КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Человек становится личностью, а не рождается ею. 1 страница
ЛИЧНОСТЬ ПЛАН изучаемых тем: 1. Понятие личности 2. Основные характеристики личности 3. Структура личности 4. Механизмы психологической защиты личности 5. Самосознание личности: образ -Я, самооценка, уровень притязания. 6. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер, способности. 7. Личность и коллектив. 8. Мотивационная сфера личности. 9. Межличностные отношения в группе и коллективе. 10. Развитие личности 1. ТЕМА: ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПЛАН: 1. Понятия: «индивид», «человек», «личность», «индивидуальность». 2.Понятие личности в психологии и её рождение. 1.ИНДИВИД (от латинск. ИНДИВИДУУМ - неделимое) - 1. Это отдельное живое существо, представитель биологического вида. 2. Отдельный представитель человеческой общности. ЧЕЛОВЕК - 1. Биологическое существо, животное, обладающее способностью познавать окружающий мир и активно изменять его. 2. Существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно- исторической деятельности. ЧЕЛОВЕК - Биосоциальное существо, обладающее высокоразвитым мозгом, членораздельной речью, прямохождением, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе общественного труда. ЛИЧНОСТЬ - 1.Это человек, как член общества, имеющий определенные права и обязанности. 2. Системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности 3. Это преимущественно формирующуюся, индивидуально своеобразная ЛИЧНОСТЬ - человек с такими психологическими характеристиками, которые социально обусловлены, проявляются в общественных связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и для окружающих. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — это конкретный человек во всем своеобразии своих физических и психологических качеств и свойств. СУБЪЕКТ– человек, как активный носитель того начала, которое дает возможность рассматривать его как общественное существо, способное на самостоятельные деяния, значимые для человечества. В Древнем Риме личность или персона - маска в театре, личина. Затем «персона» стала означать «лицо перед законом», при этом, раб, тело которого принадлежало господину, не имело своей «персоны». В русском языке слово «личность» долге имело оскорбительный оттенок. Сохранилась поговорка «не переходите на личности». В психологии понятие личность используется в двух основных значениях: 1. Любой человек, наделенный сознанием; 2. Человек, достигший определенного уровня психического развития. Л. И. Божович, утверждала: «Человек, являющийся личностью, обладает таким уровнем психического развития, который делает его способным управлять своим поведением и деятельностью, а в известной степени и своим психическим развитием». А.Н. Леонтьев считал, что личность рождается дважды: 1. Когда ребенок начинает осознавать себя как отдельное от окружающего мира существо и говорит «Я сам» (2-3 года); 2. Когда возникает его сознательная личность, и он может отвечать за свои поступки. 2. ТЕМА: ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ ПЛАН: 1. Устойчивость личности. 2. Единство личности. 3. Активность личности и её виды. УСТОЙЧИВОСТЬ личности характеризует последовательность её действий и предсказуемость её поведения, придаёт её поступкам закономерный характер. Ощущение устойчивости собственной личности и личности другого - важное условие внутреннего благополучия и установление нормальных взаимоотношений с окружающими людьми. Сочетание психологических особенностей, черт характера, свойств темперамента, качеств ума, преобладающих интересов образуют у каждого человека устойчивое ЕДИНСТВО, которое может рассматриваться как относительное постоянство психического склада личности. При непрерывном изменении психических состояний, процессов, при изменении поведения в разных социальных группах, с возрастом ПСИХИЧЕСКИЙ СКЛАД ЛИЧНОСТИ ОСТАЕТСЯ ДО НЕКОТОРОЙ СТЕПЕНИ ПОСТОЯННЫМ. Эта относительная устойчивость связана со следующими факторами: 1. Постоянство общественных отношений. 2. Условия жизни. 3. Особенности физического облика. Устойчивое единство характерно не для всех людей. Некоторые со временем обнаруживают глубокие, драматические изменения своей личности. Люди их совсем не узнают. У одних людей личность становится устойчивой в детстве и далее существенно не изменяется. У других обнаруживается поздно: от 20 до 40 лет. К первым относятся люди, которые в школьном возрасте не сталкивались с противоречиями, конфликтами со взрослыми, сверстниками и т.д. Ко вторым относятся люди, чья внешняя и внутренняя жизнь в подростковом и юношеском возрасте характеризовалась напряжённостью и конфликтами. АКТИВНОСТЬ - свойство всего живого. АКТИВНОСТЬ ЛИЧНОСТИ проявляется в её сознательных избирательных действиях, то есть в деятельности. Активность обеспечивает и приспособление к окружающей среде, и её изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности. Опираясь на теорию отражения, ИСТОЧНИКОМ АКТИВНОСТИ являются потребности. ВИДЫ АКТИВНОСТИ: 1. Физическая активность - естественная потребность здорового организма в движении, физических нагрузках и преодолении всевозможных препятствий. 2. Психическая активность - потребность индивида в познании окружающей действительности и познании самого себя. 3. Социальная активность - потребность личности в изменении или поддержании основ человеческой жизни в соответствии со своим мировоззрением, с своими ценностными ориентациями. Формирование АКТИВНОЙ ЖИЗНЕННОЙ ПОЗИЦИИ, выражающейся в её идейной принципиальности, последовательности в отстаивании своих взглядов, единстве слова и дела. 3. ТЕМА: СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ ПЛАН: 1. Структура личности в школе 3. Фрейда (психоанализ). 2. Структура личности в школе А. Маслоу (гуманистическая психология). 3. Структура личности в школе Советской психологии. 1. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (З.Фрейду) состоит из «Оно», «Я» и «Сверх-Я». «Оно» - это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. Это унаследованный биологический опыт животных. «Оно» действует в соответствии с принципом удовольствия, постоянно требует удовлетворения своих потребностей и бессознательно направляет психическую деятельность. «Я» - сознание, ориентируется на принцип реальности. Это самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Стремится разумно примирить «Оно» и «Сверх-Я». «Сверх-Я» - руководствуется идеальными представлениями (принятым в обществе установками, нормами морали и ценностями). Основной источник формирования - родители, учителя, другие люди, личные контакты на протяжении жизни, литература и искусство. Это совесть человека. Состояние неудовлетворенности собой, тревожности является эмоционально окрашенным отражением в сознании человека борьбы «Оно» и «Сверх-Я». Стремясь избавиться от этих неприятных эмоциональных состояний, человек, с помощью «Я», вырабатывает у себя ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ. 2. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (А. МАСЛОУ). Структура личности основана на иерархии человеческих потребностей: - физиологические потребности - голод, жажда, половые влечения и т.д.; - потребности в безопасности - стремление чувствовать себя защищённым, избавиться от страха и жизненных неудач; - потребность в принадлежности и любви - стремление принадлежать к общности, находиться - потребность уважения, почитания - стремление к компетентности, достижению успехов, одобрению, признанию, авторитету; она отражает уровень самооценки, желание быть как все или быть лучше; - познавательные потребности - стремление много знать, понимать, исследовать; - эстетические потребности - стремление к гармонии, симметрии, порядку, красоте, а также выражается по вкусе человека; - потребность в самоактуализации - стремление к реализации своих способностей и развитие 3. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ (К.К. ПЛАТОНОВ). Структура личности в советской школе психологии включает следующие ЧЕТЫРЕ ПОДСТРУКТУРЫ: направленность, социальный опыт, формы психического отражения и биологически обусловленная подструктура. 1. НАПРАВЛЕННОСТЬ - совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих поведение и деятельность личности, относительно независимо от конкретных условий. То есть, чего хочет человек, что для него привлекательно, к чему он стремится. Основные ФОРМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ: - МИРОВОЗЗРЕНИЕ - система взглядов на объективный мир и место в нём человека, на отношение человека к окружающей действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей. - УБЕЖДЕНИЯ - важные осознанные мотивы поведения, тесно связаны с миром чувств. Это система устойчивых принципов. - ИДЕАЛ - важный осознанный мотив поведения. Это образ, которым руководствуется личность в настоящее время и который определяет план самовоспитания. - ИНТЕРЕСЫ - эмоциональные проявления познавательных потребностей. Характеризуются: содержанием (материальные, общественно-политические, профессиональные, познавательные, эстетические, спортивные и т.д.), целью (непосредственный интерес, то есть к самому процессу деятельности или опосредованный интерес, то есть к результату деятельности), широтой (концентрация интересов в одной области или распределение интересов между многими объектами), устойчивостью (длительностью сохранения). - СКЛОННОСТИ - это стремление заниматься определенной деятельностью, жажда деятельности. Интересы и склонности отличаются друг от друга. Можно интересоваться, но не заниматься данным видом деятельности. - ЖЕЛАНИЕ - одна из форм мотивационного состояния. Желание является ключевым, но при этом довольно широким и не очень точно определяемым понятием. - ВЛЕЧЕНИЕ - первичное эмоциональное проявление потребности человека в чём-либо, неосознанное побуждение. 2.СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ - включает знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте, путём обучения. 3. ФОРМЫ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ - охватывают индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в процессе социальной жизни. 4. БИОЛОГИЧЕСКИ ОБУСЛОВЛЕННАЯ ПОДСТРУКТУРА - объединяет типологические 4. ТЕМА: МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЧНОСТИ. Защитные механизмы - психоаналитическое понятие (З.Фрейд), обозначающее совокупность бессознательных приемов, с помощью которых человек оберегает себя от психологических травм и неприятных переживаний, стремясь вместе с тем сохранить в целостности сложившийся образ «Я». 1. ПРОЕКЦИЯ - собственные отрицательные качества, неприемлемые мысли, чувства и поведение человек бессознательно приписывает другим людям, причём в преувеличенном виде (ученик, плохо подготовившийся к экзамену, всю вину возлагает на преподавателя, плохо объяснившего материал). 2. ЗАМЕЩЕНИЕ - переадресовка от одного объекта к другому (человек срывает своёраздражение, гнев, досаду, вызванную одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете). 3. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ - способ разумного оправдания любых поступков и действий, 4. РЕАКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - подавление одних импульсов и выдвижении совершенно 5. РЕГРЕССИЯ - возврат к детским моделям поведения (у взрослых - несдержанность, 6. СУБЛИМАЦИЯ - даёт возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы 7. ОТРИЦАНИЕ - отказ человека признавать произошедшее неприятное событие (потеря близкого человека, предательство друга). 8. ВЫТЕСНЕНИЕ - процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание 9. ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ - это своеобразная попытка уйти из эмоционально угрожающей 10. ЮМОР — снижение напряжения с помощью апелляции к юмористическим выражениям, рассказам, анекдотам. В психологии личности очень много описано механизмов защиты. Каждый человек в процессе жизни вырабатывает те механизмы защиты личности, которые наиболее ему подходят. Чаще всего человек сочетает несколько механизмов защиты одновременно или последовательно друг за другом. 5. ТЕМА: САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ. ПЛАН: 1.Понятие самосознания и образа-Я. Компоненты образа – Я. 2.Самооценка и её виды. Ожидаемая оценка и оценка личностью своей группы. 3.Уровень притязания. Понятие самоуважения. 1. Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется САМОСОЗНАНИЕМ, а его представления о самом себе складываются в определенный ОБРАЗ - Я (И.С. Кон). Образ –Я («Я –концепция») - это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими. Образ -Я отвечает на вопросы: Кто я есть?; Что я могу сделать для того, чтобы стать тем, кем я хочу быть? Образ - Я включает три компонента: 1) КОГНИТИВНЫЙ компонент - представление о своих способностях, внешности, социальной значимости, способностях, качествах своей личности и т.д. (кто-то на первый план выдвигает внешний вид, кто-то победу на соревнованиях, кто-то неудачу по физике и т.д.). 2) ЭМОЦИОНАЛЬНО - ОЦЕНОЧНЫЙ компонент – отражает отношение к себе в целом или к отдельным качествам своей личности, деятельности и проявляется в самоуважении или чувстве собственного достоинства, или же в самокритичности, себялюбии и др. 3) ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ (ВОЛЕВОЙ) компонент – он определяет возможность саморегуляции, способность человека принимать самостоятельные решения, управлять своим поведением, контролировать его, отвечать за свои поступки. Этот компонент выражается в стремлении быть понятым, завоевать симпатию, уважение у окружающих или оставаться незамеченным и т.д. Образ-Я - это не статичное, а динамичное (постоянно меняющееся) образование личности. Складывается он в результате личного жизненного опыта человека, оказывает влияние на восприятие мира, других людей, на оценки, которые дает человек собственному поведению (Карл Роджерс – основатель гуманистической психологии). Имеет две концепции: Я - реальное и Я - идеальное. Я - реальное - это сиюминутное представление субъекта о самом себе. Я - идеальное - то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать социальным нормам и ожиданиям окружающих. Я – идеальное выступает как ориентир в самовоспитании личности. Мера счастья и удовлетворенности человека жизнью зависит от того, как согласуются между собой Я - реальное и Я - идеальное. Степень адекватности Образа — Я выясняется при изучении одного из важнейших его аспектов - самооценки личности. 2. САМООЦЕНКА - это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности. У личности всегда есть референтная группа, с мнением которой она считается. Личность сверяет себя постоянно с неким эталоном, и, в результате проверки, бывает, довольна или недовольна собой. Самооценка может быть устойчивой, т.е. сохраняться в разных ситуациях и на достаточно длительное время, и неустойчивой. ВИДЫ САМООЦЕНКИ: АДЕКВАТНАЯ - совпадение самооценки и оценки личности другими людьми. Человек с адекватной самооценкой предсказуем в поведении. Имеет чувство собственного достоинства, самокритичен, реально оценивает свои возможности и способности. Инициативен, стремится к достижению реально поставленных целей. В общении уравновешен, с уважением относится к другим людям, не принижая их достоинств. НЕАДЕКВАТНАЯ ЗАВЫШЕННАЯ - человек склонен переоценивать себя в ситуациях, которые не дают для этого повода. В результате он часто сталкивается с противодействием окружающих, отвергающих его претензии, озлобляется, проявляет подозрительность, мнительность или нарочитое высокомерие, агрессию и может утратить необходимые межличностные контакты, замкнуться. В общении непредсказуем, стремится унизить других людей. НЕАДЕКВАТНАЯ ЗАНИЖЕННАЯ - может свидетельствовать о развитии комплекса неполноценности, устойчивой неуверенности в себе, отказ от инициативы, безразличие, самообвинение, тревожность. В общении непредсказуем, часто меняется настроение, болезненно воспринимает критику в свой адрес, агрессивен, мстителен, злопамятен, злобен. Для характеристики личности важно иметь представление об ожидаемой оценке и оценке личностью своей группы. Ожидаемая оценка - по мнению данной, личности, оценка, которую личность заслужила в данной группе, которую, как она предполагает, ей могут дать товарищи. Являясь устойчивой в своем коллективе, ожидаемая оценка становится неустойчивой, колеблющейся, когда личность входит в новый коллектив. Оценка личностью своей группы связана с тем, что индивид живет её интересами, уважает ее ценности или наоборот не интересуется проблемами группы. Коллектив как бы аккумулирует отношение к нему одного из членов и возвращает ему эту оценку приумноженной. Три показателя - самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы - входят в структуру личности и человек должен с этим считаться. Они оказывают большое влияние на статус личности (её место в коллективе). 3. УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЯ - желаемый уровень образа -Я, проявляющийся в степени трудности цели, которую индивид ставит перед собой. Уровень своих притязаний личность устанавливает где-то между чересчур легкими и чересчур трудными задачами и целями таким образом, чтобы сохранить на должном уровне свою самооценку. Формирование уровня притязания определяется не только предвосхищением успеха или неудачи, но и трезвым, а иногда и смутно осознаваемым учетом и оценкой прошлых успехов и неудач. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным. Важным компонентом образа - Я является САМОУВАЖЕНИЕ, которое определяется отношением действительных его достижений к тому, на что человек рассчитывает и претендует. Оно не связано конкретно с какой-либо областью, и выражает не столько оценку, сколько общее отношение человека к себе. Для поддержания самоуважения человек использует механизмы психологической защиты. 6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ. ТЕМПЕРАМЕНТ ПЛАН: 1. Понятие темперамента. 2. Физиологическая основа темперамента. 3. Основные свойства темперамента. 4. Психологическая характеристика темперамента. 1. Впервые темпераменты описал древнегреческий врач Гиппократ. Он считал, что различия между людьми объясняются соотношением различных жидкостей в их телах: крови (сангвис), желтой желчи (холэ), черной желчи (мелайн холэ), лимфы (флегмы). Отсюда вышли названия темпераментов, которые прочно укоренились в науке. Наиболее успешную попытку связать темперамент с особенностями организма предпринял И.П. Павлов. Он заметил, что у собак условные рефлексы образуются по-разному, и предположил, что это зависит от особенностей нервной системы. ТЕМПЕРАМЕНТ - это совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоциональную сторону её деятельности и поведения. 2. Физиологической основой темперамента является ТИП ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тип высшей нервной деятельности определяется, исходя из свойств нервной системы (силы - слабости, уравновешенности - неуравновешенности и подвижности - инертности). СИЛА нервной системы - характеризует работоспособность, выносливость нервной системы и означает способность ее переносить либо продолжительное, либо кратковременное, но очень сильное возбуждение или торможение, т.е. способность нервной системы выдерживать сильные раздражители. УРАВНОВЕШЕННОСТЬ нервной системы - соотношение процессов возбуждения и торможения. ПОДВИЖНОСТЬ нервной системы — способность нервных процессов быстро сменять друг друга. ТИПЫ ВЫСШЕЙ НЕРВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: 1). Сильный, неуравновешенный, подвижный соответствует ХОЛЕРИКУ. 2). Сильный, уравновешенный, подвижный - САНГВИНИКУ. 3). Сильный, уравновешенный, инертный - ФЛЕГМАТИКУ. 4). Слабый, неуравновешенный, подвижный или инертный - МЕЛАНХОЛИКУ. 3. Свойства темперамента не являются неизменными. Они проявляются не с момента рождения и не все сразу в определенном возрасте, а развиваются в определенной последовательности, обусловленной как общими закономерностями созревания Высшей нервной деятельности (ВНД), так и специфическими закономерностями созревания каждого типа ВНД. Природные особенности нервной системы могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течение жизни. Никакая психическая черта не является только врожденной. Проявление свойств нервной системы возможно лишь в экстремальных условиях. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА: 1. СЕНЗИТИВНОСТЬ - возникновение психических реакций на внешние или внутренние раздражители наименьшей силы. 2. РЕАКТИВНОСТЬ - сила эмоциональной реакции на внешние или внутренние раздражители. 3. АКТИВНОСТЬ - энергия, с которой человек воздействует продолжительно на окружающую среду, преодолевает препятствия. Если у человека преобладает реактивность, то он действует под влиянием случайных обстоятельств. Если преобладает активность, то человек действует продуманно. 4. ТЕМП РЕАКЦИЙ - скорость протекания психических процессов и реакций. 5. ПЛАСТИЧНОСТЬ - гибкость, легкость приспособления к новым изменяющимся условиям. 6. РИГИДНОСТЬ - инертность, косность, нечувствительность к изменению условий. 7. ЭКСТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - проявляется в повышенной общительности, открытости внутреннего мира и интереса к другим людям. 8. ИНТРОВЕРТИРОВАННОСТЬ - необщительность, замкнутость, отсутствие интереса к другим и склонности к углубленному самоанализу. Проявление свойств темперамента зависит от ряда условий. Это ведет к тому, что люди различных темпераментов в разных условиях могут проявлять очень сходные качества и психические особенности, тогда как в одинаковых условиях они проявляют прямо противоположные качества и особенности. 4. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМПЕРАМЕНТОВ САНГВИНИК Очень ловкий, легко схватывает движения, любит танцевать. Пластичен как ящерица. Засыпает быстро и легко просыпается. Встает рано. Любит лазать на деревья, на крыши, сильно качаться на качелях. Ест охотно, но не много. Живая мимика, выразительные движения. Живой интерес ко всему, что привлекает его внимание. Энергичен, работоспособен. На уроке тянет руку, любит долго работать, не утомляется. За любое новое дело берется с радостью. Быстрота ума и психических процессов. Очень музыкален. Для него очень важно общение. Интересуется людьми, их заботами, делами, интересами. Это человек, который может непрерывно болтать с окружающими, даже если видит человека впервые. Легко забывает плохое, не злопамятен, быстро сходится с новыми людьми. В новой компании легко осваивается, у него богатая натура, человеческая теплота, что располагает к нему людей. Способен продуктивно использовать прошлый опыт, что позволяет уверенно себя чувствовать. Легко появляются новые привычки. Любят абстрактные разговоры. Речь цветиста, иногда может уйти от смысла разговора. Сентиментален, активен, работоспособен при наличии интересного дела. Чувства легко возникают и сменяются. Может хохотать по незначительному поводу. Несущественный факт может рассердить. Непостоянен, поверхностен, легко отвлекается, рассеян, разбросан, легкомыслен, несерьёзен, беспечен. Если дело не нравится, то может бросить. ФЛЕГМАТИК Ест с удовольствием, почти все кушанья - его любимые. Он охотно идет в постель, спит долго и крепко. Хорошо работают «биологические часы». Любит сидеть. Ходит и говорит медленно, обстоятельно. Рассказывает со всеми подробностями. Думает медленно, «тугодум». Любит слушать и читать одно и то же. Музыкален, никогда не фальшивит. Учится хорошо, имеет четкий сформированный почерк. Если его не торопить, то выполняет все задания, прочно усваивая новый материал. Имеет надежную память и любовь к упражнениям. Не общителен, контакты затруднены. Трудно расставаться со старыми привычками. Не может резко менять что-либо в своей жизни. Предпочитает плавное ее течение в духе старых традиций. Имеет свой собственный взгляд на вещи, который не стремится навязать окружающим. Не любит пускать в свой внутренний мир. Скрывает свои чувства, мало эмоционален, мимика и движения бедные, не выразительные. Отстраненность позволяет быть более критичным и хладнокровным в своих суждениях. Отсюда склонность иронизировать над другими и над самим собой. В общении даже со знакомыми необычно сдержан. Мыслит определенными категориями, фактами и аргументами. Определенная способность предвосхищать будущее на основе фактов. Старается спланировать все свои действия, предвидеть все возможные варианты, тем самым затягивая принятие решения. Излишне пунктуален, любит порядок. Стараются понять причины, структуры и взаимосвязи фактов и событий. Сложные проблемы и вопросы могут доступно объяснить другим. Точное и умелое владение языком облегчает задачу. Привычки и формы поведения стойкие. Редко выходит из себя, выдержан, но вял и безучастен к окружающим. Ленив и безволен. Любит тепло. МЕЛАНХОЛИК Аппетит не очень хороший. В еде разборчив, любит сладкое, фрукты. Поздно засыпает, так как в постели любит размышлять и придумывать различные истории. Трудно просыпается, чувствует себя усталым, долго находится в плохом настроении. Боится холодной воды. Больше всего любит тепло, но не жару. Нежный ребенок, требующий любящего внимания. Любит танцевать музыкально-ритмические упражнения. Музыкален, любит петь. Выискивает темные, укромные уголки для раздумий. Маленький эгоист. Хочет быть в центре внимания. Ему необходим человек, которому он мог бы доверять полностью. При обучении нужно выбирать такие истории, которые взволнуют, заставят забыть о собственных проблемах. Не может длительно удерживать внимание, быстро утомляется, малая работоспособность. Трудно усваивает, новый материал, но усваивает прочно. В новой обстановке прячется, забивается в угол, замирает. Не общителен, контакты затруднены. Трудно расстается со старыми привычками. Злопамятен, молчалив, мелочен, пунктуален, любит порядок. Не любит резко менять что-либо в своей жизни, предпочитает плавное, размеренное течение. Сильно развита интуиция на людей и ситуации, основанная на способности использовать свой прошлый опыт. Поражают тонкие и точные суждения о людях и умение находить к каждому подход. Легко читают по лицам, быстро определяет настроение и чувства других людей. Необычайно дипломатичен, сентиментален. Не любит раскрывать свой внутренний мир, никого не пускает в него. Остро ощущает симпатию и антипатию по отношению к себе. Не могут длительно заниматься одним делом. Предпочитают деятельность, связанную со спокойным, четким распорядком и строго ограниченными обязанностями. Это глубокий, содержательный человек, но замкнут, боязлив, тревожен, вспыльчив. ХОЛЕРИК Спит не много, просыпается быстро и легко. Необходимо иметь пространство, где он мог бы свободно двигаться: прыгать, бегать, валяться. Ест немного, в еде не привередлив. Походка энергичная, пятки стучат. Любит физическую нагрузку. Учёба дается не всегда легко, так как долго удерживать внимание трудно. Если внимателен, то быстро схватывает главное, легко запоминает.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 357; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |