КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Преамбула. Деформации педагогов
Деформации педагогов Психическое выгорание и профессиональные Профессиональные деструкции — изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса. В психологической литературе описана общая схема возникновения деструкции личности1, во многом справедливая и для профессиональных деформаций. Такие деструкции зарождаются в периоды профессиональных кризисов, когда специалист сталкивается с необходимостью разрешения особенно сложных профессиональных ситуаций. Определенные поведенческие заострения в подобных условиях становятся ответом на сложность задачи. Помогая ее разрешению, такие поведенческие реакции закрепляются, превращаются в стереотипы, приводят к заострению соответствующих личностных черт. В гипертрофированном варианте эти качества как бы обретают собственную логику развития: личность стремится формировать профессиональную среду так, чтобы создавалась возможность для их доминирования. А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенденции профессиональных деструкции: - отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; - дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; - низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; - рассогласованность отдельных звеньев профессионального раз - ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, способностей, мышления; - искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; - деформации личности (эмоциональное истощение и выгорание, - прекращение профессионального развития вследствие специфических заболеваний или потери трудоспособности. Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности. Анализируя причины, препятствующие профессиональному развитию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда а также кризисами развития. В наибольшей степени профессиональные деформации развиваются у представителей социономических профессий постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих руководителей, предпринимателей и др. (С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова). Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны стать: творческий момент в деятельности расширение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга общения. Во время профессионального обучения необходимо создавать дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий.
Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |