Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Качественные характеристики профессионально-педагогических деформаций




Ключ

Педагогическая агрессия Авторитарность Демонстративность Дидактичность Догматизм Доминантность Индифферентность Консерватизм Ролевой экспансионизм Социальное лицемерие Поведенческий трансфер
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Номера ответов в ключе структурированы в соответствии с видами возможных деструкций или деформаций.

Количественные показатели исследуемых деформаций определяются следующим образом.

За каждый ответ выставляется оценка в баллах соответственно:

А) – 0

Б) – 1

В) – 2

Г) – 3

Максимальные количественные показатели деформаций приведены в табл.2.

 

Табл.2

Педагогическая агрессия Авторитарность Демонстративность Дидактичность Догматизм Доминантность Индифферентность Консерватизм Ролевой экспансионизм Социальное лицемерие Поведенческий трансфер
Максимальный балл по каждой деструкции
                     

 

Уровень деформации определяется следующим образом:

1. Об отсутствии деформации можно судить, если выявленный показатель составляет менее 30% от максимального балла:

2. О наличии слабовыраженной деформации можно говорить в тех случаях, если показатель составляет от 30 до 60% от максимального балла:

3. Деструкция ярко выражена, если показатель составляет более 60% от максимального балла:

Эти уровни в количественном измерении (баллах) представлены в табл. 3

 

Табл. 3

Уровни деформаций Количественные показатели деформаций в баллах
Педагогическая агрессия Авторитарность Демонстративность Дидактичность Догматизм Доминантность Индифферентность Консерватизм Ролевой экспансионизм Социальное лицемерие Поведенческий трансфер  
низкий До5 До3 До5 До3 До3 До4 До3 До3 До4 До4 До3
Невысокий 6-13 4-6 6-13 4-6 4-6 5-8 4-6 4-6 5-8 5-8 4-6
высокий 14-18 7-9 14-18 7-9 7-9 9-12 7-9 7-9 9-12 9-12 7-9

 

 

При обнаружении ярко выраженных деструкции специалисту необходимо еще раз познакомиться с их внешним проявлением в деятельности, самостоятельно признать наличие каждой из них, про­анализировать причины возникновения деструкции и оценить свою способность к их устранению (коррекции).

1. Авторитарность, которая выражается в использовании пре­имущественно распоряжений, рекомендаций, указаний. Она также обнаруживается в нетерпимости к критике, снижении рефлексии — самоанализа и самоконтроля специалиста, проявлении высокомерия и черт деспотизма.

2. Демонстративность — качество личности, проявляющееся в
эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, показать себя. Эта тенденция реализуется в
оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, на­рочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний. Извест­ная демонстративность представителям социономических профессий необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество профессиональной деятельности, становясь
средством самоутверждения специалиста.

3. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого
повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач.
У специалиста исподволь формируется склонность к упрощению
проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности ситуации. Профессиональный догматизм обнаруживается
также в пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с
ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уров­ня общего интеллекта, а также особенностями характера.

4. Доминантность обусловлена выполнением представителями
социономических профессий функций, связанных с оцениванием,
осуществлением контроля. Развитию этой деформации также способствуют индивидуально-типологические особенности личности. В большей мере доминантность присуща холерикам и флегматикам. Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае профессиональная деятельность создает благоприятные усло­вия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении и самоутверждении за счет других.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмо­циональной сухостью, игнорированием индивидуальных особеннос­тей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие, как правило, развивается у представителей социономических
профессий на основе обобщения личного отрицательного опыта. Эта
деформация характерна для закрытых людей со слабо выраженной
эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность
нарастает с годами как следствие эмоциональной усталости и отри­цательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

6. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововве­дений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном
отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма спо­собствует то обстоятельство, что специалист регулярно репродуци­рует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превра­щаются в штампы, экономят интеллектуальные силы, не вызывают
дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы начинают тормозить развитие организации, предприятия или учреждения.

7. Профессиональная агрессия выражается в нежелании учитывать
чувства, права и интересы других людей. Об агрессивности свидетельствуют также ирония, насмешки и навешивание ярлыков, умаляющих достоинство личности: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т. п. Агрессивность как профессиональная деформация
обнаруживается у представителей социономических профессий с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, падает самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

8. Ролевой экспансионизм для данной деформации характеризу­ется тотальной погруженностью в профессию, фиксацией на собственных проблемах и трудностях, неспособностью и нежеланием понять другого человека, преобладанием обвинительных и назида­тельных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственных роли и значимости.

 

9. Социальное лицемерие специалистов социономических про­фессий обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в при­вычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

10. Поведенческий трансфер (синдром ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, при­сущих другим людям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении сотрудников правоохрани­тельных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи,
интонациях отчетливо прослеживаются психологические особенности
правонарушителей.

11. Сверхконтроль выражается в чрезмерном сдерживании своих
чувств, ориентации на инструкции, уходе от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности других людей.

 

Демонстративность — качество личности, проявляющееся в
эмоционально окрашенном поведении, желании нравиться, стремлении быть на виду, показать себя. Эта тенденция реализуется в оригинальном поведении, демонстрации своего превосходства, на­рочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний. Извест­ная демонстративность представителям социономических профессий необходима. Однако когда она начинает определять стиль поведения, то снижает качество профессиональной деятельности, становясь средством самоутверждения специалиста.

5. Профессиональный догматизм возникает вследствие частого
повтора одних и тех же ситуаций, типовых профессиональных задач.
У специалиста исподволь формируется склонность к упрощению
проблем, применению уже известных приемов без учета всей сложности ситуации. Профессиональный догматизм обнаруживается
также в пренебрежительном отношении к науке, инновациям, в самоуверенности и завышенной самооценке. Догматизм развивается с
ростом стажа работы в одной и той же должности, снижением уров­ня общего интеллекта, а также особенностями характера.

6. Доминантность обусловлена выполнением представителями
социономических профессий функций, связанных с оцениванием,
осуществлением контроля. Развитию этой деформации также способствуют индивидуально-типологические особенности личности. В большей мере доминантность присуща холерикам и флегматикам.
Она может развиться на основе акцентуации характера. Но в любом случае профессиональная деятельность создает благоприятные усло­вия для удовлетворения потребности во власти, в подавлении и самоутверждении за счет других.

5. Профессиональная индифферентность характеризуется эмо­циональной сухостью, игнорированием индивидуальных особеннос­тей работников. Профессиональное взаимодействие с ними строится без учета их личностных особенностей. Профессиональное равнодушие, как правило, развивается у представителей социономических
профессий на основе обобщения личного отрицательного опыта. Эта
деформация характерна для закрытых людей со слабо выраженной
эмпатией, испытывающих трудности в общении. Индифферентность
нарастает с годами как следствие эмоциональной усталости и отри­цательного индивидуального опыта взаимодействия с подчиненными и коллегами.

9. Консерватизм проявляется в предубеждении против нововве­дений, приверженности устоявшимся технологиям, настороженном
отношении к творческим работникам. Развитию консерватизма спо­собствует то обстоятельство, что специалист регулярно репродуци­рует одни и те же хорошо зарекомендовавшие себя формы и методы управления. Стереотипные приемы воздействия постепенно превра­щаются в штампы, экономят интеллектуальные силы, не вызывают
дополнительных эмоциональных переживаний. По мере профессионализации эти штампы начинают тормозить развитие организации, предприятия или учреждения.

10. Профессиональная агрессия выражается в нежелании учитывать
чувства, права и интересы других людей. Об агрессивности свидетельствуют также ирония, насмешки и навешивание ярлыков, умаляющих достоинство личности: «тупица», «бездельник», «хам», «кретин» и т. п. Агрессивность как профессиональная деформация
обнаруживается у представителей социономических профессий с ростом стажа работы, когда усиливаются стереотипы мышления, падает самокритичность и способность конструктивно решать конфликтные ситуации.

11. Ролевой экспансионизм для данной деформации характеризу­ется тотальной погруженностью в профессию, фиксацией на собственных проблемах и трудностях, неспособностью и нежеланием понять другого человека, преобладанием обвинительных и назида­тельных высказываний, безапелляционных суждений. Эта деформация обнаруживается в жестком ролевом поведении за пределами организации, предприятия, в преувеличении собственных роли и значимости.

9. Социальное лицемерие специалистов социономических про­фессий обусловлено необходимостью оправдывать высокие нравственные ожидания, пропагандировать моральные принципы и нормы поведения. Социальная желательность с годами превращается в при­вычку морализирования, неискренность чувств и отношений.

12. Поведенческий трансфер (синдром ролевого трансфера) характеризует формирование черт ролевого поведения и качеств, при­сущих другим людям. Поговорка «С кем поведешься — от того и наберешься» справедлива в отношении сотрудников правоохрани­тельных органов: в их поведении, эмоциональных реакциях, речи,
интонациях отчетливо прослеживаются психологические особенности
правонарушителей.

13. Сверхконтроль выражается в чрезмерном сдерживании своих
чувств, ориентации на инструкции, уходе от ответственности, подозрительной осмотрительности, скрупулезном контроле деятельности других людей.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Анциферова Л. И. Способность личности к преодолению деформаций своего развития // Психологический журнал. — 1999. — № 1.

Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. — СПб., 2004.

Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструк­ций. — М.; Екатеринбург, 2005.

Орел В. Е. Исследование феномена профессиональной деформации лич­ности // Ежегодник Рос. психол. общества. — М., 1996. — Т. 2. — Вып. 2.

Э.Ф. Зеер, А.М. Павлова. Психология профессионального образования. – М.; 2008.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 923; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.