Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методологическая основа программы




Общие положения

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

Краткая характеристика программы включает в себя сле­дующие разделы:

• Общие положения.

• Методологическая основа программы.

• Структура программы (структурно-содержательные особенности).

• Организация режима пребывания детей в образователь­ном учреждении.

• Результаты освоения программы.

Программа в целом направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и лич­ностных качеств растущего ребенка, формирование предпо­сылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление его здоровья.

Общий объем программы рассчитан в соответствии с воз­растом детей, основными направлениями их развития и включает время, отведенное на:

• образовательную деятельность, осуществляемую в про­цессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения);

• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;

• самостоятельную деятельность детей;

• взаимодействие с семьями воспитанников.
Программа задумана и реализована как:

комплексная, т. е. охватывающая все основные сторо­ны воспитания, образования и развития детей в дошколь­ном возрасте;

массовая, т. е. предназначенная для использования во всех регионах России как в городских, так и в сельских детских садах, как в группах полного дня, так и в группах, функционирующих на основе кратковременного пребыва­ния;

личностно ориентированная система воспитания, об­разования и развития детей, ассимилировавшая основные достижения российской педагогической и психологической науки.

Программа направлена на достижение трех основных це­лей:

сохранять и укреплять здоровье детей, формировать
у них привычку к здоровому образу жизни;



способствовать своевременному и полноценному пси­хическому развитию каждого ребенка;

обеспечивать каждому ребенку возможность радостно и содержательно прожить период дошкольного детства.

Программа является современной интегративной про­граммой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и культурологический подход к отбору содержа­ния образования.

Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практи­ческой применимости, основывается на базовых положени­ях возрастной психологии и дошкольной педагогики;

• соответствует критерию полноты, позволяя решать по­ставленные цели и задачи на разумном минимально необ­ходимом и достаточном материале, не допуская перегру­женности детей;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования дошкольников и строится с учетом принципа интеграции образователь­ных областей в соответствии с возрастными возможностя­ми и особенностями детей, а также спецификой этих облас­тей.

Принцип комплексно-тематического построения образо­вательного процесса отражен в методических подходах к организации жизнедеятельности ребенка. Данный под­ход подразумевает широкое использование разнообразных форм работы с детьми как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности детей и использует ведущую деятельность дошкольни­ка — игру как основу организации жизнедеятельности дет­ского сообщества.

В программе предлагаемое содержание образования и психолого-педагогической работы представлено по облас­тям: «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Содержание программы обеспечивает развитие детей по основным направлениям — физическому, социально-лич­ностному, познавательно-речевому и художественно-эсте­тическому.

Центральная идея отечественной психологической шко лы — это идея о творческом характере развития. Мы рас сматриваем ребенка как субъект индивидуального разви-


тия, активно присваивающий культуру. С этих позиций определены направления и границы педагогического воз­действия взрослого.

Реализуя принцип развивающего образования, автор­ский коллектив стоит на позиции содействия психическо­му развитию ребенка, а не простого учета его возрастных особенностей. Особенностью программы является то, что каждое из направлений представлено, помимо перечня приобретаемых ребенком в каждый возрастной период зна­ний, умений и навыков, в терминах показателей психиче­ского развития, понимаемого в русле отечественной об­щепсихологической теории деятельности А. Н. Леонтьева как становление деятельности, сознания и личности ре­бенка.

Под деятельностью понимается активность, которая по­буждается определенным мотивом, направлена на дости­жение более или менее осознаваемой и сформулированной цели, предполагает владение необходимыми для этого спо­собами. Деятельность имеет конечный продукт или резуль­тат. В дошкольном возрасте происходит становление всех компонентов деятельности, а именно: формирование моти­ваций, знакомство с многообразными целями деятельности взрослых и их присвоение ребенком, в том числе в сю­жетной игре, овладение различными способами действий. Кроме того, формируется способность оценки результата деятельности, которая может быть по-разному связана с оценкой самого себя.

Виды деятельности подразделяются в соответствии с тем, какой мотив лежит в их основе. В качестве самостоятель­ных видов принято выделять:

познавательную деятельность, результатом которой к концу периода дошкольного детства является такое ново­образование, как первичная связная картина мира и рас­ширение кругозора детей.

В процессе познавательного развития решаются следую­щие задачи:

сенсорное развитие детей,

интеллектуальное развитие детей,

речевое развитие детей,

формирование элементарных математических представ­лений детей;

развитие исследовательской деятельности прежде всего в форме детского экспериментирования и наблюдения.

Вместе с этим у детей формируются индивидуальные по­знавательные интересы.

Овладение способами познавательной деятельности пред­полагает формирование первичных навыков работы с ин­формацией, получаемой из разных источников (вербаль­ных и наглядных).



 


 


В контексте познавательной деятельности формируете;» представление о безопасном поведении человека в природе, быту и обществе;

деятельность общения (коммуникация), которая мо
жет иметь разное содержание (личное, деловое) и характер
(ситуативный, внеситуативный).

При реализации программы перед педагогами стоит зада­ча формирования у детей способов взаимодействия с окру­жающими людьми (взрослыми и сверстниками), основан­ных на развитой устной речи;

• разнообразную продуктивную деятельность, направ­
ленную на получение продукта (рисунка, скульптурной фи­
гурки, изделия, постройки) или результата, — труд.

Развитие продуктивной деятельности неразрывно связа­но с развитием детского творчества, конструирования, при­общением детей к изобразительному и другим видам искус­ства, удовлетворением потребности детей в выражении личных переживаний, чувств, впечатлений.

Ценностное отношение к труду взрослых и собственному труду возникает у ребенка как результат интеграции:

формирования представлений о деятельности взрослых и роли труда в жизни общества;

продуктивной художественной творческой деятель­ности;

собственной практической деятельности в быту, соответ­ствующей возрастным возможностям, потребностям и ин­тересам;

игровую деятельность — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста;

учебную деятельность, которая становится ведущим видом деятельности ребенка младшего школьного возраста. В дошкольном возрасте необходимо сформировать ее пред­посылки.

В дошкольной педагогике традиционно большое внима­ние уделяется обучению детей разнообразным способам де­ятельности. Новизна программы заключается в том, что в качестве специальной поставлена цель поддержания у де­тей базовых мотиваций — познания, общения, созидания, а в старшем дошкольном возрасте — формирования моти­вации учения. Эта работа требует собственных форм и при­емов, а также особой организации всего педагогического процесса.

В младшем дошкольном возрасте ключевой задачей яв­ляется содействие становлению способности к самостоя­тельной постановке ребенком целей (целеполагания).

Принятие целей познавательной деятельности, пред лага емых взрослым, становится задачей в старшем дошкольном возрасте в рамках занятий, направленных на формиротш ние школьной готовности.


Для формирования способов деятельности, которое тре­бует многократного повторения, предложено использовать игровую мотивацию.

В процессе развития у ребенка постепенно формируется способность к оценке результата своей деятельности, а так­же к оценке вложенного им труда и усердия.

Организованные различным образом виды деятельности имеют большое значение для формирования способности к волевому контролю своего поведения в целом и становле­ния произвольности основных психических функций — внимания и памяти, что является важным компонентом школьной готовности.

Наконец, деятельность может быть организована как ин­дивидуальная или как совместная. Совместная деятель­ность со сверстником и со взрослым — важное условие успешной реализации целого ряда задач, поставленных в программе.

Сознание имеет многообразное содержание: это пред­ставления, знания, ценности, мысли. Для становления сознания ключевым фактором является развитие речи. Становление сознания связано с присвоением ребенком культуры.

Особым содержанием сознания ребенка становится его представление о себе самом, а также осознание им целей, мотивов, способов своей деятельности.

Важное значение в старшем дошкольном возрасте имеет становление знаково-символической функции, которое так­же является компонентом школьной зрелости и предпола­гает знакомство ребенка с различными знаками, симво­лами.

Таким образом, содействие становлению сознания вклю­чает в себя интегрированную работу по:

развитию речи, которая охватывает обогащение и расши­рение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование произносительной стороны речи; разви­тие связной речи; формирование речи как вербального ком­понента коммуникативных процессов. Важной частью этой работы в старшем дошкольном возрасте является разносто­ронняя подготовка к обучению грамоте;

познавательному развитию ребенка;

интеллектуальному развитию ребенка, включая форми­рование элементарных математических представлений, и развитию основ логического мышления;

становлению морального сознания и системы ценностей.

Личность. В психологической науке на сегодняшний день насчитывается более десятка определений понятия «личность». За основу работы над программой взято пред­ставление В. Н. Мясищева о личности как системе трех основных отношений человека: к окружающему миру,


 


 


2-Гризик, 2-7


 


к другим людям, к самому себе. Формирование личности дошкольника — результат его социализации, важнейшим институтом которой наряду с семьей становится дошколь ное образовательное учреждение.

В процессе воспитания и образования обеспечивает ся формирование первичной идентичности личности как носителя национальной, российской и мировой куль­туры.

В сотрудничестве с семьей формируется семейная и тен­дерная принадлежность, развиваются и поддерживаются патриотические чувства детей, осознание принадлежности к своему народу и мировому сообществу.

Включение ребенка в систему социальных отношений об­разует предпосылку для развития его игровой деятельно­сти.

В окружающем мире целесообразно различать мир при­роды и мир человека, включая первоначальные представ­ления социального характера.

В процессе работы формируются ценностные отноше­ния:

• бережное отношение к продукту труда людей;

• уважительное, заботливое и ответственное отношение к природе;

• заинтересованное, эмоционально окрашенное личное эстетическое отношение к произведениям искусства;

• положительное отношение к соблюдению общеприня­тых норм и правил.

Среди отношений к другим людям выделяется отноше­ние к взрослым и отношение к сверстникам.

Отношение к взрослому. Задача овладения личностно ориентированным стилем общения взрослого с детьми — одна из центральных в работе по программе. Формы этого общения специфичны для каждой возрастной группы. Прежде всего в младшем дошкольном возрасте решается задача формирования доверия к взрослому как к источни­ку помощи, защиты и поддержки; на его основе возникает привязанность.

В старшем дошкольном возрасте формируется отношение ребенка к взрослому как к человеку, который может ввести его в мир, пока недоступный непосредственному восприя­тию. Отношение к взрослому формируется как к автори­тету в сфере знаний и культуры, навыков и способов дея­тельности. Это является предпосылкой формирования в дальнейшем позиции ученика.

Отношение к сверстникам формируется на основе уваже­ния равных прав всех детей. Задача педагога — обеспе­чивать соблюдение прав каждого ребенка всеми другими детьми и взрослыми. Этому способствует установление определенных норм жизни группы, основанных на уважо


 

|

нии взрослого к ребенку и детей друг к другу. Общая атмо­сфера доброжелательности создается за счет отношения взрослого к детям и поддерживается через введение добрых традиций жизни группы.

Становление отношения к самому себе включает фор­мирование образа Я, самооценки, образа своего будуще­го. Уважение как норма отношений взрослого к каждому ребенку развивает в детях чувство собственного достоин­ства. Уверенность в своих силах, способностях, возмож­ностях — важная предпосылка успешности в любом виде деятельности, который всегда связан с необходимостью преодоления временных трудностей. От поведения пе­дагога очень многое зависит. В дошкольном возрасте не­обходимо и обязательно различать оценку результата (продукта) деятельности и общую оценку ребенка как личности.

Работа носит системный и комплексный характер и обес­печивает социализацию ребенка в рамках возрастных воз­можностей и коммуникативную готовность к школе в каче­стве результата.

Образование детей дошкольного возраста решает задачу содействия своевременному и полноценному психическому развитию ребенка. В старшем дошкольном возрасте одним из результатов такого содействия должно стать появление нового комплексного качества — готовности к обучению в школе1.

Деятельность учения в отечественной научной тради­ции характеризуется как направленная «прежде всего на изменение самого ученика...». Адекватный мотив такой деятельности — «мотив собственного роста, собственного совершенствования»2. Можно назвать его мотивом повыше­ния своей компетентности.

Готовность к школе психологическая (синоним: школьная зре­лость) — комплекс психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе. Включает следующие составляю­щие:

1) мотивационную готовность — положительное отношение к школе и желание учиться;

2) умственную или познавательную готовность — достаточный уро­вень развития мышления, памяти и других познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений;

3) волевую готовность — достаточно высокий уровень развития про­извольного поведения;

4) коммуникативную готовность — способность устанавливать отно­шения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отноше­ние к взрослому как к учителю. (Психология развития: Словарь / Под ред. А. Л. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь. В 6 т. / Ред.-сост. Л. А. Карпенко; Под общ. ред. А. В. Петров­ского. — М., 2006.

Эльконин Д. Б. Психология обучения младшего школьника // Детская психология. — М., 2004. — С. 363.


 


 


'"""


Задача формирования школьной зрелости решается в программе комплексно. Она включает в себя развитие коммуникативных навыков, навыков самообслуживания, знакомство с основами безопасности жизнедеятельности, развитие речи, развитие произвольности, умения управ­лять своим поведением, подчиняться правилу, работать по образцу и по словесной инструкции, а также специ­альную подготовку, реализуемую на занятиях по форми­рованию элементарных математических представлений и развитию начал логического мышления, подготовке к обучению грамоте, развитию речи и познавательному раз­витию.

-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.052 сек.