КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мышление
Ощущение и восприятие дают нам знание единичного – отдельных предметов и явлений реального мира. Но этого недостаточно. Для того, чтобы человек мог жить и нормально трудиться, ему необходимо предвидеть последствия тех или иных явлений или событий. Знание единичного не является достаточным основанием для предвидения. Например, что будет, если к листу бумаги поднести горящую спичку? Конечно, он загорится. Но, почему мы об этом знаем? Скорее всего, потому что имели собственный опыт и, исходя из имеющейся информации, сделали логичный вывод. Но для этого, мы должны были сопоставить свойства данного листа бумаги с другой бумагой, выявить то обще, что их характеризует, и только после этого сделать вывод о том, что будет с бумагой, если её поднести к огню. Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от общего опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Его суть заключается в порождении нового знания на основе творческого преображения человеком действительности. Мышление – очень широкое понятие и является высшим познавательным психическим процессом. Мышление как процесс. Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, требующая разрешения. Для решения проблемы необходимо найти подходящие способы и средства. Это и есть первая фаза решения задачи – стадия предзадачи, которая заканчивается формулированием гипотез, выбором какого-то варианта действий. В конце этой фазы появляется чувство понимания (озарения, инсайта). Длительность её зависит от трудности задачи, эмоционального состояния человека и т д. Вторая фаза – исполнительская. Она может представлять собой беспорядочные действия в поисках правильного решения (метод проб и ошибок) или обдуманные последовательные действия в зависимости от качества первой фазы. Для осуществления мыслительного процесса необходимы операциональные компоненты мышления: · Анализ – разделение целого на части и выделение отдельных признаков предмета или явления. · Синтез – составление составных частей в единое целое. · Сравнение – установление сходства и различий между объектами. · Абстрагирование – выделение одних признаков и отвлечение от других. · Обобщение – объединение объектов по существенным признакам. · Классификация – разделение и последующее разделение предметов по какому-либо признаку. Виды мышления: 1. Наглядно – действенное мышление. Опирается на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Наиболее элементарный вид мышления, преобладает у ребёнка до 1 года. 2. Наглядно – образное мышление. Опирается на представление и образы (рисунок, схема, план) 3. Словесно – логическое мышление (понятийное мышление) осуществляется при помощи логических операций с понятиями. Формы мышления: 1. Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или фразой. 2. Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-либо. Те, кто хочет состояться как личность, должны посещать все занятия психологии. 3. Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод. Анна выше, чем Берта. Берта выше, чем Вера. Кто самый высокий? Творческое мышление. Существует 2 типа мышления: Конвергентное – мышление сосредоточено на поиске единственно правильного решения проблемы. Дивергентное – мышление направлено на поиск как можно большего числа вариантов решения проблемы. Характерно для творческих людей. Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствование уже существующего решения задачи. Его отличает: · Способность видеть множество решений проблемы · Способность переключаться с одного аспекта проблемы на другой · Способность найти неожиданное, непривычное решение Способность увидеть привычные вещи в новом свете называется креативностью. Что мешает человеку творчески мыслить? 1. Конформизм – желание быть похожим на других. 2. Высокая тревожность. Такой человек обычно очень не уверен в себе, боится открыто высказывать свои идеи. 3. Завышенная оценка значимости своих собственных идей. Они настолько нравятся, что человек оставляет их при себе. Нарушения мышления. По темпу: · Ускорение – повышение темпа мышления. · Замедление – заторможенность мышления. По стройности: · Разорванность – нет связи между мыслями и предложениями. · Бессвязность – нет связи между слогами. · Шперрунги – перерывы мышления. По целенаправленности: · Резонёрство – пустые бесплодные рассуждения. · Аутизм – одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного мышление. По продуктивности: · Бредовые идеи – ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием человека и не поддающиеся коррекции (бред преследования, отравления, величия и т д.) · Сверхценные идеи – суждения, доминирующие в сознании и возникающие на базе реальных факторов, значение которых резко преувеличено. · Навязчивости (обсессии) – насильственно возникающие мысли и переживания, овладевающие человеком и при этом чуждые его личности. Человек осознаёт их неоправданность и нелепость, но подавить усилием воли не может. Поддаются коррекции (навязчивый счёт, воспоминания, действия и т д.). · Фобии – навязчивые страхи (клаустрофобия, канцерофобия и т д.).
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 529; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |