Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

V. Изучение нового материала




IV. Актуализация опорных знаний.

Но сначала вспомним, какая была тема прошлого урока. Да, мы говорили о опере. Проверим наши знания при помощи кросcворда.

 

 

1. Коллектив певцов, которые вместе исполняют вокальное произведение с сопровождением, или без него. (______________________)

2. Коллектив музыкантов, что вместе играют,

И музыку вместе они исполняют.

Бывает он струнный и духовой,

Эстрадный, народный и всякий другой. (_________________)

3. Известный австрийский композитор, автор оперы «Волшебная флейта».

(__________________)

4. Известный украинский композитор, автор оперы «Тарас Бульба». (_________________________)

5. Оркестровое вступление к опере, балету, кантате или кинофильму. (_____________________)

6. Мы в театре! Представленье!

Завершился первый акт.

Зрителей все менше в зале,

Начинается……..(______________________________)

7. Заведение, в котором проходят различные спектакли и представления.(__________________________)

8. Литературная основа оперы.(____________________).

9. Без него не может петь самый лучший хор,

Мы ответим дружно – это…..(__________________________)

 

Раскроем томик Пушкина. Ребята, прослушайте эти строки, и определите о каком виде искусства идет речь.

 

Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла - все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет,
И быстрой ножкой ножку бьет.

Балет – это жанр инструментально-театральной музыки. В переводе с итальянского языка слово «Балет» означает «танец». В балете есть три основных составляющих: солисты, кордебалет (группа танцоров, его можно сравнить с хором в опере) и оркестр. В основе любого балета лежит литературное произведение. В балете есть свой сценарий. Он называется «либретто».

Ребята, сегодня на уроке у меня есть помощники. Эти ребята подготовили небольшие сообщения. Послушайте их рассказ, и ответьте на вопросы:

1.Когда и где родился балет?

2. Когда состоялся первый балетный спектакль в России? (вопросы написаны на доске).

 

Группа «Историки-всезнайки»

 

Балет зародился в Италии в эпоху Возрождения (XVI в.) вначале как объеденённая единым действием или настроением танцевальная сценка, эпизод в музыкальном представлении, опере. Заимствованный из Италии, во Франции расцветает придворный балет как пышное торжественное зрелище. Музыкальную основу первых балетов («Комедийный балет королевы», 1581) составляли народные и придворные танцы, входившие в старинную сюиту. Во второй половине XVII века появляются новые театральные жанры, такие как комедия-балет, опера-балет, в которых значительное место отводится балетной музыке, и делаются попытки её драматизировать. Но самостоятель- ным видом сценического искусства балет становится только во второй половине XVIII века.

В России первый балетный спектакль состоялся 8 февраля 1673 г. при дворе царя Алексея Михайловича в подмосковном селе Преображенское.

Учитель.

Настоящий переворот в балетной музыке произвёл Чайковский, который внёс в неё непрерывное симфоническое развитие, глубокое образное содержание, драматическую выразительность. Музыка его балетов -«Лебединое озеро» (1877), «Спящая красавица» (1890), «Щелкунчик» (1892) обрела наряду с симфонической возможность раскрывать внутреннее течение действия, воплощать характеры героев в их взаимодействии, развитии, борьбе.

Сейчас, ребята, мы коротко познакомимся с композитором Петром Ильичом Чайковским, и разберём один из его балетов (на экране портрет П. И. Чайковского).

Давайте послушаем моих помощников, и ответим на вопросы:

1.Какие балеты написал П.И.Чайковский?

2.Какие сказочные образы можно встретить в этих балетах?

 

 

Группа «Исследователи-музыковеды» «Творческая мастерская П.И.Чайковского».

Пётр Ильич Чайковский (7 мая 1840,— 6 ноября 1893,) — русский композитор, один из лучших мелодистов, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист. Чайковский считается одним из крупнейших русских композиторов. Автор 76 опусов, 10-и опер, трех балетов. Его семь симфоний (шесть пронумерованных и симфония "Манфред"), три сюиты, программная симфоническая музыка, балеты «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» представляют чрезвычайно ценный вклад в мировую музыкальную культуру.

 

Учитель.

А сейчас посмотрим на экран и определим название балета, с которым мы сегодня познакомимся (звучат ответы детей).

Правильно, это балет «Щелкунчик».

 

 

Эту замечательную сказку написал немецкий писатель Эрнест Гофман, юрист по образованию и романтик по призванию. А П.И.Чайковский впервые применил в балете новый инструмент под названием «челеста» или говоря по-русски «небесная». Танцует фея Драже. Нежно звенят хрустальные капельки мелодии ее танца. У челесты такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн – металлические пластинки (иногда эти пластинки бывают стеклянными); молоточки ударяют по ним и пластинки звенят прозрачно и тоненько.

 

 

Давайте послушаем «Танец феи Драже» (звучит музыка).

 

Учитель.

Для анализа прослушанного отрывка воспользуемся словарем эстетических впечатлений.

 

 

Характер музыки
героический таинственный шуточный
энергичный важный радостный
волевой спокойный грациозный
трагический лирический грустный
прозрачный нежный поэтический
воздушный взволнованный ласковый
бодрый умиротворенный светлый

Учитель.

Музыкальные номера из балета “Щелкунчик” сегодня зачастую звучат как самостоятельные произведения, пленяя нас своей мелодичностью, красивой, стройной гармонией, яркой изобразительностью. Поэтому в конце 80-х годов по сказке Гофмана Э. Т. А. и музыки Чайковского П. И. к балету “Щелкунчик” режиссёром В. Степанцевым был создан одноимённый мультипликационный фильм-сказка. В мультфильме так же, как и в балете нет ни одного литературного диалога, лишь танец и музыка.

Учитель.

На сюжет сказки Шарля Перро «Золушка» известный русский композитор С.С.Прокофьев написал одноименный балет.

 

Группа «Исследователи-музыковеды».

Прокофьев Сергей Сергеевич (1891— 1953), композитор, пианист, дирижёр.

Родился 23 апреля 1891 г. в имении Солнцевка (ныне село Красное) Донецкой области, где отец служил управляющим. В 1904 г. Прокофьев поступил в Петербургскую консерваторию; занимался композицией у А. К. Лядова, а инструментовкой — у Н. А. Римского-Корсакова.

Окончил консерваторию в 1909 г. как композитор, после чего вновь поступил в неё уже по классу фортепиано. После окончания ему была присуждена премия Антона Рубинштейна и выдан диплом с отличием.

Ещё учась в консерватории, Прокофьев написал свой первый фортепианный концерт, который с триумфом исполнил на выпускном экзамене. Всего у него пять концертов для фортепиано, два для скрипки.Тем не менее основные жанры в его творчестве — опера и балет.

С 1918 по 1933 г. Прокофьев жил в Америке. За границей он успешно концертировал и писал музыку Вершины его балетного творчества — «Ромео и Джульетта» (1936 г.) и «Золушка» (1944 г.). В оперном жанре величайшими достижениями Прокофьева по праву считаются «Война и мир» (1943 г.) по Л. Н. Толстому.

Выдающийся талант Прокофьева был высоко оценён как на родине, так и за рубежом. В 1934 г. композитора избрали членом Национальной академии «Санта-Чечилия» в Риме, в 1946 г. — почётным членом пражской «Умелецкой беседы», в 1947 г. — членом Шведской королевской музыкальной академии.

Он неоднократно был лауреатом Государственной премии СССР, а посмертно (1957 г.) Прокофьеву была присуждена Ленинская премия.

Учитель.

Послушаем отрывки из балета «Золушка». Как музыка двух контрастных по звучанию фрагментов из балета «Па-де-шаль» («Танец с шалью») и «Аморозо» («Влюбленно») передает нам события известного сказочного сюжета.

Анализ прослушанных произведений.

1. Характер музыки (воспользоваться таблицей)

2. Удалось ли автору средствами музыкальной выразительности предать характеры героев?

3. Какое настроение двух прослушанных фрагментов?

4. Какие средства музыкальной выразительности вы услышали в этих произведениях?

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.