуры неразрывно связаны и не существуют друг без друга. Именно соц. действия создают и воспроизводят соц. структуры, а эти последние во многом обуславливают соц. действия. Поэтому социология, как и другие соц. науки, должна иметь дело не с опытом индивида и не со всеобщими соц. формами, а с соц. опытом, упорядоченным во времени и пространстве, в основе которого лежит человеческая деятельность.

Представители социологического психологизма стремились объяснять социальные процессы исключительно психологическими качествами людей.

Так Гюстав Лебон (1841 - 1931 гг.) полагал, что на рубеже XIX - XX вв. европейское общество вступило в новый период своего развития - в "эру толпы", когда иррациональное сознание масс берет верх над разумным критическим началом личности. Лебон считает, что ход мысли каждого человека в толпе направляется ее общим настроением. Лидерами он считал людей с резко выраженными чертами психических отклонений, которые позволяют влиять на толпу. Все достижения цивилизации Лебон связывает с деятельностью элиты.

Одним из авторов теории элит был итальянский социолог Вильфредо Парето (1848 - 1923 гг.). Парето, исходя из иррациональной природы человека, полагал, специфически человеческое состоит не в разуме, а в способности использовать разум в корыстных целях. Он считал истинными движущими силами истории чувства.

Идеологические системы, обладающие ложным содержанием, Парето называл деривациями, т.е. производными от чувств. Все многочисленные варианты человеческого поведения Парето пытался объяснить комбинациями шести дериваций (инстинкта комбинирования, стремления к поддержанию постоянства, стремления человека проявить свои чувства в общественных действиях и поступках, чувство социальности, собственности и полового инстинкта).

Элитой Парето называет небольшую группу лиц в обществе, которая за счет своих психологических качеств способна господствовать над остальной массой, навязывая ей свою волю. По его мнению, элита подразделяется на "лис" и "львов", что предопределяется предрасположенностью ("остатками" от рождения) к манипулированию массами. "Лисы" осуществляют манипулирование при помощи хитрости и обмана, а "львы" - посредством насилия, твердости и решительности.

ПОСТМОДЕРН (США).

Демонстрация расщепленного сознания с чтением фрагмента лекции с интонированием Владиса Пельша.

Наука - это социальный институт, а ученые - живые люди, склонные руководствоваться профессионально-корпоративными, групповыми, эгоистическими и прочими интересами, и, следовательно, процесс установления истины в науке основан не столько на беспристрастном исследовании фактов, сколько на переговорах, согласованном конструировании “теоретических фикций” и балансировании интересов, щедро сдобренном объективистской риторикой. Сама наука рассматривается такими критиками как использование языка, дискурса, “рассуждений” для обоснования профессиональной роли ученого- эксперта и, следовательно, для увеличения профессиональной власти. Все эти соображения довольно справедливы, если принять исходное положение о том, что наука действительно претендует на “особые отношения” с абсолютной истиной. В действительности, однако, наука исторически отделилась от других типов знания (в частности, от астрологии и алхимии), именно признав, что абсолютных истин не существует и любое истинное (!) суждение может быть поставлено под сомнение в любой момент. В этом и заключается специфика научных объяснений, гарантирующая отличие научного знания от прочих: любое научное объяснение носит неокончательный, принципиально фальсифицируемый [1], верный лишь в определенных границах, “в определенной степени” характер.

В центре постмодерна стоит человек с его выбором. Человек активен в обществе. Общество не бездушно, оно нечто большее чем сам исследователь. Методы не могут быть заимствованы из других естественных дисциплин. Методы так же должны носить активный характкр. Но активность не должна влиять на испытуемого.

Ценность постмодерна похожа на ценность человека, занимающегося Кун-Фу или У-Шу, - это духовный путь социолога, который в любой социальной ситуации может показать свое мастерство, подобно указанным людям, которые в любой рисковой ситуации (не только в драке!!!) проявляют мастерство самообладания и выдержки.

Феноменология А. Шюца и П. Бергера. Феноменология - социологическая парадигма, основанная на философии Э. Гуссерля (1859-1938), индивиды воспринимают окружающий мир через призму субъективных значений, приобретенных в процессе социализации. Отсюда следует, что общество - часть человеческого творения.

австро-американский философ и социолог Альфред Щюц (1899-1959), разработавший своеобразную разновидность "понимающей социологии". Концепция интерсубъективного мира - позиции, взгляды на соц. реалии одного индивида и другого несовместимы, ибо каждый человек оказывается в своем особом мире повседневной жизни.

Шюц считал, что адекватная коммуникация возникает благодаря появлению общего для взаимодействующих интерсубъективного мира, т.е. привычного соц. мира, который в конечном счете обусловлен интеракциями между людьми, принадлежащими к одной весьма узкой соц. группе, которую социолог называет "домашней" группой.

Концепция дома (реадаптация к домашним после возврата домой блудного сына)

Питер Бергер (1929) - американский социолог, 1966 в соавторстве с Т. Лукманом "Соц. конструирование реальности", - общество создается благодаря деятельности индивидов, которые обладают знанием в виде субъективных значений или коллективных представлений. Созданный в процессе социализации интерсубъективный мир продолжает существовать, но его необходимо поддерживать. Эту функцию выполняет легитимация, т.е. способы объяснения и оправдания соц. реальности. Главные агенты поддержания - значимые другие.

Символический интеракционизм - одна из социологических парадигм, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на чтении опр. соц. символов. Люди не реагируют на внешний мир и других людей непосредственно, а осмысливают реальность в неких символах и соответственно продуцируют эти символы в ходе общения. американские социологи Джордж Герберт Мид (1863-1931) и Герберт Блумер (1900-1986)

Формирование Я-концепции:

1)Сравнение себя с другими

2)Свидетельства восприятия другими

3)Оценка результатов деятельности

4)Переживание внутренних состояний

5)Восприятие своего внешнего облика.

МИД Символ обозначает предмет или событие, предполагая определенную реакцию на него, выражающуюся в соответствующих соц. действиях. Кроме того, символы обеспечивают средства, с помощью которых люди могут значимо общаться в своей естественной и соц. среде. Ролевая теория личности, согласно которой сущность личности, ее богатство и своеобразие определяются и проявляются прежде всего через выполняемые ею соц. роли, а сама соц. деятельность личности представляется как совокупность ее соц. ролей, зафиксированных в систеие языковых и других символов. 2 аспекта формирования самости: 1)я (соотв. английскому "i") - спонтанное, внутреннее, субъективное представление индивидом себя 2)я (соотв. английскому "me") - это то, как люди видят себя, но глазами других.

2 стадии развития самости: 1)стадия игра (play) - ребенок играет роли, которые не являются собственно его (отец, доктор); 2)стадия соревнования (game) - принимая участие в соревновании (футбол), дети видят себя со стороны других участников. Индивиды видят себя с точки зрения обобщенного другого. (труд "Сознание, самость и общество").

По Блумеру символический И. покоится на 3 базовых посылках:

1)Люди скорее действуют на основе значений, которые они придают предметам и событиям, чем просто реагируют на внешние стимулы, такие как соц. силы. С.И. предлагает детерминизм значений.

2)Значения являются не столько фиксированными, сформулированными заранее, сколько создаются, развиваются и изменяются в интеракционных ситуациях.

3)Значения являются результатом интерпретаций, которые были осуществлены в интеракционных контекстах.

Основу коллективного поведения составляют общие значения, ожидания, которые разделяются группой индивидов. Однако часто можно наблюдать и спонтанное коллективное поведение, такое как митинговые страсти, паника и т.д. Это поведение возникает в условиях нарушения устоявшихся значений, привычных форм существования.

Теория социального действия по Эрвину Гоффману см. на стр. 56 данного конспекта.

Русская социология. Для самостоятельной работы – классифицировать учения наших соотечественников согласно предложенным парадигмам.

Возникновение социологии в России приходится на 60-е гг. XIX в., на период, когда после отмены крепостного права достаточно быстро развивается капитализм, усиливается социально-классовая дифференциация общества. В своем развитии и функционировании российская социология прошла несколько этапов: первый - возникновение новой науки, который охватывает время 60 -80-х гг.(работы И. Лаврова, Н. Михайловского, и Данилевского и др.); второй - "теоретико-методологическая критика" всех уже сложившихся теорий, он охватывает время 80 - 90-х гг.; третий, охватывающий первые два десятилетия XX в.

Петр Лаврович Лавров (1823 - 1900 гг.) стоял у истоков субъективного направления в социологии. По его мнению, ключом к пониманию его социологической системы является личность и ее положение. У Лаврова индивид - единственная реальная движущая сила общества. Социология же занимается исследованием форм солидарности между сознательными органическими особями.

Николай Константинович Михайловский (1842 - 1904 гг.) был последователем Лаврова, применял ''субъективный метод" в социологии. Он считал, что основная задача социологии состоит не в изучении объективных свойств социальных процессов и явлений или объективного развития, а в исследовании целеполагающих и этических факторов человеческой деятельности. По его мнению, именно развитие личности является целью общественного прогресса, средством же такого развития является преодоление отчуждения личности от общества, ее всестороннее и гармоничное совершенствование.

Николай Яковлевич Данилевский (1822 - 1885 гг.) в 1869 г.

опубликовал работу "Россия и Европа", в которой пишет о начале кризиса идей европоцентризма и эволюционизма. Идея о существовании культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – сочетание психо-этнографических, антропологических, социальных и др.признаков. такие типы подобно живым организмам, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. Он отрицает взаимодействие и взаимное влияние народов в ходе истории, абсолютизирует уникальность неповторимой внутренней ценности различных культур. Данилевский создал теорию "культурно-исторических типов"(КИТ). Согласно этой концепция история общества есть история борьбы обособленных друг от друга локальных систем с окружающей средой и между собой. Каждая из этих типов культуры проходит стадии, характерные для развития любого живого организма: рождение, возмужание, дряхление и гибель.

Культурно-исторические типы:

· Египетский

· Китайский

· Ассирийско-вавилонский, финикийский, древнесемитский

· Индийский

· Иранский

· Еврейский

· Греческий

· Римский

· Аравийский

· Германо-романский, европейский

СТАДИИ КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ:

1. зарождение

2. расцвет

3. гибель

Каждый «культурно-исторический тип» проявляет себя в четырех сферах:

· Религиозной

· Политической

· Культурной

· Социально-экономической

ЗНАЧЕНИЕ культурно-исторических типов состоит в том, что каждый из них выражает идею человека по-своему, а эти идеи, взятые как целое, состовляют нечто всечеловеческое. Господство одного культурно-исторического типа, распространенное на весь мир, означало бы постепенную деградацию.

По мнению Данилевского, из всех культурных типов наиболее перспективным является славянский тип. Обособленные "культурно-исторические типы" у него являются носителями исторической жизни. Основным критерием выделения типов является языковая близость. Культурно-исторический тип - это сочетание психо-этнографических, антропологических, социальных и других признаков.

Ко второму этапу в истории российской социологии относятся работы Л. Петражицкого. В это время формируются основные идеи марксистской социологии, появляются работы Г.В. Плеханова, В.И. Ленина и др.

Лев Иосифович Петражицкий (1867 - 1913 гг.) являлся представителем психологической социологии. В основе этого направления лежал принцип о доминирующей роли эмоций как фактора, определяющего социальное поведение людей. По его мнению, психические процессы являются реально существующими, социальные - их внешние проекции. Особое внимание он уделял юридическим и политическим институтам.

Петражицкий смоздал теорию «эмоциональной психологии», согласно которой общественная жизнь и юридические отношения определяются, в конечном счете, разнообразными типами эмоций.

Психологическая теория права Л. И. Петражицкого.

В социологическом варианте правопонимания право непосредственно связано с социальными субъектами и фактически понимается как результат их социальной коммуникации, Петражицкий замкнул право на индивидуальном субъекте. Был совершен переход к праву как к созданию самого человека, эмоции, не выходяшей за границы его субъективности. Он отрицал объективный, естественно-исторический характер общественных отношений. Содержание любого социального явления состоит не в объективном отношении, «оно существует реально в психике того, кто изучает его, переживает в данную минуту»

Георгий Валентинович Плеханов (1856 - 1918 гг.) разработал марксистскую социальную теорию применительно к социалистической проблематике и особенностям социального развития России.

По его мнению ядро социологической концепции составляют: во-первых, классовая модель общества, в которой выделялся экономический базис; во-вторых, нацеленность на радикальное изменение социального порядка революционным способом; в-третьих, подчиненный социальной среде статус личности от производительных сил и социальных институтов.

В своих работах "Социализм и политическая борьба", "К вопросу о развитии монистического взгляд на историю" (1895 г.) подверг критике народнические взгляды, большое внимание уделял роли народных масс я личности в истории, а также ответственной роли общественной психологии в идейной борьбе, которую введут социальные группы в обществе.

Владимир Ильич Ленин (1870 - 1924 гг.) в работе "Что такое "друзья народа" и как они воюют против социал-демократов?" (1894 г.) противопоставил русской субъективистской социологии марксистскую социологию: учение о роли народных масс, классах и личности в истории, о классовой борьбе и ее формах. Им было дано классическое определение классов, их основные признаки.

Существуют 3 уровня положения марксистской социологической мысли:

· Во-первых, развитие различных аспектов общей социологической теории историческорго материализма;

· Во-вторых, распространение историко-материалистического подхода на разные сферы общественного сознания, надстроечных явлений;

· В-третьих, исследования прикладного характера, в ходе которых использовались приемы сбора социологической информации - от изучения различного рода статистических документов, анкет до включенного наблюдения и контент-анализа.

Теория классов и классовой борьбы.

1. Классы формируют сознание своей исторической роли и свою идеологию

2. Политически организованы.

3. Занимают различное положение в общественной системе распределения социальной и политической власти.

В работах "Государство и революция", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и др. В.И. Ленин разработал вопросы марксистской теории государства: о диктатуре пролетариата, буржуазной демократии, о Советах как государственной форме диктатуры пролетариата.

Тема 4. Производство соц. структуры: теории соц. институтов и неравенства

Под неравенством понимается неодинаковый доступ больших социальных групп людей (страт, слоев, сословий, каст, классов) к экономическим ресурсам, социальным благам и политической власти.

2х факторная модель социальной структуры (взаимодополняющие):

1. Теория социальных институтов (деперсонализация, функционализм)

2. Теория социального неравенства (положение личностей)

Социальный институт

Люди в социальных группах пытаются реализовать свои потребности сообща и ищут для этого различные способы. В ходе общественной практики они находят некоторые приемлемые образцы, шаблоны поведения, которые постепенно через повторение и оценку превращают в стандартизированные обычаи и привычки. Спустя некоторое время эти шаблоны и образцы поведения поддерживаются общественным мнением, принимаются, и узакониваются. На этой основе разрабатывается система санкций.

Так, например, банки, как элемент института бизнеса развивались как потребность в накоплении, перемещении, займах и откладывании денег и в результате превратились в самостоятельный институт.

Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum - установление, устройство.

Р. Миллс, понимает институт как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным и т.д.), образующим институциональный порядок. Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. По мнению Л. Бовье, социальный институт - это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Социальный институт это то, на чем держится государство.

Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

– ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

– совокупность обычаев, традиций и правил поведения;(все в обществе строится на каких-либо изначальных нормах, ценностях).

– формальную и неформальную организацию;

– совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

– обособленный комплекс социальных действий.

Общественный институт- устаканившаяся общественная деятельность, которая удовлетворяет общественную потребность.

Институционализация (Т. Парсонс) – закрепление во времени отношения между участниками действий таким образом, что их поведение сохраняется независимо от того, кто конкретно участвует во взаимодействии. Институционализация - восхождение, укрепление социальной практики до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов:

(1) возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий;

(2) формирование общих целей;

(3) появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок;

(4) появление процедур, связанных с нормами и правилами;

(5) институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение;

(6) установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях;

(7) создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический - институты власти; 3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный - институты, организующие законное наследие; 5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Герхард Лепски систематизировал потребности институционализации: (1) в коммуникации (язык, транспорт) (2) в производстве продуктов и услуг (3) в распределении благ (4) в безопасности граждан (5) в поддержании системы неравенства (6) в контроле за поведением общества (решения, мораль).

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Динамика социального института включает 3 процесса:

1. Жизненный цикл института от момента его появления до его исчезновения

2. Функционирование зрелого института, т.е. выполнение явных и латентных функций, появление и преодоление дисфункций

3. Эволюция института – изменение вида, формы, содержания.

Стадии существования института:

· Зарождение

· Период эффективности

· Период формализации

· Период дезорганизации.

Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия
1 Установки и образцы поведения
Привязанность, Лояльность, Ответственность, Уважение Послушание, Лояльность, Субординация Производительность, Экономность, Производство прибыли Любовь к знанию, Посещаемость Почтительность, Лояльность, Поклонение
2 Символические культурные признаки
Обручальное кольцо Брачный ритуал Флаг, Печать, Герб, Национальный гимн Фабричная марка, Патентный знак Школьная эмблема, Школьные песни Крест, Иконы, Святыни, Гимн
3 Утилитарные культурные черты
Дом, Квартира, Мебель Общественные здания, Общественные работы, Бланки и формы Магазин, фабрика, Оборудование, Бланк и формы Классы, Библиотеки, Стадионы Церковные здания, Церковный реквизит, Литература
4 Кодекс устный и письменный
Семейные запреты и допущения Конституция, Законы Контракты, Лицензии Правила учащихся Вера, Церковные запреты
5. Идеология
Романтическая любовь, Совместимость, Индивидуализм Государственное право, Демократия, Национализм Монополии, Свободная торговля, Право на труд Академическая свобода, Прогрессивное образование, Равенство при обучении Православие, Баптизм, Протестантизм

– культурным символом института может быть любой материальный или нематериальный элемент культуры, выражающий в наиболее концентрированном виде основные специфические черты данного института, складывающиеся в его целостный образ;

– кодексы поддерживают институционально закрепляемые роли и являются важной частью социального контроля;

– идеологию можно достаточно приближенно охарактеризовать как систему идей, которая санкционирована совокупностью норм. Опираясь на систему институциональных норм, идеология определяет не только то, как люди должны относиться к тому или иному действию, но и то, почему они должны действовать определенным образом.

Институты имеют явные функции, которые легко распознаются как часть признанных целей института, и латентные функции которые, осуществляются непреднамеренно и могут быть непризнанными или, если они и признаны, считаются побочным продуктом. Явные функции институтов являются ожидаемыми и необходимыми. Когда институт не справляется с выполнением своих явных функций, его непременно ждут дезорганизация и изменения: эти явные, необходимые функции могут быть присвоены другими институтами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.137 сек.