Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная роль и социальный статус личности




Социальная роль – индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом. Ролевое поведение должно соответствовать социальным нормам и ожиданиям, предъявляемым группой индивиду, установившийся ролевой набор личности, индивида достаточно трудно, практически невозможно изменить.

Социальные роли связаны с социальным статусом, профессией или видом деятельности (учитель, ученик, студент). Это стандартизированные безличные роли, строящиеся на основе прав и обязанностей, независимо от того, кто эти роли исполняет.

Групповая роль – поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам.

Межличностные роли связаны с межличностными отношениями, которые регулируются на эмоциональном уровне.

М. Дойч и Р. Краусс три аспекта ролевого поведения:

– роль как существующая в обществе система ожиданий поведения человека, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими людьми; Моя роль – это, чего от меня ждут люди.

– роль как система ожиданий по отношению к себе человека, занимающего определенное положение, его представления о модели собственного поведения во взаимодействии с другими людьми; (система ожиданий студентов от преподавателя)

– роль как открытое, наблюдаемое поведение человека, занимающего определенное положение (роль как система поведенческих реакций).

Основой формирования ролей являются социальные нормы - принятые правила поведения, руководящие действиями участников и определяющие санкции наказания при их нарушении. Чем жестче нормы и суровее наказание, тем авторитарнее группа. Индивид, не выполнивший нормы группы, оказывается в позиции девианта - группа пытается подчинить его правилам, а потом исключает. Ролевое поведение помимо норм может руководствоваться ценностями, задающими конечные цели, к которым стремится индивид.

Шиндлер описал четыре наиболее часто встречающиеся групповые роли - поведение, принятое членами группы и рассматриваемое ими как соответствующее групповым интересам:

Альфа — лидер, который импонирует группе, побуждает ее к активности, составляет программу, направляет, придает ей уверенность и решительность. Наиболее энергичен, авторитетен, пользуется правом первоочередного присвоения благ.

Бета(силовики) — эксперт, имеющий специальные знания, навыки, способности, которые требуются группе или которые она высоко оценивает. Эксперт анализирует, рассматривает ситуацию с разных сторон, его поведение рационально, самокритично, нейтрально и безучастно. Его еще можно назвать старейшиной. Менее энергичен, но часто более интеллектуален, чем альфа, Обычно является хранителем групповых норм и правил.

Гамма (посредники) — преимущественно пассивные и легко приспосабливающиеся члены группы, старающиеся сохранить свою анонимность; большинство из них отождествляется с альфой.

Омега(козел отпущения)) — самый “крайний” член группы, который отстает от коллектива по причине неспособности, отличия от остальных или страха. Принимает на себя групповую агрессию.

Р - Оппозиционер, противник, выступающий против лидера.

Социальные роли являются устойчивыми.С помощью знания социальных ролей можно сделать работу группы более эффективной. Теорию командных ролей разработал профессор Мередит Белбин. Им выделено 8 основных командных ролей.

Описание ролей членов команды:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ “Кто что делает?” Контролирует продвижение команды к намеченной цели, наилучшим образом используя имеющиеся ресурсы; осознает сильные и слабые стороны команды, следит, чтобы эффективно пользовался потенциал каждого. Основной залог успеха председателя – его личностные качества. Он умеет доминировать в группе и быть приверженным целям и задачам команды.Успешный председатель должен быть спокоен, уравновешен и невозмутим перед лицом споров и разногласий в команде. Председатели не склонны к постоянной опеке членов команды, но достаточны сильны для того, чтобы отвергнуть их советы. Их вмешательство вработу команды происходит как правило в критический момент.

ИСПОЛНИТЕЛЬ “Это делается так”. Превращает идеи и понятия в конкретные планы и рабочие процедуры; выполняет согласованные планы систематично и профессионально. основным качеством исполнителей является дисциплинированность. Среди их отличительных качеств следует назвать организованность, сознательность, приверженность обязательствам, серьезное отношение к любому делу, надежность, практичность и т. д.

ЗАВЕРШИТЕЛЬ “Мы не забыли о…" Следит, чтобы команда по возможности не совершала ошибок по забывчивости или по привычке; активно ищет те виды работы, которые требуют особого внимания; поддерживает опущение времени у членов команды. Это люди, обладающие даром доводить начатое до конца. Они заботятся о завершении намеченного. Их присутствие не дает команде тратить время впустую на пректы, которые не могут быть доведены до конца. Их отличает внимание к деталям. Они ориентированы на выполнение обязательств и меньше интересуются эффектным и громким успехом. К их слабым сторонам следует отнести недостаточную гибкость, в результате чего они порой тратят слишком много сил на достижение поставленных целей.

АНАЛИТИК “Так ли мы это делаем?” Анализирует проблемы, идеи и предложения, чтобы команда смогла принять наиболее сбалансированное решение; ставит идеи под сомнение, чтобы глубже разобраться. Роль аналитика для команды – трезвая оценка разных вариантов решений, принимая во внимание все факторы. Они почти никогда не ошибаются, способны беспристрастно оценить выгоду идей и их последствия. Аналитики обладают высоким интеллектуальным уровнем, критичны, умеют выдвигать контраргументы. Им присуща реалистичность и здравость рассуждений. Несмотря на то, что личностные характеристики аналитиков не соответствуют образу типичного «человека команды», они, темнее менее, часто органично вписываютс в команду.

ГЕНЕРАТОР ИДЕЙ “есть другой, более эффектный способ…” Выдвигает новые идеи и стратегии, уделяя особое внимание главным вопросам; следит, нет ли существенных сбоев в том, как команда справляется с проблемой. Основное назначение мыслителя – привнесение новых и оригинальных идей. Как правило, мыслители действуют в одиночку, обдумывая различные варианты. Их мышление характеризуется критичностью, идеи отличаются оригинальностью. Им свойственна прямота и честность, они очень способны и умелы, что приводит, что в большинстве случаев они становятся техническими специалистами

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ “Я знаю одного человека, который …” Исследует идеи, события и ресурсы за пределами группы и сообщает о результатах; отвечает за внешние контакты, которые могут быть полезны команде, и ведет соответствующие переговоры. Это еще один член команды, ориентированный на предложение новых идей. Они склонны не столько сами предлагать идеи, сколько «подбирать» идеи окружающих и развивать их. Их подход - нахождение и развитие идей через сеть личных контактов и знакомств.

ЧЛЕН КОМАНДЫ “Давайте вместе…” Усиливает сильные стороны других членов команды (например, развивая их предложения); компенсирует их недостатки; улучшает связь между членами и вообще улучшает общую атмосферу. Присутствие таких людей улучшает моральный климат и повышает степень сотрудничества между членами команды. Они способны оказать мягкое воздействие на ситуацию и предотвратить конфликты. Они общительны, без склонности к доминированию, хорошо чувствуют людей и доверяют им.

РАСПОРЯДИТЕЛЬ “Мы пойдем так.. “Ты делай вот это” Намечает направления приложения усилий других членов команды, направляет их внимание на определенные задачи и приоритетные направления работы; стремится придать форму дискуссиям и другим результатам совместной деятельности. Они нетерпеливы, бросают вызов команде, спорят, но не соглашаются.Их склонность к достаточно агрессивному поведению может приводить к ответной реакции других членов команды, на что они, как правило, отвечают с большим воодушевлением и юмором, поскольку обожают разные баталии.Их поведение может описать принцип «цель оправдывает средства».

Наряду с перечисленными ролями требуется еще и СПЕЦИАЛИСТ. Специалист – источник редких и специфических знаний и умений для команды. Обычно это “волк-одиночка”, самодостаточный фанатик своей науки или искусства, способный время от времени на блестящие открытия.

Через определенную роль участник предъявляет себя другим людям.

Каждая роль требует своего технического освоения и осмысления. Техническая освоенность роли определяется знанием ее аспектов (представлением о правах и обязанностях, связанных с ролью) и умением выполнять данную роль. Осмысление роли связано со знанием о местах ее применимости (группы, в которых данная роль востребована) и оценкой этой роли субъектом и группой. Роль значима для индивида, если она востребована в референтной группе.

Т. Шибутани два типа ролей

конвенциональные (формальные) - шаблоны, которым должен следовать любой человек, оказавшийся в типовой ситуации (роли пассажира, покупателя, избирателя и т.п.), - требуемое поведение;

межличностные (неформальные) - допускают больше свобод поведения – ожидаемое поведение.

Социальный статус неразрывно связан с социальной ролью. Если понятие социальной роли описывает динамику поведения личности в той или иной ситуации, то социальный статус выявляет статику такого поведения. Социальный статус может быть достигнутым или предписанным.

 

Типологическая структура распределения групповых ролей. Вне круга размещены пятьдесят ролевых функций, описанных в литературе по групповой терапии. Эти функции тяготеют к основным ролевым типам, расставленным по окружности, и соответствующим диагнозам, ролевые функции, помеченные звездочкой, встречаются в схеме в нескольких местах. (Воспроизведено с разрешения издателей по книге Н.Kellerman "Group Psychotherapy and Personality", Grune & Stratton, Copyright 1979.)

Социальный статус – это положение человека в обществе, этот статус имеет соответствующий список прав и обязанностей. Каждый статус имеет свою функцию в организации, например функция руководителя состоит в руководстве рядовыми сотрудниками, функция учителя состоит в обучении учащихся, функция рабочего состоит в управлении и ремонте технических устройств и т. д. Каждый человек занимает одновременно несколько статусов, например: рабочего, мужа, спортсмена, друга, студента, члена партии и т. д.

Групповой статус – это положение личности в группе относительно других, ее место и роль в системе межличностных отношений, определяющее ее права, обязанности и привилегии.

Виды статусов:

· прирожденный (национальность, сословие, пол, раса, каста)

· достижимый (президент страны, академик, генерал).

Если понятие социальной роли описывает динамику(ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов) поведения личности в той или иной ситуации, то социальный статус выявляет статику(состояние покоя) такого поведения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 2232; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.