КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Расширяем читательские интересы детей
Организация опыта освоения образовательной области Ориентация детей в образовательной области О чем узнают дети Дети знакомятся с широким кругом художественных произведений разных видов, жанров и тематики. В их круг чтения входят разные произведения русского и зарубежного детского фольклора: малые формы (песенки, в том числе колыбельные, прибаутки, заклички- обращения к природе, загадки описательные и с простыми сравнениями, небылицы-перевертыши); сказки (о животных, волшебные, докучные). Дошкольники знакомятся с классическими и современными поэтическими произведениями (лирическими и шуточными стихами, сказками в стихах, авторскими загадками) и прозаическими текстами (сказками, рассказами). Дети понимают, что содержанием литературных произведений являются представления авторов о разных сторонах окружающего мира. К концу года они начинают с помощью взрослого осознавать, что художественные тексты могут рассказать о чем-то новом, познакомить с теми явлениями и событиями жизни, которых не было в непосредственном детском опыте. Дошкольники начинают называть основные жанры литературных произведений (стихотворение, сказка, рассказ), различать границы фантастического (сказочного) и реалистического в книге, понимать юмор веселых стихов и сказок, замечать и объяснять несоответствия в небылицах-перевертышах. Дети знают и используют некоторые средства выразительности фольклорного и литературного языка: «говорящие» имена сказочных героев, формулы начала и окончания сказки, традиционные сказочные и отдельные поэтические эпитеты, простые сравнения из загадок и стихов. Дошкольники знают и используют разные способы выражения своего отношения к литературному произведению, его героям в рассказе, рисунке, аппликации, лепке, при пересказывании и чтении наизусть текста, в разных видах театрализованной деятельности. Дети понимают, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет в игре-драматизации можно показать по-разному. Что осваивают дети Собственным примером, привлечением средств других видов искусства (изобразительного, музыкального, театрального) педагог создает условия для воспитания у детей устойчивого интереса к литературе и фольклору, к различным видам творческой деятельности на основе художественных текстов. Воспитатель обращает внимание детей на то, как ярко и эмоционально отражается в произведениях окружающая действительность: мир природы и предметов, жизнь людей. Предлагает детям послушать новый текст, чтобы узнать в нем события, происшествия из своей жизни или познать новое, неизвестное. Поддерживает любые проявления детского интереса к книгам и творческой деятельности на их основе, используя различные способы поддержки и мотивации. Инициирует проявление радости от встречи с веселой книжкой, отклик на комическое содержание, юмор ситуаций, поступков героев, слов и выражений. Вызывает и поддерживает удовольствие от встречи с поэзией, стремление запомнить и воспроизвести понравившееся стихотворение. Оборудуя книжный уголок (центр художественной деятельности), воспитатель постоянно пополняет его новыми книгами, подборками произведений одного автора или сходной тематики, наборами для разных видов театрализованной деятельности. Создает ситуации для проявления устойчивого интереса к книгам, обсуждению и рассказыванию знакомых произведений, рассматриванию иллюстраций и рисованию собственных иллюстраций, участию в играх-драматизациях и других театрализованных играх. Помогаем правильному восприятию литературного текста. С помощью выразительного чтения и рассказывания, рассматривания иллюстраций разных художников, организуя вводные беседы для актуализации личного детского опыта и беседы после чтения для активизации процесса восприятия, воспитатель помогает дошкольникам: — выразить свое отношение к содержанию произведения, его событиям и героям, красоте некоторых художественных средств; — соотнести литературные факты с имеющимся жизненным опытом; — установить причинные связи, понять взаимосвязь завязки, кульминации и развязки истории; — представить в воображении героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, вычленить поступки героев и дать им элементарную оценку, опираясь на представления о правилах поведения и взаимоотношения людей, объяснить явные мотивы поступков; — с помощью педагога понять общее настроение произведения, его эмоциональный, а в конце года и смысловой подтекст; — обратить внимание и осознать значение использования в художественном тексте некоторых средств языковой выразительности и интонационной выразительности рассказчика. Педагог предлагает детям соотнести свое поведение с действиями и поступками привлекательного героя, оценить себя и других детей с позиций этических норм, представленных в художественных образах. Организуем творческую деятельность на основе литературного текста Воспитатель постоянно общается с детьми по поводу знакомых произведений. Предлагает вспоминать их, обсудить вместе в естественных ситуациях, как знакомый литературный текст может помочь решить жизненную проблему («Помнишь, как весело рассказывается в стихотворении Агнии Барто об игре с лошадкой? В нем сначала говорится о любви к игрушке, о том, как о ней заботятся. Потом — о том, как с ней можно играть. Расскажи стих, а затем придумай свою игру с другой игрушкой»; «Вы сейчас делите игрушки, словно два жадных медвежонка. Смотрите, придет кто-то хитрый, как лиса, и не с чем вам будет играть!»). Педагог инициирует запоминание детьми поэтических текстов, их рассказывание в процессе наблюдений за природными явлениями, организует мини-конкурсы «на лучшего рассказчика стихов». Создает образовательные и игровые ситуации для пересказывания знакомых и вновь прочитанных сказок и рассказов с опорой на иллюстрации и без них другим детям и взрослым, игрушкам (например, рассказать кукле сказку, чтобы она лучше уснула, пересказать маме рассказ и т. д.). Собственным примером педагог побуждает детей пользоваться разными средствами интонационной и мимической выразительности при исполнении литературных произведений. Проводит с детьми литературные игры со звукоподражаниями, рифмами и словами на основе художественных текстов. Воспитатель организует образовательные ситуации для придумывания детьми коротких описательных загадок, рассказов по аналогии с литературным текстом (например, на основе рассказа К. Ушинского «Бишка» можно придумать аналогичные истории с другими домашними животными и птицами). Побуждает детей рассматривать иллюстрации разных художников к одному тексту, предлагает им высказываться о своем отношении к рисунку: что нравится, почему по разному нарисованы одни и те же герои и события, как ребенок сам хочет нарисовать картинку и прочее. Организует разные виды изобразительной деятельности на основе литературных текстов: рисование иллюстраций, лепка героев, конструирование и изготовление фигурок и элементов декораций для театрализованных игр. Педагог вовлекает детей в театрализованную деятельность и создает условия для самостоятельных театрализованных игр разных видов: игры-драматизации, игры с персонажами настольного, стендового и пальчикового театра, игры-имитации и импровизации по литературному тексту, в том числе под музыку. Собственным примером, в процессе обсуждения просмотренных вместе с детьми спектаклей, видеозаписей взрослый помогает детям в переходе от передачи в игре-драматизации простого стереотипного «типичного» образа к созданию целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена и развитие. В образно-игровых этюдах по текстам прибауток, сказок, литературных текстов и в ходе обсуждения созданных детьми образов героев с акцентом на вариативность создания образа (например, показать медведя, медведицу и медвежонка из сказки JI. Толстого «Три медведя») педагог поощряет желание детей придумать свои способы реализации задуманного в игре. Итоги освоения содержания образовательной области Достижения ребенка (Что нас радует) ü Ребенок внимательно и с интересом слушает чтение или рассказывание. Стремится к повторной встрече с произведением, его героями, просит взрослого прочитать новое литературное произведение. ü Легко включается в процесс восприятия, охотно обсуждает произведение, выражает свое отношение к событиям и героям, красоте некоторых художественных средств, отвечает на вопросы по содержанию, устанавливает причинные связи, представляет героев, особенности их внешнего вида, некоторые черты характера, объясняет явные мотивы поступков героев, дает им элементарную оценку. ü Имеет представления о некоторых особенностях таких литературных жанров, как загадка, сказка, рассказ, стихотворение и небылица. ü Развиты умения художественно-речевой деятельности на основе литературных текстов: ребенок пересказывает знакомые и вновь прочитанные сказки и рассказы, выразительно рассказывает наизусть прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывает поэтические рифмы, короткие описательные загадки, охотно участвует в играх со звукоподражаниями и рифмами. ü Активно и с желанием участвует в разных видах творческой художественной деятельности на основе фольклорных и литературных произведений: рисует иллюстрации, лепит и конструирует фигурки для театрализованных игр, участвует в театрализованных играх, создавая интересные образы героев. Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей ü Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо. Ребенок самостоятельно «не общается» с книгами в книжном уголке, не просит прочитать новое произведение. Более выраженный эмоциональный отклик вызывает только рассматривание иллюстраций. ü Часто отвлекается при слушании текста, поэтому с трудом понимает и запоминает его содержание. ü Неохотно включается в общение по поводу литературного произведения. Отвечая на вопросы о событиях, дает обобщенно-упрощенную характеристику герою, затрудняется в установлении причинных связей, мотивов поступков героя, не чувствует красоту литературного языка. ü Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций. ü Отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно-игровых этюдах создает только простой стереотипный образ героя. Рекомендуемая литература для чтения, рассказывания и разучивания Круг чтения у детей 4—5 лет не только значительно расширяется, но и качественно усложняется за счет произведений разных видов, жанров и художественной формы. Его основу составляют художественные тексты трех видов: фольклор, классические поэтические и прозаические произведения и тексты современных авторов. При чем некоторые тексты, уже знакомые детям, будут им интересны с новой точки зрения — с позиции анализа образов героев, установления причинных связей, знакомства со средствами языковой выразительности, для пересказывания и рассказывания наизусть, для театрализованной деятельности и т. п.). В данном возрасте чутко и заинтересованно относятся к литературному языку, что определяет главное требование к отбору текстов — красота и правильность литературного языка. Это означает, что приоритетными будут произведения, традиционно входящие в круг чтения дошкольников. Их примерный перечень был определен Jl. М. Гурович.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1815; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |