Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преамбула. Деформации педагогов




Деформации педагогов

Психическое выгорание и профессиональные

Профессиональные деструкции — изменения сложившейся струк­туры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продук­тивности труда и взаимодействии с другими участниками процесса. В психологической литературе описана общая схема возникновения деструкции личности1, во многом справедливая и для профессио­нальных деформаций. Такие деструкции зарождаются в периоды профессиональных кризисов, когда специалист сталкивается с необ­ходимостью разрешения особенно сложных профессиональных си­туаций. Определенные поведенческие заострения в подобных усло­виях становятся ответом на сложность задачи. Помогая ее разреше­нию, такие поведенческие реакции закрепляются, превращаются в стереотипы, приводят к заострению соответствующих личностных черт. В гипертрофированном варианте эти качества как бы обретают собственную логику развития: личность стремится формировать профессиональную среду так, чтобы создавалась возможность для их доминирования.

А.К.Маркова на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности выделила следующие тенден­ции профессиональных деструкции:

- отставание, замедление профессионального развития сравни­тельно с возрастными и социальными нормами;

- дезинтеграция профессионального развития, распад профессио­нального сознания и как следствие — нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты;

- низкая профессиональная мобильность, неумение приспосо­биться к новым условиям труда и дезадаптация;

- рассогласованность отдельных звеньев профессионального раз­
вития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает
(мотивация к профессиональному росту есть, но мешает отсутствие
целостного профессионального сознания);

- ослабление ранее имевшихся профессиональных данных, спо­собностей, мышления;

- искаженное профессиональное развитие, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонений от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности;

- деформации личности (эмоциональное истощение и выгорание,
а также ущербная профессиональная позиция);

- прекращение профессионального развития вследствие специ­фических заболеваний или потери трудоспособности.

Профессиональные деформации нарушают целостность личности, снижают ее адаптивность, устойчивость, отрицательно сказываются на продуктивности деятельности.

Анализируя причины, препятствующие профессиональному раз­витию человека, А.К.Маркова указывает на возрастные изменения, профессиональную усталость, монотонию, длительную психическую напряженность, обусловленную сложными условиями труда а также кризисами развития.

В наибольшей степени профессиональные деформации развива­ются у представителей социономических профессий постоянно взаимодействующих с людьми: врачей, педагогов, работников сферы обслуживания и правоохранительных органов, госслужащих руководителей, предпринимателей и др. (С.П.Безносов, Р.М.Грановская, Л.Н.Корнеева, А.К.Маркова).

Главной профилактической мерой профессиональных деформаций личности должны стать: творческий момент в деятельности расши­рение вариантов профессиональных задач, разнообразие круга об­щения. Во время профессионального обучения необходимо создавать дополнительную степень свободы, не замыкаясь в узких рамках предстоящих профессиональных заданий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.