Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Синестезия




Сенсибилизация.

Адаптация.

Многочисленные эксперименты показали, что анализаторы одного и того же человека могут изменять свою чувствительность, приспосабливаясь к новым условиям жизнедеятельности.

 

Эта способность называется адаптацией.

Однако разные ор­ганы чувств обладают различной степенью адаптации.

Очень велика адаптация у зрительного и кожного анализаторов.

Например,

- под действием яркого света чувствительность зри­тельного анализатора уменьшается в 200 тыс. раз.

 

Гораздо меньше способен к адаптации слуховой анализатор.

- Как правило, к шуму привыкают, но его все равно слышат.

Иногда можно изменить чувствительность одного анализато­ра, воздействуя на другой.

 

Это явление и называется сенсибилизацией.

Например,

1. из­вестно, что чувствительность зрительного анализатора повыша­ется, если его стимулировать слабыми музыкальными звуками, и понижается, есливоздействовать резкими, сильными звуками.

Специальные исследования показали, что иногда люди соеди­няют различные ощушения в одно.

Такое слияние называется синестезией.

Экспериментально установлено, что есть звуки:

2. яркие и тусклые,

3. радостные и пе­чальные.

Например:

Психологу Выготскому один из пациентов сказал:

4. «Какой у Вас желтый и рассыпчатый голос... А вот есть люди которые разговаривают как-то многоголосо, которые отдают целой ком­позицией, букетом...».

 

В случаях, когда в деятельности какого-либо анализатора

на­блюдается дефект, то другие анализаторы начинают работать в усиленном режиме, то есть наши органы чувств обладают ком­пенсаторными возможностями.

 

Можно привести множество примеров,

1. когда слепые станови­лись прекрасными музыкантами,

 

2. а слепоглухие адаптировались в окружающем мире благодаря активной работе тактильных, обо­нятельных ощущений и т. д.

Восприятие

Человек, познавая окружающий мир, воспринимает не от­дельные свойства (ощущения ), а предмет в целом, т. е. человече­ский мозг, выделяя свойства предметов и явлений, тут же объе­диняет их в какой-либо образ.

 

Такой процесс называется восприятием.

 

Восприятие - это отраженные в коре головного мозга предме­ты и явления окружающего мира, которые в данный момент дей­ствуют на анализаторы человека.

В реальной жизни ощущение и восприятие неразрывно связа­ны между собой.

Например,

- мы видим вдалеке человека, и по мере его при­ближения начинаем различать цвет волос, особенности приче­ски, строение носа и т. д., т.е. выделяем отдельные черты внешне­го облика, а затем вновь происходит объединение, и мы узнаем в этом прохожем своего приятеля.

 

Следует отметить, что нельзя сводить восприятие к простой сумме ощущений, точно так же как при слиянии двух газов водо­рода и кислорода получается новое вещество - вода.

 

В восприятии большое значение имеет личный опыт челове­ка, особенности двигательных реакций.

Например:

- В одном эксперименте испытуемый надевал очки, кото­рые искажали форму и расположение предметов, однако вскоре происходила адаптация, и человек переставал замечать эти иска­жения.

 

Ученые объясняют этот факт тем, что люди в процессе экспе­римента имели возможность передвижения, те же из них, кто сидел на стуле, приспосабливались с большим трудом либо не приспосабливались вовсе.

 

Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств.

 

Восприятие - результат действия системы анализаторов.

Виды восприятия.

Рассмотрим две сушествующие классификации.

 

1. Основана на неравноценном участии отдельных анализато­ров в процессе восприятия, т.е. вид восприятия определяется по тому анализатору, который наиболее значим.

Чаще всего выделяются такие виды, как:

· зрительное,

· слуховое,

· осязательное.

Иногда сразу несколько анализаторов занимают ведущее место.

 

Такие сложные виды восприятия имеют двойное название,

например,

1. при просмотре телевизионных передач, театральных пьес ведущую роль играет зрительно-слуховое восприятие.

 

2. В основе классификации лежит объект восприятия.

Выделяются следующие виды:

1) восприятие предметов;

2) восприятие отношений;

3) восприятие движений;

4) восприятие пространства;

5) восприятие времени;

6) восприятие человека.

 

Рассмотрим подробнее особенности восприятия времени.

Время объективно измеряется в секундах, минутах, часах, сутках ит.д.

Однако субъективно каждый человек воспринимает время по­разному.

 

Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часа­ми - определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека.

 

Наибо­лее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают

ритм сердечных сокращений и метаболизм.

 

Это частично подтвер­ждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на ско­рость обменных процессов, восприятие времени может меняться.

Например,

Алкоголь чаще всего замедляет субъективно восприни­маемый ход времени,

а кофеин ускоряет его.

 

Субъективное восприятие продолжительности времени частич­но зависит от того, чем оно заполнено:

Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность,

и наоборот.

При хоро­шем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.

 

На оценке времени сказывается также установка личности:

Ожи­дание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего вре­мени.

При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает.

 

Например:

- французский спелеолог почти 63 дня просидел в пропасти Скарассон на глубине 135 м где отсутвовал какой-либо свет и не было никаких указателей времени. Когда прошло более 40 суток, ему казалось, что он находится в изоляции всего 25 дней.

Когда закончилось добровольное заточение и друзья пришли за ученым, то он сказал: «Если бы я знал, что конец так близок, я бы давно съел оставшиеся помидоры и фрукты».

 

Субъективное ускорение времени отмечали и другие исследо­ватели пещер.

 

Парадокс такого явления заключается в его противоречии ос­новному психологическому закону восприятия времени:

время недооценивается, если оно заполнено интересной деятельно­стью,

и переоценивается, если связано с ожиданием, скукой.

 

Некоторые профессии требуют умения точно оценивать время (летчики, парашютисты, космонавты и т. д.).

 

С представителями этих профессий проводятся специальные тренировки, на кото­рых обучают сохранять правильное чувство времени.

 

Теперь остановимся на восприятии пространства.

Пространство является неотъемлемой частью самого челове­ка.

· Если другой человек вторгается в личное пространства, то при этом может нарушаться процесс общения.

Для человека очень важна система организации простран­ства.

Например:

1. Американского психолога Э. Холла пригласили для вы­яснения причин возникающих разногласий в филиалах амери­канских фирм, находящихся в ФРГ и немецкой Швейцарии.

В филиалах работали местные сотрудники и специалисты из США.

Оказалось, что все дело в двери.

Американцы привыкли работать в больших общих помеще­ниях при открытых дверях.

Таким образом создается ощущение, что все делают сообща одно общее дело.

Однако согласно немецким традициям каждое помещение должно иметь надежные двери.

Дверь, распахнутая настежь, - свидетельство полного беспо­рядка.

 

Таким образом, благодаря восприятию человек способен ориентироваться в предметном мире.

 

Основные свойства восприятия:

Выделяют следующие свойства восприятия:

- избирательность,

- константность,

- апперцепция (осмысленность),

- целостность (предметность),

- иллюзии .

 

- избирательность - способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес.

Избирательность выражается в выделении объекта из фона.

Объектом восприятия принято считать то, что находится в центpe внимания, а все, что его окружает, - это фон.

В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн импульсов.

 

При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, кото­рая и определяет избирательность восприятия.

Например,

Вхо­дит утром медсестра в палату.

На ее анализаторы поступает по­ток информации:

- солнечный свет,

- прохладный ветерок из приоткрытого окна,

- шум воды в умывальцике,

- вопросы пациен­та Иванова о результатах анализа,

- запах дезодоранта,

- показатели термометров и т.д.

 

Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача;

 

- константность, т.е. относительное постоянство в восприятии.

 

Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в про­цессе развития личности, и имеет огромное практическое значе­ние.

 

Например:

· Если человек высокого роста будет находиться на некотором не­значительном расстоянии, то все равно он останется для окружаю­щих высоким.

· Предметы, которые мы воспринимаем под разными углами зрения, остаются узнаваемыми, хотя их изображения на сетчатке различаются.

 

Если бы человек не владел этим качеством, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкива­лись с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее;

 

И наша ориентиров­ка в пространстве была бы невозможна.

 

- апперцепция (осмысленность) - зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личност­ных особенностей.

Например,

Люди по-разному воспринимают лес в зависимо­сти от профессии: - лесовод - как предмет заботы и охраны,

· охот­ник - как место для охоты,

· туристы - как место отдыха,

· работ­ник лесной промышленности - как объект для производства:

 

Осмысливая происходящее, человек часто исходит из своих установок, т. е. предрасположенности воспринимать все

опреде­ленным, заранее, заданным образом.

 

В жизни человека роль установок очень существенна.

Пример

Допустим, у медсестры первый практичес­кий опыт работы в отделении еще во время учебы в медучилище признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались.

Устройство на работу после окончания учи­лища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам;

 

- целостность (предметность)- целостный образ предмета.

Предметность выражается в том, что человек способен

объеди­нять разрозненные ощущения в целостный образ с его граница­ми, размерами, окраской,

Например:

I. из огромного разнообразия звуков окружающего мира человек выделяет пение птиц, челове­ческую речь, шум мотора и т. д.

- Иллюзии - это искаженное восприятие.

В практической жиз­ни наше восприятие иногда не отражает точной картины проис­ходящего.

Например:

· весло, погруженное в воду, кажется прелом­ленным.

 

Много иллюзий связано с восприятием пространства:

- находящиеся вдалеке объекты кажутся ма­ленькими,

- параллельно идущие рельсы - сходящимися и т. п.

 

Распространены также иллюзии контраста:

- белое на черном кажется еще белее;

- человек будет казаться выше, если рядом на­ходится человек маленького роста и наоборот;

- звезды кaжyтся бо­лее яркими в безлунную ночь.

 

Зная особенности нашего иллюзорного восприятия, можно правильно использовать это в быту:

Например:

1. Женщине, склонной к полноте, не следует надевать платье с поперечными полосами, а худой - с продольными.

 

· Комната, стены которой оклеены голубыми обоями, будет

каза­ться более просторной, нежели помещение с красными стенами.

 

- Задрапированная черным бархатом задняя часть сцены созда­ет у зрителя иллюзию бездонной глубины.

 

Факторы, влияющие на восприятие:

- Это ограничения, связанные с органами чувств;

- состояния сознания;

- предшествую­щий опыт;

- менталитет.

 

Ритмы в деятельности медсестры.

 

Специфика труда се­стринского персонала предполагает сменную работу и работу в ноч­ную смену.

Люди по-разному приспосабливаются к подобной ра­боте.

Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода смен­ного труда.

 

Наиболее серьезные проблемы у работаюших в разные смены возникают вследствие:

- неадекватного (как количественно, так и качественно) сна,

- неудовлетворительного питания (по соста­ву и времени приема пиши),

- а также отрыва от семьи.

 

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено:

- количество ошибок,

- несчастных случа­ев,

- снижена работоспособность,

- происходят различные нарушения сна.

 

Сменная работа у медсестёр приводит к

- неудовлетворенностью своей работой,

- стрессами,

- синдромом «психического выго­рания».

 

Для снижения выраженности этих реакций предложено:

- пересмотреть графики работы;

- стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

- сохранять график постоянным, насколько это возможно;

- обучить персонал самопланированию в соответствии с ритмами;

- выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные

смены;

- привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

- побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнения­ми для снижения негативных последствий при сменой работе;

- увеличивать искусственное освещение;

- увеличивать естественное освещение в помещениях как для па­циентов, так и для персонала;

- обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечер­нее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, за­ниматься самообразованием и развитием личности;

- поддерживать все усилия персонала, направленные на адапта­цию к сменной работе.

 

Сенсорный голод. Сенсорная адаптация.

 

Вся инфор­мация от органов чувств поступает в мозг.

Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода.

 

Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послущать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) - это недостаток или от­сутствие внешних раздражителей.

Он особенно опасен в детском воз­расте.

Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах.

Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.

 

Сенсорный голод испытывают и животные.

Широко известен опыт с 3 группами крысят:

Все они содержались в одинаковых ус­ловиях, но крысят

- l-й группы ежедневно поглаживали,

- крысят 2-й группы не поглаживали,

- а крысят З-й группы ежедневно подверга­ли болезненному удару электрическим током.

К концу экспери­мента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.

Очень часто,

Сенсорный голод в обычных условиях чаще всего возникает в результате адаптации (приспособления) органа чувств к внешнему раздражителю.

Сенсорная адаптация -это приспособления органа чувств к внешнему

раздражителю.

Напимер:

· Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи,

· так и неприятные запахи урологического отделения.

· Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация.

Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.

 

В последние годы заговорили и о социально-психологической адап­тации.

Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться.

От этого зависит, как сложатся меж­личностные взаимоотношения.

 

Представления

 

Представление (вторичный образ) - это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий при отсутствии воздействия предмета на органы чувств.

 

По сравнению с тем, что происходит при непосредственном вос­приятии, представление бывшего восприятия - это не его копия.

 

Обращают на себя внимание:

· неполнота,

· фрагментарность,

· расплыв­чатость,

· бледность,

· неустойчивость образа представления

по срав­нению с образом восприятия.

Сущность представления состоит в том, что это

· обобщенный об­раз, сохраняющий важные для личности особенности окружающе­го мира.

 

Различают

· представления памяти

· и представления воображения.

 

1. Представления являются образами памяти, если:

1. в образе воспроиз­водится прежде воспринятое

2. и если субъект осознает взаимосвязь образа и прошлого.

 

2. Если представление формируется безотноси­тельно к прежде воспринятому, то представление является образом воображения.

 

Представления всегда в достаточной степени индивидуальны, во многом зависят от особенностей личности:

· ее установок,

· прошлого опыта,

· степени развития интеллектуальных способностей.

 

И поэтому

- с одной стороны представления - это итог познания человеком окружаю­щего мира,

- а с другой - это исходная точка развития и развертыва­ния психической жизни личности.

 

Способность действовать по представлениям, т.е. свободно опе­рировать ими, рассматривается психологами как одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными про­фессиями.

Например:

сестринскому персоналу необходимо в первую очередь формировать адекватное представление о себе и о своей профессии

осознавать особенности своего обобщенного представления о пациентах,

1. а также достаточно легко опери­ровать единичными представлениями о том, как конкретный па­циент воспринимает

себя и свое заболевание,

медицинских работ­ников,

назначенное лечение,

прогноз и т.д.

 

Пример:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 641; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.34 сек.