Диагностика социально- нравственного развития дошкольника.
Практический пример
В экспериментальном исследовании Н. В. Мельниковой выявлено, что девочки дошкольного возраста имеют более высокий уровень развития нравственных чувств и нравственного сознания, регулирующих поведение, поэтому их общий уровень нравственного развития выше. Они, в отличие от мальчиков, способны испытывать переживания, связанные с выполнением или нарушением нравственных норм, независимо от одобрения или неодобрения окружающих. Нравственные чувства и переживания мальчиков-дошкольников в большей степени связаны с оценками и контролем окружающих взрослых.
Направленность дошкольников на выполнение положительно оцениваемых поступков, выступая в качестве регулятора их деятельности, является основой для формирования у них нравственных свойств. Большую роль в качестве эталона поведения для детей дошкольного возраста выполняют сказочные персонажи, у которых в образной и доступной им форме выделяются положительные и отрицательные особенности характера. Формирование личности посредством моральных критериев и оценок регулируется взрослыми, которые осуществляют отбор и поощрение социально значимых качеств. Самостоятельность ребенка начинает проявляться в тех ситуациях, когда он соотносит с собой и другие моральные оценки и на этой основе осуществляет регуляцию своей деятельности.
Таким образом, в дошкольном возрасте происходит интенсивное нравственное развитие ребенка: становление этических инстанций, которое предполагает развитие морального сознания, моральной саморегуляции поведения и социальных, нравственных чувств; формирование нравственно-прагматического поведения, которое основано на усилении внешнего контроля, разветвлении его форм, иерархизации и переиерархизации прагматических мотивов нормативного поведения и возникновение предпосылок к бескорыстному нравственному поведению, представляющему собой результат взаимодействия сознательно усвоенных норм и переживания альтруистического воздействия со стороны близких взрослых.
Представления, умения, навыки
Диагностические методики
Ребёнок и взрослые
Имеет знания об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.
Имеет представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми (женщина — любящая мать, на работе труженица, в свободное от работы время имеет хобби, увлечение).
Имеет представления о том, что от поведения детей зависит настроение и чувства взрослых.
Имеет представления о культурных традициях своей семьи.
5. Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния взрослого по мимике, жестам, позе.
6. Правильно понимает слова, выражающие моральную оценку качеств личности (добрый, вежливый, трудолюбивый, отзывчивый, заботливый, правдивый, смелый).
Имеет представления о том, как образуются отчества и взрослое имя человека.
8. Имеет представления о многообразии народов мира, некоторых особенностях внешнего вида, национальной одежды.
Д/упр. «Выложи цепочку». Вопросы: Кто старше? Кто моложе? Кто самый пожилой?
Инд. Беседы с детьми: Как мама заботится о тебе? Где она работает? Что она рассказывала о работе? Чем мама любит заниматься в свободное время?
Анализ бытовых ситуаций: Почему сердится мама? Как она себя ведёт при этом? Как ты должен был повести себя в данной ситуации? Что обрадовало папу? Что он сказал? Как ты ещё хочешь его порадовать?
Инд беседа с ребёнком: Как вы встречаете Новый год? Другие праздники? Есть ли в вашей семье что-то такое, чего нет в других семьях?
Рассматривание ил. с изображением разных эмоциональных состояний. Что чувствует этот человек? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
Анализ героев литературных произведений. Оценка качеств личности персонажей. (Красная шапочка добрая или хитрая? Что можно сказать о характере бабушки? В чём это проявляется? И т. д.)
Вопросы: Девочку зовут Оля. Как её будут звать, когда она вырастет? У Вовы папу зовут Алексей. Как будет полное имя Вовы, когда он вырастет?
Инд. Беседа с ребёнком: Как называется наша планета? Какие страны мира ты знаешь? Воспитатель предлагает показать на картинке людей разных народов мира и назвать их.
Ребёнок и сверстники.
Имеет представления о некоторых характерных особенностях детей разного возраста и пола, некоторых характерных особенностях их внешнего вида, любимых занятиях.
Имеет представления о некоторых особенностях характера и поведения своих сверстников.
Узнаёт и называет разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе.
Умеет самостоятельно объединяться в небольшой группе детей для деятельности (труд, игра), определять общий замысел, распределять роли, согласовывать свои действия с действиями партнёров, оценивать результат и характер взаимоотношений.
Понимает, почему нужно выполнять правила, их гуманистический смысл.
Игра «Что кому?». Предлагается набор картинок с изображением мальчика, девочки, младенца, подростка. Набор предметных картинок: соска, машина, кукла, портфель. Предлагается разложить картинки по парам.
Вопросы: Кто самый внимательный в группе? Кто никогда не опаздывает? Кто не любит расчёсываться? У кого кудрявые волосы и т. д.
Рассматривание ил. с разными эмоциональными состояниями: Что чувствует этот ребёнок? Какое у него настроение? Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни.
Наблюдения за ребёнком в повседневной жизни, сюжетно-ролевые игры.
Беседа: Зачем человеку выполнять правила поведения: уступать друг другу, не кричать, быть приветливым по отношению ко взрослым и детям, уметь научить другого тому, что умеешь делать сам, играть дружно, быть справедливым, соблюдать очерёдность?
Отношение ребёнка к самому себе.
Знает своё имя, фамилию, отчество, пол, возраст, дату своего рождения, номер телефона, место работы родителей.
Знает родословную семьи.
Знает о назначении некоторых внутренних органов человека и условия их нормального функционирования.
Знает правила пользования электроприборами, знает, как оказать первую медицинскую помощь.
Знает элементарные правила дорожного движения.
Знает некоторые сведения об истории Волгограда, достопримечательности, главные улицы.
Имеет представления о школе, жизни школьника.
Проявляет самостоятельность, избегает опёки старших в привычных ситуациях.
Владеет элементарным самоконтролем, приёмами сопоставления своих действий или своей работы с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Индивидуальная беседа с ребёнком.
Вопросы: Как зовут бабушек (дедушек)? Сколько у них детей? Как звали их мам (пап)? Кем они были?
Работа с иллюстрациями: Покажи, где сердце, лёгкие, и т.д. Зачем человеку …? Как сохранить их здоровье? Что можно делать и чего нельзя? И т. д.
Вопросы по картинке. Набор предметных картинок с изображением электроприборов. Вопросы: Что это? Как правильно пользоваться? Чего нельзя делать? Если случилась беда, что делать? Если человек тонет, каковы твои действия?
Д/И на правила дорожного движения.
Рассматривание иллюстраций о г. Волгограде, вопросы: Как называется город где ты живёшь? Какие знаешь памятники, улицы? И т.д.
Беседа: Что делают в школе? Как называются занятия в школе? Как называется школьная сумка? Как проходит день школьника?
Д/и «Режим дня школьника». Ребёнку предлагается разложить картинки в нужной последовательности.
Наблюдение за ребёнком в повседневной жизни.
Ребёнку предлагается построить сложную постройку по образцу; сложить поделку из бумаги, согласуя свои действия с предложенным алгоритмом; выполнить определённые действия по словесной инструкции педагога (например, подойди к полочке красоты, возьми самую большую поделку, потом зайди в центр экспериментирования, возьми ветродуй и всё это принеси сюда). Анализ: Где допустил ошибки? Что сделал не так?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление