Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Убеждение




Понятие убеждения имеет ряд различ­ных смысловых значений, основными из которых яв­ляются три:

Во-первых, как спе­цифический элемент системы представлений и взглядов че­ловека, неотделимых от всего его жизненного опыта и побуж­дений к деятельности.

Во-вторых, как процесс освоения человеком внешнего мира, предполагающий качественное изменение исходных установок под влиянием жизненного опыта и идейного воз­действия извне.

В-третьих, как способ сознательного и орга­низованного воздействия на психику индивида извне.

В данном случае речь пойдет именно о последнем смысло­вом значении понятия убеждения.

Как и внушение, убеждение в ка­честве способа социально-психологического воздействия ис­пользуется для того, чтобы превратить сообщаемую инди­виду или группе лиц информацию в систему установок и прин­ципов личности. Однако в отличие от внушения убеждени­евоздей­ствует на сознание личности через обращение к ее соб­ственному критическому суждению. Убеждение основывается на систе­ме логических доказательств и предполагает осознанное от­ношение того, кто ее воспринимает. То есть убежде­ние предлагает проанализировать и с критических позиций оценить предлагаемые факты и аргументы, приведенные в пользу того или иного утверждения. Это процесс и результат обретения человеком уверен­ности в правильности собственных суждений и выво­дов, который подтверждается им самим путем ссы­лок на соответствующие факты и аргументы.

Естественно, что исторически убеждение как способ социаль­но-психологического воздействия стало применяться в социаль­ной практике значительно позже, чем начали действовать меха­низмы социально-психологического внушения и заражения. Это естественно, поскольку необходимость критического освоения, сознательного принятия или непринятия поступа­ющей извне информации предполагает достаточно высокий уровень интеллектуального развития человека.

Из этого вовсе не следует, что в процессе формирования убеждений человека или в самом акте убеждающего воздей­ствия отсутствует элемент неосознанного. В свое время еще Платон отмечал, что убеждение людей может осуществляться не только путем логических доказа­тельств истинности нового знания, но и путем внушения. Ора­торы и судьи, по мнению Платона, часто убеждают «не путем просвещения знанием, а путем внушения слушателям жела­тельного для себя мнения».

Степень эффективности убеждающего воздействия в оп­ределенной мере зависит от степени заинтересованности в этом человека, на которого направлено данное воздействие. Иными словами, не только в случае внушения, но и в слу­чае убеждения необходим известный минимум предрасполо­жения слушателя к восприятию и принятию сообщаемой ин­формации. Важнейшим признаком предрасположенности индивида к убеждающему воздействию является наличие заинтересован­ности в получении соответствующей информации, потребность в осмыслении волнующей проблемы.

Граница между убеждением и внушени­ем относительна. Если результатом внушения явля­ется преимущественно автоматическое, не всегда осозна­ное поведение как непосредственная реакция на внешнее воздействие, то под влияни­ем убеждения поведение может стать привычным (бессознательным) лишь в результате полного слияния взглядов и представлений человека, выступающих в качестве убеждений, с его чувствами и волей. А это достигается постепенно, по мере слияния убежде­ний со всеми другими важнейшими компонентами структу­ры личности. Этот процесс слияния или перерастания убеждений в побуждения личности является од­новременно и высшим критерием прочности и действенности сформировавшихся убеждений.

О закономерности перехода от стадии со­знательного убеждения к убеждению-побуждению, переходяще­му в бессознательную привычку, говорил и А.С. Макаренко: «Настоящая широкая этическая норма становится действитель­ной только тогда, когда ее "сознательный" период переходит в период общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно, поддержанная сложи­вшимся общественным мнением и общественным вкусом».

Из специфики убеждения как структурного компонента личности, сочетающего в себе элементы сознательного и бес­сознательного, вытекает и специфика убеждения уже как метода пе­дагогического воздействия.

Слож­ность и многогранность процесса убеждающего воздействия предполагает воздействие как на рациональную, так и па эмо­циональную сферы личности, активное взаимодействие убеж­дающего и убеждаемого, нередко перерастающее в явную или скрытую дискуссию. Для того чтобы убеждение как метод воздействия было наи­более эффективным, оно должно отвечать целому ряду основ­ных требований:

1. Содержание и форма убеждения должны отвечать уровню возрастного развития личности.

2. Убеждение должно строиться с учетом индивидуальных особенностей воспитуемого.

3. При всех условиях убеждение должно быть последовательным, логичным, максимально доказательным.

4. Убеждения должны содержать как обобщенные положе­ния (принципы и правила), так и конкретные факты, примеры.

5. При убеждении часто бывает необходимым анализировать факты, которые одинаково известны собеседникам. Это дает возможность избежать сомнений как в истинности самого факта, так и в характере общего вывода.

6. Убеждая других, воспитатель должен сам глубоко ве­рить в то, что он сообщает (А.Г. Ковалев).

Включая в себя, с одной стороны, систему рассуждений и доказательств, а с другой — средства эмоциональной выра­зительности, действующие заразительно на собеседника, убеж­дение не сводится ни к одной из названных сторон.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 711; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.