Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Уровни нравственного самосознания детей по Л. Кольбергу




Уровень нравственного самосознания Психологическая характеристика
Доконвенциональный уровень Ориентация на избежание наказаний и послушание: правила поведения не нарушаются в присутствии взрослых
Конвенциональный уровень Правила поведения не нарушаются и в отсутствие взрослых из-за страха наказания
Постконвенциональный уровень Правила поведения не нарушаются в соответствии с собственными моральными позициями

 

Согласно Л. Кольбергу, нравственный выбор делается не в вакууме, на него оказывает влияние возможная оценка другими людьми. Ребенок как бы заключает некое нравственное соглашение (конвенцию) с миром, обязуясь вести себя определенным образом. Возможность принятия подобной конвенции появляется в определенном возрасте.

 

Нравственное самосознание до "принятия конвенции" характеризует доконвенциональный уровень, на этапе ее принятия – конвенциональный уровень, и соответственно, у более зрелых людей – постконвенциональный уровень.

 

Указанные уровни могут быть проиллюстрированы следующими примерами: незрелый ребенок не ест конфеты из праздничного набора только потому, что рядом находится мама, не позволяющая ему этого; ребенок, находящийся на конвенциональном уровне не ест эти конфеты уже потому, что обещал этого не делать; а вот уже на постконвенциональном уровне ребенок мотивирован тем, что не хочет испортить праздничный стол, хочет угостить других и т.п.

 

Сказанное означает, что ребенок-дошкольник в силу своего возраста может быть либо нравственным реалистом, либо может иметь доконвенциональный уровень нравственного сознания. Нравственный релятивизм и конвенциональная мораль – привилегия более зрелого возраста.

 

Развитие нравственной сферы личности дошкольника обусловлено эмоциями и чувствами ребенка и связано с его стремлением сохранить положительный образ "Я". Развитие нравственной сферы личности в дошкольном возрасте можно представить как становление интегрального единства и формирование взаимосвязей нравственного сознания, поведения, отношений, эмоций и чувств ребенка. Его нравственное поведение основано на пока еще недостаточном понимании и принятии нравственных норм и правил. Они выполняются ребенком при наличии и одобрении со стороны взрослых.

 

Дошкольник понимает правила адекватного взаимодействия с людьми и в благоприятных для себя условиях может совершать действия, ориентируясь на эти правила.

Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в одобрении окружающих приводит к пониманию необходимости соответствовать положительному эталону поведения. Когда эта потребность приобретает личностный смысл, у дошкольников возникает ответственность как личностная особенность, складываются основы ответственного отношения к результатам своего поведения. В процессе становления ответственности у ребенка развивается способность давать оценку своим отдельным поступкам и поведению в целом как хорошему или плохому, если доминирующими мотивами поведения являются общественные мотивы. Овладевая рефлексией, ребенок пытается анализировать собственное поведение, проецировать свои действия на возможные реакции со стороны других людей.

 

Несмотря на то что потребность поступать в соответствии с правилами приобретает личностный смысл для ребенка, его чувство ответственности лучше проявляется в присутствии взрослого.

 

Развитие нравственного сознания дошкольников происходит в следующих направлениях:

• уточнение знаний и представлений о хорошем и плохом поведении;

• осознание последствий нарушения нравственных норм;

• освоение главных этических понятий: их осознание, переживание и использование для оценивания характера нравственных действий и поступков;

• конкордация нравственных знаний и представлений, эмоциональных отношений и поступков.

 

Нравственному развитию способствует усиление с возрастом значимости нравственных норм и правил, повышение адекватности оценки своих поступков и поступков других людей на основе нравственных знаний. При этом дошкольник остается очень зависим от оценок взрослых. Основными этическими понятиями, обусловливающими развитие нравственной сферы личности дошкольников, являются: хорошо – плохо, правда – ложь, можно – нельзя, вежливость – грубость, добро – зло и др.

 

Общими факторами нравственного развития в дошкольном возрасте являются: нравственные чувства и переживания ребенка, осознание нравственных норм и отношение к ним, адекватность эмоциональных отношений и поведения в их выполнении, нравственное сознание и чувство нравственного долга, нравственная оценка и самооценка. Общий психологический механизм заключается в интериоризации-экстериоризации нравственных норм, содержащихся в основных этических понятиях. Частными психологическими механизмами нравственного развития личности дошкольника являются: идентификация с носителями моральных норм, подражание нравственным образцам, рассогласование между внешней оценкой взрослыми нравственного поведения и отношений и внутренней моральной самооценкой ребенка.

Критериями эффективности развития нравственной сферы личности дошкольника являются:

– критерий нравственного знания (что ребенок знает);

– критерий нравственного отношения (как он к этому относится);

– критерий нравственного поведения (как он себя ведет);

– критерий нравственных чувств и морального переживания (что он при этом чувствует);

– общий критерий – как единство сознания, поведения, чувств, отношений и переживаний.

 

Формирование нравственных понятий в дошкольном возрасте осуществляется разными способами.

Процесс формирования нравственных понятий идет в дошкольном возрасте не только по направлению от конкретного к обобщенному пониманию нравственной сущности ситуаций. Под влиянием общения со взрослыми дошкольники усваивают содержание моральных понятий первоначально в категориальной форме. Содержание данных понятий на протяжении дошкольного возраста постоянно уточняется и дополняется, что способствует интенсификации их формирования. В то же время это создает возможность их формального усвоения. Формирование элементарных нравственных понятий и представлений обеспечивает более осознанное вхождение в мир взрослых и стимулирует переход дошкольника на новый уровень нравственного развития. Поведение, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками постепенно перестают носить непосредственный эмоциональный характер, а начинают определяться нравственными нормами. Старший дошкольник может сам использовать определенные нравственные оценки и применять общие критерии "хорошо – плохо", в соответствии с которыми он дифференцирует социально полезные и отрицательные свои по ступки и действия других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1030; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.