Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек становится личностью, а не рождается ею. 2 страница




Артистичен, эмоционален, инициативен, принципиален, энергичен, любит рисковать. Важно находиться в центре внимания, иметь возможность высказывать свое мнение. Любит сравнивать себя с другими и охотно вступает в конкуренцию. Любит спорить и возражать по любому поводу. Не злопамятен, легко забывает прошлое. Прямолинеен, непосредственен.

У него все «на лице написано». Не сдается, не отступает, упорно идет к своей цели. Сильное стремление к победе и воля к успеху является источником природного авторитета. От него ждут решения в критических ситуациях. Не склонен к длительному обдумыванию поступков и действий. Сначала сделает, потом подумает. Нетерпелив, не обуздан, не сдержан, вспыльчив.

Вокруг него все движется, что-то происходит, кипит. Его активность необычайно заразительна. Действует методом проб и ошибок. Любит всё понятное, конкретное, реальное, постижимое. Результат должен быть практичным и осязаемым. Склонен к импровизации в достижении цели. Оптимист. Любит быть первым и исключительным. Повышенная возбудимость, большая, эмоциональность.

6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.

ХАРАКТЕР.

ПЛАН:

1. Понятие характера.

2. Физиологические основы характера.

3. Структура характера.

4. Свойства характера.

5. Выразительные признаки характера.

1. ХАРАКТЕР - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающие отношение человека к действительности и отражающееся в его поведении и поступках.

2. Физиологической основой характера является сплав свойств ВНД и сложных устойчивых систем нервных связей, выработанных в результате индивидуального жизненного опыта, воспитания.

В физиологической основе более важную роль играют системы временных связей, так как они предопределяют отдельные черты и весь характер в целом. Следует подчеркнуть, что, поскольку вторая сигнальная сис­тема является, как отмечал И.П.Павлов, высшим регулятором пове­дения человека, указанные системы связей формируются под воздействием не только непосредственных сигналов, но и под воздействием второсигнальных, т. е. словесных, раздражителей (указаний, требований других людей и своеобразных «самоприказов»).

Характер тесно связан с типом ВНД и способностями. Темперамент обуславливает форму проявления черт характера. Так, настойчивость у холерика выражается в кипучей деятельности, у флегматика — в спокойной деловитости. Тоже и трудолюбие: холерик трудится энергично, страстно, флег­матик — методично, не спеша. С другой стороны, и сам темпера­мент перестраивается под влиянием характера: человек с силь­ным характером может подавить некоторые отрицательные сто­роны своего темперамента, контролировать его проявления.

Общественно-историческая эпоха формирует черты характера, типичные для данной эпохи. Индивидуально-своеобразные условия жизни формируют индивидуальные черты характера. ЧЕРТА характера - индивидуальная, привычная форма поведения человека, в которой реализуется его отношение к действительности.

3. СТРУКТУРА ХАРАКТЕРА состоит из НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ и ВОЛЕВЫХ ЧЕРТ.

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ включает:

- отношение к другим (чуткость, тактичность, вежливость, общительность и т.д.);

- отношение к деятельности (трудолюбие, добросовестность, инициативность и т.д.);

- отношение к себе (скромность, гордость, самокритика, чувство собственного достоинства и т.д.);

- отношение к вещам (аккуратность, бережливость, щедрость, скупость и т.д.).
ВОЛЕВЫЕ ЧЕРТЫ (целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка, дисциплинированность, мужество и смелость).

4. СВОЙСТВА ХАРАКТЕРА.

1). Моральная воспитанность характера - соответствие характера моральным нормам и правилам поведения в обществе.

2). Цельность характера - отсутствие противоречий в стремлениях и интересах. Единство слова и дела.

3). Полнота характера - разносторонние стремления и увлечения человека.

4). Определенность характера - устойчивость в поведении.

5). Сила характера - энергия, с которой человек преследует поставленные цели.

6). Твердость характера - последовательность действий и упорство человека, умение отстоять свои взгляды.

7). Уравновешенность характера самое оптимальное для деятельности и общения соотношение сдержанности и активности.

5. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ХАРАКТЕРА:

1). Поступки и действия (сознательные и преднамеренные)

2). Особенности речи (громкая - тихая, быстрая - медленная, многословие - замкнутость, эмоциональность – не экспрессивность)

3). Внешний облик (улыбка, хмурость, походка, как стоит человек и т.д.)

6.ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ СПОСОБНОСТИ

ПЛАН:

1. Понятие способностей.

2. Соотношение задатков и способностей.

3. Виды и уровни способностей.

4. Способности и типология людей.

1. СПОСОБНОСТИ - индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.

ТАЛАНТ (одаренность) - высокий уровень развития способностей, проявляющийся в творческих достижениях.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ - высшая степень творческих проявлений личности, выражающаяся в творчестве, которая имеет выдающееся значение для жизни общества.

Способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления.

Способности тесно связаны с направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать различные способности. В то же время одна и та же способность может быть условием успешности различных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей. Очень важен вопрос о сензитивных периодах, благоприятствующих становлению тех или иных способностей.

Качественный анализ способностей направлен на выявление таких индивидуальных характеристик человека, которые необходимы для эффективного осуществления какого-либо конкретного вида деятельности.

Количественное измерение способностей характеризуют меру их выраженности. Часто используются тесты. Уровень и степень развития способностей выражают понятия талант и гениальность.

2. ЗАДАТКИ - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, являющиеся индивидуально-природной основой (предпосылкой) для развития способностей.

Характерным для задатков является то, что они сами по себе ещё не на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на формирование и развитие способностей, которые формируются прижизненно в результате деятельности и воспитания. К основным составляющим природных различий способностей относятся:

- определенные свойства нервной системы;

- познавательная активность и саморегуляция;

- особенности строения анализаторов (органов чувств).

Задатки обуславливают разные пути формирования способностей, а также влияют на уровень достижения и быстроту развития способностей. УСЛОВИЯМИ формирования способностей являются:

- теоретический и практический опыт;

- знания;

- физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей приобщением к различным видам деятельности;

- наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.

Способности имеют социальное происхождение, следовательно, условием для развития задатков человека является СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА.

Наряду с природными, естественными задатками существуют СПЕЦИФИЧЕСКИЕ человеческие способности (литературные, сценические, конструктивные и т.д.).

Естественные способности формируются на основе врожденных задатков. Специфические задатки не определяются биологическими законами. Они становятся возможными, потому что у человека появляется особая форма передачи достижений последующим поколениям с помощью орудий, языка, произведений искусства.

СПЕЦИФИЧЕСКИЕ способности - это новые образования, которые формируются в индивидуальном развитии человека в связи с присвоением общественно-исторического опыта предшествующих поколений.

3. ВИДЫ СПОСОБНОСТЕЙ:

1). ОБЩИЕ СПОСОБНОСТИ - индивидуальные свойства личности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности.

2). СПЕЦИАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ - система свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности.

Уровни способностей:

1). РЕПРОДУКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью.

2). ПРОДУКТИВНЫЙ (ТВОРЧЕСКИЙ) УРОВЕНЬ СПОСОБНОСТЕЙ – обеспечивает создание нового, оригинального.

Все виды способностей взаимосвязаны и влияют друг на друга. Всякая репродуктивная деятельность включает элементы творчества и всякая творческая деятельность не возможна без репродуктивной.

Различают также ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ (склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям) и ПРАКТИЧЕСКИЕ (склонность человека к конкретным практическим действиям) СПОСОБНОСТИ.

Из специальных способностей можно выделить ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ способности, которые включают:

- личностные качества (любовь к детям, выдержку и самообладание, терпимость и т.д.);

- дидактические способности (умение объяснять материал, речевые способности),
перцептивные (воспринимающие аудиторию и каждого в отдельности) способности,
академические (эрудиция в области изучаемого предмета) способности;

- организационно - коммуникативные способности (умение сплотить коллектив, умение
установить контакт, держать дистанцию, наблюдательность, педагогический такт и т.д.);

- вспомогательные способности (артистизм, владение ораторским искусством и т.д.).

4.СПОСОБНОСТИ И ТИПОЛОГИЯ ЛЮДЕЙ.

Врожденные способности мозга непосредственно проявляются в типологических особенностях человека. И.П. Павлов выделил две типологии людей:

1) в зависимости от типа ВНД, являющейся основой темперамента человека. Тип ВНД оказывает существенное влияние на развитие способностей человека

2) в зависимости от соотношения сигнальных систем ВНД человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первая сигнальная система связана с эмоциональной, образной обработкой информации, вторая сигнальная система - это речь. Преобладание проявления одной из сигнальных систем позволяет выделить ТРИ ТИПА ЛЮДЕЙ:

1. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТИП (преобладание первой сигнальной системы);

2. МЫСЛИТЕЛЬНЫЙ ТИП (преобладание второй сигнальной системы);

3. СРЕДНИЙ ТИП (равное представительство сигнальных систем).

Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

7. ТЕМА: ЛИЧНОСТЬ И КОЛЛЕКТИВ.

ПЛАН:

1. Понятия группы и коллектива. Социально-психологическая характеристика групп.

2. Ступени (стадии) развития коллектива.

1. ГРУППА— это социальная общность людей, объединенных на основании ряда признаков относящихся к содержанию совместно выполняемой деятельности или характеру общения.

КОЛЛЕКТИВ- группа людей, объединенная общей деятельностью, конечная цель которой совпадает с целью общества.

Социально-психологическая характеристика групп (виды):

УСЛОВНАЯгруппа — существует номинально, списочно. Члены группы не объединены временем и пространством, между ними нет контакта.

РЕАЛЬНАЯгруппа - это реальные люди, контактирующие как живой организм.

БОЛЬШАЯгруппа - государства, нации, партии, классы, социальные общности, выделяемые по профессиональным, возрастным, половым и т.д. признакам. Эти группы воздействуют на личность через политику, идеологию, культуру.

МАЛАЯгруппа - это немногочисленное по составу (до 40 человек) объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных личных контактах (семья, класс, компания друзей и т.д.).

ЛАБОРАТОРНАЯгруппа — создается экспериментатором с целью проведения какого-либо научного исследования. Существует только в лаборатории.

ЕСТЕСТВЕННАЯгруппа — складывается сама по себе, возникает и существует исходя из потребностей общества или включенных в эти группы людей.

ФОРМАЛЬНАЯгруппа (официальная) - создается на основе документа, инструкций и определяется соподчинением людей друг другу.

НЕФОРМАЛЬНАЯгруппа (неофициальная) - складывается на основе психологических мотивов, единых взглядов, симпатий, интересов и т.д.

СЛАБОРАЗВИТАЯгруппа - нет достаточной психологической сплоченности, налаженных деловых и личных взаимоотношений, четко распределенных обязанностей, признанных лидеров, эффективной совместной работы. (Чаще всего группы на первых этапах функционирования).

ВЫСОКОРАЗВИТАЯгруппа — все выше перечисленные требования.

РЕФЕРЕНТНАЯгруппа - реальная или условная группа, к которой человек добровольно себя причисляет или членом которой хотел бы стать. Индивид находит образцы для подражания, ценности, нормы и формы поведения становятся значимыми для человека.

НЕРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - психология и поведение, которой для индивида чужды или безразличны.

АНТИРЕФЕРЕНТНАЯгруппа - поведение и психология членов, которой человек не приемлет и осуждает.

КОРПОРАЦИЯ - 1). Корпорации свойственна такая деятельность, которая малополезна или даже вредна для общества (секты, террористы и др.). 2). Группа, цели деятельности которой замкнуты внутри нее, «работающие только на себя». Отношения строятся на страхе наказания, подозрительности, недоверия друг другу (группировки в тюрьме).

КОЛЛЕКТИВ- высшая форма организации людей. Это группа, составляющая часть общества, объединенная общими целями и близкими мотивами совместной деятельности, подчиненной целям этого общества.

Коллектив – с лат. собирательный – это объединение людей на основе личного и общего интереса и целей, реализация и достижение которых предполагают определённую структуру, внутреннюю организацию, дисциплину и ответственность, органы управления и самоуправления.

Основные признаки коллектива:

- общая организация, т.е. организованная группа;

- совместная деятельность, направленная на реализацию общей цели и общения;

- сплоченность, благоприятный нравственно-психологический климат, отношения ответственной зависимости;

- равенство прав при распределении ролей и делегировании полномочий органам самоуправления;

- общие социально значимые цели и перспективы.

2. СТАДИИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (А.Г.Ковалёв)

1). СТАДИЯ ПЕРВИЧНОГО СИНТЕЗА - на этой стадии люди присматриваются друг другу, к руководителю, который знакомит с целями и задачами.

2). СТАДИЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ - заканчивается взаимное изучение, образуются микрогруппы, складывается актив, среднее звено, добросовестные исполнители, пассивные.

3). СТАДИЯ СИНТЕЗА - образуется общество с устойчивыми интересами, едиными установками, единством воли.

СТУПЕНИ РАЗВИТИЯ КОЛЛЕКТИВА (А.Н. Лутошкин).

1. "Песчаная россыпь" - вроде все вместе, но каждый сам по себе.

2. "Мягкая глина" - возникают первые внутренние связи.

3. "Мерцающий маяк" - преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе, выделяется актив, уже иногда группа действует как настоящий коллектив,
но активность проявляется всплесками.

4. "Алый парус» - один за всех и все за одного. Искренняя заинтересованность во взаимоотношениях сочетается с принципиальностью и взаимной требовательностью. Но не всегда приходят на помощь другому коллективу.

5. "Горящий факел"- настоящий коллектив, но не удовлетворенный собственным благополучием и не дожидаясь просьб, спешит на помощь другому коллективу.

8. ТЕМА: МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА

ПЛАН:

1. Основные понятия. Основные характеристики потребностей.

2. Параметры мотивационной сферы.

1. В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны:

побудительная и регуляционная.

Побудительная - побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения.

Регуляционная - регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации.

Побуждение или стимуляция связаны с понятиями мотива и мотивации. Они включают в себя: потребности, интересы, цели, намерения, стремления, побуждения, внешние факторы, которые заставляют вести себя определенным образом, управление деятельностью и т.д.

Мотив - это осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности. Мотивация -система факторов, преобладающих в поведении;

- характеристика процессов, которые стимулируют и поддерживают поведение на нормальном (должном) уровне;

- совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность, прекращение после достижения постоянной цели, преднастройка на будущее событие, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта.

Любое поведение объясняется как внутренними, так и внешними причинами. Они взаимосвязаны: внутренние могут актуализироваться под влиянием определенных ситуаций, и наоборот, активизация мотивов и потребностей приводит к изменению ситуаций. Например: студенты после самостоятельного изучения не смогли объяснить новую тему. Это предполагает рассматривание мотивации как цикличного процесса, результатом которого является поведение.

Мотивация как процесс непрерывного выбора и принятие решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив (магазин, уборка или дискотека). Из всех мотивационных понятий наиболее важным являются потребности. См.схема

Потребности

           
     


органические материальные социальные духовные

из каждого вида потребностей вытекают конкретные мотивы, а за ними четкие цели

 

Потребности характеризуются:

1. Сила.

2. Периодичность возникновения.

3. Предметное содержание потребности, т.е. совокупность тех объектов, с помощью которых данная потребность для данного человека может быть полностью удовлетворена.

А.Н. Леонтьев отмечал, что потребность может вызвать не направленную активность организма, например, когда студенты устают, они ведут себя по-разному: кто-то ложится на парту, а кто-то начинает много говорить и т.д. А направленность организованная, порождает целесообразность и разумность, где и обеспечивают мотив.

Существующая потребность проявляется неосознанно в эмоциях. Например, портится настроение по неизвестной причине. Мотив выступает в сознании человека, как цель, на которую направлено поведение. Мотив тесно связан с мышлением, поэтому есть только у человека. Цель - это осознаваемый результат, на который направлено поведение человека. Цель является основным объектом внимания, с ней связаны всевозможные эмоциональные переживания. Каждая потребность может быть реализована во многих мотивах, а каждый мотив может быть удовлетворен различной совокупностью взаимосвязанных последовательно достигаемых целей.

2. Параметры мотивационной сферы.

Мотивационная сфера имеет следующие параметры, с точки зрения её направленности:

1) Широта - это качественные разнообразные мотивационные факторы (потребности, мотивы,

цели). Например, если есть потребность в знаниях, следовательно есть больше возможностей заработать

много денег (знания - умный человек-специалист).

2) Гибкость - качественно разнообразные средства для удовлетворения одного и того же мотива.

Например, есть люди, которые сдаются, а есть такие, которые добьются поставленной цели.

3) Иерархизированность - это характеристика строения уровней мотивационной сферы. Одни

потребности, мотивы и цели сильнее других и возникают чаще, другие слабее и возникают реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации, тем выше иерархизация. Например, студенту хочется кушать, пить, он устал, но он сидит на уроке. Кроме потребностей, мотивов и целей побудителями человеческого поведения могут быть интересы, задачи, желания и намерения. Интересу соответствует особый вид деятельности, который называется ориентировочно-исследовательский. Задача возникает тогда, когда при достижении цели организм наталкивается на препятствие. И тогда человек начинает…

4) Желания и намерения - это сиюминутно возникающие и часто сменяющие друг друга состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действий, они больше ответственны за стиль поведения, а не за направленность его.

Ответственные за мотивацию и эмоции нервные структуры расположены очень близко друг

другу в коре головного мозга. Чем выше в развитии животное, тем сложнее и теснее между собой сращиваются эти центры. Обе причины могут являться движущей силой активизации личности.

9. ТЕМА: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ГРУППЕ И КОЛЛЕКТИВЕ

ПЛАН:

1. Понятие о межличностных отношениях в группе. Виды отношений в группе.

2. Психологический климат в группе. Групповая совместимость.

3. Модели отношений в группах: триады.

4. Отрицательные проявления взаимоотношений в группе (тревожность, фрустрация, агрессия).

1. Социальная психология- отрасль психологической науки, которая изучает закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные включенностью их в социальные группы, а также психологические особенности самих этих групп. Социальная психология изучает и рассматривает два аспекта:

- влияние личности на группу и коллектив;

- влияние группы, коллектива на личность.

Личность всегда выступает как член общества, выполняет общест­венную (социальную) РОЛЬ.

1) Социальная роль - это выработанная обществом программа действий человека в определенных обстоятельствах.

2) Социальная роль - это совокупность норм, правил и форм поведения, характеризующих типичные действия человека, занимающего определенное положение в обществе.

Очень важно, чтобы роль несла в себе нравственное содержание. Личность складывается в определенной социальной обстановке и ее сознание проявляется в определенных общественных отношениях.

Существует множество видов общественных отношений в группе. Например: идеологические (христианские, капиталистические, коммунис­тические, социалистические и др.); политические (на основе движений, партий); осознанные, малоосознанные; положительные, отрицательные, индеферентные (равнодушные); социальные (формальные, неформальные) и другие.

Итак, межличностные отношения — это субъективно переживаемая связь между людьми.

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ - это реальные связи, которые складываются и существуют в конкретных условиях жизни и общения людей.

В ходе межличностных отношений раскрывается общественное лицо человека и все его психические свойства.

Виды отношений в группе:

Деловые (официальные) отношения, возникающие между людьми на должностной основе (по работе, по учёбе). Они фиксируются законом, соответствующими правилами и нормами.

Личные (неофициальные) отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. Не сущест­вует определенных правил и норм.

Онисоставляют систему межличностных отношении.

Взаимоотношения между людьми в группе подчинены двум видам правилам, которые между собой тесно переплетены:


- нормы юридические (формальные) - нормы моральные (неформальные)

2. 1) Психологический климат - это совокупность психологических условий, способствующих или пре­пятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе.

2) Психологическая совместимость людей — способность людей находить взаимопонимание, налаживать деловые и личные контакты, сотрудничать друг с другом.

Положение человека в группе определяется следующим:

- статусом (положением человека в системе внутригрупповых межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и меру его психологического влияния на членов группы).

- система групповых ожиданий (совокупность мнений об ожидаемом поведении данного человека в данной группе или ожидаемые от человека, занимающего в обществе определенное положение, суждения, действия и поступки, соответствующие его социальной роли).

- групповыми нормами (это принятые в группе правила поведения, которые регулируют взаимоотношения людей).

Работоспособность группы определяется в значительной мере совместимостью её членов

Групповая совместимость - такое сочетание психологических особенностей каждого из участников группы, которые обеспечивают удовлетворение совместной деятельностью и её эффективностью.

На пути продвижения к коллективу на первых этапах развития группы наблюдается подъем, сопровождающийся повышенной активностью, мажорным настроением, энтузиазмом, которые сменяются заметным спадом. И если группе удается сохраниться, как общности, то опять отмечается подъём, который уже не достигает той высоты, которая была в начале. Стадии развития межличностных отношений:

1 Новизна ситуаций, благоприятные впечатления друг о друге создают эмоционально-положительный настрой.

2 Начинается совместная деятельность, выявляются недостатки друг друга, появляются трудности в достижении взаимопонимания.

3 Преодоление препятствий, адаптация, приспособляемость друг к другу.
Практически в каждой группе остаётся проблема, из-за которой её нельзя считать высокоразвитым коллективом и этот уровень для неё является пределом. К нему можно приблизиться достаточно близко, но достигнуть его практически невозможно. Чем ближе группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создаёт для проявления лучших сторон личности и торможение того, что в ней есть худшего.

Поведение личности в группе может быть коллективистическими и конформными. В первом случае, когда личность отстаивает общие коллективные ценности и интересы. Во втором случае — когда человек пассивно приспосабливается к окружающим, не вырабатывает собственные моральные позиции.

Конформность — внешнее согласие человека с группой, подчинение любым её влияниям при внутреннем несогласии, это сознательное приспособленчество.

3. Представительной моделью отношений имеющихся в любой малой группе являются отношения в микрогруппе - триаде: положительные, отрицательные и неодинаковые (когда один относится к другому положительно, а тот к нему напротив, отрицательно).

Различные сочетания этих типов отношений порождают различные варианты (см.схемы уч. пособие Немов Р.С. Психология Т.1.дана схема отношений в малой группе - триаде).

Объединяя все эти варианты можно получить достаточно полную картину взаимоотношений в разных малых группах.

4. Отрицательные отношения в группе приводят к тревожности личности, к межличностным конфликтам и фрустрации.

Тревожность — свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях.

Тревожность может быть личной и ситуативной. Личная тревожность формируется и закрепляется в раннем детстве, она проявляется в состоянии повышенного беспокойства и влияет на формирование мотива избегания неудач, стремления уходить от ответственности, боязни соревнования с другими людьми и т.д. С личной тревожностью связан целый комплекс отрицательных черт, поэтому малую группу, порождающую тревожность у личности следует рассматривать, как препятствующую развитию данной личности. Ситуативная тревожность проявляется в разных ситуациях, временно. Сначала возникает ситуативная тревожность, которая потом может перерасти в личную. По мере приближения группы к коллективу тревожность, которую испытывают её члены друг к другу, постепенно уменьшается. Помимо тревожности личность в группе может испытывать фрустрацию.

Фрустрация — психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Проявляется в ощущении гнетущего напряжения, отчаяния, гнева. В групповых отношениях фрустрация хотя бы одного члена ведет к возникновению конфликтов. Фрустрированный человек ищет внешней разрядки и срывает зло на другом человеке, считая его причиной своих отрицательных, эмоциональных состояний.

Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться развитыми и на межличностные групповые отношения (государство, нация и т.д.). Часто люди являются объектом смещённой агрессии, после агрессии наступает апатия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 273; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.