КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Понятие социально-психологического механизма общения
Социально-психологические механизмы общения Под механизмами общения подразумеваются те социально-психологические явления и процессы, возникающие в результате взаимовлияния людей друг па друга, которые оказывают непосредственное воздействие на уровень их коммуникативной активности, глубину и полноту их психологического контакта и взаимопонимания, на характер и эффективность их коммуникативного поведения. К таким явлениям относят психическое заражение, подражание, внушение, убеждение. Парыгин относит сюда еще и моду. Д. Ольшанский называет з аражение, внушение и п одражание механизмами массовой психологии.Другие авторы, в частности Михайлюк E.Б., называют эти социально-психологические феномены механизмами влияния. В психологии влиянием называют процесс и результат изменения одним человеком поведения, намерений, взглядов, оценок другого человека, которое происходит в ходе взаимодействия с ним. При целенаправленном, преднамеренном влиянии действуют такие механизмы, как внушение и убеждение. При ненаправленном, неосознанном влиянии - заражение и подражание. Эти же механизмы иногда называют способами влияния. Фрейд считал, что за всеми этими разными названиями стоит «магическое слово «внушение». Объяснял же феномен внушения, и всю психологию масс Фрейд через свое любимое понятие «либидо» — «сущностью массы являются ее либидозные связи». Г. Тард называл главным механизмом «подражание». Г. Лебон говорил о заражении и взаимном внушении отдельных лиц. У. Макдауголл предлагал принцип «первичной индукции аффекта»,считая его удачной заменой и заражению, и подражанию, и внушению. Эти механизмы влияют на ход и результаты всего процесса общения - межличностного, группового, в массе. Они реализуют, прежде всего, силу и потенциал внутригруппового и массового взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга. В отличие от механизмов деятельности, в основе которой лежит осознанная и целенаправленная активность субъекта, механизмы общения носят преимущественно неосознаваемый, спонтанный характер и, как правило, неподдаются сколько-нибудь полному социальному контролю. Особенности взаимодействия между собой различных механизмов общения сводятся в основном к следующему: 1. Механизмы общения взаимоусиливают друг друга. 2. Механизмы общения действуют в режиме противоречия друг другу. Такова, например, взаимосвязь механизмов заражения, подражания и внушения, с одной стороны, и механизма убеждения — с другой. 3. В одном механизме могут совмещаться противоположные механизмы, доминирующие на различных стадиях его развития. Таков, например, психологический механизм моды, на разных этапах развития которой могут поочередно доминировать — то механизм противопоставления и негативизма, то механизм подражания и уподобления.
Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 899; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |