КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дошкольный возраст
РАННИЙ И МЛАДШИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (2-4 ГОДА) ИГИМ||11 lillllHllllllNIIMIfflWllllliyMIII'WIIIII»'ll*IWIII>ll<llllllllll lllllllllllllHIIII>ll»lll ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА (2-3 ГОДА) Возрастные особенности ребенка В мире ребенка третьего года жизни главной фигурой является взрослый. От него зависит появление у малыша ощущения защищенности или тревоги, тепла или покинутости, радости или уныния. Дети во многом несамостоятельны, и поэтому для них важно быть уверенными, что воспитатели — люди, которые в любой момент придут на помощь, поддержат, утешат и найдут способ преодолеть любую проблему. Без помощи взрослого ребенок не может справиться со многими бытовыми проблемами. Например, он уже способен самостоятельно раздеться, но одевание удается не каждому и не всегда. Самостоятельно есть ложкой многие уже могут, а разделить на части котлету еще не умеют. Столь же трудны и некоторые моменты туалета. Помогайте ребенку в решении бытовых проблем. Тем самым вы создадите у него чувство защищенности — основу психологического комфорта. В своих маленьких делах ребенок часто попадает в трудные и неприятные ситуации: то коленку больно ушиб, то мяч закатился — не достать, то сверстник отнял лопатку и не отдает или сердитая собака бежит навстречу. Во всех случаях ребенок ищет у взрослого не только помощи и защиты, но и сочувствия. Ребенок, как и любой человек, нуждается в поддержке и одобрении своих маленьких начинаний и свершений. Психолог М. И. Лисина и ее сотрудники показали, что возникающая уже у младенца потребность во внимании и доброжелательности взрослого не исчезает с возрастом. Дети начинают ценить себя, если их ценят другие. Сделайте так, чтобы уважение к ребенку стало нормой жизни в группе. Дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность осуществить выбор, но в то же время они должны чувствовать, что их призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства. Устанавливайте простые и понятные нормы жизни группы, которые обеспечивают безопасность и защиту каждого. Если взрослые действительно относятся к детям с уважением и выражают его четко и постоянно, малыши быстро усваива- ют границы желательного и нежелательного поведения. Ясно формулируйте, чего вы хотите от ребенка. Не пускайтесь в разъяснения, давайте ясные инструкции по поводу желательного поведения. Маленькие дети не могут познать мир, если взрослые не объяснят им смысл того, что они видят, слышат и т. д. Нужно сопровождать все происходящее ясными речевыми комментариями, поясняющими ребенку смысл событий. Называйте предметы, описывайте события, ощущения, чтобы помочь малышу выучить новые слова. Речью ребенок овладевает только благодаря стараниям взрослых и в ходе общения с ними. При этом малыш воспринимает речь взрослого в том случае, если она обращена лично к нему и взрослый смотрит в момент речи на него. Больше разговаривайте с каждым ребенком глаза в глаза. Фронтальные формы работы со всей группой, построенные на речи, в этом возрасте малоэффективны. Побуждайте детей пользоваться речью, дожидайтесь ответа далее от тех детей, чья речь пока ограниченна. Голос взрослого не должен доминировать. В то же время помните, что речь ребенка только формируется и он еще не понимает многое из того, что вы говорите. Используйте более простые конструкции и короткие предложения. В мир культуры — песен, сказок, рассказов, картин — ребенка также вводят взрослые. Как можно больше читайте и рассказывайте детям, не жалейте на это времени. Дети любят повторения: они с удовольствием много раз слушают одну и ту же сказку, любят петь знакомые песни, повторять знакомые действия. Это дает им возможность хорошо овладеть материалом и почувствовать себя уверенно. Многократно повторяйте спектакли, сказки, истории. Не жалейте времени и не спешите вводить новую игру, песенку, танец, если дети еще не до конца освоили предыдущий материал. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер, познание окружающего мира происходит в процессе предметных манипуляций. Детям нужно обеспечить разнообразную предметную среду, которая позволяет активно исследовать не только внешние свойства различных предметов, но и их внутреннее устройство. Малыш внимательно обследует с помощью всех своих органов чувств, включая вкус и обоняние, внешнюю оболочку каждого предмета. Теперь наступает время интереса к тому, что у этого предмета внутри. Наиболее привлекательными становятся предметы, которые имеют отверстия и полости, в которые можно что-либо положить, а затем вынуть. Надолго завладеет вниманием малыша вещь, которую он сможет разбирать на части. И большой интерес
з* ~7ГГ— представляют детали, из которых можно что-то сконструировать самостоятельно. Итак, ребенок использует три типа действий: разобрать на части, сконструировать нечто, заполнить и опустошить полость в предмете. Ребенок двух-трех лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку, так же как он это делает с пластмассовой машинкой. В этом возрасте такое поведение не является проявлением жестокости. Разницу между живым и неживым ребенок усваивает из наблюдений за отношением взрослого к разным объектам. Реагируйте на такое поведение ребенка адекватно, не порицая его, а объясняя, что бабочка живая и ее нельзя «разбирать на части» — она не сможет жить, погибнет, и ей больно. Систематически показывайте образцы различного поведения по отношению к живым и неживым объектам. Предоставляйте детям разнообразные емкости, которые можно заполнять и опустошать: банки, коробки, сумочки и кошельки, пустые флаконы. Делайте вместе с детьми звучащие игрушки — «шумелки» и «гремелки» из пустых флаконов, емкостей от «киндерсюрпризов» и т. д., наполняя их различными семенами, металлическими предметами, песком и т. п. Дети этого возраста многократно повторяют так называемые прямые и обратные действия. Они могут вкладывать что-то в коробочку или кошелечек и затем вынимать, открывать и закрывать замочек сумочки или сундучка, выдвигать и задвигать ящики, застегивать и расстегивать различные замки, включать и выключать свет. Необходимо внести в среду предметы, которые позволяют совершать такие действия. Детям интересны все игрушки и предметы, которые двигаются. Поэтому им необходимы движущиеся игрушки-каталки на палочке, с веревочкой, заводные, с пультом управления, на батарейках, а также механические игрушки типа богородских медвежат-кузнецов и клюющих курочек. Озвученные игрушки дают представление о разных способах получения звуковых эффектов: ребенок пробует нажимать на клавиши, дергать струны, дуть в свисток, ударять по барабану ладошкой или специальной палочкой. Желательно, чтобы через игрушки ребенок смог познакомиться с самыми разнообразными материалами: тканями разной фактуры (шелк, плюш, вельвет, шерсть, лен), деревом, глиной, металлом, пластиком, резиной. Предоставляйте детям также разнообразные изобразительные материалы (краски, мелки, фломастеры, пластилин, бумагу различной фактуры, кисти, штампы и т. п.). К трем годам ребенок осваивает на уровне практического действия операцию сериации — упорядочения по размеру. Предоставляйте детям достаточно пирамидок на конусной основе, матрешек, формочек-вкладышей. Формирование представлений о цвете, форме, размере предметов требует использования специальных дидактических игрушек, которые могут дать детям так называемые эталонные представления. На основе восприятия ребенок к трем годам учится осуществлять простейшие классификации, например по цвету, размеру. Ребенок двух-трех лет проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить реветь», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребенка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить эмоциональное равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое. Причины негативных эмоций у малышей часто связаны с физическим состоянием. Упал и ушибся — плачет. Не выспался, проголодался, давит тесная обувь или «кусает» раздражающий нежную кожу шерстяной свитер — хнычет, ноет и т. п. Все чаще педагоги отмечают, что дети реагируют плохим или неустойчивым настроением на смену погоды, перепады давления, вспышки солнечной активности, магнитные бури, полнолуние, новолуние и другие природные факторы. После начала кризиса трех лет вспышки негативных эмоций сопровождают и попытки взрослых навязать ребенку свою волю. Положительные эмоции также в значительной степени связаны с требованиями организма: вкусная любимая еда, приятные запахи (например, цветов или духов), приятный физический контакт со взрослым, активное движение, пение, легкая и веселая музыка, осязание приятных на ощупь тканей или материалов, из которых сделаны мягкие игрушки или которыми они наполнены (например, перекатывающиеся шарики), для некоторых детей — купание. Для поддержания ровного положительного эмоционального фона очень важно соблюдение четкого и соответствующего возрастным физиологическим особенностям и ритмам режима. Восстановлению эмоционального равновесия способствуют игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, игры на коленях, пальчиковые игры и т. п. В этом возрасте у многих детей проявляются возрастающие страхи — темноты, чудовищ, больших и лохматых существ, собак и т. п. Ребенок может испугаться неожиданного резкого громкого звука, движения. Ребенок выражает гордость за свое творчество и за продукты своего труда независимо от их качества.
Третий год жизни — лучшее время для формирования хороших привычек любого рода. К их числу относятся навыки самообслуживания, культурно-гигиенические навыки. Важно понимать, что на этапе формирования отработка их требует значительного времени, которое должно быть заложено в распорядке дня для того, чтобы добиться именно качества в выполнении той или иной процедуры. Освоение мира предметов связано у детей с формированием начальной орудийной деятельности. Ребенок учится правильно пользоваться ложкой и вилкой, а к трем годам ему можно дать и нож, предлагая для начала разделить на части отварную картофелину, сырник, котлету. Он самостоятельно пьет из чашки. В ходе формирования навыков самообслуживания малыш осваивает расческу и зубную щетку, учится правильно намыливать руки и вытирать их полотенцем. В играх с песком ребенок учится копать лопаткой, использовать грабельки, насыпать песок совочком в ведерко или формочку. Дети с удовольствием повторяют за взрослыми действия с различными орудиями и инструментами: пробуют стучать молоточком, закручивать шурупы отверткой, пользоваться гаечным ключом — разумеется, если они видели, как это делает взрослый. Аналогично маленький помощник в этом возрасте тянется к венику или метле, хочет помогать мыть посуду, участвовать в изготовлении печенья с помощью формочек или лепке сырников. Во всех случаях объектом, за который «цепляется» внимание ребенка, становится какое-то орудие труда. Валено помнить, что собственно цели деятельности взрослых ребенок понимает еще не вполне отчетливо. Он стремится прежде всего имитировать само действие с предметами. В некоторых случаях в целях безопасности целесообразно предложить ему игрушечный аналог взрослого орудия (молоток, отвертка), в то время как веник ребенку можно дать настоящий — это доставит малышу несказанное удовольствие. Для развития орудийной деятельности в детском саду необходимо иметь разнообразные игрушки, имитирующие взрослые орудия труда. На глазах детей следует как можно чаще выполнять разнообразные, но несложные и понятные детям трудовые действия, предлагая в них поучаствовать и снабжая малышей необходимым инвентарем. Начальная орудийная деятельность обеспечивает развитие ручной умелости, мелкой моторики, способствует совершенствованию зрительно-двигательной координации, столь необходимых в этом возрасте. Каждое орудие требует выполнения определенных движений и в этом смысле создает поле требований к ребенку. Учась действовать в нем, малыш под- готавливается к произвольному контролированию своих движений и действий, которое пока ему недоступно. Овладевая навыками самообслуживания, застегивая пуговицы, развязывая шнурки, ребенок учится выполнять точные, контролируемые движения, которые должны привести к совершенно определенному результату. Кроме того, дети чувствуют все большую уверенность в своих силах, поскольку получают опыт воздействия на окружающий мир посредством различных орудий. В игре ребенок также воспроизводит именно игровое действие, используя для этого разнообразные предметы-заместители. Собственные манипуляции с предметами и подражание действиям взрослых приводят к тому, что у детей возникают мысленные представления как о предмете, так и о действиях с ним. Благодаря таким мысленным представлениям появляется способность переносить действия с одного предмета на другой, что стимулирует участие малыша в игре и приводит к появлению функции замещения одного предмета другим. Для развития ребенка лучше предлагать не реалистичные копии настоящих орудий труда, а неоформленный материал (в том числе природный), который воображение малыша может превратить в необходимый ему в данный момент предмет. -
Содержание работы
Основные пути их решения
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |