Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи воспитания и развития детей




Ребенок в мире художественной литературы

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

ü Ребенок не проявляет интереса к общению со сверстниками, не стремится к сотрудничеству с ними при выполнении заданий, по­ручений. Общается с ограниченным кругом близких людей, не имеет друзей.

ü Неохотно участвует в словесных играх, коллективных обсуждениях, затрудняется в выполнении творческих заданий (придумать загад­ку, поучаствовать в сочинении сказки), не использует формы речи- рассуждения. Не проявляет интереса к письменной речи. S В обсуждениях и спорах принимает позицию других, не пытаясь настоять на собственном мнении, не проявляет творчества в про­цессе общения и речи.

ü Используемые формулы речевого этикета однообразны, правила этикета соблюдает только по напоминанию взрослого.

ü Допускает грамматические ошибки в разговорной речи, в выпол­нении звукового анализа слов. Не умеет читать.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ

«ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

На седьмом году жизни у детей наблюдается углубление и диффе­ренциация читательских интересов, появляются предпочтения в вы­боре видов и жанров литературы. Дети этого возраста воспринимают произведение в единстве его содержательной, смысловой и вырази­тельной стороны, чувствуют и стремятся истолковать красоту литера­турной речи, проецируют события и образы героев произведений на себя и взаимоотношения с окружающим, стремятся объяснить и вы­разить смысл произведения и свое отношение к нему в разных видах творческой деятельности. В результате слушание, восприятие и пони­мание литературного текста приближается к уровню собственно эсте­тической деятельности.

Задачи и содержание работы в этой возрастной группе будут во многом перекликаться с тем, что осуществлялось в предыдущей груп­пе, ввиду общности этапа литературного развития детей 5—7 лет.

1. Воспитывать ценностное отношение к художественной литера­туре как виду искусства, родному языку и литературной речи.

2. Способствовать углублению и дифференциации читательских интересов.

3. Обогащать читательский опыт детей за счет произведений более сложных по содержанию и форме.

4. В процессе ознакомления с литературой обеспечивать формиро­вание у детей целостной картины мира, развивать способность твор­чески воспринимать реальную действительность и особенности ее от­ражения в художественном произведении, приобщать к социально- нравственным ценностям.

5. Способствовать развитию художественного восприятия текста в единстве его содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

6. Развивать умения элементарно анализировать содержание и форму произведения (особенности композиционного строения, сред­ства языковой выразительности и их значение), развивать литератур­ную речь.

7. Обогащать представления об особенностях литературы: о родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о много­образии жанров и их некоторых специфических признаках.

8. Обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельно­сти и творчества в разных видах художественно-творческой деятель­ности на основе литературных произведений.

Освоение задач литературного развития детей осуществляется в разных видах совместной и самостоятельной деятельности детей на основе широкого круга фольклорных и литературных текстов.

Основными методами литературного развития детей 6—7 лет являются следующие.

Чтение (рассказывание) взрослого, который знакомит дошколь­ников с литературными текстами, как со своими' «добрыми дру­зьями». При этом педагог обращает внимание детей на источники получения книги: принес из дома сам воспитатель или кто-либо из детей, взяли книгу в библиотеке (в том числе после экскурсии), обменялись книгами с детьми другой группы, посоветовал почитать интересный человек и прочее. Это поможет сделать ознакомление с литературой не дидактическим, а гуманитарным процессом, по­кажет детйм тот интерес к книге, который есть (или должен быть) в обществе.

Прослушивание записей и просмотр видеоматериалов, на которых чтецы и артисты исполняют тексты, участвуют в постановках. Это будет способствовать воспитанию литературно-художественного вкуса детей, развивать способность чувствовать и понимать настроение произведе­ния, значение средств образности языка, улавливать музыкальность, звучность, красоту и поэтичность русского литературного языка.

Просмотр (прослушивание) записей исполнения литературных текстов самими детьми. Совместное обсуждение звучащей речи до­школьников при чтении, рассказывании, в театрализованных поста­новках обеспечит развитие осознанного отношения к правильности и образности языка, особенностям чужой и своей речи, будет способст­вовать развитию умений анализа и самоанализа правильности и вы­разительности речи.

Беседа после чтения способствует углублению восприятия литера­турного текста детьми, формулированию в речи своего отношения к услышанному в процессе его анализа. В беседу включаются вопросы, направленные на выражение отношения детей к произведению, на установление разнообразных причинно-следственных связей (между событиями, между структурными частями текста, линиями развития сюжета, героями и т.д.), на целостное понимание образов героев с учетом особенностей их поведения и характера, всей коллизии произ­ведения, на осознание значения изобразительно-выразительных средств языка, на осмысление эмоционального и идейного подтекста произведения; а также вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Важно помочь ребенку «встать над героем», рассмотреть события с точки зрения автора, понять позицию автора художественного текста и сформулировать собственные суждения о произведении и событиях жизни, отраженных в нем.

Так же, как и в старшей группе, будут актуальны следующие методы.

Чтение с продолжением, в том числе «многотомных» повестей, объединенных общими героями. К ним относятся, например, сказки А. М. Волкова о приключениях Элли и ее друзей, истории о Мумми- Троллях Туве Янссон и другие.

Беседы о книгах, в которых будут решаться и новые задачи: позна­комить с историей появления книг в истории человечества, помочь осознать значение книг для самого ребенка.

Обобщающие беседы об основных видах и жанрах фольклора и литературы («Что такое сказка», «О каком времени года больше напи­сано стихов», «Сказки и рассказы: об одном и том же по-разному» и прочие).

Вечера литературных развлечений, литературные праздники и те­атрализованные представления, в подготовке которых все больше будут принимать участие дети, в том числе организуя их для дошколь­ников младшего возраста.

Тематические выставки в книжном уголке и центре художественно-творческой деятельности.

Метод проектов. Помимо идей проектной деятельности, которые реализовывались в старшей группе («Детское книгоиздательство» — со­здание детьми книжек-самоделок разных видов и тематики, «Детская библиотека» — организация детской библиотеки в группе, «Выставки книг» различной тематики), дошкольникам 6—7 лет будут важны новые темы. Цель проекта «Секреты Волшебницы Речи» — помочь детям ов­ладеть разными средствами речевой выразительности и зафиксировать освоенные представления в «Детской энциклопедии» с аналогичным названием, а также в аудио- и видеокассетах «Помощники Волшебницы Речи» с записями выразительного исполнения литературных произведе­ний самими детьми. Проект «Наш маленький театрик» предполагает организацию мини-театра в группе детского сада.

Важным направлением работы с детьми подготовительной группы станет ознакомление с писателями и поэтами, художниками-иллю­страторами детских книг, что предполагает сообщение детям отдель­ных сведений из биографии этих людей (желательно отбирать факты раннего детства, учебы, детских увлечений, взаимоотношений с деть­ми, то есть то, что близко и понятно дошкольникам); а также знаком­ство с произведениями этих авторов и их элементарный анализ (в целях ориентации в художественной манере автора). Такая работа может быть построена как проектная деятельность, результатом кото­рой станет оформление выставки.

Содержание раздела интегрируется с другими разделами програм­мы. Наиболее актуальны взаимосвязи с разделами «Коммуникация» (обогащение содержания общения взрослого с ребенком и детей со сверстниками обсуждением прослушанных текстов, знакомство с луч­шими образцами литературного языка, развитие образности детской речи средствами ознакомления с языковой выразительностью художе­ственных произведений, практическое освоение правил построения разных видов текстов, обогащение словаря и пр.), «Познание» (фор­мирование целостной картины мира, развитие интеллектуальных и личностных качеств, расширение кругозора, развитие умения мыс­лить, анализировать, сопоставлять, развитие познавательных интере­сов и «эвристического» видения окружающей действительности и т. д.), «Социализация» (личностное развитие детей как представителей социума, углубление знаний и отношений к основным морально-эти­ческим ценностям, знакомство с нормами и правилами поведения и взаимоотношения в социуме и т.д.). Не менее важны связи с разде­лами «Музыка» и «Художественное творчество» ввиду наличия общей концепции становления разных видов художественной деятельности детей: от восприятия и развития специальных умений к самостоятель­ному творчеству детей, а также направленности этих подразделов на развитие воображение дошкольников. Возможны связи практически со всеми другими образовательными областями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.