Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психопатологические синдромы




ПАМЯТЬ

- это отражение прошлого опыта. психический процесс, заключающийся в запоминании, сохранении, последующем воспроизведении или узнавании того, или узнавании того, что было раньше воспринято, пережито или сделано.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПАМЯТИ: запоминание, удерживание, воспроизведение, узнавание, забывание.

По времени удержания информации различают кратковременную (сохранение информации без повторения до 30 с) и долговременную память.

Научные исследования свидетельствуют о возможной роли РНК в процессах формирования и хранения следов информации.

ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ПАМЯТИ - условный рефлекс.

 

ПО ОСОБЕННОСТЯМ СОДЕРЖАНИЯ ИНФОРМАЦИИ РАЗЛИЧАЮТ ЧЕТЫРЕ ВИДА ПАМЯТИ.

В образной памяти отражены наглядные образы воспринимающихся нами или созданных нашей фантазией предметов и явлений. Чаще всего это зрительные или звуковые образы.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПАМЯТЬ сохраняет выученную нами последовательность движений со всеми их особенностями. Мы обязаны ей тем, что можем научится плавать, ездить на велосипеде, танцевать и т.д.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ. Положительные эмоции облегчают запоминание.

Очень важно, как вы относитесь к материалу, который надо заучить, и к самому акту заучивания.

Эмоциональную память очень хорошо описал знаменитый артист и режиссёр К.С. Станиславский. Два путешественника были застигнуты на скале морским приливом. Они спаслись и после передавали свои впечатления. У одного на памяти каждое его действие: как, куда, почему он пошёл, где спустился, как ступил, как прыгнул. Другой не помнил почти ничего из этой области, а помнил лишь испытанные тогда чувства: сначала восторга, потом настороженности и, наконец, состояние паники. Вот эти чувства и хранятся в эмоциональной памяти.

Словесно-логическая (смысловая) память - это запоминание не об­разов, а сути явлений, их смысла. смысл выражается словами, но един и тот же смысл может быть передан разными словами. эта память присуща только человеку, и только с её помощью мы можем запоминать сложные понятия, являющиеся основой нашего мышления. Именно эта память особенно прочна, и её надо развивать в первую очередь.

В зависимости от степени участия в процессе запоминания и вос­произведения тех или иных анализаторов различают следующие виды па­мяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, СЛУХОВУЮ, МОТОРНУЮ (ДВИГАТЕЛЬНУЮ), ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ.

"Чистые" виды памяти обычно не встречаются. Речь может идти о преобладании определённого типа памяти. Люди с феноменальным или очень выраженным тем или иным типом памяти называются эйдети­ками. Французский художник Густав Доре точно воспроизводил в гравюре фотографию, увидав её единственный раз. Изумительная память была и у Исаака Левитана. Про композиторов Моцарта, Глазунова, Рахманинова рассказывают удивительные истории, как, прослушав сложные музыкальные произведения всего лишь раз, они их воспроизводили безошибочно.

К структурам мозга, задействованным в механизмах памяти отно­сятся гиппокамп, миндалина, таламус, мимилярные тела, мозжечок, кора больших полушарий.

Клинические и экспериментальные наблюдения показывают, что повреждение гиппокампа ухудшает долговременную память, лобных долей смысловую, доминантного (левого) полушария - вербальную.

На качество запоминания влияют многие факторы индивидуальные особенности, состояние человека, способность к концентрации внимания, установка, важность информации, повторение, применение дополнитель­ных приёмов.

Особые приёмы закрепления в памяти предлагает так называемая

"мнемотехника". Для запоминания анатомических взаимоотношений (для усвоения последовательности расположения нерва, вены и артерии - образуют слово "нева").

 

ПАТОЛОГИЯ ПАМЯТИ:

ГИПЕРМНЕЗИЯ - обострение памяти. Казалось бы, это не является патологией, но если воспоминания назойливо, против воли человека, непрерывно проявляются в сознании, он не может сосредоточиться на решении текущих задач. Наблюдается у больных с маниакальным состоянием, в состоянии гипноза.

ГИПОМНЕЗИЯ - ослабление памяти. Расстройство памяти происходит в определённой последовательности. Вначале утрачиваются наиболее новые факты. Кроме того, разрушение памяти идёт от сложного к простому (закон Рибо). В первую очередь страдает память на имена, даты, термины. Наблюдает­ся при всех органических поражениях мозга. Следует также иметь в виду, что многие проявления "забывчивости" в пожилом возрасте связаны не столько с нарушением самого процесса памяти, сколько с нарушением процесса внимания. Всё это необходимо учитывать при уходе за пожилыми больными.

АМНЕЗИЯ - выпадение из памяти большего или меньшего отрезка времени (общая амнезия). отдельных событий (частичная).

а/ фиксационная - больной не запоминает текущие события (день, число, что ел несколько минут назад и т.д.),

б/ ретроградная - выпадают из памяти события, предшествующие началу заболевания.

в/ антероградная - память не воспроизводит события с начала болезни,

г/ психогенная (аффектогенная) - больной забывает события, для него неприятные.

 

КАЧЕСТВЕННЫЕ РАССТРОЙСТВА:

ПСЕВДОРЕМИНИСЦЕНЦИЯ - заполнение провалов памяти событиями из прошлого.

КОНФАБУЛЯЦИЯ - заполнение провалов памяти вымыслом, нередко фантастического содержания.

КРИПТОМНЕЗИЯ - своеобразные ошибки памяти. Заполнение провалов памяти чужими мыслями, действиями, которые невольно воспроизводятся больным как свои собственные.

КОРСАКОВСКИЙ СИНДРОМ - фиксационная амнезия, дезориентировка в месте, времени, конфабуляции, псевдореминисценции, алкогольные полиневриты. Алкогольной этиологии.

 

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

- оживление в сознании образов, воспринимающихся в прошлом. Представление не копия восприятия. Представление носит обобщённый характер, они недостаточно ярки, фрагментарны и всегда индивидуальны. Во многом они определяются интеллектуально-мнестическими (мнезис - память) особенностями личности.

Различают зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые представления по тому какой анализатор играет ведущую роль в основе данного предста­вления.

Чаше представления бывают произвольными, и в их возникновении, как и

вообще в произвольных процессах, решающую роль играет вторая сигнальная система: оживление следов образов в памяти происходит под влиянием воспринимаемых извне или произносимых про себя слов.

Представления дают нам обобщённый образ предметов, помогают выделить в нём главное и тем самым помогают нам глубже познавать мир.

Однако какими бы обобщёнными ни были представления, они всегда на­глядны, и, если речь идёт, например, о зрительных представлениях, их можно изобразить на бумаге или холсте. Можно нарисовать конкретную кошку и кошку "вообще", но нельзя нарисовать "вообще" млекопитающее. "Млекопитающее" - это уже не представление понятие. Представления намечают пе­реход от образного, конкретного отражения мира к мыслительному абстрак­тному его отражению

 

ВООБРАЖЕНИЕ

-это создание в нашем сознании новых образов предметов и явлений путём сочетания и переработки уже имеющихся в памяти человека представлений.

Воображение пользуется образами, хранящимися в нашей памяти, и в то же время обогащает нашу память новыми образами, созданными воображением. Созданные нашим воображением образы затем используются для создания новых, ещё более сложных образов. В воображении ещё больше, чем в процессе создания представлений, участвует мышление, и воображение в ешё большей степени отрывает человека от непосредственного отражения действительности. И всё-таки воображение-это наглядное отражение действительности в образах.

Воображение бывает непроизвольным и произвольным. Типичным примером непроизвольного воображения является воображение в сновидениях. Сумбурность сновидений связана с отсутствием контроля со стороны созна­ния.

Непроизвольное воображение может быть и наяву в результате непроизвольного самовнушения.

В большинстве случаев наше воображение произвольно. Мы сознательно, в соответствии с поставленными целями создаём в своём воображении новые образы, новые ситуации. При этом важную роль играет и процесс мышления, который контролирует работу воображения, проверяя соответствие соз­данных образов и ситуаций реальной действительности, законам природы и общества.

 

ТАКТИКА МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

Больные с различными видами расстройства памяти нуждаются в щадящем отношении к ним. Резкое снижение памяти делает их совсем беспомощными. Понимая своё состояние, они боятся насмешек и упрёков окружающих и чрезвычайно болезненно на них реагируют. При различных "промахах" и неправильных поступках больных медицинским работникам не следует раздражаться по возможности поправить их, ободрить и успокоить. Никогда не следует разубеждать больного с конфабуляциями и псевдореминисценциями, что его высказывания лишены реальности. Это вызовет только раздражение больного, и контакт с ним нарушиться.

Важно иметь хорошую память и самой медсестре. Необходимо осмысливать то, что нужно запомнить, сделать. Этим она может предотвратить ошибку в назначении и в выполнении процедур и манипуляций. В процессе обдумывания будут использованы уже имеющиеся знания, а это способствует лучшему запоминанию.

Если есть возможность - запишите указания. Это не только внешний при­ём фиксации материала. В запоминании выслушанного участвовала слуховая память, а при записи участвует память зрительная и двигательная. А чем больше разных видов памяти участвует в запоминанием прочнее будет запоминание.

Дополнительные приёмы - это повторение. Повторение должно быть ак­тивным.

Полезно чередовать заучивание разного по содержанию материала. Многое зависит от установки, которую мы сознательно или подсознательно даем себе при запоминании.

Воспроизведению хранящегося в памяти мешает волнение. Успокойтесь, и вы вспомните то, что, казалось, безнадёжно забыли. При воспоминании надо пользоваться ассоциациями.

 

РАССТРОЙСТВА СОЗНАНИЯ

 

Ещё В ХIХ веке знаменитый русский психиатр С.С.Корсаков писал о сознании как о сочетании знания об окружающих предметах и самом себе, соотнесении знания с накопленным опытом и способностью строить гипотезы на будущее.

А в начале ХХ века немецкий философ и естествоиспытатель К.Ясперс сформулировал три признака (критерия) нарушенного сознания: отрешённость от окружающего мира, дезориентировка, амнезия происшедшего (полная или частичная). Под дезориентировкой при этом понимается отсутствие представления о своём местонахождении, времени нахождения и о самом себе.

Синдромы выключения сознания.

Оглушение, сопор, кома.

Кома характеризуется отсутствием условных и безусловных рефлексов, с сохранением витальных функций (с.с.д и дыхательной).

Сопор – имеется наличие безусловных рефлексов (реакция на укол, глотательный, корнеальный, роговичный и т.д.), но отсутствуют условные, речь, могут даже повышаться сухожильные рефлексы, появляются паталогические. На осмотр реагирует приоткрыванием глаз, иногда поворачивает голову в сторону очередного громкого звука.

Оглушённость (или оглушение) характеризуется затруднением и нечёткостью осмысления окружающего. Пациенты лежат неподвижно, на вопросы отвечают замедленно и односложно. Они иногда дают правильные ответы на вопросы о месте и времени пребывания, но через минуту на те же вопросы могут отвечать «не знаю». Ориентировка в собственной личности сохранена.Память грубо нарушена, пациенты не могут запомнить, что только что говорили, переспрашивают медперсонал.

 

Синдромы помрачения сознания.

Делирий, аменция, онейроид и сумеречное нарушение сознания.

 

Делирий.

1. -Нарушена ориентировка во времени и месте.

2. -Сохранена ориентация в собственной личности. (Знает как его зовут, сколько лет, фамилию).

3. -Наплыв иллюзий и истинных галлюцинаций.

4. -Психоматорное возбуждение.

5. -Тревога, страх.

6. -Бессоница.

7. - Частичная амнезия.

 

При закрывании глаз возникают устрашающие видения и, соответственно, переживания страха.

Иллюзии и галлюцинации начинают возникать по вечерам. На местах неровностей стен, в рисунке обоев пациенту видятся страшные, усмехающиеся лица; из стены к нему вытягиваются змеи; в уличных шумах, радио и теле передачах слышатся окрики, отдельно адресованные ему фразы.

В дальнейшем появляются истинные зрительные галлюцинации. Сначала галлюцинаторные образы малы по размерам (насекомые, маленькие зверьки (зоопсии), лилипуты и т.п.), затем они становятся всё больше – «черти», «убийцы с ножом», страшные чудовища. Угрозы в свой адрес пациент слышит явственно. Увеличивается страх, галлюцинации заслоняют реальность, и пациент перестаёт ориентироваться в окружающем, хотя иногда сознание на время и проясняется.

Пациенты, как правило, возбуждены, они в панике бегут от устрашающих видений, могут бросаться в окно; порой нападают на мнимые объекты угрозы, уничтожают мебель, бьют стёкла, режут ножом простыни, занавеси.

Чаще ночью, к утру прояснение сознанияю

Состояние сопровождается соматическими расстройствами: повышение температуры, АД, пульса, тремор рук, а то и всего тела (делириум треманс), повышенное потоотделение. Часто гнойные выделения из глаз, носа. Гиперемия кожных покровов.

Заканчивается сном, Частичная амнезия.

 

Аменция.

1. -дезориентация в пространстве, времени и собственной личности.

2. -беспорядочное, хаотичное двигательное возбуждение обычно в пределах постели;

3. -полная амнезия

 

Облик пациента весьма характерен и незабываем. Непрерывные движения в постели, поворачивание и крутящие движения рук (как при хорее), перебирание белья, простыней, скидывет одеяло, оголяется, рвёт рубашку, периодически вскакивает, выкрикивает отдельные слова или слоги или произносит бессмысленный набор не связанных между собой слов. Реакция на обращения к нему крайне примитивна («что…где…я…ох…» и т. п.). Эмоции крайне изменчивы – то страх, то злобность, то эйфория. По поведению можно предположить о наличии галлюцинаций.

 

Онейроид.(сновидение на яву)

1. -двойная ориентировка в пространстве

2. -деперсонализация

3. -дереализация

4. -наплыв ложных, псевдогаллюцинаций (напоминает наркоманию)

5. -эйфория

6. -ступор

7. -иногда однообразные стереотипные движения.

8. -чавстичные воспоминания

 

Пациент совершает «межзвёздные блуждания», испытывает «космические видения».

При вопросе, где находится может ответить один раз правильно, а другой раз указывает на место своих «космических блужданий», а третий раз вообще не ответить (ступор, муттизм).

Страха, бегства от галлюцинаторных образов нет

 

Сумеречное расстройство сознания.

1. -дезориентация в пространстве, времени и собственной личности

2. -сознание сужено, фрагментарное восприятие окружающего

3. -сохранение автоматизированных движений;

4. - бродит как в сумерках, теряя ориентировку, в освещённом туннеле или трубе, коридоре;

5. -развивается остро;

6. -устрашающие галлюцинации,-бред преследования;

7. -эмоционально напряжены;

8. -могут внезапно напасть на случайных людей

9. -социально опасны;

10. -заканчивается сном;

11. -полная амнезия.

 

Разновидности: сомнамбулизм (лунатизм), трансы, фуги.

 

Транс – внешне упорядоченное, целенаправленное поведение больных: они переезжают из города в город, блуждают по улицам и производят впечатление здоровых людей. Однако в последующем отмечается полная амнезия. Длится минуты, часы, сутки.

 

Фуга – автомватическое передвижение. Внезапный бесцельный бег, стремление вперёд или беспричинный уход. Фуга длиться минуты.

 

 

I. Неврозоподобные:

1. Астенический

2. Обсессивный

3. Ипохондрический

 

II. Эмоциональные:

1. Маниакальный

2. Депрессивный

 

III. Бредовые:

1. Галлюцинаторно-параноидный

2. Паранояльный

3. Параноидный,

4. Парафренный

5. Кандинского-Клерамбо

 

IY. Двигательно-волевые:

1. Кататонический

2. Гебефренический

3. Апато-абулический

 

Y. Интеллектуально-мнестические:

1. Корсаковский,

2. Дементный,

3. Олигофрении

 

YI. Синдромы расстроенного сознания:

Выпадения:

1. Кома,

2. Сопор,

3. Оглушение

 

Помрачения:

1. Делирий,

2. Аменция,

3. Онейроид,

4. Сумеречное,

5. Сомнамбулизм,

6. Амбулаторные автоматизмы

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 547; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.