Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стили поведения в конфликтах и способы их разрешения




По отношению к группе.

По отношению к участникам конфликта.

Функции конфликта

Современные концепции.

1. ТОЛКОТТ ПАРСОНС: Конфликт – социальная аномалия, своего рода болезнь, которую необходимо преодолевать

2. ЭЛТОН МЕЙО: Конфликт – опасная «социальная болезнь», которую следует всячески избегать, стремясь к «социальному равновесию» и «состоянию сотрудничества» как верным признакам «общественного здоровья»

 

Новый институционализм (Бурдье, Гидденс, Мейер, Скотт, Флигстайн)

 

Представители нового институционализма считали, что сложные соперничающие отношения между старыми институтами и претендентами служат основным источником перемен в обществе.

Выделяют такие две группы конфликтов, как функциональные и дисфункциональные.(конструктивные и деструктивные)

Среди функциональных последствий отмечают такие, как:

– поиск и обработка взаимоприемлемого решения;

– снятие враждебности, несправедливости конфликтующих людей;

– разрядка, появление условий для сотрудничества, творчества, взаимопонимания;

– анализ проблем и разработка различных вариантов их решений.

Конструктивные функции:

} ·Конфликт устраняет полностью или частично противоречия.

} ·Конфликт позволяет более полно оценить индивидуально-психологические особенности людей, участвующих в нем.

} ·Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию

Среди дисфункциональных:

– неудовлетворённость людей, их плохое самочувствие;

– проявление малопродуктивной конкуренции с другими группами;

– преуменьшение возможностей сотрудничества;

– излишне сильная преданность коллективу своей группы, представление о другой группе как о враге;

– уменьшение коммуникаций вплоть до их полного исчезновения;

– придание большого значения победе в конфликте, более чем решению проблемы.

Конструктивные функции:

} Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества.

} Конфликт высвечивает нерешенные проблемы.

} Конфликт проявляет общественное мнение.

} Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.

} Конфликт может выполнять функцию сплочения группы.

} В коллективах конфликты создают положительную интеллектуально-эмоциональную напряженность.

} Завершение конфликта часто сопровождается повышением дисциплины.

 

С 70-гг. в конфликтологии признано существование пяти основных стилей конфликтного поведения: уклонение, приспособление, конфронтация, сотрудничество и компромисс. Американцы Кеннет Томас и Ральф Килменн предложили при обучении менеджеров применять схематическую сетку, которая была названа их именами.

Эта сетка демонстрирует, что выбор конфликтного поведения зависит как от интересов сторон, так и от характера предпринимаемых ими действий. Стиль поведения определяется, с одной стороны, мерой осуществления собственных интересов и степенью активности или пассивности в их отстаивании; с другой стороны, на стиль поведения существенно влияют стремление удовлетворить интересы других сторон, участвующих в конфликте, а также то, какие действия приоритетны для отдельных лиц, социальных групп – индивидуальные или совместные.

Конфронтация (конкуренция или соперничество) как стиль наиболее распространен (по статистике 70 %). Этот стиль направлен на осуществление собственных интересов без учета интересов других сторон, непосредственно участвующих в конфликте, нередко в ущерб им. Субъект, применяющий данный стиль поведения, стремится навязать другим свое решение проблемы, не приемлет совместных действий. Обычно этот стиль выбирают в тех случаях, когда: проблема имеет жизненно важное значение; занята весьма выгодная позиция; существует уверенность в единственной правильности предлагаемого варианта решения; нет риска значимых потерь. Следует иметь в виду, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, т.к., как правило, отношения портятся. Данный стиль нельзя применять в близких, личных отношениях.

Уклонение характеризуется отсутствием у вовлеченного в конфликт желания сотрудничать с кем-либо и приложить активные усилия для осуществления собственных интересов. Данный стиль обычно реализуется, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна, или сторона ни с кем не сотрудничает для выработки решения, или просто сторона не желает тратить время и силы на ее решение. Стиль применим, если приходится иметь дело с конфликтной личностью (о типах конфликтных личностей см. [1, с. 30]). Он рекомендуется, когда одна из сторон обладает большей властью или чувствует, что неправа, или считает, что нет серьезных оснований для продолжения контактов. Стиль крайне неэффективен при решении конфликтов, возникших на объективной основе.

Компромисс – попытка сторон урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Он наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же, но знают, что одновременное исполнение желаний невозможно. Для такого стиля характерно частое желание одной из сторон преувеличить свои требования, чтобы затем показаться великодушной. К компромиссу обращаются, когда: не удалось добиться сотрудничества или конфронтации; проблема относительно проста и ясна; для разрешения конфликта имеется мало времени; равные по рангу конфликтующие стороны готовы довольствоваться временным, но подходящим вариантом разрешения противоречий; необходимо время для резервации или пополнения сил; оппоненты корректируют свои цели с учетом изменений, происшедших в процессе конфликта.

Приспособление – нацеленность на совместное действие с оппонентом без попытки отстаивать собственные интересы. Оно отличается склонностью участников конфликта смягчить, сгладить конфликтную ситуацию, сохранить или восстановить гармонию во взаимоотношениях посредством уступчивости, доверия, готовности к примирению. Данный стиль применяется когда: оппонент имеет более высокий социальный статус; возникшая проблема имеет низкую значимость; оппоненты демонстрируют сговорчивость и намеренно уступают друг другу в чем-то; создается тупиковая ситуация, требующая ослабления накала страстей; нет установки победы любой ценой, важнейшей задачей является восстановление спокойствия и стабильности, а не разрешение конфликта; оппонент чувствует, что у него недостаточно власти и шансов победить.

Сотрудничество предполагает совместный поиск решения, отвечающего устремлениям всех конфликтующих сторон. Способность использования данного стиля связана с умениями объяснять свои решения, выслушивать другую сторону, сдерживать свои эмоции, воспринимать конфликт как нормальное явление. Этот стиль возможен, когда: проблема важна для обеих конфликтующих сторон; необходимо найти общее решение; основная цель – приобретение совместного опыта работы; конфликтующие стороны имеют примерно равный ранг; каждая сторона желает добровольно и на равноправной основе обсудить спорные вопросы; существуют прочные и взаимозависимые отношения с конфликтной стороной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 419; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.