Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из воспоминаний И.С




ЭПИЗОД 2

Утро в З.. Раздаётся резкий стук палки о забор. Пение Гагина: «Ты спишь ли? Гитарой тебя разбужу…».

И.С. выходит к Гагину, который с посохом в руках дожидается его на каменной скамье у статуи Мадонны. Ещё сонный И.С. опускается на скамью, верхние пуговицы его рубашки не застёгнуты.

Гагин (бодро). Р аненько я вас потревожил, но посмотрите, какое утро. Свежесть, роса, жаворонки поют …. Самое время прогуляться. Засим предлагаю пойти ко мне и посмотреть мои этюды. Кстати, как чувствует себя ваша хандра сегодня?

И. С. (вяло, щурясь на солнце). Сколько мог заметить ещё вчера, большого сочувствия к моей страсти я в вас не возбудил, поэтому разрешаю вам не проявлять свою вежливость. Я велел сделать кофе и тотчас соглашаюсь на ваше предложение.

И.С. заканчивает свой гардероб. Наконец дружеское рукопожатие. Удалившись на мгновение, И.С. выносит две чашки кофе. Пьют кофе.

Гагин (с чашкой, тоном гида). Обратите ваше внимание на чудесно освещённые скалы над рекой. (Через паузу, с творческим энтузиазмом.) А хорошо было бы сегодня порисовать этюды с натуры! (И.С. засмеялся; мгновение спустя раскатистым хохотом смеётся и Гагин.)

И.С. (иронически настроенный). Мы с Гагиным добрались до скал, я лёг на траву и достал свою книжку, Гагин присел на камень и начал срисовывать старый дуплистый дуб с раскидистыми сучьями. Но я и двух предложений не написал, а он только бумагу измарал; мы всё больше рассуждали и, сколько я могу судить, довольно умно и тонко рассуждали о том, как именно должно работать, чего следует избегать, чего придерживаться и какое собственно значение художника в наш век. Гагин, наконец, решил, что он «сегодня не в ударе», лёг рядом со мною, и уж тут свободно потекли молодые наши речи, то горячие, то задумчивые, то восторженные, но почти всегда неясные речи, в которых так охотно разливается русский человек. Наболтавшись досыта и наполнившись чувством удовлетворения, словно мы что-то сделали, преуспели в чём-то, пришли мы домой к Гагиным.

У дома Гагина. Из дверей дома навстречу И.С. и Гагину выходит Мадам - хозяйка.

Мадам (мешая русские и немецкие слова). Фрейлейн Анна ушла на «развалину» в обществе фрау Луизы.

Гагин (махнув рукой в сторону заросшей плющом крепостной стены). Под «развалиной» подразумеваются вот эти остатки феодального замка. Они довольно живописны. (Разводит руками.) Что ж, пойдёмте отыскивать Асю, заодно продолжим «пленэр». (Берёт этюдник.)

И .С. Не помешаю я вам?

Гагин. Напротив, вы мне дельный совет можете дать. Я ведь обещал открыть вам все мои картоны. (Достаёт из папки и расставляет по террасе свои работы.) Вот, это пока всё.

И.С. (недолго изучив листы). Д ельный совет: встаньте перед холстом, немного выпачкайтесь краской. Вот так, отлично! А теперь… размахивайте кистью по холсту! Давайте, хватайте природу за хвост с истинно художническим жаром и яростью! Этакий припадок творчества! Браво, вы сегодня в ударе!

Розыгрыш заканчивается дружеской потасовкой. Гагин оказывается сильнее и ловко заворачивает И.С. руку за спину.

Ай!...Александр Николаевич!.. Всё, всё … больше не буду!

Гагин отпускает стонущего от боли И.С.. Но, по-прежнему юмористически настроенный, И.С. далее говорит легко и с улыбкой.

Искусство, Александр Николаевич, как известно, требует жертвы. Скажу вам откровенно моё мнение. Да, в ваших работах много жизни и правды, нечто свободное и широкое. Но у вас… ни один этюд не окончен, и рисунок кажется мне … (Ещё раз склоняется над работами Гагина.) небрежным и … неверным. Пауза.

Быть художником... (Больше для себя, не глядя на Гагина.) Что значит быть художником? Без горького, постоянного труда не бывает художников. Художника преследуют вечные сомнения, необходимость много и мучительно трудиться, чаще всего без денег и славы. Надо суметь… (Подыскивает слово.) сжаться, от многого отказаться. Воля художника постоянно испытывается острейшими кризисами, когда в отчаянии приходит мысль бросить всё. (Смеясь, растирает освобождённую руку.) Вам знакомы пресловутые творческие муки? Однако чтобы вас подбодрить…

Гагин молча рассматривает листы, бросает их в папку, но И.С. так и не договорил. На крепостной стене, балансируя на самом верху, вдруг появляется Ася с кувшином в руках. У её ног из ветвей плюща выглядывает улыбающееся лицо фрау Луизы. Кроме И.С. и Гагина, сцену наблюдает только что вышедшая из дверей дома и направившаяся к Гагину Мадам - хозяйка.

Ася (смеясь и грациозно покачиваясь, ставит себе кувшин на плечо; громко - Гагину). Саша, ты думаешь, это я пить буду? Нет; тут есть цветы на стенах, которые непременно полить надо.

Гагин (вполголоса). Экая сумасшедшая! (Молча грозит Асе пальцем.)

И. С. (не выдержав). Осторожно, это опасно, старая кладка осыпается!

Гагин (вполголоса И.С.). Нет, нет, н е говорите ей ничего. (Негромко, для Аси.) Искусно, Ася, искусно.

Ася делает якобы неверный шаг, нарочно громко вскрикивает. И.С. и Гагин невольно бросаются к стене, Мадам – хозяйка произносит « Main Got!». Ася хохочет, шаловливо покачиваясь, движется дальше, и они с фрау исчезают из виду. Мадам - хозяйка уходит в дом, так и не решившись подойти к Гагину.

Гагин. Что ж, идёмте. Вы её не знаете: она, пожалуй, ещё на башню взберется.

Гагин относит этюдник и папку в дом.

Появляются Ася с фрау Луизой. Опустив глаза, Ася несёт в руках кувшин, из горлышка которого выглядывает букетик цветов. Она ставит в сторонке стул для фрау Луизы, сама скромно присаживается на скамеечку у ног старушки, кладёт голову ей на колени. Ася как будто устыдилась и ведёт себя как провинившаяся девочка. Фрау Луиза с улыбкой кивает головой И.С.. С невесёлой усмешкой Гагин оценивает мизансцену Аси и фрау Луизы, затем неожиданно направляется в сторону навеса кафе, откуда приносит две кружки пива. Погладив руку фрау, Ася тихонько уходит в дом, Гагин провожает её глазами. Разговор И.С. и Гагина продолжается уже за пивом.

Да, да, вы правы; пока все это у меня очень плохо и незрело, что делать! Не учился я как следует, да и проклятая славянская распущенность берёт своё. Пока мечтаешь, да болтаешь о работе, так и паришь орлом: землю, кажется, сдвинул бы с места. А в исполнении тотчас слабеешь и устаёшь. (Помолчав и опустив голову, вполголоса.) Довольно поздно я схватился за ум, много времени потратил впустую... Теперь же у меня точно глаза открылись. (Вновь помолчав, резко, сквозь зубы.) Коли хватит терпенья, из меня выйдет что-нибудь. Не хватит – останусь недорослем из дворян.

В дверях дома появляется Ася, она уже в нарядном платье, перетянутая, в перчатках и шляпке.

Что ж, за здоровье … дамы вашего сердца!

Пьют пиво.

Ася (ей пришлось подойти, чтобы спросить у Гагина). А разве у него… (Вдруг показывает указательным пальцем на И.С.; поперхнувшийся пивом Гагин быстро отводит её палец своей рукой.) Разве у вас, - есть такая дама?

Но И.С. до окончания эпизода больше не произносит ни слова.

Гагин (с мрачной улыбкой). Ася, да у кого же ее нет?

Пауза.

Ася (делает пышный книксен, важно). Брат, можно мне пойти к фрау Луизе?

Гагин (помедлив). Давно ли ты стала спрашиваться? Разве тебе скучно с нами?

Ася (церемонно). Нет, но я вчера ещё обещала фрау Луизе побывать у ней, мы договорились изучать немецкий фольклор.

Фрау Луиза (улыбаясь). О, я, я! «Лореляй» – дойч эпос.

Ася (с дерзкой усмешкой). Притом же я подумала, вам будет лучше вдвоём: господин … (Она вновь махнула рукой на И.С.) … Иван Сергеевич что-нибудь еще тебе расскажет.

Уходя, Ася громко запевает «Лореляй». Рассмеявшись на прощанье, фрау Луиза, весело оглядываясь на И.С., уходит вслед за Асей. Слышно, как фрау подпевает Асе старушечьим дискантом. Пауза.

Гагин (стараясь не встречаться глазами с И.С.). Фрау Луиза - вдова бывшего здешнего бургомистра, добрая, впрочем, пустая старушка. Она очень полюбила Асю. У Аси страсть дружить с людьми круга низшего. Я заметил: причиной этому всегда бывает гордость. Она у меня порядком избалована, как видите. Да что прикажете делать? Взыскивать я ни с кого не хочу, а с неё и подавно. Я обязан быть снисходительным с нею. Экая она вольница! Пройдёмся? Кликнем фрау Луизе; я спрошу, у неё ли Ася?

Из дому выходит Мадам - хозяйка, провожает глазами Гагина и И.С., убирает пивные кружки. Некоторое время смотрит на кувшин с цветами, затем проверяет, есть ли в нём вода, ставит кувшин на окно.

Гагин (кричит, глядя куда-то на самый верх, под нависающую тёмную крышу). Ася! Ты здесь?

Под тёмным чердачным воротом в форме огромного клюва стукнуло и отворилось освещённое окошко. Вслед за головкой Аси выглядывает улыбающееся лицо фрау Луизы.

Ася (кокетливо опершись локтями на оконницу). Я здесь, мне здесь хорошо. На тебе, возьми эту ветку гераниума, вообрази, что я дама твоего сердца.

Ася бросает брату цветок, отщипнув его от кустика герани в цветочном горшке на окне; фрау Луиза засмеялась.

Гагин (поймав веточку). Иван Сергеевич уходит, он хочет с тобой проститься.

Ася. Будто? В таком случае отдай ему мой цветок, а я скоро вернусь домой.

Ася захлопнула окно. Гагин молча протягивает ветку И.С., И.С. кладёт её в карман. Молча пожав друг другу руки, они расходятся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 329; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.