Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ результатов. Обработка результатов




Обработка результатов

Результатами этого тестирования являются время чтения всего набора букв, цифр, знаков и количество допущенных испытуемым ошибок.

Результаты тестирования интерпретируются с помощью шкалы оценки темпа устной речевой деятельности.

Время чтения Темп чтения Примечание
40 с и меньше высокий За допущенные при чтении ошибки ранг темпа чтения уменьшается путем снижения на одну строку вниз
от 41 до 45 с хороший
от 46 до 55 с средний
от 56 до 60 с низкий

В ходе интерпретации результатов важно учитывать, каким видом деятельности предпочитает заниматься испытуемый и его темперамент. У филологов темп речевой деятельности бывает обычно высоким. Кроме того, на скорость чтения теста влияет самочувствие и настрой на тестирование. Немаловажную роль играет установка, вызванная инструкцией. У большинства людей высокий темп коррелирует с холерическим или сангвиническим типами темперамента, а средний или низкий – с флегматическим и меланхолическим.

Темп чтения можно ускорить частым чтением вслух и развитием внимания.


3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧИ С ПОМОЩЬЮ ИЗМЕРИТЕЛЯ ТЕМПОРАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК РЕЧИ (ознакомительная)

Общая характеристика.

Скорость речи определяется по показателям количества речевых сегментов в единицу времени. Чаще всего в виде наиболее стабильного сегмента выбираются слоги (сочетания из 2-3 гласных и согласных звуков), а за единицу времени выбираются минуты. В таком случае показатели темпа речи для русскоговорящих следующие:

— 120 слогов в минуту (или 4-5 звуков в секунду) — медленный и очень медленный,

— 250 слогов в минуту (или 7-8 звуков в секунду) — средний,

— 350 слогов в минуту (или 9-10 звуков в секунду) — быстрый,

— 400 слогов в минуту (или 10 и более звуков в секунду) — сверхбыстрый.

Испытуемые выполняют с его помощью следующие задания:

1. Свободный рассказ на русском языке на произвольную тему в течение одной минуты,

2. Свободный рассказ на иностранном языке на произвольную тему в течение одной минуты,

3. Чтение скороговорок в удобном темпе в течение одной минуты,

4. Чтение скороговорок в максимально быстром темпе в течение одной минуты.

Скороговорки используются в этом задании для улучшения артикуляции звуков, как это рекомендуют делать специалисты по технике речи на занятиях по сценическому искусству.

Показатели темпа речевого говорения в различных условиях (задания 3-4)

Показатели темпа Время чистого говорения Длительность пауз Количество пауз
Чтение скороговорок, удобный темп, 1 мин Чтение скороговорок, максимально быстрый темп, 1 мин      

Для каждого задания регистрируются 3 показателя: время чистого говорения, время пауз и количество пауз. Полученные данные рекомендуется свести в таблицу.

При сравнении 3-го и 4-го показателей оцениваются максимально возможные артикуляционные скоростные свойства собственной речи. Поскольку тексты скороговорок даны для чтения, известны также и их лингвистические особенности, прежде всего — количество слогов. Пользуясь показателями матрицы и сведениями о длине текста в слогах, каждый испытуемый рассчитывает свою оптимальную и максимально возможную скорость.

Тексты скороговорок для чтения

1. Два дровосека, два дровокола говорили про Варю, про Ларю, про Ларину жену, спорили, что у осы не усы, не усищи, а усики, что сшит колпак не по-колпаковски, что вылит колокол не по-колоколовски. Пока шел спор, забрела свинья во двор. Рыла свинья тупорыла, белорыла, полдвора изрыла, вырыла, подрыла. О пустяках спорить — дело упустить.

Объем текста — 130 слогов.

2. Из-под Костромы, из-под Костромщины везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Везет да скороговорками так и сыплет: мол, тетерев сидел на дереве, от дерева — тень тетерева, мол, у гусыни усов ищи не ищи, не сыщешь, мол, каков Савва, такова и слава. Скороговорил, скороговорил, да так всех скороговорок и не перевы-скороговорил.

Объем текста — 100 слогов.


4. ОЦЕНКА СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ (самооценочная методика)

Стимульный материал: опросник оценки скорости чтения


1. Всегда ли вы, начиная чтение, имеете какую-либо цель?

а) всегда четкую

б) как правило, четкую

в) иногда четкую

г) всегда приблизительную

д) цели не имею

2. Удается ли вам сосредоточиться на тексте?

а) не удается

б) удается всегда, когда материал интересный

в) иногда удается

г) в основном удается

д) всегда удается

3. Как вы понимаете структуру читаемого материала?

а) на структуру не обращаю внимания

б) плохо понимаю структуру текста

в) представляю структуру только после прочтения текста

г) хорошо понимаю структуру отдельных разделов

д) всегда и быстро улавливаю структуру текста

4. Как вы усваиваете смысл прочитанного?

а) сразу усваиваю смысл большого отрезка текста

б) усваиваю смысл отдельных абзацев

в) понимаю смысл отдельных предложении

г) понимаю смысл частей предложения

д) усваиваю смысл текста путем прочтения отдельных слов

5. Возвращаетесь ли вы взглядом к уже прочитанному тексту?

а) возвращаюсь очень часто

б) возвращаюсь достаточно часто из-за непонимания отдельных слов

в) возвращаюсь в редких случаях лишь к наиболее трудным местам

г) возвращаюсь иногда, так как думаю, что не понял смысл текста

д) никогда не возвращаюсь

6. Меняете ли вы скорость чтения на протяжении одной статьи?

а) всегда читаю медленно

б) меняю иногда скорость

в) скорость определяю перед началом чтения

г) как правило, меняю скорость

д) всегда меняю скорость

7. Водите ли вы по строке пальцем, карандашом или следите за строчками текста движением головы?

а) голова и руки всегда без движения

б) иногда двигаю головой

в) при чтении важных мест вожу иногда пальцем или карандашом по тексту

г) часто вожу пальцем или карандашом по тексту

д) всегда двигаю головой, вожу по тексту пальцем или карандашом

8. Как двигаются ваши глаза при чтении?

а) вертикально по середине страницы

б) в основном по середине страницы с небольшими отклонениями

в) зигзагообразно от строки к строке

г) зигзагообразно от строки к строке с остановками на каждой строке

д) зигзагообразно от строки к строке с остановками на каждом слове

9. Проговариваете ли вы вслух или про себя то, что читаете?

а) всегда проговариваю про себя и иногда вслух произношу трудные слова

б) в основном проговариваю

в) иногда проговариваю текст про себя

г) затрудняюсь ответить

д) читаю молча и думаю, что не проговариваю

10. Возникают ли у вас образные представления того, что читаете?

а) никогда не возникают

б) возникают очень редко

в) иногда возникают

г) как правило, возникают

д) всегда возникают.


 

Оценка результатов:

В вопросах 1,4, 7,8 ответы располагаются в нисходящем порядке:

а — 10 баллов, б — 8, в — 6, г — 4,д — 2 балла.

Во всех остальных вопросах баллы располагаются в восходящем порядке:

а — 2 балла, б — 4, в — 6, г — 8, д — 10 баллов.

Зона удовлетворительных и хороших ответов располагается в диапазоне от 60 до 100 баллов. Результаты менее 60 баллов расцениваются как неудовлетворительные, препятствующие скоростным параметрам чтения.


4. ПСИХОГРАФОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

4.1. Исследование содержательных речевых характеристик

Содержательные характеристики письменной речи можно определить с помощью традиционных методов контент-анализа и интент-анализа речевой продукции.

В значительной степени информация о пишущем содержится в анализе способов выражения, т.е. в тех психолингвистических категориях, которые свидетельствуют о профессиональной и интеллектуальной компетентности, эмоциональном состоянии, общей и речевой культуре.

С этой целью испытуемым предлагается выполнить следующее задание: написать письмо своему другу (подруге), не требующее особо тщательной подготовки и проверки (пишу так, как говорю). Письмо должно быть достаточно длинным, размером в 250-300 слов (примерно 2 страницы нелинованной бумаги). Это письмо и будет объектом для психолингвистического анализа.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-27; Просмотров: 1241; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.