КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Чего мы боимся.
Существуют скрытые возможности для развития, которые, по представлениям данного бизнеса или отрасли, являются для них угрозой. В свое время американские компании, строящие железные дороги, отказывались признать тот факт, что автомобиль, грузовик и самолет окончательно вошли во всеобщий обиход. Они считали немыслимым, что железные дороги как основу транспортной системы страны можно заменить чем-то другим. Новые средства транспорта были угрозой — не только для железных дорог, но, как они утверждали, для всей страны, для ее безопасности и процветания. Они не понимали, что эту угрозу можно рассматривать также и как возможность. При наличии доступных альтернативных средств транспорта они могли сконцентрироваться на том, что получалось у них лучше всего и было наиболее прибыльно: перевозки крупногабаритных грузов на дальние расстояния. Наличие машин, грузовиков и автобусов позволило железным дорогам отказаться от эксплуатации местных железнодорожных веток и невыгодных перевозок и оставить их на откуп маленьким населенным пунктам. Наличие альтернативных средств транспорта побеждает страх перед монополией железных дорог и тем самым показывает целесообразность слияния конкурирующих железнодорожных линии, следствием чего является устранение дорогостоящего дублирования услуг. Почти немедленным результатом такой перемены отношения было новое завоевание бизнеса, от которого железные дороги отказались как от бесперспективного: дальние перевозки автомобилей, только что выпущенных из производства. Пока железнодорожники рассматривали грузовики как «ненормальное» средство транспорта, они не могли и представить себе другой способ перевозки автомобилей, кроме как в крытых товарных вагонах — хотя с самого начала грузовики перевозили автомобили на открытых двухэтажных прицепах. Перевозка двух машин — обычный груз для вагона — по железной дороге стоит столько же, сколько перевозка шести машин на грузовике. Как только железнодорожники поняли, что грузовики окончательно укоренились, они увидели, что есть возможность перевозить восемь или десять автомобилей на одном двухэтажном прицепе и поставить множество прицепов позади одного локомотива. Через восемнадцать месяцев основная масса перевозок новых автомобилей вновь осуществлялась по железной дороге. Перевозки по железной дороге пшеницы, угля и железной руды вновь стали выгодными именно потому, что это массовые перевозки; используются специальные контейнеры для перевозки массовых грузов, и расценки на перевозки соответствующие. Изменив свое отношение к новым средствам транспорта, основные железнодорожные линии могут снова стать процветающим бизнесом, хотя они и слишком долго не могли примириться с неизбежностью нового и научиться извлекать из него преимущества. Вот еще несколько примеров. Американские компании по страхованию жизни являлись основным средством сохранения сбережений для общества. После Второй мировой войны, по мере роста благосостояния населения, доля вложений в страхование жизни стала снижаться. Большинство страховых компаний увидели в этом серьезную угрозу, с которой нужно бороться с помощью проведения массовых кампаний, направленных на защиту американской семьи от опасностей, которые несет с собой такая новая среда для вложения денег, как обычные акции. Только одна компания, которая прежде ничем не выделялась в сфере страхования жизни, увидела в этом благоприятную возможность. Она купила компанию взаимных инвестиций и стала продавать ее сертификаты вместе с полисами страхования жизни, тем самым, предлагая клиенту сбалансированные вложения и единый подход к финансовому планированию своей жизни. Эта компания начала быстро расти, гораздо быстрее, чем вся страховая отрасль в целом. Большинство американских универсальных магазинов сначала боролись с магазинами, торгующими по сниженным ценам, как с «неэтичными». Когда это не сработало, один за другим крупные универмаги стали открывать свои магазины уцененных товаров. Результаты были по большей части плачевными; универмаги не разбирались в торговле уцененными товарами. Но одна компания, владеющая сетью универмагов, поставила перед собой совершенно другую задачу. Она не стала открывать такие магазины и даже не собиралась этого делать. Вместо этого она подняла общий уровень своих универмагов. В каждом городе, где имелся универмаг этой компании, он стал местом продажи качественных товаров массового потребления. Она сосредоточилась на высококачественном ассортименте товаров, особенно на одежде хорошего покроя, модной, но в то же время консервативного стиля. «Мы хотим, чтобы наша покупательница покупала пижаму для своей дочки в соседнем магазине уцененных товаров, — сказал управляющий этой сетью универмагов. — И тогда она оставит у нас больше денег, когда придет покупать ей вечернее платье для первых танцев в ее жизни». Вот еще пример крупной компании, занимающейся производством бумаги, — она в течение многих лет сокрушалась по поводу угрозы, которую представляет для нее пластмасса, но ничего не предпринимала в связи с этим. Наконец она заставила себя посмотреть на пластмассу как на благоприятную возможность. В результате она расширила свои инвестиции в производство упаковочных материалов и тары, чтобы извлечь преимущество из того факта, что для производства упаковок и тары можно с успехом использовать пластик, так же как и любой другой материал. До тех пор пока пластмасса не стала основным материалом на рынке упаковок, компания смогла извлечь из нее всю возможную прибыль вместо того, чтобы бояться ее. Иногда компания должна спросить себя: «На какие компромиссы, которые рассматриваются нами как угроза, мы уже идем? Действительно ли они опасны? Или они полезны для нас?» Именно этот вопрос заставил лидирующую компанию по производству безалкогольных напитков в США взглянуть на свой рынок по-новому. В течение многих лет компания активно выступала против низкокалорийных безалкогольных напитков, рассматривая это как причуду. Правление компании считало, что такие напитки (они производились не по специальным рецептам и без применения секретных ингредиентов) создавали угрозу их марочному продукту, более калорийному. Но с ростом продажи низкокалорийных напитков возрос также и уровень продаж стандартных напитков — диетические напитки скорее создали рынок для стандартных напитков, чем оказались для него помехой. Правлению компании потребовалось несколько лет, чтобы принять очевидный факт. Теперь эта компания сама производит, рекламирует и продает низкокалорийные напитки — и продажи как нового, так и старого ассортимента значительно возросли. Часто случается так, что руководство компании настаивает на том, что прогресс невозможен, так как они боятся его, хотя при этом понимают, что он неизбежен. Любая угроза для бизнеса или для индустрии служит указанием на то, что вокруг происходят изменения: рынков, потребителей, знаний. Если бизнес продолжает упорно настаивать на существующем, традиционном, устоявшемся положении вещей или отрицает возможность чего-либо другого, изменения могут полностью разрушить его. Но изменения должны всегда рассматриваться как возможность сделать что-либо отличное от прежнего и выгодное. Конечно, не всегда возможно превратить угрозу в благоприятную возможность, но вероятность этого всегда больше, чем вероятность того, что ее можно будет отразить. Выгоднее извлекать преимущество из новой тенденции, чем бороться с ней. Обнаружение и реализация потенциала бизнеса с психологической точки зрения представляет собой сложную задачу. Она всегда будет встречать противодействие внутри самого бизнеса, потому что это связано с ломкой старых, устоявшихся привычек и представлений. Зачастую для этого бывает необходимо расстаться с самыми квалифицированными людьми, гордостью компании. Для того чтобы бороться с угрозой, справиться с дисбалансом и прежде всего сделать бизнес эффективным, несмотря на присущую ему изначально слабость, требуются большие усилия. Давно подмечено: ничто не дает человеку такого чувства собственного достоинства, как способность совершить почти невозможное, даже если этого недостаточно. Поэтому поиск потенциала бизнеса среди уязвимых мест, ограничений и слабостей компании будет вызывать возражения среди самых опытных сотрудников, которые будут рассматривать эти поиски как прямое посягательство на их положение, власть и чувство собственного достоинства. В этом состоит причина того, что возможности бизнеса часто реализуются не лидерами в данной отрасли, а людьми, не имеющими к ней отношения. Эта работа трудна, как по своей сути, так и с психологической точки зрения. Но поиск потенциала и работа над реализацией благоприятных возможностей являются предпосылками для выживания и роста бизнеса. Это не означает, что каждая компания имеет скрытый потенциал и может превратить слабость и уязвимые места в благоприятную возможность. Но бизнес, у которого нет потенциала, не может выжить. А бизнесу, которому не удается найти свой потенциал, остается полагаться лишь на удачу.
Глава 11. БУДУЩЕЕ СОЗДАЕТСЯ СЕГОДНЯ
О будущем мы знаем только две вещи: первое — это то, что оно неизвестно, и второе — оно может отличаться от настоящего и от наших сегодняшних ожиданий. В этих утверждениях нет ничего нового и особенного. Но из них можно сделать далеко идущие выводы. 1. Любая попытка основывать сегодняшние действия на прогнозах будущих событий является бесполезной. Лучшее, что мы можем сделать, это ожидать результатов событий, которые уже произошли. 2. Но именно потому, что будущее нельзя предсказать, можно сделать так, чтобы непредсказуемое и неожиданное произошло. Пытаться создавать будущее — это рискованно, но это рациональное действие. И это менее рискованно, чем пребывать в приятном убеждении, что ничего не изменится, или действовать в соответствии с прогнозами того, что «должно» случиться или «должно быть выгодным». Компании давно поняли необходимость систематической работы над созданием своего будущего. Но долгосрочное планирование не может и не должно быть направлено на устранение рискованных и неопределенных ситуаций. Это не дано простому смертному. Единственное, что человек может попытаться сделать, это находить, а иногда и создавать рискованные ситуации и использовать неопределенность себе во благо. Целью такой работы по созданию будущего является решение не о том, что нужно будет сделать завтра, а о том, что следует сделать сегодня, для того чтобы иметь это завтра. Сознательное вручение ресурсов, которые имеются сейчас, в распоряжение неизвестному и непознаваемому будущему — это специфическая функция предпринимателя в первоначальном значении этого термина. Жан Батист Сей, великий французский экономист, ввел в употребление этот термин приблизительно в 1800 г. для описания человека, который использует капитал, вложенный в непродуктивное прошлое (например, в малоплодородные земли), и идет на риск, желая создать другое будущее. Английские экономисты, такие, как Адам Смит, которые сосредоточивали свои интересы на вопросах торговли, рассматривали эффективность как главную экономическую функцию. Однако Сей придавал особое значение созданию рискованных ситуаций и использованию разрыва между сегодняшними и завтрашними условиями в качестве главного экономического действия, направленного на создание материального изобилия. Сейчас мы потихоньку учимся, как осуществлять такую работу систематически, целенаправленно и контролировать ее. Отправной точкой является осознание того факта, что существует два разных — хотя и взаимодополняющих — подхода к решению этой задачи. 1. Обнаружение и использование временного промежутка между наступлением какого-либо события в экономике и обществе и проявлением последствий этого события в полной мере. Можно назвать такой подход предвидением будущего, которое уже наступило. 2. Наложение на это еще не проявившееся будущее нового идеала, который пытается придать направление и форму тому, что должно прийти. Этот подход можно назвать содействием наступлению будущего.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |